КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самопрезентация или прямое обращение к работодателю
Известно, что далеко не все организации публикуют объявления о своих вакансиях или обращаются в кадровые агентства. Многие весьма привлекательные компании подбирают персонал каким-то другим, неведомым широкой общественности способом, и очень возможно, что в их числе окажется (по закону подлости!) именно тот холдинг (торговая корпорация, коммерческий банк, рекламное агентство, издательство, институт, ресторан, театр и т.д.), о котором вы грезите днями и ночами. Но не спешите отчаиваться. Если вам не удалось завести нужное знакомство, то можно попробовать еще один очень эффективный метод: прямое обращение к работодателю или самопрезентацию. Буквально это означает следующее: вы самостоятельно, по собственной инициативе и безо всякой активности со стороны организации, обращаетесь к руководству или кадровику и предлагаете себя в качестве сотрудника.
Плюсы и минусы этого метода
К достоинствам подобного способа поиска работы можно отнести то, что: (+) Вы имеете возможность выбирать себе будущее рабочее место не из возможных вариантов (тех организаций, которые дали объявления), а из всех существующих в природе; (+) В случае удачи вы устраиваетесь на работу в ту конкретную организацию (или в организацию, занимающуюся той конкретной работой), которая вам нужна; (+) Перед работодателем вы предстаете в качестве не случайного человека, а активного и деятельного специалиста, который следит за ситуацией в своей области деятельности; (+) Воспользовавшись этим методом, вы значительно сокращаете вероятность конкуренции; (+) Через некоторое время происходит своеобразное смещение акцентов: уже не только вы ищете работу, но и работа ищет вас. Если же говорить о недостатках, то это: (-) Протяженность во времени. Не так много шансов, что в организации, куда вы обратитесь, нужная вакансия откроется сию же минуту. Скорее всего, вас "возьмут на заметку" и, при благоприятном стечении обстоятельств, обратятся к вам, когда возникнет необходимость, а это может произойти через недели, месяцы и даже годы; (-) Психологический барьер. Не каждый человек может вот так запросто, ни с того ни с сего, позвонить в незнакомое место или, еще того хуже, нагрянуть лично и заявить: "Я тот, кто вам нужен!"; (-) Вероятность получить отказ и возможные негативные эмоции по этому поводу. Отсутствие откликов на отправленное по объявлению резюме воспринимается куда легче, чем вежливое или не очень вежливое "Нет!", адресованное вам лично.
Кому подходит метод самопрезентации?
Прежде всего, уверенным в себе людям, чья самооценка не пострадает даже в случае не очень тактичного отказа. Тем, кто умеет преодолевать трудности, и не склонен впадать из-за пустяков в длительную депрессию. А уж сочтете вы себя таковым или предпочтете поберечь нервы и из-за этого, возможно, лишиться нескольких отличных вариантов трудоустройства - это решать вам самому. Если говорить не о психологических, а о профессиональных и иных сторонах проблемы, то прямое обращение к работодателю может быть полезно: · Узким специалистам, профессионалам в конкретной области, знатокам определенного товара и т.д. Допустим, секретарю, продавцу или бухгалтеру (если только у них нет каких-то особых пожеланий) нет смысла "стучаться во все двери подряд". А вот для программистов, разрабатывающих компьютерные игры, менеджеров по продажам ювелирных изделий, вузовских преподавателей истории зарубежной литературы или, например, корректоров - есть, и самый прямой; · Соискателям, которых интересует работа на определенных условиях. Наиболее распространенный вариант - в нужном районе, например поближе к дому. В этом случае вам желательно обзвонить или обойти подходящие организации в определен ном радиусе; · Тем, кто хочет устроиться на работу в данную конкретную организацию; Соответственно целям производится отбор организаций: · по специализации; · по территориальному признаку; · единственная и неповторимая.
Где можно получить необходимую информацию об организациях в интересующей сфере?
