Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список. Показателем роста интереса к социальному туризму в постсоветской России стало внесение в 1998 году в Государственную думу проекта закона «О социальном




Показателем роста интереса к социальному туризму в постсоветской России стало внесение в 1998 году в Государственную думу проекта закона «О социальном туризме». И хотя закон не был принят, его обсуждение привлекло внимание туристской общественности к проблемам социального туризма. В проекте, разработанном Комитетом Государственной думы РФ по туризму и спорту, предлагалось следующее определение социального туризма – это сфера создания, продвижения и реализации социального туристского продукта для удовлетворения потребностей в путешествиях, других видах туристского отдыха слабозащищенных в социальном отношении граждан. Законопроект «О социальном туризме» был нацелен на то, чтобы заложить надежный правовой фундамент для возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма. Правовые идеи проекта закона «О социальном туризме» дают возможность определить юридическую сущность социального туризма и его участников.

Социальный туризм – сфера деятельности туристских органи­заций по созданию, продвижению и максимальному распространению социального туристского продукта в целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации. Социальный туристский продукт – совокупность туристских услуг и туров (маршрутов) социального характера, удовлетворяю­щих основные и наиболее массовые потребности людей на уровне минимально необходимого восстановления их жизненных сил посредст­вом социального туризма. Субъекты социального туризма: граждане Российской Федерации независимо от их социального статуса и экономического положения, а также возраста, языка, от­ношения к религии, расовой и национальной принадлежности; дети, учащиеся, ветераны и другие слабозащищенные соци­альные группы населения, нуждающиеся в специализированных туристских социальных программах; туристские работники – экскурсоводы и аниматоры, музейные работники и краеведы, инструкторы туризма и проводники-спаса­тели, объединенные в профессиональные ассоциации, движения.

По мнению разработчиков, в случае принятия закона «О социальном туризме» основная часть населения страны (дети, учащиеся, специалисты, ветераны, инвалиды, участники самодеятельного туризма, соотече­ственники, малочисленные народности, интеллигенция) получат адресную поддержку в ходе реализации социальных программ и ту­ристского продукта. Для них вновь откроется доступ к культур­но-историческому наследию и природным зонам России; государство установит контроль, норму требований, прин­ципов, отрегулирует развитие социального туризма и получит необ­ходимый объем финансовых поступлений за официальную под­держку политики социального туризма; субъект Федерации нормирует региональное законодательство, восстанавливает туристскую инфраструктуру, расширяет сферу ту­ристских связей, получает прямые и рентные платежи от туристско­го обращения; местная территория оживляет омертвленные объекты туризма, получает рентные платежи, компенсирует коммунальные затраты, защищает экологию и наследие; частный бизнес и малое предпринимательство вступают в соци­ально-экономические отношения с субъектами социального туриз­ма, выравнивают систему реализации, развивают малые формы туризма, получают средства как производители туристских услуг и законодательную защиту от экономической нестабильности фи­нансово-туристской олигархии.

Социальный туризм оформляется как закономерно развиваемый социальный сектор туризма, реализует, производит и расширяет социальный туристский продукт, активизирует самодеятельные и добровольные общественные движения, расширяет рамки дос­тупности средств туризма социально незащищенным слоям населе­ния, имеющим конституционное право на свободу передвижения, отдых, путешествия, поездки, обмены и туристские занятия.

По мнению отечественных специалистов, социальный туризм – это разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку.

Принято выделять следующие особенности социального туризма:

1. Забота о малообеспеченных людях с учетом их возраста, здоровья,

социального положения.

2. Охват различных категорий граждан - от учащихся и студентов до пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда, малообеспеченных семей.

3. Предоставление льгот не только по возрастному цензу и по материальной несостоятельности, но и в качестве поощрения наиболее активных работников за личный вклад в успех предприятия.

4. Источники финансирования социального туризма складываются из государственных и муниципальных средств на социальные нужды, а также из банковских туристских вкладов накопительного характера, из соответствующих средств частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов. При этом дотация и льготы и поощрительные стимулы распространя­ются как на самих участников-туристов, категории которых определены законодательными актами и уставами негосудар­ственных фондов, так и на организаторов такого вида ту­ризма.

5. Преобладание коллективных и организованных форм.

6. На уровне конкретного потребителя турпродукта социальный туризм характеризуется бесплатными и льготными путевками в дома отдыха, санатории, турбазы, специальными транспортными тарифами, налоговыми и таможенными льготами.

7.Развитие социального туризма способствует созданию инфраструктуры на неосвоенных территориях.

Социальный туризм в мире также характеризуется: активным подключением разного рода социальных организаций (пенсионных фондов, трудовых советов, профсоюзов и др.); разнообразием финансовой поддержки (займы с низкими процентными ставками, субсидии, налоговые льготы и др.); использованием достижений в социальной сфере, повышающих уровень жизни и стандарты здравоохранения.

