Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннее средневековье. Апологетика и патристика




С распространением христианства в пределах Римской империи, античная философия подвергается переработке. Апологеты христианства, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии. Они осуществляли огромную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов.

В основание философии были положены евангельская и апостольская идеология в синтезе с греческой (неоплатонизм) философией.

Не только теология влияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.

Философию средних веков можно условно разделить на периоды: апологетика, патристика и схоластика. Патристика весьма условно может делиться на восточную и западную. В схоластике выделяют ранний (XI – XII вв) и поздний (XIII – XIV вв) периоды; в схоластике также условно можно выделить рационалистическое и мистическое направления.

Апологетика. В конце II в. и в III веке образованные христиане стали выступать в защиту христианства, используя греческую философию и приемы убеждения. Которые выработала античная философия. Апологии – защитительные работы писались многими учеными мужами. Наиболее выдающиеся из них - это апологии Иустина (Юстина), Татиана, Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена. Иногда их работы называют доникейской теологитей, т.к. писались они до Никейского собора 325 года, на котором был принят символ веры, основа победившего христианства.

Перед апологетами стояла задача показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, что лучшие умы античности (Сократ, Платон, стоики) предвосхитили идеи Христа. Что христианская философия единственная несущая людям единую для всех истину.

Патристика. Патристика – это направление христианской мысли, в котором стремились использовать достижения античной философии для защиты и обоснования христианства. Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века нашей эры основные догматы христианской религии в глазах своих последователей получили высшую меру признания – их стали почитать как «отцов» Церкви.

Греческая (восточная) патристика. Ей принадлежит неоспоримый приоритет в формулировании основных догматов христианства и прежде всего догмата триединства божества, боговоплощения и спасения.

Афанасий Александрийский (Великий) участвовал в Никейском соборе.

Василий Кесарийский, его брат Григорий Нисский и его друг Григорий Назианзин отредактировали Символ веры и решили тринитарную проблему.

Догмат Троицы сформулирован следующим образом: Бог триипостасен (имеет три лица): Бог-отец – безмолвное и безначальное первоначало; Бог-Сын, слово-логос этого безмолвного бытия – пришедший на Землю Иисус Христос; Дух Святой – животворное начало всего живого. Все три лица занимают в святой троице единоправное начало, они одинаковы, неслиянны и нераздельны.

 

Латинская (западная) патристика. Одним из выдающихся «отцов церкви» был Августин Блаженный (354-430). «исповедь», «О граде Божьем». Августин истематизировал христианское учение. В своей философии он опирался на наследие Платона и неоплатонизм. Бог, по его мнению, - творец мира, и он же – творец, двигатель истории. Бог, сотворив меняющиеся вещи, создал и меру их измерения – время. Время возникло вместе с появлением мира.

Каждый человек несет полную меру ответственности за свои дела и поступки, так как Бог дал человеку способность свободно выбирать между добром и злом. Зло проистекает от выбора человека. Зло относительно, добро в мыслях Бога и в человеке – абсолютно. Поступательное движение в моральной истории человечества – это движение от эгоистической любви к себе (град земной), к бескорыстной любви к Богу (Град Божий).

Третий период в развитии философии средневековья называют схоластикой XI – XV вв. Схоластикой стали называть философию, преподававшуюся в школах и университетах. Вершиной схоластики стала философия Фомы Аквинского (1223-1274). Система взглядов Аквинского – результат теологической интерпретации учения Аристотеля, его приспособления к христианскому вероучению. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т.е. христианская.

Одной из проблем в схоластике была проблема диалектики, связи общего и единичного. Аквинский придерживался мнения, что общее содержится в единичных вещах, составляя их сущность. Общее извлекается человеческим умом из вещей.

Признававшие реальность общих понятий составили направление реалистов, считавшие общее только «именем», а реально существующим только единичное, составили направление номинализма. Номиналисты и реалисты – предшественники материалистов и идеалистов Нового времени.

 

 

Теологическая философия средневековья V – XV вв. н.э. Доминирующие принципы: теоцентризм, монотеизм, креационизм. Патристика со II по VIII в н.э. Углубленная разработка вероучения и философии христианства (Августин Блаженный). Схоластика с XI по XIV вв. н.э. Систематизация Христианского вероучения (Фома Аквинский).

По содержанию это религиозная (христианская) философия, обосновывавшая и укреплявшая в странах Западной Европы христианскую (католическую) веру.

