Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводные све­де­ния. В про­цес­се чле­не­ния ис­ход­но­го тек­с­та и оп­ре­де­ле­ния еди­ниц пе­ре­во­да вы­де­ля­ют­ся два ти­па тек­с­то­вых еди­ниц




ВИДЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕВОДЕ

 

В про­цес­се чле­не­ния ис­ход­но­го тек­с­та и оп­ре­де­ле­ния еди­ниц пе­ре­во­да вы­де­ля­ют­ся два ти­па тек­с­то­вых еди­ниц, под­ле­жа­щих пе­ре­во­ду: еди­ни­цы со стан­дар­т­ной за­ви­си­мос­тью от кон­тек­с­та и еди­ни­цы с нес­тан­дар­т­ной за­ви­си­мос­тью. Пе­ре­вод еди­ниц со стан­дар­т­ной за­ви­си­мос­тью, или, по В. Н. Ко­мис­са­ро­ву, ти­по­ло­ги­чес­ки эк­ви­ва­лен­т­ных еди­ниц, как пра­ви­ло, срав­ни­тель­но лег­ко осу­щес­т­в­ля­ет­ся на уров­не лек­си­ко-грам­ма­ти­чес­ких со­от­вет­с­т­вий с уче­том ти­по­ло­ги­чес­ких ха­рак­те­рис­тик двух язы­ков. Эти еди­ни­цы сос­тав­ля­ют боль­шин­с­т­во в лю­бом обыч­ном тек­с­те и оп­ре­де­ля­ют ос­но­ву пе­ре­во­да. При этом пре­об­ра­зо­ва­ния ис­ход­ных еди­ниц та­ко­го ти­па но­сят так­же стан­дар­т­ный ха­рак­тер и сво­дят­ся к межъ­язы­ко­вым со­от­вет­с­т­ви­ям.

Единицы с нес­тан­дар­т­ной за­ви­си­мос­тью тре­бу­ют осо­бой пе­ре­вод­чес­кой тех­но­ло­гии, так как их струк­ту­ра и фун­к­ции мо­гут су­щес­т­вен­но раз­ли­чать­ся в двух язы­ках и в ус­ло­ви­ях раз­лич­ных со­ци­аль­но-куль­тур­ных тра­ди­ций, а так­же ин­ди­ви­ду­аль­но­го опы­та ав­то­ра ис­ход­но­го тек­с­та, пе­ре­вод­чи­ка и по­лу­ча­те­ля пе­ре­вод­но­го тек­с­та. При пе­ре­во­де этих еди­ниц тре­бу­ют­ся спе­ци­аль­ные при­емы пре­об­ра­зо­ва­ния, при этом важ­но учи­ты­вать со­че­та­ние та­ких фак­то­ров, как язы­ко­вой, куль­ту­ро­ло­ги­чес­кий и пси­хо­ло­ги­чес­кий.

Языковой фак­тор вы­ра­жа­ет­ся в том, что пе­ре­вод­чик при­ме­ня­ет тот или иной вид тран­с­фор­ма­ции оп­ре­де­лен­ных эле­мен­тов ис­ход­но­го тек­с­та: тран­с­ли­те­ра­цию, каль­ки­ро­ва­ние, мо­ди­фи­ка­цию, за­ме­ну, пе­ре­вод­чес­кий ком­мен­та­рий и т. п.

Культурологический фак­тор вы­ра­жа­ет­ся в оп­ре­де­ле­нии ме­ры ин­фор­ма­ци­он­ной упо­ря­до­чен­нос­ти пе­ре­во­ди­мо­го эле­мен­та в рам­ках и за пре­де­ла­ми ис­ход­но­го тек­с­та на ос­но­ва­нии пред­с­тав­ле­ний о со­ци­аль­но-куль­тур­ной тра­ди­ции, свя­зан­ной с упот­реб­ле­ни­ем это­го эле­мен­та во­об­ще и в дан­ном кон­к­рет­ном тек­с­те в час­т­нос­ти.

Психологический фак­тор вы­ра­жа­ет­ся в пе­ре­вод­чес­кой оцен­ке ме­ры ин­фор­ма­ци­он­ной упо­ря­до­чен­нос­ти дан­но­го эле­мен­та на ос­но­ва­нии лич­но­го опы­та и пред­по­ло­же­ни­ях об опы­те ав­то­ра ис­ход­но­го тек­с­та и/или по­лу­ча­те­ля пе­ре­вод­но­го тек­с­та.

