Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя




Виды педагогических инноваций

Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

1. По видам деятельности педагогические инновации бывают педагогические – те, которые обеспечивают педагогический процесс, и управленческие – это те, которые относятся к управленческой стороне педагогической деятельности.

2. По характеру вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на радикальные, т.е. те, которые основываются на принци-пиально новых идеях и подходах, комбинаторные – это такие педагогиче-ские инновации, которые сочетают в себе известные элементы, и модифицирующие, которые направлены на совершенствование и дополнение существующих образцов и форм.

3. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации классифицируются на локальные, такие, которые включают в себя независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов, модульные, которые включают в себя взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций и системные, которые заключаются в полной реконструкции системы как целого.

4. По масштабу использования педагогические инновации бывают единичные и диффузные.

5. По источнику возникновения педагогические инновации бывают внешние, источник которых находится за пределами педагогической систе-мы, внутренние – такие инновации разрабатываются в рамках определённой образовательной системы.

 

Антиинновационный барьер – понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций. А.И. Пригожин выделяет несколько инновационных стереотипов.

1. «Это у нас уже есть». Приводится пример, действительно сходный в некоторых чертах с предлагаемым новшеством.

2. «Это у нас не получится». Перечисляется ряд особенностей, объективных условий, которые делают невозможным данное нововведение.

3. «Это не решает наших главных проблем». Поза сторонника радикальных решений. Инноватор в этом случае получает черты недостаточно смелого и активного проводника подлинного прогресса.

4. «Это требует доработки». У новшества выделяются его действительные недостатки, ограничения, недоработанные элементы, которые всегда неизбежны, ибо всякий проект нуждается в апробации и доводке в рабочем режиме.

5. «Здесь не все равноценно» – ставка на отсечение некоторых деталей по любому из названных выше соображений, отчего новшество либо становится «безобидным» по своему инновационному потенциалу, «приручается», либо оказывается бессмысленным по той же причине, ибо ощутимого эффекта уже не предвидится.

6. «Есть и другие предложения». Подразумевается вполне реальная альтернатива данному новшеству, выдвигаемая другими авторами, школами.

К указанным инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества:

1. Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка), выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым и смешным в своих суждениях.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее суждение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие («я-концепция»), характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи.

6. Ригидность («вязкость») мышления, которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания «в их окончательном понимании без возможности разнообразия».

Учителю полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше различных готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может вписываться в педагогическое сообщество, снижая при этом уровень креативности.

Развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

1. Образование как ценность, процесс, система и результат. Система образования Республики Беларусь.

2. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности.

3. Гендерные проблемы в образовании.

4. Возникновение и развитие педагогической профессии. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

5. Профессиональная направленность и нравственный кодекс педагога.

6. Сущность, структура и оценка педагогической деятельности.

7. Педагогическое взаимодействие.

8. Профессиональная компетентность педагога. Имидж педагога.

9. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности.

10. Детство как предмет научного исследования.

11. Права ребенка. Международные акты в защиту детей.

12. Педагогика как наука. Предмет педагогики и ее основные категории.

13. Задачи педагогической науки.

14. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

15. Методология педагогики и ее уровни. Эмпирические и теоретические методы исследования.

16. Основные методологические подходы в педагогике.

17. Понятия «аксиология» и «педагогическая аксиология».

18. Классификация и критерии оценки педагогических ценностей.

19. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.

20. Ведущие источники, условия и факторы развития личности.

21. Возрастная периодизация личности.

22. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

23. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли.

24. Общая характеристика целостного педагогического процесса. Этапы и движущие силы педагогического процесса.

25. Проблема цели воспитания в педагогике. Целеполагание.

26. Классификация целей воспитания.

27. Определение цели обучения на уроке.

28. Понятие и структура содержания образования.

29. Источники и факторы формирования содержания образования.

30. Образовательный стандарт, его структура и функции.

31. Документы, определяющие содержание образования.

32. Предмет и задачи дидактики.

33. Сущность, функции и движущие силы процесса обучения.

34. Закономерности и принципы процесса обучения.

35. Понятие и сущность метода обучения. Исторический характер развития методов обучения.

36. Классификация методов обучения. Критерии выбора и сочетания методов обучения.

37. Возникновение и развитие организационных форм обучения.

38. Урок - основная форма организации обучения в современной школе. Другие формы организации обучения

39. Сущность и виды средств обучения. Мультимедийные средства обучения.