Первой ступенью в развитии философии средневековья стала патристика – II – VIII вв. Патристика – это направление христианской мысли, в котором стремились использовать достижения античной философии для защиты и обоснования христианства. Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века нашей эры основные догматы христианской религии в глазах своих последователей получили высшую меру признания – их стали почитать как «отцов» Церкви.

Одним из выдающихся «отцов церкви» был Августин Блаженный (354-430). В своей философии он опирался на наследие Платона. Бог, по его мнению, - творец мира, и он же – творец, двигатель истории. Бог, сотворив меняющиеся вещи, создал и меру их измерения – время. Время возникло вместе с появлением мира. Каждый человек несет полную меру ответственности за свои дела и поступки, так как Бог дал человеку способность свободно выбирать между добром и злом.

Второй период в развитии философии средневековья называют схоластикой XI – XV вв. Схоластикой стали называть философию, преподававшуюся в школах и университетах. Вершиной схоластики стала философия Фомы Аквинского (1223-1274). Система взглядов Аквинского – результат теологической интерпретации учения Аристотеля, его приспособления к христианскому вероучению. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т.е. христианская.

Одной из проблем в схоластике была проблема диалектики, связи общего и единичного. Аквинский придерживался мнения, что общее содержится в единичных вещах, составляя их сущность. Общее извлекается человеческим умом из вещей.

Признававшие реальность общих понятий составили направление реалистов, считавшие общее только «именем», а реально существующим только единичное, составили направление номинализма. Номиналисты и реалисты – предшественники материалистов и идеалистов Нового времени.

 

Тема 4. Философия Возрождения.

Различают Раннее Возрождение XIII-XIV вв. и Позднее Возрождение XV – XVI вв. Речь идет о возрождении культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности.

Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные художники и мыслители выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей. Философы Возрождения формально не отступая от принципа теоцентризма, на практике руководствовались принципом антропоцентризма. Человек не просто природное существо, а господин природы. Искусство рассматривается как выражение творческих возможностей человека. Человек уподобляется Богу и творит.

Социальные мыслители этого времени (Макиавелли, Мор, Компанелла) создавали проекты идеального государства, выражавшие, прежде всего интересы нового общественного класса – буржуазии.

В рамках натурфилософских построений утверждается пантеистическая трактовка природы – Бог как бы сливается с природой.

Основные направления: гуманистическое (Данте, Петрарка, Монтень); неоплатоническое (Николай Кузанский и др.); натурфилософское (Коперник, Дж. Бруно, Галилей и др.); реформационное (Мартин Лютер,Кальвин, Мюнцер) социально-политические (Макиавелли, Мор, Компанелла).

 

Тема 5. Европейская философия XVII – XVIII вв.

Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

Рационализм. Учение о субстанциях Декарта, Спинозы. Монадология Лейбница. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Дьюи).

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник эмпиризма, философского направления, признающего чувственный опыт главным источником знаний. Опыт, опирающийся на эксперимент. Выдвигал индуктивный метод – восхождение к обобщениям – «Знание - сила».

Философия Нового времени была по преимуществу рационалистической.

Рене Декарт (1596-1650) стал одним из основателей современной математики и естествознания. В теории познания отводил центральное место разуму, роль опыта заключалась в практической проверке данных мыслительной деятельности. Основным методом считал дедукцию – движение мысли от общего к частному – «Мыслю – следовательно существую».

Отличительная черта философии Декарта - дуалистичность: все вещи состоят из двух независимых субстанций: духовной и материальной. Духовная – неделима, материальная – делима до бесконечности. Духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи, присущие ей изначально. Метафизика – принятие «сверхопытных» гипотез- была присуща философии Нового времени. Метафизика – наука чистого разума.

Философия Просвещения.

Эпоха просвещения ознаменовала новую стадию в развитии европейской классической философской мысли XVII-XIX вв. Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Деятели Просвещения в Англии и во Франции культивировали культ разума, отстаивали свободу научного и философского мышления, художественного творчества, разоблачали различного рода пережитки и суеверия.

Основные направления: деистическое (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк), атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах), утопическо-социалистическое (Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье).

Тема 6. Немецкая философия XIX века. Основные направления:

- немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

- материализм (середина и вторая половина XIX в.);

- иррационализм, «философия жизни» (вторая половина и конец XIX в.).

Немецкая классическая философия с последней четверти XVIII в. до середины XIX в. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануил Кант (1724-1804); Иоганн Фихте (1726- 1814); Фридрих Шеллинг (1775 – 1854); Георг Гегель (1770 – 1831); Людвиг Фейербах (1804 -1872).

В немецкой классической философии представлены три ведущих философских направления:

- объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

- Субъективный идеализм (Фихте);

- материализм (Фейербах).