Если вы ищете работу в определенной сфере и не знаете, в какие именно организации стоит обратиться, то ваш самый верный помощник - это СМИ. Упоминание о компании в телевизионной передаче, радиорепортаж об открытии филиала, появление новой рекламы в прессе - все это говорит о том, что дела фирмы идут успешно. Из газет и журналов особое внимание стоит обратить на рекламные и специальныеиздания. Успешные торговые фирмы или компании, предоставляющие услуги, публикуют свою рекламу в общих ("Экстра М", "Оптовик", "Товары и цены" и т.д.) и отраслевых рекламных изданиях. В специальных газетах и журналах можно найти не только рекламу, но и, скажем, интервью с руководителями или сотрудниками, упоминания о компаниях в аналитических статьях, таблицах рейтингов и т.д. Отличный способ получить представление об организациях, специализирующихся в той или иной области, - это посещение тематических выставок. Чем крупнее и престижнее выставка, тем больше на ней представлено различных компаний. По расположению, размеру и оформлению стенда можно составить представление об успешности фирмы, по количеству посетителей - об ее популярности, по тому, как работают и общаются с посетителями выставки представители организации, - об уровне корпоративной культуры. На подобных выставках можно не только получить интересующую информацию, но и завязать полезные знакомства. На выставках компании обычно стараются продемонстрировать себя с самой лучшей стороны, и сотрудники, приняв вас за потенциального клиента, охотно ответят на ваши вопросы, вручат листовки с информацией, визитные карточки и т.д. Маленький совет: если вы не являетесь уникальным специалистом, ну просто подарком для фирмы, или если на стендах нет объявлений о наборе персонала, то не торопитесь рассказывать всем и каждому, что вы ищете работу. Может быть, облюбованная вами компания с удовольствием примет вас в свои ряды, но во время выставки люди обычно очень загружены и им, мягко говоря, не до этого. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, - это не раскрывать свои карты раньше времени. Ненавязчиво выясните все, что вас интересует, вежливо поблагодарите и с достоинством удалитесь, прихватив с собой контактную информацию. Если это крупная фирма, можете на другой же день позвонить в отдел персонала - как правило, кадровиков выставка не касается и даже в период экспозиционной "страды" они продолжают работу в офисе. Если же вы заинтересовались небольшой фирмой, то подождите несколько дней, пока выставка закончится и сотрудники успеют прийти в себя. Очень полезны как для добычи разведданных, так и для установления нужных контактов разного рода семинары, симпозиумы, конференции, презентации, ярмарки, клубы по интересам и прочие профессиональные "тусовки".Сведения о них (как и о выставках) можно почерпнуть из СМИ (особенно специальных) и Интернета. Для тех же, кто ищет работу "попроще" и не хочет усложнять себе жизнь, можно посоветовать самый простой и доступный источник информации - телефонный справочник.Те, кто имеет доступ в Интернет, найдут много полезного для себя на многочисленных специализированных сайтах. Вне зависимости от того, претендуете вы на должность продавца или топ-менеджера, большую помощь в деле сбора сведений о возможных местах работы могут оказать ваши знакомые (или знакомые знакомых), которые трудятся в той же области.
Как раздобыть сведения о конкретной организации?
Самый эффективный способ - это найти знакомых среди нынешних или бывших сотрудников организации, ее партнеров или клиентов. Таким образом вы сможете получить, как говорится, "из первых рук" такую информацию, которой нигде больше не найдете. Другой вариант - поискать сведения о компании в Интернете. Во-первых, у всех более или менее приличных организаций существует собственный сайт - электронная страница, на которой они рассказывают о себе и даже, возможно, публикуют свои вакансии. Во-вторых, электронная поисковая системапоможет вам собрать и некоторую объективную информацию, вплоть до рейтинга компании. Тем, кто имеет некоторую склонность к авантюризму, можно порекомендовать и такой ход: позвонить в интересующую организацию и представиться клиентом (поставщиком, предложить сотрудничество, партнерство и т.д. - в зависимости от специфики). Таким образом вы сможете получить ответ на многие вопросы, которые вас интересуют.
Какого рода информация может оказаться полезной?
Чем больше информации об организации вам удастся раздобыть, тем лучше. В идеале этот перечень может включать следующие сведения: 1) Название; 2) Форма собственности; 3) Расположение и точный почтовый адрес; 4) Способы контакта (телефон, факс, электронный адрес); 5) Сфера (ы) деятельности; 6) Информацию о системе распространения, сбыта, рекламы (для коммерческих фирм); 7) Размеры организации, количество служащих; 8) Подразделения; 9) Должность(и), которая(ые) может (могут) вас заинтересовать; 10) Требования к сотрудникам вообще и к претендентам на эту должность в частности; 11) Условия труда; 12) Уровень оплаты; 13) Наличие социального пакета, льгот, премий, бонусов, возможности дополнительного обучения и др.; 14) Корпоративная культура организации (включая систему взаимоотношений в организации, психологический климат, методы руководства и так далее); 15) Система подбора персонала вплоть до имени человека, отвечающего за эту работу. Разумеется, маловероятно, что у вас получится собрать все эти данные, но, как говорят в народе, к этому стоит стремиться.
Как установить контакт с интересующей организацией?