С язы­ко­вой точ­ки зре­ния, для пе­ре­во­да та­ких еди­ниц ис­ход­но­го тек­с­та, для ко­то­рых стан­дар­т­ные со­от­вет­с­т­вия не при­год­ны, в рас­по­ря­же­нии пе­ре­вод­чи­ка име­ют­ся три ос­нов­ных груп­пы при­емов: лек­си­чес­кие, грам­ма­ти­чес­кие и сти­лис­ти­чес­кие.

Лексические при­емы при­ме­ни­мы, ког­да в ис­ход­ном тек­с­те встре­ча­ет­ся нес­тан­дар­т­ная язы­ко­вая еди­ни­ца на уров­не сло­ва, нап­ри­мер, ка­кое-ли­бо имя соб­с­т­вен­ное, при­су­щее ис­ход­ной язы­ко­вой куль­ту­ре и от­сут­с­т­ву­ющее в пе­ре­во­дя­щем язы­ке; тер­мин в той или иной про­фес­си­ональ­ной об­лас­ти; сло­ва, обоз­на­ча­ющие пред­ме­ты, яв­ле­ния и по­ня­тия, ха­рак­тер­ные для ис­ход­ной куль­ту­ры или для тра­ди­ци­он­но­го име­но­ва­ния эле­мен­тов треть­ей куль­ту­ры, но от­сут­с­т­ву­ющие или име­ющие иную струк­тур­но-фун­к­ци­ональ­ную упо­ря­до­чен­ность в пе­ре­во­дя­щей куль­ту­ре. Та­кие сло­ва за­ни­ма­ют очень важ­ное мес­то в про­цес­се пе­ре­во­да, так как, бу­ду­чи срав­ни­тельно не­за­ви­си­мы­ми от кон­тек­с­та, они, тем не ме­нее, при­да­ют пе­ре­вод­но­му тек­с­ту раз­лич­ную нап­рав­лен­ность, в за­ви­си­мос­ти от вы­бо­ра пе­ре­вод­чи­ка. Так, рус­ские име­на сла­вян­с­ко­го про­ис­хож­де­ния ти­па Люд­ми­ла или Свет­ла­на, бу­ду­чи пе­ре­дан­ны­ми по-ан­г­лий­с­ки с по­мощью тра­ди­ци­он­но­го при­ема тран­с­ли­те­ра­ции как Lud­mi­la или Svet­la­na, вы­пол­нят роль внут­ри­тек­с­то­во­го име­ни, но бе­зус­лов­но по­те­ря­ют при этом вне­тек­с­то­вые ас­со­ци­ации: в час­т­нос­ти, та­ким пу­тем не­воз­мож­но без по­терь или ком­мен­та­рия пе­ре­вес­ти та­кие вы­ра­же­ния, как Люд­ми­ла - лю­дям ми­ла, Свет­ла­на - свет­лая, и т. п. При пе­ре­во­де с ан­г­лий­с­ко­го Blo­ody Mary, яв­ля­ясь в ис­ход­ной куль­ту­ре од­нов­ре­мен­но наз­ва­ни­ем кок­тей­ля и ал­лю­зи­ей к ис­то­ри­чес­ко­му ти­ту­лу од­ной из ан­г­лий­с­ких ко­ро­лев, име­ет об­щую фор­му для обо­их зна­че­ний, тог­да как в рус­ском язы­ке за этим вы­ра­же­ни­ем зак­ре­пи­лись две раз­лич­ные фор­мы: Кро­ва­вая Мэ­ри (кок­тейль) и Ма­рия Кро­ва­вая (ко­ро­ле­ва). В боль­шин­с­т­ве кон­тек­с­тов та­кое рас­щеп­ле­ние ис­ход­но­го един­с­т­ва ока­зы­ва­ет­ся не­су­щес­т­вен­ным, но сто­ит ав­то­ру ис­ход­но­го тек­с­та ис­поль­зо­вать его для соз­да­ния бо­лее слож­но­го тек­с­то­во­го це­ло­го - об­ра­за, вклю­ча­юще­го це­поч­ку или сис­те­му нес­тан­дар­т­ных за­ви­си­мос­тей, как пе­ре­вод­чик ока­жет­ся пе­ред слож­ной за­да­чей: ему при­дет­ся соз­да­вать свой соб­с­т­вен­ный сти­лис­ти­чес­кий при­ем, так как при этом проб­ле­ма вы­бо­ра со­от­вет­с­т­вия из раз­ря­да лек­си­чес­ких не­из­беж­но пе­ре­хо­дит в раз­ряд сти­лис­ти­чес­ких, то есть ме­ня­ет­ся уро­вень пе­ре­во­ди­мой еди­ни­цы.

