Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ




Планы и объекты анализа могут быть соотнесены с различ­ными формами деятельности учителя: подготовкой к уроку,

проведением урока, его аналитическим разбором, оценкой самим учителем проведенного урока. Соответственно выделены три уровня психологического анализа урока: предваряющий, теку­щий и ретроспективный (И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская).

Предваряющий психологический анализ урока осуществля­ется на этапе подготовки учителя к уроку. На этом этапе у учи­теля первоначально возникает «образ-замысел» (в терминах В.А. Артемова) будущего урока, пока еще мысленного, «безли­кого», без временных и пространственных границ. Затем в дея­тельности учителя наступает важный этап всестороннего и тща­тельного анализа всего, что связано с будущим уроком: учебно­го материала, предусмотренного программой, выдвигаемых це­лей и задач, избираемых методов, приемов и способов обучения, а также условий, в которых планируется проведение занятия (оп­ределенная группа учащихся, время, место и т.п.). В процессе такого анализа учитель готовит план или конспект уже вполне конкретного урока, того «образа-исполнения» (в терминах В.А. Артемова), которому и надлежит быть реализованным.

Предварительно анализируя урок, учитель осмысленно и це­ленаправленно использует теоретические знания из области об­щей, возрастной, педагогической, социальной психологии, пси­хологии обучения учебному предмету (математике, литературе и т.д.). На этом этапе перед учителем встают основные психоло­гические проблемы организации учебного процесса. Их решение связано с тем, что «учение как творческое усвоение, приобрете­ние знаний зависит от трех факторовот того, чему обу­чают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают» [97, с. 152]. Анализ и учет этих факторов является тем эффек­тивным средством, которое обеспечивает продуктивность и успеш­ность урока.

Первый фактор, оказывающий влияние на процесс обучения,— это учебный предмет, его специфика. Например, специфика иностранного языка как учебного предмета состоит в том, что он выступает одновременно в качестве цели и средства обучения. Ес­ли всеми другими предметами учащийся овладевает посредством родного языка как инструмента, орудия, то при овладении ино­странным языком возникает проблема постепенного, управляе­мого извне освоения одних, более легких средств и способов для освоения других, более сложных.

Второй фактор, влияющий на усвоение знаний, — индиви­дуально-психологические и профессиональные особенности личности учителя. Педагогическая работа, как известно, предъявляет высокие требования к личности учителя, его педагогичес­ким способностям (дидактическим, академическим, перцептив­ным, речевым, организаторским, авторитарным, коммуника­тивным и др.). При этом специфика учебного предмета сама влияет на значимость тех или иных педагогических качеств, по­вышая их ценность, выдвигая на первое место. Например, для преподавателя иностранного языка, по мнению студентов, наи­более ценными являются коммуникативные качества, хороший контакт с группой и положительный эмоциональный климат в кол­лективе, тогда как для преподавателя физики, математики важ­ны продуктивность, оригинальность мышления.

И, наконец, третий фактор — личность учащегося, его воз­растные и индивидуально-психологические особенности, его ум­ственное развитие, эмоционально-волевая регуляция, его склон­ности и интересы, его отношение к учению, особенности усвое­ния учебного материала. Отметим, что влияние этого фактора про­является во всех психологических компонентах усвоения, кото­рыми являются, по Н.Д. Левитову: 1) положительное отношение учащихся к учению; 2) непосредственное чувственное ознаком­ление с материалом; 3) мышление как активная переработка по­лученного материала; 4) запоминание и сохранение полученной и обработанной информации.

Иностранный язык как учебный предмет, например, накла­дывает специфический отпечаток на значимость психических по­знавательных процессов учащихся. Так, в процессах ощуще­ния и восприятия особенно важна дифференциальная слуховая и моторная чувствительность. Иностранный язык предъявляет высокие требования к оперативной и долговременной (постоян­ной) памяти учащихся и т.д. Важное значение имеют положи­тельные эмоции, возникающие при его изучении. Овладение этим учебным предметом предъявляет большие требования к ор­ганизации внимания и воли учащихся (И.В. Карпов).

Предварительно анализируя планируемый урок, важно со­относить его с конкретной группой, особенности которой изве­стны учителю. Чем осознаннее и целенаправленнее применяет учитель профессиональные знания для обоснования предстоя­щего урока, чем глубже и полнее проводится им анализ всего, что он планирует сделать на уроке, чем большее число момен­тов будущего урока прогнозируется им с высокой точностью, тем меньше неожиданностей его ожидает, тем большую уверенность он испытывает. Все это является залогом успешности проведения самого урока. Предваряющий анализ основывается на проективных способностях, реализует эти умения и развива­ет их.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.