Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной оценкой эффективности и качества управления является степень достижения поставленных целей как на текущий период, так и на средне-и долгосрочную перспективу. 4 страница




Большое значение имеют также региональные экономические ассоциации кооперативных союзов различных стран. Одной из наиболее крупных ас­социаций такого типа является Скандинавское кооперативное оптовое об­щество (СКОО), объединяющее шесть союзов четырех Скандинавских стран и Финляндии.

Π

Принадлежность капитала и контроль. По этому признаку различают следующие виды фирм: национальные, иностранные, смешанные. Национальными называют фирмы, капитал которых принадлежит пред­принимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется так­же местоположением и регистрацией основного общества. Например, круп­нейшая в мире компания по производству конторского оборудования и элек­тронно-вычислительных машин — "ИБМ" при международном характере деятельности является национальной фирмой США, так как она зарегист­рирована в США, и лишь 4% ее акций находятся у иностранных держа­телей, остальные сосредоточены в руках американских предпринимателей. На­циональными являются и крупнейшие американские автомобильные компании

— "Дженерал моторе", "Форд мотор", "Крайслер" и др. Из европейских национальными компаниями являются "Фольксваген" и "Даймлер-Бенц" в Германии; "Бритиш Лейланд мотор корп." в Англии; "Рено" и "Пежо" во Франции; "ФИАТ" в Италии; "Вольво" в Швеции и др. На долю нацио­нальных фирм приходится примерно 60% производства автомобилей в Гер­мании, свыше 40% — в Англии, более половины — во Франции.

Значительно меньше удельный вес национальных компаний в нефтяной промышленности западноевропейских стран. Наиболее крупными среди наци­ональных нефтяных компаний западноевропейских стран являются "Бритиш петролеум" (Англия), "Компани франсез де петроль" (Франция), "Петрофина С.А." (Бельгия), "ЭНИ" (Италия). В горнодобывающей и металлургической промышленности западноевропейских стран подавляющее большинство фирм

— национальные. В машиностроении и в химической промышленности пози­ции национальных фирм значительно слабее.

Иностранными называют фирмы, капитал которых принадлежит иностран­ным предпринимателям полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль. Иностранные фирмы создаются в форме филиалов дочерних и ассоциированных компаний заграничных головных фирм и регистрируются в стра­не местонахождения. Иногда иностранные фирмы играют ведущую роль на рын­ке той или иной страны, поэтому необходимо знать, какой материнской ком­пании принадлежит иностранная фирма и каков характер ее подчинения.

Организация и деятельность иностранных компаний в стране местонахож­дения определяются законодательством каждой страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, размер налогообло­жения, порядок перевода прибылей, предел владения акциями иностранцами, подчинение трудовому законодательству данной страны и др.

Законодательство различных стран о положении иностранных компаний существенным образом различается и в значительной степени зависит от политики, проводимой данной страной в отношении привлечения иностранного капитала. Обычно все зарегистрированные в стране иностранные компании пользуются равными правами с национальными компаниями. Вместе с тем в ряде стран установлены специальные ограничения в отношении привлечения иностранного персонала (как высшей администрации, так и служащих).

Некоторые страны предоставляют иностранным инвесторам более льготный налоговый режим, чем местным предпринимателям. Иностранные компании мо­гут пользоваться также амортизационными льготами и льготными условиями при получении займов и кредитов, покупке земельных участков, оплате тарифов на газ, электричество и воду, железнодорожные перевозки. Как правило, ино­странные компании обязаны публиковать финансовые отчеты по операциям в стране местонахождения, в том числе балансы прибылей и убытков.

Иностранные фирмы образуются либо путем создания акционерного об­щества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ве­дущих к изменению национальности контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющиеся аппарат, связи, клиентуру и знание рынка местными фирмами. Головные фирмы крупнейших концернов скупают акции заграничных предприятий, испытывающих, как правило, финансовые затруд­нения. Довольно часто скупке акций предшествует длительное деловое со­трудничество в торгово-финансовой и производственной сферах, включая тех­ническое сотрудничество. Наряду со скупкой акций и организацией новых предприятий широко практикуется и такая форма, как получение акций ино­странного предприятия в обмен на предоставление ему патентов и лицензий.