Выдающейся теоретической заслугой немецкой классической философии были преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развития – диалектики. Возникла первая в истории научной мысли система диалектической логики.

Иммануил Кант (1724-1804) считается основоположником немецкой классической философии. Научное творчество делят условно на два периода: докритический и критический периоды.

В докритический период – интерес к вопросам естествознания и философии природы. В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он выдвинул знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманных масс – небулярная теория. Природа находится в постоянном изменении и развитии; все живое на земле, в том числе и человек – результат естественной биологической эволюции. Его исследования данного периода базировались на материалистической идее естественного развития Вселенной, что оказало воздействие на диалектику.

Важнейшими произведениями критического периода являются трактаты «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В первом изложено учение о познании, во втором внимание уделено основам этики, в третьем – эстетики и учению о целесообразности в природе.

Кантовский подход к познанию. В центре – специфика познающего субъекта (до этого гносеологов интересовала специфика объекта познания). Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не объект познания (природа), а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум.

Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия, которые Кант назвал антиномиями. С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, и разум заходит в тупик. Кант обнаружил четыре антиномии. Ограниченность пространства - (Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. - Мир не имеет начала и ограничен в пространстве.) Простое и сложное (Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. – В мире нет ничего прстого). Свобода и причинность (Существует не только причинность, но и свобода. – Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы). Наличие Бога (Бог есть – безусловно необходимое существо, причина всего сущего. – Бога нет.).

В «Критике чистого разума» Кант выделяет три понятия: апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе».

Апостериорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Такое знание не всегда бывает истинным, опытное знание может давать осечки и не обладает полной достоверностью.

Априорное знание - доопытное, оно существует в разуме изначально и не требует опытного доказательства. Н-р, все тела имеют массу. Только априорное знание абсолютно достоверно и надежно.

«Вещь в себе» - одно из центральных понятий философии Канта. «Вещь в себе» (ноумен) - это внутренняя (трансцендентная) сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. Реальный мир является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом. Мир «вещей в себе» - научно непознаваемый, а лишь мыслимый. Познаваемы только явления – образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – феномены.

Характеризуя взаимоотношения нашего опыта с миром «вещей в себе», Кант пользуется понятиями «трансцендентный» и «трансцендентальный». Трансцендентальный – это выходящий за пределы опыта и организующий эмпирический опыт (познание) с помощью априорных форм. Трансцендентный – выходящий за пределы любого возможного опыта, недоступный для теоретического познания, это скорее предмет веры, чем знания.

 

По Канту воля автономна (самозаконна): жизнь разумной личности предполагает следование некоторым установленным правилам Они выступают в качестве императива (повелений). Высший нравственный закон – категорический императив: поступай так, чтобы человек и человечество всегда были только целью, но не средством. Он основывается на долге. Человек является существом, способным к свободному решению и этим он возвышается над природой.

 

Иоганн Готлиб Фихте представитель субъективного идеализма. Ключевым моментом в его философии является выдвижение так называемой «Я-концепции». Фихте видел противоречие в кантовском разделении познающего субъекта человека) и непознаваемого окружающего мира «вещь в себе». Такое разделение не дает возможности философии выполнить главную задачу - объединить бытие и мышление.

Фихте отвергает идею «вещей в себе» - непознаваемой разумом внешней реальности. Единственной реальностью провозглашает внутреннее, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир. Объединяет бытиие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления. Вне «Я», вне мышления самостоятельной окружающей действительности нет.

«Я-концепция» осталась незавершенной и не была понята многими современниками, но осталась оригинальным взглядом на мир.

 

Фридрих Шеллинг (1775-1854). Основыне труды: «Идея философии природы» (1797), «Система трансцендентального идеализма» (1800).

Шеллинг закладывает основы учения о диалектике Природы, или объективной диалектике.

Период натурфилософии. Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое, целое, продукт «бессознательного разума», «некий застывший разум в бытии». Этот разум действует внутри Природы. Высшей целью развития Природы является порождение сознания, и тем самым порождение разума. Человек оказывается высшей целью развития Природы. Диалектика Природы Шеллинга оказала значительное влияние на философия Гегеля, а через него на Маркса.

Период трансцендентального идеализма. В этот период Шеллинг приходит к выводу, что ранее он показал то, как развитие Природы приводит к появлению (Разума) Духа. Теперь перед ним стоит задача показать, как из Духа появляется Природа, или каким путем к Природе может прийти Разум.