В сфере социального туризма существуют следующие классификации его разновидностей:

По направленности выделяют разновидности социального туризма:

1. Самодеятельный(спортивно-оздоровительный) туризм – общественное движение; путешествия, осуществляемые туристами на свои средства, а также при поддержке государства и общественности, с использованием активных способов передвижения различной сложности. Самодеятельный туризм вырабатывает навыки поведения в различных природно-климатических условиях, при стихийных бедствиях, прививает бережное отношение к окружающей среде, умение вести природоохранные работы.

2. Лечебно-оздоровительный туризм – туристские путешествия граждан с низким среднедушевым доходом, слабозащищенных в социальном отношении, а также остро нуждающихся в рекреации и лечении, осуществляющиеся на условиях и по ценам, действующим в социальном туризме. Социальные льготы на лечебно-оздоровительный туризм, предусматриваемые в коллективных договорах между работниками и работодателем, указываются в отпускном чеке как подтверждение взаимных обязательств работников и работодателя.

3. Экологический и культурно-познавательный туризм – туристские посещения памятников природы, истории и культуры, охраняемых природных территорий, туристских территорий, объектов природного и культурного наследия. Включение охраняемых объектов природного и культурного наследия в программы социального туризма и порядок их посещения должны согласовываться с их владельцами или уполномоченными лицами.

По категории туристов социальный туризм делится на следующие разновидности:

1. Детско-юношеский туризм, который охватывает туристско-краеведческую деятельность среди детей и подростков в образовательных учреждениях, действующих по основным общеобразовательным программам, в учреждениях дополнительного образования, включая центры и станции детско-юношеского туризма, осуществляющие в том числе факультативную подготовку по туризму и краеведению. Учреждения и другие организации, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности по туризму и краеведению, обеспечиваются бюджетным финансированием и пользуются различными налоговыми преимуществами.

2. Туристские путешествия инвалидов, лиц с ограниченной дееспособностью, осуществляемые на условиях и по ценам, действующим в социальном туризме.

3. Школьные и молодежные туры, ориентированные на ор­ганизацию путешествий в рамках программ обучения, чаще всего дополнительного вне стен учебных заведений (сбор гербариев, изучение родного края, ориентирование на мест­ности, изучение приемов походной жизни, робинзонада, предметные экскурсии, а также туры, ориентированные на военно-патриотическое воспитание молодежи). Значитель­ную роль здесь играет также школьный и молодежный обмен. Подобные туры требуют особого внимания организаторов, хорошей педагогической подготовки и специ­альных знаний.

4. Семейные путешествия для малообеспеченных семей.

5. Туристские поездки по Российской Федерации зарубежных соотечественников – призваны способствовать культивирированию среди них родного языка и иных национальных ценностей, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству, в том числе в сфере социального туризма и туристского образования, привлечению из числа зарубежных соотечественников инвесторов для восстановления, сбережения в России природного и культурного наследия. На туристские поездки по России зарубежных соотечественников распространяются преимущества, предусмотренные Федеральным законом для российских участников социального туризма.

Наиболее сложным является вопрос о механизмах финансирования социального туризма. В качестве одного из возможных механизмов экономического регулирования социального туризма, по мнению специалистов, может выступать создание фондов социального туризма.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 118) фондом признается не имеющая членства некоммерческая органи­зация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая со­циальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели.

Фонд социального туризма может создаваться для накопления финансо­вых средств, поступающих от юридических и физических лиц, бла­готворительных организаций на цели развития внутреннего, соци­ального туризма в условиях рыночных отношений. Региональные законодательные акты о туристской деятельности предусматривают создание аналогичных фондов. Так, Закон «О туристской деятельности в Московской области» (ст. 7) предусматривает, что «туристские объединения и организа­ции, граждане имеют право самостоятельно, в том числе на договорной основе создавать фонды для финансирования туристской деятельности. Организация и деятельность указанных фондов осу­ществляется в соответствии с их уставами на основании действую­щего законодательства». Фонды социального туризма аккумулируют: средства, полученные от использования нематериальных акти­вов комиссий по социальному туризму, туристских организаций (патентов, ноу-хау, товарного знака и др.); доходы по процентам от льготных кредитов, выделяемых ком­мерческими структурами субъектам малого предпринимательства в социальном туризме; добровольные взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных, в поддержку социального туризма; поступления из иных источников, не запрещенных законода­тельством Российской Федерации.

Еще одним механизмом финансового обеспечения социального туризма может стать существующая в ряде зарубежных стран система отпускных чеков, которые можно использовать при покупке турпродукта. Системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии – Швейцарская касса путешествий. Отпускной чек – платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость.

Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов: агентства, уполномоченного производить необходимые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату); оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия, профсоюзы); носителей и пользователей чеков (отдельные физические лица); предприятий обслуживания по отпускным чекам.

Основные принципы функционирования данной системы заключаются в следующем: определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму; оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные); работник предприятия рассчитывается за чек единовременно или в рассрочку; полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т.д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия. Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания.