Действуя на территории страны местонахождения, иностранные компании как бы "врастают" в местную экономику. Они по необходимости вступают в отношения и связи с кредитно-банковской системой соответствующей стра­ны, с национальными фирмами-поставщиками энергоресурсов, местного сырья, а в ряде отраслей обрабатывающей промышленности — со специа­лизированными мелкими и средними предприятиями, производящими детали, узлы, вспомогательные материалы и т.п. Сбыт изделий иностранной фирмы входит в экспорт данной страны, расчеты производятся в местной валюте; тип и спецификации выпускаемого оборудования, машин, бытовых приборов и других изделий приспосабливаются к запросам местного рынка. В ряде стран представители иностранных фирм становятся участниками отраслевых союзов предпринимателей.

Смешанными по капиталу называют фирмы, капитал которых принадле­жит предпринимателям двух или нескольких стран. Регистрация смешанной фирмы осуществляется в стране одного из учредителей на основе действу­ющего в ней законодательства, что определяет местонахождение ее штаб-квартиры. Смешанные фирмы — это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу компании называют со­вместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.

Формы смешанных по капиталу компаний весьма многообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны. Фирмы, капитал которых принадле­жит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Примерами многонациональных фирм могут служить: англо-голландские кон­церны— нефтяной "Ройялдатч-Шелл" и пищевой "Юнилевер"; англо-аме­рикано-канадский никелевый трест "Интернешнл никл К0 оф Кэнада, лтд." ("ИНКО"),* шведско-американский спичечный трест "Свенска тендстикс АБ"; бельгийско-франко-американо-швейцарский концерн "Филипс"; голландско-гер­манский химический концерн "АКЗО".

Многонациональные компании образуются путем слияния активов объеди­няющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятель­ность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принад­лежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобре­тение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.

В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества и, в том числе, для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации согла­шений о кооперировании и специализации производства. Особенно многочис­ленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений, — в нефтепереработке, нефтехимии, хи­мической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и пр.

Образование совместных компаний широко распространено как в разви­тых, так и в развивающихся странах, хотя цели их создания и характер имеют в ряде случаев принципиальные различия.

Совместная предпринимательская деятельность крупнейших компаний раз­витых стран превратилась в одну из типичных форм международной кон­центрации производства и капитала и средство проникновения на рынки дру­гих стран, огражденные торгово-политическими барьерами.

Организация фирмами развитых стран предприятий в развивающихся стра­нах преследует прежде всего цели захвата источников сырья и раздела рынков сбыта. Все чаще создаются совместные предприятия для строительства в раз­вивающихся странах машиностроительных и других предприятий обрабатыва­ющей промышленности. Характерно также все более широкое участие в со­вместных предприятиях государственных компаний развивающихся стран. Привлечение государственного капитала и капитала национальных предприни­мателей развивающихся стран к участию в совместных предприятиях с фирмами развитых стран обусловлено, с одной стороны, требованиями правительств этих стран, их заинтересованностью в ряде случаев в привлечении иностранного капитала и, с другой стороны, стремлением прикрыть создаваемые в развива­ющихся странах предприятия местной вывеской. К маскировке такой деятель­ности вынуждает политика, проводимая правительствами многих развивающихся стран: предоставление государственному сектору и местным предпринимателям льгот и привилегий при выдаче правительственных заказов и подрядов, рас­пределении сырья и налогообложении.

Π

Сфера деятельности. К международным относятся фирмы, сфера про­изводственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и контролю боль­шинство из них — национальные. Отличительными особенностями междуна­родной фирмы являются:

• наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочер­них компаний в других странах с ориентацией либо на выпуск оп­ределенных видов продукции для сбыта на заранее известных внеш­них рынках, либо на снабжение материнской компании компонентами или сырьевыми и материальными ресурсами;

• использование технологического кооперирования и специализации подконтрольных предприятий;

• контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компа­ний из одного центра с учетом разницы в правовом положении филиалов и дочерних компаний.