40. Рациональная организация учебной деятельности учащихся

41. Понятие внешней и внутренней дифференциации обучения

42. Индивидуализация обучения

43. Детская одаренность

44. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема

45. Воспитание как специально организованная профессиональная деятельность педагога

46. Закономерности и принципы гуманистического воспитания

47. Развитие педагогических взглядов на методику и методы воспитательной работы

48. Общая характеристика методов воспитательной работы в системе целостного педагогического процесса

49. Формы воспитательной работы

50. Сущность, пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся

51. Сущность и содержание нравственной и эстетической культуры личности

52. Сущность понятий «гражданственность» и «гражданская культура личности»

53. Сущность и содержание экономического воспитания школьников.

54. Сущность понятия «профессиональное самоопределение».

55. Формирование экологической культуры личности.

56. Формирование здорового образа жизни учащихся.

57. Разработка в педагогике теории коллектива.

58. Сущность и организационные основы деятельности детского воспитательного коллектива.

59. Основные этапы развития детского воспитательного коллектива.

60. Педагогическое руководство коллективом.

61. Семья – воспитательная среда ребенка. Типы семейных отношений.

62. Влияние среды на воспитание и развитие личности.

63. Сущность и структура детского самоуправления в школе.

64. Принципы деятельности и формы школьного самоуправления.

65. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности.

66. Понятие и функции педагогического общения.

67. Позиция педагога и стили педагогического общения

68. Барьеры в педагогическом общении. Педагогические конфликты.

69. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся

70. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Классификация стилей педагогической деятельности.

71. Сущность и структура педагогического менеджмента

72. Харизма и лидерские способности педагога

73. Сущность и функции педагогической диагностики. Элементы тестологии.

74. Сущность понятия «педагогическая инновация». Виды педагогических инноваций.

75. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е издание / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - 608 с.

2.Антология педагогической мысли: в 3 т. / сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. - М.: Высш.школа, 1988. - Т. 1. - 440 с, Т.2. - 462 с.

3.Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников и специалистов / З.В. Артеменко, Ж.В. Завадская. - Мн.: ИПК образования, 1994. - 230 с.

4.Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М., 1985. - 208 с.

4.Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.

5.Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания / Б.П. Битинас. - М., 1997.-135 с.

6.Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников / О.С. Богданова, СВ. Черенкова. - М.,1988. - 204 с.

7.Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич. - Ростов- на-Дону, 1999.-560 с.

8.Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бондаревская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

9.Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. - Минск: БГЭУ., 2004. - 384 с.

10.Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1998. - 208 с.

11.Вульфсон, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфсон, В.Д. Иванов. - М.: Издательство УРАО., 1997.-288 с.

12.Гордин, Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей / Л.Ю. Гордин. -М., 1971.-200 с.

13.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 283 с.

14.Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся (общие положения): Инструкт.-метод, материалы / М-во образования Республики Беларусь // Адукацыя і выхаванне. - 2002. - № 10. - С. 16- 21.

15.Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб.пособие для студентов вузов, обуч.по пед.спец. / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 1999. - 200 с.

16.Дидактика современной школы / под ред. Онищука В.А. - Киев, 1987. -237 с.

17.Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод.комплекс для студ.пед.спец / О.Л. Жук. - Мн.: БГУ, 2003. - 389 с.

18.Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев. -М., 1990.- 164 с.

19.Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.Атаханов. - М.: Высшее образование, 2001.-208 с.

20.Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - М.: Изд.центр «Академия», 2001. - 192 с.

21.Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 19 марта 2002 г.) // Настаўніцкая газета. - 2002. - 4 крас.

22.Закон аб дзяржаўнай падтрымцы маладзежных і дзіцячых грамадскіх аб'яднанняў у Рэспубліцы Беларусь // Праблемны выхавання, 2000. - № 2, с.3-10.

23.Закон РБ «Об общем среднем образовании». Принят 5 июля 2006 г. № 141-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г,№ 108,2/1238.

24.Закон Рэспублікі Беларусь "Аб правах дзіцяці" (у рэдакцыі Закона ад 2 кастр. 2000 г.) // Народная асвета. - 2001. - № 11. - С. 72-77.

25.Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. - М., 1989. - 206 с.

26.Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс / П.Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982. - С. 163-231.

27.Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский.-М., 1993. -80 с.

28.Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. - М., 1989. - 75 с.

29.Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ.вузов / Г.М. Коджас- пирова. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.

30.Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащ., студ., аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова. - Москва; Ростов на Дону: МарТ, 2005. - 448 с.

31.Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова. - М.: Изд.центр «Академия», 2005. —288 с.

32.Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Ко- леченко. - СПб: КАРО, 2001. - 368 с.

33.Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1982. - Т.1. - С. 242- 476.

34.Конвенция о правах ребенка: Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. //Директор школы. - 1998. - № 2. - С. 99-128.

35.Кондаленко, Л.К. Культура образования: методологические аспекты: пособие / Л.К. Кондаленко. - Мн.: БГПУ, 2004. - 83 с.

36.Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью// Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. - 2003. - № 7(535).-С. 28-36.

37.Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Одобрена постановлением коллегии М-ва образования РБ от 30 нояб. 1999 г., № 24 // Настаўніцкая газета. - 2000. - 22 лютага.

39.Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров РБ от 18 апр. 2000 г., № 527. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. - С. 3-13.

40.Корнетов, Г.Б. Педагогика: теория и история: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Г.Б. Корнетов. - М.: Издательство УРАО, 2003.-296 с.

41.Коротов В.М. Введение в педагогику.- М.: Изд-во УРАО, 1999.- 256 с.

42.Коротов В.М. Технология преподавания.- Самара, 1998.- 89 с.

43.Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. - Мн.: ред. журнала «Адукацыя і выхаванне», 1996. - 312 с.

44.Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов- исследователей / В.В. Краевский. - Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001.-244 с.

45.Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Акаде мия, 2003.-256 с.

46.Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Зб.нармат.дак.М-ва адукацыі Рэспублікі Беларусь. - 2003. - № 7.

47.Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. - М., 1989. - 400 с.

48.Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. / B.C. Леднев. - М.: Вышэйшая школа, 1991. - 223 с.

49.Лернер, ИЛ.Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М., 1980.-96 с.

50.Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт // Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - С. 16-228.

51.Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.

52.Макаренко, А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Под ред.И.А. Каирова. - М..-Педагогика, 1977. - Т.1- С. 53-72.

53.Малахова, И.А. Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А. Малахова // Развитие личности: в 2-х частях.- Мн.: Беларуская навука, 2002. -Ч.1-158С.

54.Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения / М.И. Махмутов. -М., 1977.-240 с.

55.Модернизация воспитательной деятельности в вузах: мониторинг и рекомендации: обзорная информация / B.C. Кагерманьян [и др.]. - М..-НИИВО, 2004.-64 с.

56.Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. - М., 1986. - 158 с.

57.Организация объединенных наций. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 2 сентября 1990 года. 44/25 // Официальные документы в образовании. - 2005. - № 18. -С. 3-28.

58.Основы педагогики / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. А.И. Жука. - Мн.: Аверсэв, 2003. - 349 с.

59.Палажэнне аб класным кіраўніку класа агульнаадукацыйнай школы і куратару вучэбнай групы прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай навучальнай установы // АіВ. Пазашкольнае выхаванне. -2000.-№ 2.-С. 12-14.

60.Палажэнне аб установе, якая забяспечвае атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі. Утверждено постановлением МО РБ 07.07.2004. - № 44 // Настаўніцкая газета. - 2003. - 1 лістапада. - с.67.

61.Паркинсон, К.Н. Дети. Как с ними справляться, раз уж они у вас есть: 70 советов родителям / пер.с англ. Мальгина Н. / К.Н. Паркинсон. - СПб: Питер Паблишинг, 1997. - 128 с.

62.Педагогика / В.А. Сластенин [и др.] - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

63.Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое об щество России, 1998. - 640 с.

64.Педагогика народов мира: История и современность / авт-сост. К.Салимова, Н.Додде. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 576 с.

65.Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. спец. / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, B.C. Кукушин, Г.В. Суч ков; под общ.ред. B.C. Кукушина. - М: Ростов-на-Дону, 2004. - 336 с.

66.Педагогический энциклопедический словарь / [гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких [и др.]]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -527 с.

67.Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци; сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педаго гика, 1989. -416 с.

68.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. — 576 с.

69.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.

70.Поташник, М.М. Управление современной школой (в вопросах и от ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования / М.М. Поташник. -М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

71.Программа «Дети Беларуси»: Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. №318// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006. - №86 (1/7590).

72.Программа «Молодежь Беларуси»: Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. №200 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006. - №56 (1/7417).

73.Программа «Молодые таланты Беларуси»: Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. №310 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006. - №74 (1/7573).

74.Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Утв.М-вом образования РБ от 24 нояб. 2002 г., № 475 // Праблемы выхавання. - 2001. - № 4. - С. 4-128.