Лучший вариант предварительного контакта - это телефонный звонок. Допустимо также электронное или факсовое сообщение, состоящее из комплекта резюме + сопроводительное письмо, или личный визит (без предварительного звонка). Однако во втором случае вы рискуете не застать на месте нужного человека и напрасно, как выражаются одесситы, "протопать ноги", в первом же случае велика вероятность, что ваши данные приберут куда-нибудь подальше до лучших времен и благополучно о них забудут или и вовсе выкинут в корзинку для бумаг - какое еще резюме, нам никто не нужен! Итак, телефонный звонок. Подготовьтесь к нему соответственным образом (как - мы с вами уже обсуждали). Если вам не удалось узнать телефон отдела кадров или менеджера по персоналу или если офис оснащен единой телефонной станцией, то трубку, скорее всего, снимет секретарь. Весьма вероятно, что, когда вы спросите Порфирия Петровича или попросите соединить вас с начальником отдела кадров, она поинтересуется: "По какому вопросу?" Лучше всего сказать обтекаемо, что-нибудь вроде: "По вопросу сотрудничества". Если вы сразу признаетесь, что ищете работу, то, скорее всего, услышите в ответ: "Нам никто не нужен" или, в крайнем случае, "Пришлите резюме, если ваши данные нас заинтересуют, мы позвоним". Вариант: "По личному делу" крайне нежелателен. Скорее всего, вас соединят, но при этом секретарь обязательно сочтет своим долгом сообщить: "Порфирий Петрович, вам звонят по личному вопросу". А Порфирий Петрович, узнав, в чем дело, просто разозлится на вас: какое такое право вы имеете представляться его личным знакомым?! Иногда секретарь формулирует свой вопрос так: "Как вас представить?" В этом случае особо отчаянные натуры называют свое имя и фамилию в надежде на то, что Порфирий Петрович, услышав незнакомое имя, согласится на разговор хотя бы из любопытства. Но если вы не любитель экспериментов, то лучше сослаться на то же самое сотрудничество. Бывает, что секретарь попадется чересчур дотошный или бдительный (может, натура такая, может, указания от начальства были, а может, в вашем голосе прозвучала неуверенность). Если она начнет уточнять и требовать подробностей, не виляйте, скажите честно: "трудоустройство". В ответ на указание прислать резюме попробуйте все-таки настоять на предварительном разговоре, а если не получится, то хотя бы узнать, на чье имя должно быть письмо. Если Порфирий Петрович занят, не соглашайтесь на разговор ни с каким другим человеком. Спросите, когда он освободится, и обязательно перезвоните точно в указанное время. Будьте настойчивы и не бойтесь надоесть секретарю. В конце концов, это ее работа. Будем надеяться, что удача вам улыбнулась. Секретарь оказалась сговорчивая, соединила с Порфирием Петровичем и даже подсказала, как его зовут. Значит, судьба дала вам шанс, и теперь ваша задача - правильно им воспользоваться. Поздоровайтесь, представьтесь и поинтересуйтесь, могут ли вам уделить несколько минут для разговора. Даже если Порфирий Петрович занят, он все равно спросит, кто вы такой и зачем звоните. Ваш ответ должен выглядеть примерно так: «Я специалист в области оптовой продажи отделочных материалов и хотел бы сотрудничать с вашей компанией в качестве регионального менеджера или торгового представителя». Варианты реакции Порфирия Петровича могут быть такие: · Попросит прислать резюме. Сделайте это как можно скорее, за тем перезвоните (не секретарю, а самому Порфирию Петровичу), поинтересуйтесь, получил ли он письмо, все ли в порядке и когда можно будет поговорить; · Скажет, что не может сейчас говорить с вами, и попросит перезвонить позже. Обязательно уточните, когда это сделать. Лучше всего предоставить ему альтернативный выбор: сразу после обеда или поближе к вечеру? · Сообщит, что в настоящее время нет вакансий. Спросите, когда они могут появиться и соответственно когда вам имеет смысл позвонить в следующий раз; · Решительно откажет. Поинтересуйтесь, можно ли будет обратиться в другое время или к другому человеку, не посоветует ли он вам что-нибудь, не знает ли о вакансиях в других отделах или организациях; · Согласится на разговор с вами. Это хороший признак. Постарайтесь заинтересовать собой, произвести самое выгодное впечатление; · Ваш козырь в том, что собеседник, в отличие от вас, не был готов к этому звонку. Попробуйте перехватить инициативу в разговоре и за короткое время выдать максимум полезной информации. Идеально, если у вас есть реальный источник сведений, на который вы можете сослаться. Скажем: Акакий Акакиевич Башмачкин, замдиректора шинельной фабрики, сказал мне, что ваша компания открывает новое направление по продаже верхней одежды. Или: В последнем номере "Приусадебного пчеловодства" ваша фирма была названа одной из самых перспективных в стране. Обязательно покажите знание организации, подчеркните ее солидность. Затем переходите к рассказу