Период философии тождества. Основная проблема – тождество Духа и Природы. Исходное понятие Абсолют, в котором неразличимя субъект и объект. Этот Абсолют и ест Бог. Это позиция пантеизма – «эстетический пантеизм».

Период философии свободы. Центральная проблема – вопрос о порождении мира из Абсолюта, о причинах нарушения равновесия идеального и материального, субъективного и объективного. Это первоначальный иррациональный акт, который не может быть истолкован рационально. Абсолюту (Богу) изначально присуща важнейшая способность – воля с ее свободой. В Абсолюте есть как темное слепое начало (Бездна) – иррациональная воля, так и светлое рациональное, между ними изначальный конфликт, борьба между ними и есть жизнь Бога. Победа светлого приводит к образованию божественной личности, а все негативное изгоняется им в сферу небытия. Человек также строит свою личность, развивая в себе лучшее и изгоняя темное.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Исходит из принципа развития, дает модель бытия во всех проявлениях и уровнях развития. Конструирует идеалистическую диалектику. Разработал теорию объективного идеализма.

Его важнейшие труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».

Система Гегеля. В учении о бытии – главная идея – отождествление бытия и мышления. Гегель понимает реальность как некую абсолютную идеальную сущность, выводит особое философское понятие – абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Абсолют проходит три стадии развития: Абсолютная идея («бытие-в-себе»); Природа («бытие-для-другого», инобытие); Дух («бытие-в-себе-и-для-себя»).

Еще одним ключевым понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух отчуждает себя (производит из себя, отторгает от себя) в виде окружающего мира, природы и человека. Происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный дух) – отчуждение – окружающий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе. Система Гегеля оказывается законченной: конец смыкается с началом. Но поскольку метод применяемый Гегелем является диалектическим (предполагающим вечное движение) то, это движение является бесконечным движением по замкнутому кругу.

Человек – носитель Абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа. В человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, характер, индивидуальность. Человек – «конечный дух» Мирового духа.

Гегель выделяет три этапа развития духа: сознание, самосознание и рузум. Сознание – наибелее примитивная ступень развития духа. Она крайне бедна содержаниями.

Второй этап – самосознание, основная задача которого – реализация свободы.

Разум выступает в трех ипостасях: наблюдающий разум, критикует науку; действующий разум стремится к личным наслаждениям. Индивидуальность – в нем соединяются личное начало и общественный опыт. Только индивидуальность, накопив личный опыт способна взглянуть на себя и на мир с точки зрения мировой истории и мирового духа. На этом этапе сознание достигает уровня Абсолюта, т.е. тождества мышления и бытия, субъекта и объекта.

 

Гегель создал грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельно ее этапы как процесс становления духа (абсолютной идеи).

Историческая заслуга Гегеля перед философией в том, что он впервые четко сформулировал понятие диалектики. Диалектика по Гегелю – основополагающий закон развития и существования Мирвого духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: все – Мировой дух, человек, мир – содержит в себе противоположные начала (день-ночь, тепло-холод и т.п.). Данные начала находятся в противоречии, одновременно едины и взаимодействуют. Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире.

Один из выводов философии Гегеля, что противоречия между бытием и идеей не существует. Разум, сознание обладает бытием, а бытие – сознанием. «Все разумное действительно, а все действительное разумно».

 

Людвиг Фейербах (1804-1872). Основные труды: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основыне положения философии будущего» (1843).

Фейербах прошел путь от объективного идеализма к материализму.

Критик учения Гегеля. Создатель материалистической концепции. Основными ее чертами были: полный разрыв с религией – атеизм. Попытка объяснения Бога как порождение сознания человека. Материалистическое объяснение проблем окружающего мира и человека. Убеждение в познаваемости мира «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. В центре внимания находится человек. Суть ее, что единственно существующими реальностями являются природа и человек. Человек – это единство материального и духовного. Идея не существует сама по себе, это продукт сознания человека. Сущность человека составляют разум воля и сердце (чувство).

Движущей силой человеческой деятельности является стремление к счастью. Но человек не может счастлив вне человечества, поэтому стремление к собственному счастью заставляет человека выйти за рамки эгоизма и заботиться о счастье всего человечества.

 

 

Тема 7. Современная западная философия.

Позитивизм (О.Конт), постпозитивизм (Витгенштейн, Рассел, Кун). Философия прагматизма (Дьюи, Пирс, Джемс). Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг). Феноменология (Г у ссерль). Герменевтика (Ф. Шлейермахер, Г. Гадамер). Экзистенциализм (С. Кь е ркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж-П. Сартр).