75.Пуйман С.А. История образования и педагогической мысли: ответы на экзаменационные вопросы/С.А.Пуйман.- Минск: ТетраСистемс, 2010.- 160 с.

76.Пуйман, С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие / С.А. Пуйман. - Мн.: ТетраСистемс, 1999. - 128 с.

77.Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманитарно-издательский центр «ВЛАДОС», 2000. - 256 с.

78.Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие /А.И. Савенков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

79.Селиванов, B.C. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания /B.C. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - 336 с.

80.Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие / И.С. Сергеев. - СПб.: Питер, 2004. - 315 с.

81.Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М., 1986. - 150 с.

82.Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика., 1984. - 96 с.

83.Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП «Изд-во «Магистр»», 1997. - 224 с.

84.Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.

85.Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефановская. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 368 с.

86.Столяренко, Л.Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов / Л.Д. Столяренко. - М: Ростов-на-Дону, 2003. - 254 с.

87.Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям) /В.А. Сухомлинский. - Мн.: Нар.асвета, 1978. - 288 с.

88.Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М., 1971.-336 с.

89.Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. - Т.1.- С. 229-263.

90.Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К.Д. Ушинский // Собр. соч. в 2 т. - М.: Л., 1948. - Т. 2.

91.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 1999. — 519с.

92.Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской [и др.]. - СПб.: Питер, 2001. - 536 с.

93.Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.: Изд. Центр «Академия». - 1999. - 288 с.

94.Школа и педагогика зарубежных стран на современном этапе: учеб.пособие / Мин.обр.РБ. ВГУ им. П.М. Машерова; сост.Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина. -Витебск: Изд-во Вит.гос.ун-та, 1999. - 101 с.

95.Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. -М.: Педагогика, 1971. - 351 с.

96.Щуркова, Н.Е. Вы стали классным руководителем / Н.Е. Щуркова. - М., 1986.- 111с.

97.Яковлев, Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, A.M. Сохор. - М., 1985.-208 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Введение

Тема 1. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь

1.1. Образование как ценность, процесс, система и результат.

1.2. Система образования Республики Беларусь

1.3. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности

1.4. Гендерные проблемы в образовании

Тема 2. Педагогическая профессия и ее особенности

2.1. Возникновение и развитие педагогической профессии

2.2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

2.3. Профессиональная направленность педагога

2.4. Нравственный кодекс педагога

Тема 3. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции

3.1. Сущность и структура педагогической деятельности

3.2. Педагогическое взаимодействие

3.3. Профессиональная компетентность педагога

3.4. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности

3.6. Имидж педагога

Тема 4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка.

4.1. Детство как предмет научного исследования.

4.2. Права ребенка. Международные акты в защиту детей.

Тема 5. Педагогика в системе наук о человеке.

5.1. Педагогика как наука.

5.2. Предмет педагогики и ее основные категории.

5.3. Задачи педагогической науки.

5.4. Система педагогических наук.

5.5. Связь педагогики с другими науками.

Тема 6. Методология и методы педагогических исследований

6.1. Методология педагогики и ее уровни.

6.2. Основные методологические подходы в педагогике

6.3. Эмпирические и теоретические методы исследования

Тема 7. Аксиологические основы педагогики

7.1. Понятия «аксиология» и «педагогическая аксиология».

7.2. Классификация и критерии оценки педагогических ценностей

Тема 8. Личность ученика как субъекта образования и развития

8.1. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.

8.2. Ведущие источники, условия и факторы развития личности.

8.3. Современная возрастная периодизация личности.

8.4. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Тема 9. Целостный педагогический процесс

9.1. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли.

9.2. Общая характеристика целостного педагогического процесса

9.3. Этапы и движущие силы педагогического процесса

Тема 10. Проблема целеполагания педагогике

10.1. Проблема цели воспитания в педагогике. Целеполагание

10.2. Классификация целей воспитания

10.3. Определение цели обучения на уроке

Тема 11. Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития

11.1. Понятие о содержании образования

11.2. Структура содержания образования

11.3. Источники и факторы формирования содержания образования

11.4. Образовательный стандарт, его структура и функции

11.5. Документы, определяющие содержание образования

Тема 12. Процесс обучения

12.1. Предмет и задачи дидактики

12.2. Сущность и функции процесса обучения

12.3. Движущие силы процесса обучения

12.4. Закономерности и принципы процесса обучения

Тема 13. Методы обучения и их классификация

13.1. Понятие и сущность метода обучения

13.2. Исторический характер развития методов обучения

13.3. Классификация методов обучения

13.4. Критерии выбора и сочетания методов обучения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.