о себе, опишите себя как профессионала, кратко перечислите основные навыки и достижения. Соблюдайте золотую середину - не скромничайте, но и не будьте демонстративно хвастливы и не злоупотребляйте местоимением "я". Если вы общаетесь не с коллегой, а с кадровиком, старайтесь использовать не специальную, а общедоступную терминологию. Помните, что весь ваш монолог должен занимать всего несколько минут, а текст стоит уложить в несколько фраз. Лучше подготовиться заранее, составить план или даже записать весь текст, но, разумеется, не стоит читать по бумажке, как партийные вожди в застойные времена. В заключение монолога еще раз обозначьте свою цель, но сформулируйте ее достойно. Не говорите: нет ли у вас работы? Скажите лучше: хотел бы встретиться и поговорить о возможных вакансиях (или возможном сотрудничестве). Готовьтесь, что вас будут расспрашивать. Обычно речь заходит об образовании, опыте, местах работы, специальных навыках. Давайте четкие и правдивые ответы. Даже если затрагиваются ваши слабые стороны, постарайтесь подать их как плюсы, а не минусы. Скажем, на вопрос, есть ли у вас экономическое образование, можно ответить: «Ой, нету...» А можно: «У меня образование высшее техническое, я специалист по компьютерной технике, и это очень помогает в работе с бухгалтерскими программами. Но я закончила полугодовые курсы главных бухгалтеров и в прошлом году сдала экзамен на аттестат Минфина». Вероятно, вас спросят об источнике информации о фирме (если вы еще об этом не говорили). В этом случае выставка или публикации в специализированных изданиях выглядят, разумеется, значительно солиднее, чем справочник "Золотые страницы". Но могут спросить и что-то совершенно неожиданное. Например: "Почему вы решили, что ваша кандидатура может нас заинтересовать?" Ответ может быть таким: «Я изучаю рынок и присматриваюсь к разным компаниям. Мне знакома ваша стратегия, и, как мне кажется, мой опыт и знания окажутся наиболее полезны именно здесь». Но можно и не разводить турусы на колесах, а заявить прямо: «У меня пятилетний стаж закупки мороженой рыбы, а ваша фирма специализируется на торговле морепродуктами». Если завяжется диалог, вы тоже можете задать парочку своих вопросов. Но боже вас упаси интересоваться уровнем зарплаты, это сразу произведет негативное впечатление. Лучше спросите о специфике работы, должностных обязанностях специалистов аналогичного уровня и т.д. Ожидаемый результат подобного разговора - это приглашение приехать на собеседование. Поблагодарите собеседника, уточните и сразу же запишите себе день и час и с тем откланяйтесь. Не отнимайте время расспросами, как лучше доехать, а попросите соединить с секретарем (или, если вы от избытка переживаний положили трубку, перезвоните ей еще раз). Пусть уже она объясняет, в каком вагоне ехать, в какую сторону повернуть, выходя из метро, и какого цвета дом, за которым нужно войти во двор. Быстренько зафиксируйте все в блокноте, а затем сразу же перепишите на чистовик. Если в разговоре с представителем организации вы все-таки остановились на резюме, то не забудьте, что сам этот документ и тем более сопровождающее его письмо должны быть адаптированы именно к данной компании. Письмо, разумеется, должно быть адресовано тому, с кем вы говорили, а в тексте следует сделать ссылку на состоявшийся разговор, лучше с указанием даты. К "эпистолярному жанру" - отправке резюме в комплекте с сопроводительным письмом можно прибегнуть и в том случае, если вы не чувствуете в себе достаточной уверенности или психологически не готовы к отказам. Но и при этом для начала лучше все-таки позвонить, узнать у секретаря имя человека, с которым нужно связываться, уточнить предпочтительную форму связи и номер факса (электронный адрес). Разумеется, все вышесказанное относится в основном к солидным организациям и серьезным должностям. Тем, кто ищет работу повара или продавца, совсем не обязательно разводить такой политес, достаточно просто позвонить в интересующую организацию или прийти лично. Но думаю, даже соискателям рабочих специальностей или профессий "низшего" звена нисколько не повредит, если они проявят при поиске работы культуру поведения и знание делового этикета. В заключение раздела еще два универсальных совета для всех: 1. Что бы вам ни ответили, обязательно распрощайтесь по-хорошему. Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь, и, раз уж представилась такая возможность, лучше "постелить соломку" заранее; 2. Никогда не унывайте. Даже если вам отказали. Даже если не слишком вежливо. Даже если отказов слишком много. Потому что даже в случае отрицательного результата опыт, который вы приобретаете в таких разговорах, бесценен. Он не только поможет вам найти работу, но и пригодится в дальнейшем, когда эта неприятная процедура будет далеко позади.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |