Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни




Выделяют два вида симптомов: негативные и продуктивные.

Негативные явления это выпадение психической деятельности: разрушение, утрата психических функций (интеллекта, памяти и внимания, снижение психической активности).

Продуктивная симптоматика связана с явлением возбуждения психических процессов, появлением чего-то, что появилось как результат болезни (невротические расстройства, страхи, галлюцинации, бред, судорожное состояние). Такой подход оправдан во взрослой клинике. В детском возрасте функции еще не до конца сформированы. Поэтому невозможно сказать, что это - выпадение или недоразвитие функции (врожденное слабоумие при олигофрении). Продуктивная симптоматика указывает на остроту болезни, играет значительную роль в формировании аномалии развития. Пример: ребенок страдает судорожными припадками, страхами – то это не может не отразиться на развитии его личности. Определенная симптоматика может отражать определенный тип дизонтогенеза. Пограничными симптомами проявления болезни и дизонтогенеза могут являться возрастные симптомы, патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития.

Лебединский считает, что возникновение возрастной симптоматики возможно при условии наслоения переживания стресса на неблагоприятную органическую основу (резидуальная органика). Возникновение симптомов тесно связанно с онтогенетическим уровнем реагирования на различные вредности. Эти симптомы более специфичны для возраста, а не для какого – либо вида патологии.

Ковалев различал четыре уровня нервно - психического реагирования у детей и подростков:

1) уровень соматовегетативных проявлений от 0 – до 3-х лет.

2) уровень психомоторного реагирования от 4х – до 7-ми лет.

3) уровень аффективного реагирования от 8 – до 12 лет.

4) уровень эмоционально – идеаторного реагирования от 13 – до 16 лет.

На каждом уровне возникает своя специфическая симптоматика.

1) Первый уровень характеризуется нарушением цикла сон-бодрствование, персеверации сна, изменение питания, неврологическая рвота, понос, запор. Проявления незрелости вегетативной нервной системы: на фоне повышения температуры могут быть судороги и галлюцинации.

2) Второй уровень характеризуется симптоматикой в моторной сфере: тики, заикание, гиперкинезы, повышенная психомоторная возбудимость, негативизм.

3) Третий уровень характеризуется эмоциональной лабильностью, агрессивностью, негативизмом, появлением страхов. Проявления эмоционального реагирования характеризуется половым различием; девочки склонны к астенизации, плаксивости, вялости. Мальчики чаще гиперактивны, расторможены.

4) патологические реакции пубертатного возраста: сверхценные идеи, интересы, физическая, философская интоксикация, ипохондрические идеи (выискивание у себя проявлений нездоровья), появление идей мнимого уродства – дисморфофобия. Следствием может быть нервная анорексия. Часто встречаются патологические реакции: протеста, оппозиции, эмансипации. Аффективное состояние неустойчиво, выражена агрессивность.

Периодизация уровней нервно-психического реагирования достаточно условна. Связанно это с тем, что преимущественная симптоматика каждого уровня не только снимает, отодвигает симптоматику более раннего уровня, но и сосуществует на разных этапах в разных качествах, формируются новые типы клинико-психологической структуры. Если в клинической картине доминирует симптоматика более раннего уровня реагирования можно диагностировать ЗПР.

Сосуществование симптоматики: до 3-х летнего возраста длится сенситивный период развития вегетативной нервной системы. То есть в течение этого возраста может проявляться пик негативной симптоматики ВНС. Патологическое растормаживание влечений в пубертате возникает на фоне патологии вегетативно-эндокринной системы. Аффективные расстройства если и были ведущими на втором уровне развития, то имеют далее не меньшее значение на третьем и четвертом уровне. Возрастные изменения отражают патологически измененную фазу развития, с другой стороны могут иметь определенную специфичность, характерную для заболевания которым были вызваны. Пример: страхи появляются на определенном этапе возрастного развития. При шизофрении страхи определяют характер бредовых расстройств. При эпилепсии страхи связываются с нарушением сознания, при неврозах приобретают характер сверхценных идей. Фантазии - нормальный этап возрастного развития наиболее присущие дошкольникам и младшему школьному возрасту. При шизофрении страхи могут приобретать нелепый, вычурный и стереотипный характер, при эпилепсии связываются с растормаживанием влечений. При неврозах, при патологических формированиях личности, психопатиях страхи могут носить социально-компенсаторный характер, своеобразное бегство от собственной социальной несостоятельности. Изучение возрастной симптоматики необходимо для построения психологической структуры нормального онтогенеза - решение важнейшей малоисследованной теоретической задачи дисциплины психологии аномального развития.

 

Вывод о соотношении болезни и дизонтогенеза:

Взаимоотношение симптоматики может быть представлено следующим образом: негативная симптоматика болезни определяет специфику и тяжесть дизонтогенеза. Продуктивная симптоматика болезни оказывает общее тормозящее воздействие на психическое развитие больного ребенка. Возрастные симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и явлениями дизонтогенеза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.