Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность туризма 3 страница




Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов предлагают свое определение понятия «отдых», под которым пони­мается любая человеческая деятельность (или бездеятельность), ко­торая не направлена на удовлетворение насущных нужд.

Следуя дан­ной точке зрения, можно выделить следующие виды деятельности человека во время отдыха:

- деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);

- любительские занятия – охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и др.;

- приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;

- интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);

- общение по интересу и свободному выбору;

- развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);

- путешествия и экскурсии ради удовольствия.

Отдых – это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека. Но научное использование термина отдых предполагает более широкую его трактовку, которая приобретает содержательную характеристику, отображающую социально-биологическую сферу бытия. В этом смысле отдых более тесно соотносится с термином «рекреация», в то время как понятие «досуг» всецело отображает социокультурные аспекты жизни людей. Отдых также свойствен и животным, в то время как досуг характеризует исключительно социокультурную деятельность человека. Отдых может принимать пассивный (короткий перерыв в работе, сон, загорание на пляже и т.п.) и активный характер (смена вида деятельности, занятия спортом, активными играми на воздухе и т.п.). Особую значимость для человека приобретает его отдых в процессе путешествий, туристской активности, которые могут радикально и глубоко способствовать его оздоровлению, восстановлению сил и хорошего самочувствия.

Таким образом, анализ понятия «отдых» позволяет выделить следующие существенные признаки данного явления:

- это средство для восстановления сил (может являться элементом туристской поездки);

- это форма биологического существования человека (присущ и животным, в то время как туризм – это социокультурный феномен, вид деятельности);

- это деятельность, не направленная на удовлетворение насущных нужд (что свойственно и туризму);

- включает сон как некое явление и другие непреложные биологические затраты (в то время как туризм – категория совершенно иного порядка);

- проникает во все сферы жизни человека, здесь необязательно перемещение в другую местность (для туризма же – обязательно);

- отдых – это деятельность в рамках повседневности, туризм же отрицает обыденность и рутинность, осуществляется за пределами обычной среды.

В отличие от отдыха понятие досуга заключает в себе социальное содержание, отражает общественную и духовную сущность человека. Его смысловое наполнение зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими представлениями. Таким образом, обособленность близких понятий времяпрепровождения – отдыха и досуга – объясняется главным образом разным соотношением биологического и социального в их содержании. Различия между отдыхом, имеющим биологическую природу, и социально детерминированным досугом проистекают из дуализма самой сущности человека как биологической единицы и социального индивида.

До начала XX в. понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время. Досуговые занятия представляют собой дополнительный вид заня­тий по отношению к основному производственному роду дея­тельности.

Следует отметить, что в подходах к пониманию досуга до сих пор нет полного единства и одновременно существуют три позиции:

1) деление временного отрезка на рабочее и внерабочее вре­мя, где «досуг» и «внерабочее время» рассматриваются как одно и то же;

2) отождествление понятий «досуг» и «свободное время»;

3) досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, не связанные с развитием личности.

Сегодня в энциклопедиях и справочниках «досуг» и «сво­бодное время» между собой уравнивают.

Так, в Советском энциклопедическом словаре досуг или свободное время определяется как часть внерабочего време­ни (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В другом издании досуг рассматривается как индивидуальное свободное время, которым располагает человек, в процессе которого он не занимается оплачиваемым трудом, а также непреложными обязанностями повседневной жизни (работой по дому, воспитанием детей, уходом за собой) [9].

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы обще­ственного и бытового труда,благодаря которой человек вос­станавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усо­вершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание ново­го, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, ту­ризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Причем досуг не включает время на сон и другие непрелож­ные затраты, которые можно назвать отдыхом.

Человек имеет широкую свободу выбора досуговых видов занятий в соответствии со своими интересами и вкусами как творческой, конструктивной, так и деструктивной направленности. У современного горожанина выделяют досуг в течение дня, в конце недели, а также в отпускное время. Перечень досуговых занятий содержит не менее 40 видов деятельности развлекательных, творческих, любительских и иных занятий. Как правило, в период досуга человек включен в социально и культурно значимые виды деятельности, нацеленные на восстановление физических сил, развитие социальных связей, удовлетворение своих духовных потребностей.

Туризм является одним из наиболее активных видов проведения досуга. К особенностям туристского досуга относится своеобра­зие среды его протекания.Он организуется в новой для туриста среде во время потребления туристских услуг на маршруте, в кругу туристов-единомышленников, то есть в области специфи­ческих досуговых интересов.

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты досуга:

1) социально-культурное содержание досуга (признак, отличающий это явление от отдыха, но присущий туризму);

2) деятельность в свободное от работы время (сходство с отдыхом, туризмом);

3) минимальные временные границы досуговой деятельности – сутки (отдых – меньший интервал, туризм – больший интервал);

4) деятельность, имеющая как конструктивный характер, так и деструктивный (отдых только конструктивен, туризм может быть и деструктивным);

5) досуг включает разнообразие видов деятельности, туризм – один из видов проведения досуга;

6) досуг организуется как в месте постоянного проживания, так и за его пределами (отдых – так же, туризм – только за пределами обычной среды);

7) это деятельность в рамках повседневности (здесь мы фиксируем сходство с отдыхом, туризм же отрицает обыденность и рутинность).

Еще одной категорией, коррелирующей с понятием «туризм», является рекреация. Термин «рекреация» ведет свое происхождение от латинского слова «recreation», означающего «восстановление». Этот исходный смысл и сегодня вкладывается в понятие рекреации. Она обычно определяется как отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Медико-биологическая доминанта принципиально разводит рекреацию с досугом и обнажает ее содержатель­ное единство с отдыхом. При этом понятие рекреации является менее известным и эмоционально окрашенным по сравнению с отдыхом, а потому более точным.

