Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность фирмы на олигополистических рынках




Олигополией является конкурентная структура, в которой несколько фирм-товаропроизводителей предлагают рынку однородную либо незначительно различающуюся между собой продукцию. Отрасль является олигополистической, когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг. На олигополистическом рынке на ряду с крупными может действовать и немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их действия определяют развитие рыночной ситуации. Формально к олигополистическим относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (чаще всего за точку отсчета принимают от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей. Классическим примером олигополистического рынка может служить мировой рынок сырой нефти, на котором Россия, несколько ближневосточных государств и Венесуэла (так называемые страны OPEC – картель Организации стран–экспортеров нефти) контролируют значительную долю мировых запасов энергоносителей.

Главной причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек. Большой удельный вес участников олигополии в объеме производимой продукции определяет значительную долю контроля каждой из фирм и над рыночной ценой: ценовая политика любого из участников затрагивает интересы других, следовательно, ценовую политику в условиях олигополии фирма должна проводить, учитывая реакцию других фирм. Помимо этого, для любого олигополиста объем выпускаемой продукции также не является постоянной величиной, а напрямую зависит от решений конкурента.

Отличительная черта олигополии – большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора. Фирма, действующая на олигопольном рынке, вынуждена считаться с тем, что выбранное ею соотношение между ценой и количеством продукции, которое она может по этой цене продать, зависит от поведения ее конкурентов, а их стратегия является следствием принятого ею решения. Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольная фирма не может устанавливать цену так же просто, как монопольная. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете не известен. Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартизованной) или относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.

Простейшей моделью олигополии является дуополиярынок с двумя функционирующими на нем фирмами-товаропроизводителями.

Деятельность фирмы на олигополистическом (дуопольном) рынке предполагает, что любое изменение цены ведет к потерям дохода. Стремление фирмы-олигополиста увеличить собственный объем производства и расширить контролируемую ею долю рынка, невольно ведет к повышению совокупного объема выпуска и снижению цен на рынке. Поэтому ценовая конкуренция становится невыгодной, и фирмы-олигополисты прибегают к неценовой конкуренции, улучшая качество продукции, используя технические и управленческие инновации, рекламу. Кривая спроса на олигополистическом рынке является ломанной кривой спроса (рис. 6.5), и отображает ситуацию, когда олигополисты не отвечают на повышение цены другими фирмами, а при ее снижении поддерживают это начинание.

На рис. 6.5 показано, что отрезок DE кривой спроса на олигополистическом рынке очень эластичен. Повышение цены выше равновесного уровня Popt вызывает резкое замедление, а затем и снижение объемов производства. Отрезок ED’ неэластичен, поэтому снижение цены ниже равновесного уровня Popt мало изменяет величину предложения.

Таким образом, когда фирмы-олигополисты независимо друг от друга выбирают максимизирующий прибыль объем производства (Qopt), совокупный его объем оказывается выше объема выпуска монополии, но не достигает уровня совершенной конкуренции. Олигополистическая цена ниже монопольной, но выше цены совершенной конкуренции (равной предельным издержкам). По мере того, как возрастает число участников олигополистического рынка, последний приближается к совершенно конкурентному рынку, его цена – к предельным издержкам, а объем производимой продукции – к общественно эффективному уровню.

 

P

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.