Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные правонарушения против порядка управления




Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти

Из 15 статей главы 17 КоАП РФ, большая часть имеет видовым объектом посягательства установленный порядок осуществления правосудия.

В зависимости от видового объекта посягательства можно выделить 4 группы правонарушений: 1)административные правонарушения, связанные с невыполнением законных требований должностных лиц, осуществляющих функции государственной власти (ст.ст. 17.1, 17.7 КоАП РФ); 2) административные правонарушения, касающиеся незаконных действий, которые посягают на институты государственной власти (ст.ст. 17.2, 17.10-17.13 КоАП РФ); 3) административные правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления правосудия органами судебной власти (ст.ст. 17.3-17.6, 17.8, 17.9 КоАП РФ); 4) административные правонарушения, посягающие на установленный порядок принудительного исполнения судебных актов (17.14, 17.15 КоАП РФ).

Объективная сторона правонарушений первой группы выражается в действии - в создании препятствий в осуществлении деятельности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (ч. 1 ст. 17.1 КоАП РФ) или в бездействии - в невыполнении должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (ч. 1 ст. 17.1 КоАП РФ); в несоблюдении должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы (ч. 2 ст. 17.1 КоАП РФ); в невыполнении законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ).

Обязательственность исполнения законных требований члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и прокурора установлена Федеральными законами от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"[76] и от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".[77]

Субъектами данных правонарушений выступают должностные лица, включая должностных лиц государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения, а в отношении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ – также граждане.

Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, а также несоблюдение установленных сроков предоставления информации члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы могут быть совершены, как умышленно, так и по неосторожности.

Создание препятствий в осуществлении деятельности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы и невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, могут быть осуществлены только умышленно.

Объективная сторона большинства правонарушений второй группы характеризуется противоправным действием (вмешательством в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения (ст. 17.2 КоАП РФ); воспрепятствованием деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ч. 3 ст. 17.2 КоАП РФ); незаконным ношением государственных наград (ч. 1 ст. 17.11 КоАП РФ); использованием Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации в нарушение установленных правил (ст. 17.10 КоАП РФ); учреждением или изготовлением знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами (ч. 2 ст. 17.11 КоАП РФ); незаконным ношением форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов (ст. 17.12 КоАП РФ); разглашением сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких (ст. 17.13 КоАП РФ)). Но может выражаться и в бездействии – в неисполнении должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации или в неисполнении обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"[78] (ч. 2 ст. 17.2 КоАП РФ).

Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 17.2, выступают должностные лица, субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 17.10, ч. 1 ст. 17.11 и ст. 17.13 КоАП РФ являются граждане и должностные лица, субъектами остальных правонарушений данной группы выступают граждане.

Правонарушения, предусмотренные ч.ч. 1 и 3 ст. 17.2, ст.ст. 17.11, 17.12 КоАП РФ могут быть совершены только умышленно, остальные правонарушения данной группы – как умышленно, так и по неосторожности.

Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления правосудия препятствуют нормальной деятельности судебных органов.

Одной из статей данной группы является ст. 17.9 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, пояснения специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в ходе производства по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве.

Свидетели, специалисты, эксперты и переводчики являются участниками производства по делам об административных правонарушениях и привлекаются в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела.

Данные участники производства, в соответствии со ст.ст. 25.6, 25.8-25.10 КоАП РФ, предупреждаются об административной ответственности за заведомо ложные показания, пояснения, заключения, неправильный перевод.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в противоправных действиях.

Субъектами правонарушения являются граждане, соответствующие требованиям, предъявляемым к свидетелям, специалистам, экспертам и переводчикам.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок принудительного исполнения судебных актов, установлены федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[79], в связи с принятием федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"[80].

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушений, посягающих на установленный порядок принудительного исполнения судебных актов, выражается в форме действия и бездействия.

К противоправным действиям, составляющим состав административных правонарушений данной группы относятся: представление недостоверных сведений о своих правах на имущество, отказ от получения конфискованного имущества, представление недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрата исполнительного документа, несвоевременное отправление исполнительного документа (ст. 17.14 КоАП РФ).

В форме бездействия совершаются следующие виды правонарушений: невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя (ч. 1, 3 ст. 17.14 КоАП РФ); несообщение об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства (ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ); неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника (ч. 2 ст. 17.14); неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок (ч.ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ).

Субъектами данных правонарушений выступают граждане, должностные лица и юридические лица. В качестве специальных субъектов – юридических лиц, законодатель указывает банки или иные кредитные организации (ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ). Специальными субъектами являются также должники.

Дела о правонарушениях, предусмотренных главой 17 КоАП РФ, рассматриваются судьями, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 КоАП РФ, которые рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов.

 

 

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает определенный порядок реализации субъектами правоотношений своих прав и обязанностей. Так, например, сотрудник милиции, в целях исполнения возложенных на него обязанностей, имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения[81], гражданин Российской Федерации обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета[82], бережно хранить свой паспорт, а в случае его утраты незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы[83].