Филиал не имеет юридической самостоятельности и, следовательно, не может вести дела от своего имени: заключать сделки, вести бухгалтерский учет, отчитываться перед аудиторами. В обязанности заграничного производ­ственного филиала обычно входит выпуск тех видов продукции, в которых заинтересована материнская компания, и реализация их на тех рынках, ко­торые она определит. Филиал действует по инструкциям материнской фирмы и не имеет свободы действий на зарубежных рынках. Когда филиалу пре­доставляются полномочия на заключение сделок от имени головной фирмы, он внешне выступает как обычный агент (т.е. от имени и за счет мате­ринского общества). В обязанности заграничного филиала, как правило, вхо­дит наблюдение за местными агентами по сбыту, оказание им технической помощи, ведение переписки с материнской фирмой.

Дочерние компании, обладая юридической самостоятельностью, выступают на рынке от своего имени и за свой счет. Они сами подписывают контракты с покупателями и несут ответственность за их исполнение, а также отвечают юридически по своим обязательствам. Материнская компания не несет ни­какой ответственности за выполнение заказов и обязательств дочерней ком­панией. Ей выгодно дробление капитала и создание заграничных дочерних компаний в тех странах, где существует прогрессивный налог на капитал. Создавая дочернюю компанию, основная фирма заранее определяет ее про­изводственную специализацию, а также обязанности в отношении сбыта, тех­нического обслуживания реализуемой продукции (если оно требуется), изу­чения рынков, организации и проведения рекламных компаний и др. К категории международных фирм, именуемых транснациональными корпора­циями — ТНК, эксперты ООН относят любую компанию, имеющую про­изводственные мощности за границей. По их оценкам, в мире в 80-е годы насчитывалось свыше 10 тыс. таких фирм, которым принадлежало более 90 тыс. заграничных филиалов и дочерних компаний в 125 странах. Подход к определению сущности транснациональной корпорации с точки зрения коли­чественных оценок отдельных параметров ее деятельности (числа стран, где имеются дочерние компании, доли заграничных операций в активах, прода­жах или прибыли и пр.) не раскрывает существа этого явления, а определяет лишь его отдельные внешние черты.

В нашем определении ТНК — это особая форма организации хозяйст­венной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных еди­ным титулом собственности на средства производства, причем такая деятель­ность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на ми­ровых товарных ранках, что выражает суть экономической политики ТНК.

Данное определение отражает качественную характеристику ТНК, главное в которой — перенесение на дочерние предприятия в других странах части технологического процесса.

Выяснение экономической природы ТНК в современных условиях пред­полагает необходимость изучения и выявления прежде всего тех черт и при­знаков, которые характеризуют ее как качественно новую ступень интерна­ционализации производства и капитала, как форму изменяющихся отношений на мировом рынке на современном этапе. Такими отличительными чертами ТНК являются: огромные масштабы собственности и хозяйственной деятель­ности; высокая степень транснационализации производства и капитала в ре­зультате роста зарубежной производственной деятельности; особый характер социально-экономических отношений внутри ТНК; превращение подавляющего большинства ТНК в многоотраслевые концерны.

Крупнейшие ТНК в современных условиях превратились в огромные хо­зяйственные империи, что свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне концентрации производства и капитала в интернациональном масштабе, ко­торый неуклонно повышается.

Высокая степень транснационализации производства и капитала явилась результатом резкого расширения зарубежного производства и сбыта у ведущих ТНК. Важной отличительной чертой ТНК является наличие огромного числа производственных и сбытовых дочерних компаний в широком круге стран.

Расширение сети заграничных дочерних предприятий ТНК привело к су­щественному повышению степени транснационализации их производства. Со­здавая заграничные производственные предприятия, ТНК ориентировались прежде всего на проникновение на рынки развитых стран. В среднем на долю доходов от заграничной деятельности б расчете на одну крупнейшую корпорацию приходится 40%.

Важной характерной чертой ТНК является организация международного по своему характеру производства, основанного на разделении труда, отвечающего интересам крупнейших компаний. В зависимости от отраслевой принадлежности это производство либо строится на включении заграничных предприятий в об­щую технологическую цепочку от добычи сырья до выпуска конечного продукта, либо основывается на подетальной специализации. Последняя предусматривает распределение производства узлов и деталей по предприятиям, расположенным в различных странах, и сборку конечного продукта в странах сбыта (например, у автомобильных компаний). Углубление специализации и кооперирования про­изводства в рамках ТНК является проявлением технологического разделения труда, которое приобрело интернациональный характер.