Классическая философия, несмотря на многообразие философских концепций как бы связывалась в единую рациональную схему.

В современной же философии на первый план выходят различия, происходит выделение отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления.

Современная философия представляет собой комплекс разнообразных течения, воззрений, концепций, связанных с непрерывно расширяющейся проблематикой философии и с формированием разных подходов к решению филсофских проблем. В то же время в современной философии сохраняется значительная преемственность, которая не позволяет утверждать, что даже самые своременные концепции полностью отходят от общефилсофской проблематики.

На особенности развития философии ХХ века существенное влияние оказывают социокультурные процессы, в частности резко изменившийся статус науки в обществе и в культуре в целом. Культура как бы делится на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против. В результате формируются две социокультурные ориентации, которые по- разному осмысливают образ науки – сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность.

Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как формы постижения мира и как социального института. В качестве альтернативы науке выдвигаются различного рода вненаучные, иррациональные способы постижения бытия.

Хотя оба направления являются противоположными, одновременно это неразрывные стороны современной культуры, пронизывающей все ее уровни – от обыденного сознания до различного рода форм теоретических рефлексий.

Сциентизм. Позитивизм (О.Конт), постпозитивизм (Витгенштейн, Рассел, Кун). Философия прагматизма (Дьюи, Пирс, Джемс). Феноменология (Гуссерль).

Сциентизм в философии возникает как реакция на абстрактность схем классической философии. Общим смысловым полем возникающих направлений становится критика систематического идеализма.

В центре философской рефлексии часто оказывается фигура И.Канта, философия которого подвергается интерпретации как бы с двух сторон – сциентизма и антисциентизма.

 

Прагматизм. Философское направление, исходящее из критики современной философии за ее абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека. Призывающее заниматься вопросами, конкретно стоящими перед человеком в различных жизненных ситуациях. Главной целью п. была выработка арсенала конкретных средств, которые помогут решать людям их конкретные жизненные задачи на практике. Основателями п. считаются американские философы Ч.Пирс (1839-1914), У. Джемс (1842-1910). Особый вклад в становление п. внес Джон Дьюи (1859-1932).

По философской направленности Дьюи был эмпиристом, т.е. особую роль уделял опыту, как центральному понятию. Под опытом понимал все, что находится в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное.

Основная задача философии не в том, чтобы правильно используя опыт добиться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, совершенствовать его во всех сферах человеческой жизни. Важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества – социальная реконструкция.

Другим средством совершенствования опыта Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных науных методов «высоких технологий». Причем внедрять новые технологии необходимо прежде всего в образовании.

Третий путь реконструкции опыта – совершенствование мышления (на основе научных методов).

 

Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-40-е годы XIX в. Философия должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность и опираться только на достоверное научное знание. Основатель п. Огюст Конт (1798-1857).

Позитивизм прошел четыре основные стадии: классический позитивизм; махизм; неопозитивизм; постпозитивизм.

Неопозитивизм. Б.Рассел (1872-1970), Л.Витгенштейн (1889-1951).

Проблема выработки методов различения научных высказываний от ненаучных. Эта проблема может быть решена на лингвистическом уровне, так как любая наука это научная теория, которая представляет собой языковую систему. Функции науки можно свести к описанию явлений, а роль философии – к анализу языка науки.

Основной принцип н. – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии, т.е. философию нужно освободить от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Постпозитивизм. Вторая половина и конец ХХ в. К. Поппер (1902-1994), Т.Кун (р.1922). Главная цель - исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По их мнению наука развивается не строго линейно, а скачкообразно – периоды «нормальной науки» и «научных революций» по Куну.

Поппер. Критика неопозитивистского принципа верификации, который является искусственно сконструированным критерием. В качестве критерия различения философии и науки должен выступать принцип фальсифицируемости научных теорий. Путь к истине в науке есть постоянное отбрасывание ложных знаний. Научность теории определяется ее опровержимостью опытом.

Ф. по Попперу не может быть наукой, так как ее высказывания неопровержимы, но это не значит, что ее высказывания бессмысленны. Ф. стимулирует научный прогресс. Ее метафизические идеи указывают направление и тенденции развития науки.

 

Неклассическая идеалистическая философия. Иррационализм и «философия жизни». Пессимистический дух философии Шопенгауэра. «Философия жизни» Ницше и Дильтея.

Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше) противопоставляли противоположный: мир неразумен; человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние. Окружающий мир – разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей и законов развития.

Видным представителем иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788-1860). Выступал против диалектики и историзма Гегеля. Основным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм – главной движущей силой является воля.

