Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-психологическая концепция И. Канта




Развитие французской философско-психологической мысли

Э. Кондильяк (1714-1780) утверждает, что источник знаний - опыт, а ощущения являются единственным началом, определяющим все познание и развитие способностей души. Познание трактуется им как видоизмененное ощущение. Сенсуалистическая концепция Кондильяка обосновывается в его труде «Трактат об ощущениях» (1754), где ставится задача свести рефлексию к ощущению.

Важной движущей силой развития психического мира человека являются чувства удовольствия или боли, «затрагивающие нашу способность чувствовать, порождающие внимание, от которого возникают память и суждение»

Наиболее глубоко Кондильяк выделяет осязание из других ощущений, придает ему особое значение. Он считает, что благодаря осязанию возникает чувство взаимодействия частей тела, осуществляется соприкосновение с внешним миром, познание его как причины всех ощущений. Тем самым подчеркивается объективность познания.

Кондильяк дал первое описание феррального ребенка.

Ж. Ламетри (1709-51), философ, врач; изложил систему механистического материализма и сенсуализма. В сочинении «Человек-машина» (1748) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму.

Он доказывает, что телесное сходство между людьми и животными свидетельствует об их близости и в отношении психической деятельности. Ламетри подчеркивает роль внешней среды в психическом развитии человека: условий жизни (питания), воздействия климата; говорит «о влиянии возраста на рассудок».

Жан-Жак Руссо (1712-1778) был выдающимся просветителем и крупным теоретиком педагогики. Он выдвигал понятие «естественного человека», наделенного различными моральными совершенствами. Человек, в его учении, от природы добр, обладает нравственным здоровьем и чувством справедливости. Отсутствие равновесия с природой, вызванное социальными условиями, сделало его злым и несправедливым. Отрыв от природных потребностей и наклонностей формирует у человека лицемерие, ложь, чувство отчуждения. Культура, по Руссо, исказила и обезобразила природу человека. Критический взгляд приводит его к отрицанию роли науки, знания, к утверждению, что они приносят человеку вред, являются источником высокомерия, социальных бед.

П. Кабанис (1757-1808). Философ, врач. Считал, что мышление - такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Является предшественником вульгарного материализма.

Творчество И. Канта (1724-1804) является вершиной философско-психологической мысли XVIII в., знаменуя одновременно поворот к новой научной традиции. В работе «Критика чистого разума» (1781), исследуя познание, Кант выделяет два его источника: чувства и рассудок, различные по своей природе. В психике наряду с чувствами и рациональной сферой, Кант выделяет волю, рассматривая ее как способность человека управлять своими поступками в соответствии с осознанными представлениями о законах. В «Антропологии» дал описание типов характера и темперамента. Разработка проблем нравственности (т.н. «нравственный императив Канта»).

Считал, что психология может быть лишь описательным знанием, т.к. «математика неприложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам», а учение о душе «никогда не сможет стать чем-то большим, чем историческое учение», поскольку в психологии невозможен эксперимент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.