С углублением специализации и кооперирования производства между от­дельными подразделениями ТНК все большее значение приобретает внутри­фирменный обмен продукцией как между материнскими и дочерними ком­паниями, так и между последними.

Внутрифирменные поставки имеют особо большие размеры у компаний автотракторной, военно-космической, химической, фармацевтической, радио­электронной промышленности. Внутрифирменный обмен в рамках ТНК при­обретает особый социально-экономический характер: поставки между мате­ринской компанией и ее заграничными дочерними компаниями получают товарную форму, не будучи товарными по существу. Как известно, товарное производство возникает там и тогда, где и когда осуществляются по крайней мере три условия: а) раздельность, обособленность самостоятельных произ­водителей; б) специализация каждого из них на выпуске одного продукта или ограниченного ассортимента; в) взаимный обмен продуктами, купля-про­дажа, осуществляемая всегда путем отчуждения продукта у его производителя (продавца) и присвоения его потребителем (покупателем).

В рамках ТНК товарное производство не возникает, поскольку отсутствуют первое и третье условия. Организационно-территориальная обособленность раз­личных предприятий, входящих в ТНК, не делает их собственниками продукта, который, как и сами предприятия, является собственностью компании в целом. Специализация, существующая между отдельными предприятиями одной ТНК, выдвигает необходимость обмена продуктами, который не связан с их переходом в руки другого собственника, что составляет характерную черту товарных отно­шений. Следовательно, внутрифирменный обмен совершается в пределах про­изводственно-хозяйственного комплекса, принадлежащего одному собственнику, которым выступает материнская компания ТНК.

В ТНК эти отношения выходят за национальные границы и распрост­раняются на область международных экономических отношений. Внутрифир­менные поставки между материнской компанией и ее заграничными фирмами, не будучи товарными по существу, вместе с тем учитываются таможенной статистикой как экспорт или импорт соответствующей страны. А это озна­чает, что ТНК имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на состояние платежного баланса стран местонахождения своих предприятий.

Таким образом, ТНК выступают на мировом рынке не только как не­посредственные контрагенты, поставляющие на рынок товары как продукты международного разделения труда, но и как субъекты замкнутого некоммер­ческого оборота внутри единого хозяйственного комплекса.

Анализ характера социально-экономических отношений внутри ТНК при­водит к выводу о том, что в современных условиях преобладающим типом объединений стали международные концерны, в рамках которых создались многоотраслевые комплексы. Это связано и обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее важными являются: усиление концентрации произ­водства и капитала, воздействие научно-технического прогресса, способство­вавшего выделению многих новых первичных отраслей промышленности, ди­версификация производства, переход в управлении к децентрализованной структуре, развитие личной унии и системы участия, усиление финансовых и других связей внутри отдельных фирм и финансовых групп.

Усиление концентрации производства и капитала как на национальном, так и на международном уровне сопровождалось приобретением национальных и заграничных предприятий, сохранявших свою хозяйственную и юридиче­скую самостоятельность и связанных посредством системы участий, договоров об общности интересов, персональных уний, финансирования, произ- водст-венного и научно-технического сотрудничества. Этот процесс во многом от­ражает стремление ТНК к диверсификации производства и сопровождается выделением в самостоятельные производственные отделения разнородных по характеру производств.

В современных условиях практически все крупные ТНК являются дивер­сифицированными, даже в тех случаях, когда основное производство, относя­щееся к одной отрасли, составляет 80—90% всей выпускаемой продукции.

Помимо ТНК западных стран, в качестве контрагентов на мировом рынке важное значение приобрели так называемые "новые международные компа­нии" — ТНК некоторых развивающихся стран, наиболее продвинувшихся по пути экономического развития. Это Бразилия, Мексика, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Южная Корея, получившие название "новых индустри­альных стран", сокращенно НИС.