В книге «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. Истинная философия должна исходить только из представления, которое является фактом сознания. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем непосредственного познания, отвлеченного (рефлективного) познания, интуиции.

Воля – абсолютное начало, корень всего сущего. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля лежит в основе сознания, является всеобщей сущностью вещей.

Философия Шопенгауэра носит пессимистический характер. Он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над своей судьбой. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ею.

Идеал Шопенгауэра – нирвана, т.е. отрешенность от жизни как безусловного зла.

Основоположником «философии жизни» считается Фридрих Ницше (1844-1900). Стержневым понятием является понятие жизни, которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии – помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе жизни лежит воля. Он выделяет несколько видов воли: воля к жизни, воля внутри самого человека, бессознательная воля (страсти, аффекты), воля к власти. По Ницше «воля к власти» в той или иной степени присуща каждому человеку. По природе своей она близка к инстинкту самосохранения. Каждый человек осознанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире.

Волюнтаризм Ницше лишь внешне оптимистичен, поскольку утверждает волю к власти как полноте жизни, без всякой разумной цели. Ницше не скрывал своего крайне враждебного отношения к христианству.

Философия марксизма. Открытие и обоснование К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом ((1820-1895) материалистического понимания истории. Марксистская философия состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. Марксизм – философское и социально-экономическое учение.

 

 

Феноменология Дословно этот термин переводится как учение о феноменах или «учение о явлениях данных нам в опыте». Основоположником является Эдмунд Г у ссерль (1859-1938). Значительный вклад в развитие ф. внес Дильтей.

В основе ф. лежат две фундаментальные идеи:

- во-первых, каждый человек обладает сознанием, что самоочевидно для любого мыслящего существа.

- во-вторых, орудием познания внешнего мира (лежащего за пределами сознания), является сознание. Отсюда любые проявления действительности осознаются и познаются нами, только если они каким-то образом запечатлены в сознании. Следовательно, все, что мы познаем, есть не сами объекты действительности, а их проявления в сознании, т.е. феномены.

Впервые подобная идея была сформулирована Кантом, в его терминологии это звучит таким образом: то, что мы познаем посредством нашего сознания, всегда есть «вещь –для-нас», а не «вещь-в-себе».

Однако феноменологии пошли дальше, вообще отрицая кантовскую «вещь-в-себе». Уже сам факт того, что наше сознание как-то работает с этой «вещью-в-себе» (хотя бы утверждая ее непознаваемость, нахождение за пределами сознания), то тем самым она уже становится «вещью-для-нас», т.е. тоже феноменом сознания. Если же сознание вообще никаким образом не имеет дело с «вещью-в-себе», то последняя просто не существует для сознания.

Отсюда следует вывод, что любой познаваемый объект есть всего лишь феномен сознания. Противопоставление познающего субъекта и познаваемого объекта должно быть устранено.

С позиций ф. единственная реальность, с которой имеет дело сознание, есть феномены, или явления сознания.

 

Однако Гуссерль понимал под феноменами некие абсолютные сущности сознания. Учение о сущностях (эйдосах) одно из центральных в феноменологии. Оно перекликается с учением Платона об идеях. Однако между ними есть существенные различия. По Платону идеи – это бестелесные формы вещей, которые обладают бытием и образуют особый мир. По Гуссерлю сущности только мыслятся, но фактически бытием не обладают, т.е. реально не существуют. Знание о них достигается в результате интуиции, которая осуществляет непосредственное «созерцание сущностей».

Познавательный интерес сосредоточен на «трансцендентальном» мире сознания, которое обращено не на внешний мир, а на самое себя. Необходимо очистить образы сознания от эмпирического содержания – от психической деятельности, от социальной среды и т.п. Именно содержание этого «чистого» сознания и составляет предмет феноменологических исследований. Способ очищения – трансцендентальная редукция. Такое очищение помогает в потоке феноменов сознания – абсолютных сущностей и смыслов предметов, обнаружить подлинные смыслы.

 

Задача феноменолога состоит в изучении деятельности самого сознания. Для этого необходимо очистить свое сознание с помощью специальных методов – феноменологическая редукция. В соответствии с методологией феноменологии, из рассмотрения исключается внешний мир («заключение в скобки»), все суждения о нем, которые выходят за границы «чистого» или субъективного опыта. Установление таких «скобок», отвлечение от внешнего мира – это феноменологическая редукция.

С точки зрения ф. сознанию присуща «интенциональность» - постоянная направленность на какой-либо объект. Причем такой объект не существует вне сознания. С этих позиций сферой исследования ф. выступает сознание, рассматриваемое в аспекте его интенциональной природы.