Понятие «рекреация» в научной лите­ратуре появилось в США в конце 90-х годов XIX века. Данный термин появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация – это одновременно восстанов­ление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды дея­тельности. В оте­чественной (в основном советской) литературе преобладающим являлось понимание рекреации как восстановления, отдыха. В современной литерату­ре, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.

В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данного понятия: 1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развле­чение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил; 3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих попу­ляций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды.

Следует отметить, что во всех определениях подчеркиваются ценностные и деятельностные аспекты рекреации, то есть рекреация определяется как деятельность, которой присущи социально оправданные цели и организация.

В отличие от ранних трактовок современное содержание понятия рекреации смещается в сторону большего социального наполнения. Существенный вклад в его социологизацию внесла советская школа рекреационной географии. Так, в советской литературе ключевое понятие «рекреационная деятельность» определяется как деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся, по сравнению с другими направлениями деятельности, относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса. В этой дефиниции подчеркивается социальный характер рекреационной деятельности и отражаются важнейшие ее особенности: привязка к определенному типу времени – свободному и ее самоценность (самоцельность). Таким образом, происходит постепенное сближение понятий досуга и рекреации, смысловые границы между ними становятся более размытыми.

Следует отметить, что рекреация предполагает включение человека в специфиче­ские, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориен­тацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Рекреационными же являются лишь ви­ды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливаю­щий эффект, то есть, конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий. Рекреационная деятельность – дея­тельность в свободное время, доставляющая удовольствие и об­ладающая социально приемлемыми качествами.

По мере того как туризм выходил из «тени» рекреации и туристская проблематика получала самостоятельное звучание, в отечественной науке росло понимание необходимости более четкого понятийного разграничения туризма и рекреации и ликвидации сильных научных разночтений в соотнесении этих терминов. Различия между ними касаются объема понятий и их содержательного наполнения. Если рекреация предстает как специфическая биологическая активность субъекта (заметьте, здесь вовсе не отрицается наличие социальной компоненты в рекреации, так же, впрочем, как и в отдыхе, а лишь акцентируется внимание на ее соотнесенности с биологической в пользу последней), то туризм является, прежде всего, социально-экономической сферой деятельности.

В отличие от рекреации понятие туризма по исходному социальному смыслу тяготеет к категории досуга при явно усиленной экономической компоненте, поэтому туризм часто называют «индустрией досуга». Тем самым подчеркивается два ключевых момента. Первый – растущая заполненность туризмом свободного времени населения, прежде всего, в развитых странах. Второй – превращение туризма в полноценную,

стремительно развивающуюся отрасль экономики со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством туристских услуг, в отрасль, которая непосредственно обращена к человеку.

Социально-экономическая сущность туризма, его масштабность, массовость и значение – все это выделяет туризм в рассматриваемом понятийном ряду – «отдых», «досуг», «рекреация», «туризм».

Туризм и рекреация кроме различий в содержании разнятся также объемом понятий. Рекреация, как уже отмечалось, включает кратковременную рекреационную активность в рамках повседневности. Туризм, наоборот, отрицает любые проявления обыденности, будничности, рутинности. На этом основании краткосрочные оздоровительные, культурно-познавательные, развлекательные и другие занятия, которые мотивационно сходны с туристской деятельностью, но осуществляются в пределах обычной для людей среды, оказываются за пределами «понятийной рамки» туризма. Рассматриваемые понятия различаются еще и тем, что путешествия со служебными целями (без получения доходов) являются неотъемлемой частью туризма, тогда как рекреация не включает профессиональные виды деятельности человека, то есть необходимо отметить, что туристская деятельность не всегда является рекреационной, а рекреационная – туристской.

Таким образом, анализ смыслового содержания понятия «рекреация» позволяет выделить характерные черты данного явления:

1) в ней присутствует выраженная биологическая компонента – это форма биологического существования человека (как и отдых, в отличие от туризма и досуга);

2) выражена социальная компонента – социально-культурная деятельность человека (направленная на восстановление духовных сил, на развитие личности, как в туризме и досуговой деятельности, в отличие от отдыха);

3) осуществляется в свободное время (так же как отдых, туризм и досуговая деятельность);

4) конструктивная направленность деятельности (как и в случае с отдыхом; досуг и туризм могут иметь и деструктивную направленность);

5) деятельность в рамках повседневности (данный признак также характерен для отдыха и досуга, в отличие от туризма, который отрицает обыденность и рутинность);

6) не включает профессиональные виды деятельности (как отдых и досуг, в отличие от туризма, который включает, предполагает деловые и профессиональные цели).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое миграции?

2. Какие типы и виды миграций представляют интерес для туризма? Поясните на конкретных примерах.

3. Выделите основные подходы к определению туризма. Аргументируйте свою позицию.

4. Каково соотношение понятий «миграция», «путешествие», «экскурсия» и «туризм»?

5. Что такое дестинация?

6. Перечислите основные мотивы и цели туризма.

7. Охарактеризуйте понятие «обычная среда». Почему определение «обычная среда» является важным для понимания сущности туризма? Аргументируйте свою позицию.

8. Как соотносятся понятия «отдых», «досуг», «рекреация» и «туризм»? Приведите примеры, иллюстрирующие данные явления.

9. Сравните понятия «туризм», «миграция», «путешествие», «экскурсия», «отдых», «рекреация», «досуг». Результаты оформите в виде таблицы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.