По значению зарубежной деятельности, организации производственного процесса международные компании НИС могут быть приравнены к ТНК за­падных стран. Хотя эти международные компании используют те же методы зарубежной деятельности, что и ТНК западных стран (экспорт капитала, технологии), тем не менее они существенно отличаются от них не только масштабами операций (как правило, значительно меньшими), но и качест­венными характеристиками. Прежде всего, эти международные фирмы внед­ряются в других странах в наиболее трудоемкие отрасли промышленности, выпускающие ту же самую специализированную продукцию, что и предпри­ятия в стране базирования. Их заграничные инвестиции преобладают в со­вместных предприятиях, создаваемых, как правило, на паритетных началах с национальными предпринимателями. Многие новые международные фирмы связаны системой участия с крупнейшими ТНК.

Для международных фирм новых индустриальных стран характерна продажа технологии, сопровождающей инвестиции либо включенной в контракты при строительстве предприятий "под ключ". Наиболее крупные международные фирмы этих стран успешно проникают в некоторые наукоемкие отрасли про­мышленности (электронику, электротехнику, транспортное машиностроение), а также ведут борьбу на торгах за зарубежные контракты в области промыш­ленного и гражданского строительства, за иностранные источники сырья. Они часто становятся конкурентами крупнейших компаний Запада или вступают с ними в соглашения о совместной предпринимательской деятельности.

Многие международные фирмы в силу своей узкой специализации занимают ведущие позиции в производстве некоторых товаров. На мировом рынке в ка­честве контрагентов стали выступать и крупнейшие торговые фирмы НИС, большая часть которых создавалась на основе модели японских торговых ТНК.

Таким образом, ТНК — это продукт и важнейшая составная часть рас­тущей в рамках мировой системы хозяйства транснационализации производ­ства и капитала. На современном этапе под влиянием научно-технической революции и огромной концентрации производства и капитала в руках не­большой горстки сверхгигантских компаний процесс транснационализации приобрел многие новые черты и оказывает существенное влияние на со­держание и формы международных экономических отношений.

Путем создания многочисленных подконтрольных предприятий в других странах, установления хозяйственных и финансовых связей с крупнейшими финансовыми группировками этих стран ТНК прочно внедряются в их эко­номику и в ряде случаев оказывают прямое влияние на экономическую и политическую жизнь других стран. Этому в значительной степени способст­вуют их более высокий технический и организационный уровень, а также более широкие возможности хозяйственной маневренности.

Для современных условий новым является появление на мировом рынке и других новых экономических субъектов, а именно небольших по размерам ТНК развитых стран, базирующихся на использовании новейшей технологии, выпуске новых видов продукции с определенными конкурентными преимуществами, ко­торыми они пользуются в целях проникновения на мировые рынки.

Важной характерной чертой современного этапа является значительно бо­лее широкий выход на мировые рынки мелких и средних фирм. Все большее число мелких поставщиков начинают обслуживать не только национальные крупные фирмы, но и ТНК других стран. С другой стороны, наметилась тенденция, когда ТНК стремятся к смене субпоставщиков, обеспечивающих их комплектующими изделиями и узлами, отдавая предпочтение тем, которые производят изделия более высокого качества и технического уровня, по­ставляют их по более низким ценам и могут обеспечить стабильность и регулярность поставок. Так, крупнейшие американские автомобильные ком­пании "Дженерал моторе", "Форд", "Крайслер" и западно-европейские "Рено", "ФИАТ", "Фольксваген", "Вольво" переориентировались на закупку более дешевых иностранных комплектующих узлов и деталей, в основном японских производителей, создав для этого в Японии специальные закупочные бюро.

 

2.2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФИРМ

Сбор сведений и составление справки на фирму.

Изучаемые фирмы обычно подразделяются на три группы: действующая клиентура (контрагенты); предполагаемая (потенциальная) клиентура; фир­мы-конкуренты. Каждая интересующая фирма заносится в банк данных ЭВМ (ростер) или в соответствующий раздел картотеки либо досье. По каждой интересующей фирме собираются следующие сведения.

• Общие сведения о фирме: наименование фирмы (дается на ино­странном языке и в скобках на русском языке); адрес фирмы, страна регистрации, номер регистрации, номер телекса или телефакса. Пере­чень общих сведений о фирме дает представление о характере и мас­штабах деятельности фирмы, ее месте и роли на мировом рынке, об организации управления, хозяйственных и финансовых связях фирмы.