Ф. начинает исследование с трансцендентальной и феноменологической редукции и завершает его операциями эйдетического мышления. Постигая жизненный мир, ф. имеет дело, в конечном счете, не с понятиями, а с эйдосами, образующими поток (чистого) сознания, в которых жизненный мир дан наиболее полно.

 

 

Экзистенциализм. Латинское «еxistentia» - существование. Направление ф., главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Одно из самых популярных направлений в западной Европе в 20-е – 70-е гг. ХХ в.

Понять человеческое бытие можно только интуитивно. Человеческое бытие предстает перед взором исследователя в виде потока переживаний, в который вовлечен и сам исследователь. Для анализа человеческой жизни э-сты испльзуют ряд понятий, модусы: страх, надежда, отчаяние, решимость.

В отличие от философии жизни экз-м утверждает присутствие некой трансцендентной сущности, стоящей за этими переживаниями, на которую эти переживания и направлены. Отсюда, глубинная тайна человеческого существования состоит, с одной стороны, в постоянной направленности (интенциональности) на что-то вне его самого, а с другой – в открытости, незамкнутости – в силу направленности к этой трансцендентной сущности. В религиозном экз. (Бердяев, Марсель, Ясперс, поздний Хайдеггер) эта трансцендентная сущность понимается как Бог, но Его невозможно рационально понять, описать. В атеистическом экз. (Сартр, Камю) эта трансцендентная сущность понимается как Ничто, и свою задачу они видят в раскрытии этой сущности.

Еще одна важнейшая особенность человека – его смертность, а значит, конечность экзистенции.

 

Основатель Э., датский философ Сьерен Кьеркегор (1813-1855). Ф. должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать свой внутренний выбор и осознать свое «Я».

Ввел понятия «неподлинное существование» - полная подчиненность ч. обществу, без осознания уникальности своей личности;

«подлинное существование» - сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция. В восхождении к подлинному существованию ч. проходит три стадии: эстетическую, этическую, религиозную.

Карл Ясперс (1883-1969). «Психология мировоззрения» (1919).

Согласно Ясперсу человек обычно живет «заброшенной» жизнью «как все». При этом он не знает кто он в действительности. Но в особых случаях, истинная натура, скрытые качества выходят наружу. Это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные моменты. С этого момента человек становится самим собой, осознает себя, соприкасается с трансцендентальностью – высшим бытием.

Человек осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального: эротику и секс; согласие с собой; свободу; смерть – конечность бытия.

Жан-Поль Сартр (1905-1980). «Бытие и ничто» (1943). Основная проблема – проблема выбора.

Центральное понятие «для-себя-бытие». Это приоритетность для человека его собственного внутреннего мира. Однако полностью человек осознать себя может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Воспринимать себя через отношение к нему «другого».

Важнейшее условие жизни – свобода. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что совершает.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, а жизненно важном, судьбоносном. Экзитсенциальный выбор, сделав который, человек определяет свою судьбу на многие годы, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь – цепочка из отрезков разного бытия, связанная особыми узлами – экзистенциальными решениями.

Мартин Хайдеггер (1889-1976). «Бытие и время» (1927). Экзистенция – бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой.

Бытие человека в окружающем мире, наполненное страхом, заботой, тревогой, составляющими субъективное бытие человека, он называет «бытие в мире». Бытие в мире состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя». Для того чтобы оставаться самим собой, человек должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он буде свободен.

Ф. экзистенциализма очень популярна в современном мире. Проблема жизнь человека и ее проблемы может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на вторичный план проблему первичности материи и сознания.

 

Герменевтика.

Направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Предметом исследования, как правило, является текст. Главная идея: существовать – значит быть понятым.

К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: «герменевтический треугольник» - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; «герменевтический круг» - циклический характер понимания. Возникла герменевтика вместе с возникновением необходимости понимать и правильно истолковывать тексты.

Шлейермахер (1768-1834). При толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. Когда выявляется «дух языка» и «дух автора». Понимание осуществляется путем дивинации – «вчуствование», «вживание» в душу автора и сравнения – сопоставления фактов.

Ганс Гадамер (р 1900). «Истина и метод» (1960). Указывал на два направления в герменевтике. Историческая реконструкция произведений искусства. Цель – воссоздать культурный контекст, в которм было создано произведение. Герменевтик должен не «вживаться» в авторский мир, а находить в нем современный смысл и значение.