Перспективы развития социального туризма в современной России связаны с решением целого ряда проблем: создание новой или адаптация к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма; отсутствие необходимой законодательной и нормативной базы; информационные и психологические трудности отдыхающих в системе социального туризма; растущие стандарты качества обслуживания; определение форм оказания материальной помощи клиентам социального туризма.

Специалисты предлагают целый ряд мер, направленных на стимулирование социального туризма:

1. Создание федерального и региональных фондов поддержки социального туризма как бесприбыльных организаций.

2. Формирование благоприятного налогового климата как для сферы социального туризма в целом и сопутствующих отраслей, так и для привлечения инвестиций и пожертвований в эти сферы со стороны юридических и физических лиц в пределах действующей налоговой системы.

3. Создание специализированных банков по обслуживанию туризма, предоставляющих льготные кредиты для социального туризма.

4. Предоставление государственными банками льготных кредитов для реконструкции старых и строительства новых турист­ских объектов.

5. В случае предоставления льготных кредитов на указанные цели со стороны коммерческих банков – предоставление последним государственных субкредитов и конкретных гарантий со стороны государства (государственных банков).

6. Предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд и займов физическим лицам на обустройство и эксплуатацию «малых» частных гостиниц (при лицензировании этой деятельности).

7. Предоставление определенных льгот в транспортных тарифах для туристов-пенсионеров и инвалидов, а также жителей отдаленных районов.

8. Упрощение процедуры привлечения иностранного капитала для строительства и эксплуатации туристских объектов и деятельнос­ти в сфере социального туризма; предоставление налоговых льгот иностранному капиталу на указанные цели; отмена для иностранных инвесторов ограничений на вывоз прибыли в сфере социального туризма; всемерное поощрение «импорта» в Россию «социальных» иностранных туристов.

9. Резервирование за сферой социального туризма участия в деятельности федеральной контрактной системы – при размещении гарантированных государственных заказов на продукцию, строи­тельство, транспорт для целей социального туризма.

10. Всемерное содействие безвалютному международному обмену «социальными» туристами (упрощение визовых формаль­ностей, скидки к транспортным тарифам и др.).

11. Предоставление налоговых льгот для юридических лиц, оплачивающих расходы на социальный туризм своим сотрудникам (в т.ч. ушедшим на пенсию), а также «подшефным» малоимущим гражданам, детям и инвалидам.

Представляется настоятельно необходимым заключить в рамках СНГ межгосударственное соглашение по сотрудничеству в области социального туризма, отчего экономическая и социальная значимость его еще более возрастет. Предлагаемая система мер будет способствовать смягчению социальной направленности, формированию в обществе социальных и экономических мотиваций, своеобразного социально-психоло­гического имиджа в отношении к социальному туризму как одному из факторов здорового образа жизни для широких масс населения, переориентации большинства населения на иные социальные и политические ценности, его адаптации к рыночной экономике.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение понятию «социальный туризм».

2. Охарактеризуйте развитие социального туризма в XX веке на Западе и в СССР.

3. Каковы основные положения проекта закона «О социальном туризме»?

4. Расскажите о разновидностях социального туризма.

5. С какими другими видами туристской деятельности связан социальный туризм?

6. Каковы возможные механизмы финансирования социального туризма?

7. Раскройте проблемы и перспективы развития социального туризма в современной России.

8. Разработайте проект социального познавательного тура для школьников.

1. Азар, В.И. Экономика и организация туризма / В.И. Азар. М., 1983.

2. Андреева, Е.Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития / Е.Б. Андреева // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. №2.

3. Биржаков, М.Б. К вопросу о развитии социального туризма на юге Приморского края / М.Б. Биржаков, В.И. Преловский, И.Ю. Пузанова, Ю.С. Путрик // Туристские фирмы. 2000. Вып. 21.

4. Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика / В.А. Квартальнов. М., 1998. Т. 2.

5. Колчанов, М.А. Социальный туризм. Его история и перспективы развития / М.А. Колчанов // Вопросы права и социологии. Волгоград, 2003. Вып. 10.

6. Котелкин, В.И. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России / В.И. Котелкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2005.Сер.5. Вып. 2.

7. Котелкин, В.И. Состояние и перспективы развития социального туризма в России / В.И. Котелкин // Вестник СПбГУ. 1998.Сер. 5.Вып. 1.

8. Проект Федерального закона РФ «О социальном туризме». Ст. 1 // Туристские фирмы. 1999. Вып. 18.

9. Путрик, Ю.С. Становление и развитие государственной политики Российской Федерации в области туризма: 1991–2008 гг. / Ю.С. Путрик. М., 2008.

10. Сенин, В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин. М., 2003.

11. Сергиенко, Л.В. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма / Л.В. Сергиенко. М., 2000.

12. Соколова, Н.А. Социальный туризм в системе социальной защиты населения / Н.А. Соколова // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 3.

13. Соловьев, К.С. Социальный туризм – путь развития России // Научно-теоретический журнал по туризму / К.С. Соловьев. 1999. №11.

14. Уваров, В. Международные туристские организации: справочник / В. Уваров, К. Борисов. М., 1990.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.