• Показатели, характеризующие экономическое и финансовое поло­жение фирмы: величина акционерного капитала, активов, продаж; число занятых; место в списке ведущих компаний своей страны и место среди крупнейших компаний мира.

• Вид хозяйственной деятельности фирмы: промышленная; торговая; транспортно-экспедиторская; инжиниринговая и др.

• Характер собственности фирмы: частная; государственная, полуго­сударственная; кооперативная.

• Правовое положение фирмы: акционерное общество; корпорация (США), публичная компания; общество с ограниченной ответственно­стью; частная компания; полное товарищество; коммандитное товари­щество; единоличная фирма.

• Принадлежность фирмы по капиталу и контролю: национальная; иностранная; смешанная.

• История образования и особенности развития фирмы: год созда­ния; основные слияния, поглощения; изменения наименований.

• Тип объединения, в которое входит фирма, и ее положение в нем; материнская компания; филиал; дочерняя; ассоциированная компания (для дочерних и других указывается наименование материнской компании).

• Номенклатура производимой и реализуемой продукции: основные товары или группы товаров; направление специализации; номенкла­тура экспорта и импорта.

• Место фирмы на мировом рынке по важнейшим выпускаемым то­варам: удельный вес фирмы в национальном (мировом) производстве (торговле) основными товарами; доля в экспорте и импорте страны.

• Значение и характер внешнеэкономической деятельности фирмы: число заграничных дочерних компаний, в том числе производствен­ных, их местоположение, виды деятельности; значение (доля) экс­порта из страны производства в деятельности фирмы (в целом и по важнейшим товарам); значение импортных операций в деятель­ности фирмы, их географическая направленность.

• Производственная и материально-техническая база фирмы: число и местоположение производственных предприятий и их мощность; число сбытовых предприятий, складов и станций технического обслу­живания, их местоположение.

• Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции.

• Производственно-технические и прочие хозяйственные связи с другими фирмами (указывается наименование фирм; формы связей).

• Структуре: аппарата управления фирмы: численный состав Совета директоров и Правления; название производственных отделений, за­крепленная за ними номенклатура продукции, степень хозяйствен­ной самостоятельности и ответственности.

• Акционерный капитал: распределение между собственниками акций; контрольный пакет акций, его принадлежность и владельцы.

• Связи фирмы с банками и характер этих связей.

Источники изучения фирм

При изучении фирм используются следующие источники информации.

Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах. Информация, публикуемая в американском журнале "Форчун" ("Fortune"), содержит сводные таблицы по 500 крупнейшим фирмам США и по 500 внеамериканским компаниям, в которых проводится ранжирование фирм по объемам продаж с указанием их принадлежности к отрасли про­изводства и стране. Приводятся данные об оборотах, активах, прибыли, числе занятых в фирмах.

В экономических и отраслевых журналах публикуются краткие годовые отчеты наиболее крупных фирм, а также сведения об их текущей деятель­ности. Газеты на экономической полосе публикуют не только выдержки из годовых отчетов фирм, но и многочисленные сведения, касающиеся: выпуска отдельных видов' продукции, капиталовложений, состояния заказов, экспортных сделок, покупки акций других фирм, слияний и поглощений фирм, положения с занятостью, назначений и перемещений должностных лиц и др.

Существенную роль играет информация, публикуемая в виде отдельных выпусков или приложений к экономическим журналам и газетам о дея­тельности крупных национальных фирм.

Информация, публикуемая самими фирмами. Наибольшее значение по объему информации представляют следующие источники.

• Годовые отчеты о деятельности фирм, которые составляются к ежегодному собранию акционеров и утверждаются Советом директо­ров. Они содержат: характеристику деятельности фирмы в целом и ее производственных отделений за истекший финансовый год, вклю­чая результаты производственной и торговой деятельности; размеры капиталовложений; расходы на научные исследования; общее число занятых; производственные и финансовые показатели деятельности фирмы за последние 5—10 лет; сведения о составе Правления и Наблюдательного совета фирмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.