«Предпонимание» - особое состояние сознания исследователя. Оно основано на совокупности культурных (этических, религиозных) традиций, внутри котрых развивается личность, определяя сам характер будущего понимания «горизонт понимания».

Дильтей (1833-1911) расширяет область действия герменевтики, рассматривает ее как более общий метод понимания всех проявлений человеческой духовности (поступки, жесты, мимика). Психологическим способом понимания собственного внутреннего мира является интроскопия (самонаблюдение). Чужой мир, понимание его достигается путем «вживания», «сопереживания». Чтобы понять другого необходимо перевести его свнутренний мир на язык собственных переживаний.

 

Психоаналитическая философия.

 

Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого заложены Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии ХХ в. Некоторые из них можно охарактеризовать как психоаналитическую философию. Это фрейдизм, неофрейдизм, аналитическая философия.

Основным объектом исследования является психика человека. Она рассматривается как имеющая собственную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира. Психика понимается как сотоящая из различных слоев, важнейшими из которых являются сознание и бессознательное.

В 1902 г. в Вене вокруг Фрейда собрался кружок единомышленников. В 1908 г. состоялся первый конгресс Международной психоаналитической ассоциации, первым президентом которой был избран Юнг. Фрейдизм быстро получил распространение и стал весьма популярным среди образованных людей.

В 1911 г. ученик Фрейда Альфред Адлер выступил против нескольких центральных положений доктрины Фрейда. Адлер основал несколько своих институтов по социальной ориентации (социализации) детей.

В 1913 г произошел разрыв Юнга с Фрейдом. Юнг стал основателем «аналитической психологии» и юнгианской ассоциации психологов.

В 1920- 1930 гг. начал развиваться неофрейдизм, представителем которого был Эрих Фромм (1900-1980).

Психоанализ имел колоссальное влияние на культуру Запада в целом: на культурологию, искусство (особенно сюрреализм) и искусстоведение, литературу, социологию, социальную психологию, антропологию, педагогику и т.д.

 

Что нужно знать:

1. Знать важнейшие черты основных этапов исторического развития философии.

2. Знать к каким периодам исторического развития философии относятся следующие характеристики: антропоцентризм, гуманизм, теоцентризм, космоцентризм, пантеизм?

3. Знать значение и роль немецкой классической философии в становлении философии?

4. Знать характерные черты, персоналии, предмет рассмотрения основных философских направлений в истории философской мысли.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Спиркин А.Г. Философия: Учеб. – М, 2003.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Науч. ред. М.С. Ковалева и др.; Ин-т философии РАН – М., 2001. Статьи: метафизика, схоластика, Августин, Фома Аквинский, патристика и др.

2. Алексеев П.В. Философия: Учеб. – М., 2001.

3. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск, 2001.

4. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. – Ч.1. – М., 1998.

5. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.

6. Краткий философский словарь/ Ред. А.П. Алексеев. – М., 2001 – 492 с.

7. Философский энциклопедический словарь / Ред. Е.Ф. Губский. – М., 2001. – 576 с. Статьи: Августин, метафизика, идеализм, средневековая философия.

8. Философия: Учеб./ Ред. В.Д. Губин и др. – М, 2002. – С. 37 – 72.

9. Романов Ю.И. Краткая история философской мысли: Учеб. пособие. – СПб., 2002.

10. Философия природы в Античности и в Средние века/ Ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. – М., 2002.

РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Цель учебного курса: Формирование у студентов объективной картины мира, философского гуманистического мировоззрения как основы его духовно-практической деятельности, представление о научных, философских, религиозных картинах мироздания,

 

Задачи учебного курса:

1. Через предметное знакомство с теоретической философией, выработать у студентов потребность к творческому овладению мировым философским наследием..

2. развивать интерес к самостоятельному решению сложных мировоззренческих проблем через изучение как исторического, так и систематического курсов философии.

3. сформировать навыки системного диалектического мышления с использованием современного научного аппарата понятий, принципов, законов и методов.

 

Студент должен знать: предмет, методы и категории философии, различать особенности философских систем во временных отрезках.

Студент должен уметь применять полученные знания для осмысления и понимания как собственно философских проблем, так и социально значимых проблем современной цивилизации.

Студент должен владеть историко-философским знанием, методологией научного познания, навыками использования знаний в организации собственной жизни и трудовой деятельности.

Студент должен иметь представление об истории развития философской мысли, о философской и научной картинах мира, о различных формах человеческого познания и их взаимодействии, о развитии человеческой цивилизации в целом, о проблемах человека, его деятельности и общественных отношениях, о будущем человека и человеческой цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.223 сек.