Глава 19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за посягательства на установленный законами и иными нормативными правовыми актами порядок управления, именно возникающие по поводу его реализации общественные отношения выступают родовым объектом правонарушений указанной главы. Непосредственными объектами административных правонарушений выступают конкретные охраняемые законом отношения, на которые посягает в каждом случае деяние, отнесенное к соответствующему составу административного правонарушения. Так, непосредственным объектом при злостном неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ) выступают отношения по исполнению указанными представителями власти служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Непосредственным объектом при непредставлении сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ) выступают отношения по осуществлению государственными органами (должностными лицами) их законной деятельности. Непосредственным объектом при нарушении сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9 КоАП РФ) выступают отношения по реализации физическими и юридическими лицами права на получение земельного участка или водного объекта, а также отношения по поводу реализации физическими и юридическими лицами права на достоверную информацию о наличии свободного земельного участка.

Объективная сторона административных правонарушений в указанной области, которая выражается в объективных признаках, формирующих особенности внешнего проявления противоправного и административно наказуемого деяния имеет как форму действия, так и бездействия.

Большее количество составов административных правонарушений посягающих на порядок управления могут совершаться только в форме действия (самоуправство) (ст. 19.1 КоАП РФ); умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2 КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ); передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания (ст. 19.12 КоАП РФ); заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ); незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог (ст. 19.17 КоАП РФ) и др.).

В форме бездействия, например, могут быть совершены следующие административные правонарушения: непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ); непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ). Нарушение же законодательства о наименованиях географических объектов (ст. 19.10 КоАП РФ) может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия.

Составы административных правонарушений посягающих на порядок управления могут быть материальными, в данном случае обязательным признаком объективной стороны деяния является причинение вреда охраняемым законом общественным отношением. К материальным составам в данном случае необходимо отнести: умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2 КоАП РФ); умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.16 КоАП РФ); незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.17 КоАП РФ). Однако большинство административных правонарушений против порядка управления представлено формальными составами, объективная сторона которых не содержит указания на последствия правонарушения. Например, правонарушение, предусмотренное ст. 19.20 КоАП РФ («Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)») по своей юридической конструкции образует формальный состав, оно считается оконченным с момента осуществления специального вида деятельности.

Большое значение в производстве по делам об административных правонарушениях имеет отграничение длящихся правонарушений, от тех, которые таковыми не являются. Так, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом[84]. Длящимися правонарушениями, в частности, являются проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации (ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ч.ч. 1,2 ст.19.20 КоАП РФ). Необходимо учитывать, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Следовательно, такие правонарушения, как непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ) и невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ) длящимися не являются.

Субъективная сторона административных правонарушений против порядка управления может быть выражена исключительно в форме умысла, например, умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2 КоАП РФ), неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции (ст. 19.3 КоАП РФ), заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ), умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.16 КоАП РФ). Целый ряд составов предполагает возможность совершения административного правонарушения как умышленно, так и по неосторожности, например, самоуправство (ст.19.1 КоАП РФ), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ), непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ), нарушение законодательства о наименовании географических объектов (ст. 19.10 КоАП РФ). Также субъективная сторона правонарушений в рассматриваемой области может быть выражена только в форме неосторожности, такую форму вины предполагают действия, выразившиеся в утрате удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности (ст. 19.16 КоАП РФ).

Субъектом административной ответственности выступает лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное нормой либо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, либо нормой Закона субъекта Российской Федерации и подлежащее на этом основании административному наказанию. Исходя из содержания ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, субъектами административной ответственности выступают физические и юридические лица.

В области административных правонарушений посягающих на порядок управления законодатель закрепляет целый ряд специальных субъектов ответственности. Так, согласно ст. 19.6 КоАП РФ, субъектом ответственности может выступать только то физическое или юридическое лицо, в отношении которого, органом (должностным лицом), рассмотревшим дело об административном правонарушении было вынесено постановление (представление) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, субъектами ответственности могут выступать лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета. Согласно ст. 19.24 КоАП РФ, субъектом ответственности является лицо, освобожденное из мест отбывания лишения свободы. Статья 19.26 КоАП РФ указывает в качестве субъекта ответственности эксперта.

Устанавливая виды административных наказаний, за совершение деяний посягающих на порядок управления, законодатель не ограничился такими наказаниями как штраф и предупреждение. Например, в случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника милиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ), к нарушителю может быть применен административный арест. А в случае невыполнения в установленный законом срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ) в отношении должностных лиц может применяться дисквалификация. Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов государственной власти (ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ) может повлечь за собой назначение такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности.

Санкции 19 главы КоАП РФ предусматривают возможность назначения в отношении лиц виновных в совершении административного правонарушения, как основного, так и дополнительного административных наказаний. Например, в случае передачи либо попытки передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом (ст. 19.12 КоАП РФ) одновременно со штрафом назначается как мера наказания конфискация запрещенных предметов, веществ или продуктов питания. Также конфискация назначается при совершении правонарушения предусмотренного ст. 19.23 КоАП РФ (подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.