В даль­ней­шем мы бу­дем иметь де­ло пре­иму­щес­т­вен­но с нес­тан­дар­т­ны­ми еди­ни­ца­ми и рас­смот­рим тех­ни­ку их пре­об­ра­зо­ва­ния при пе­ре­во­де. На­ибо­лее рас­п­рос­т­ра­нен­ны­ми при­ема­ми пе­ре­во­да нес­тан­дар­т­ных лек­си­чес­ких эле­мен­тов ис­ход­но­го 52 тек­с­та яв­ля­ют­ся: тран­с­ли­те­ра­ция/т­ран­с­к­рип­ция, каль­ки­ро­ва­ние, се­ман­ти­чес­кая мо­ди­фи­ка­ция, опи­са­ние, ком­мен­та­рий, сме­шан­ный (па­рал­лель­ный) пе­ре­вод.

Грамматические при­емы при­ме­ни­мы, ког­да объ­ек­том пе­ре­во­да, отя­го­щен­ным нес­тан­дар­т­ны­ми за­ви­си­мос­тя­ми, яв­ля­ет­ся та или иная грам­ма­ти­чес­кая струк­ту­ра ис­ход­но­го тек­с­та, от мор­фе­мы до свер­х­ф­ра­зо­во­го един­с­т­ва. По срав­не­нию с лек­си­чес­ки­ми проб­ле­ма­ми этот вид проб­лем пред­с­тав­ля­ет со­бой мень­шую слож­ность для пе­ре­вод­чи­ка, од­на­ко име­ет свою спе­ци­фи­ку и тре­бу­ет оп­ре­де­лен­ных при­емов. Нап­ри­мер, аб­со­лют­ные при­час­т­ные обо­ро­ты, час­то упот­ре­би­мые в ан­г­лий­с­ком язы­ке, тре­бу­ют пре­об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­чес­кой струк­ту­ры пред­ло­же­ния при пе­ре­во­де на рус­ский:

The work ha­ving be­en do­ne, ever­y­body felt a gre­at re­li­ef.

Когда де­ло бы­ло сде­ла­но, все по­чув­с­т­во­ва­ли ог­ром­ное об­лег­че­ние.

Или:

Выполнив ра­бо­ту, все по­чув­с­т­во­ва­ли ог­ром­ное об­лег­че­ние.

Преобразования мо­гут зат­ра­ги­вать лю­бые грам­ма­ти­чес­кие фор­мы, в том чис­ле и те, ко­то­рые мо­гут иметь в дру­гих кон­тек­с­тах и пря­мое со­от­вет­с­т­вие. При пе­ре­во­де с ан­г­лий­с­ко­го язы­ка на рус­ский до­воль­но час­то име­ет мес­то не­со­от­вет­с­т­вие фун­к­ций гла­голь­ных форм, имен­ных сло­во­со­че­та­ний и дру­гих грам­ма­ти­чес­ких еди­ниц, обус­лов­лен­ные не столь­ко ти­по­ло­ги­чес­ки­ми раз­ли­чи­ями, сколь­ко раз­ли­чи­ями в куль­тур­но-ре­че­вых тра­ди­ци­ях от­но­си­тель­но данного ви­да кон­тек­с­та. Нап­ри­мер, в тра­ди­ции ан­г­лий­с­ких ку­ли­нар­ных ре­цеп­тов упот­реб­ля­ет­ся пре­иму­щес­т­вен­но им­пе­ра­тив как фор­ма пред­с­тав­ле­ния ку­ли­нар­но­го дей­с­т­вия, тог­да как в рус­ском язы­ке ту же фун­к­цию вы­пол­ня­ет, как пра­ви­ло, не­оп­ре­де­лен­но-лич­ная фор­ма гла­го­ла, сов­па­да­ющая с фор­мой треть­его ли­ца, един­с­т­вен­но­го чис­ла + час­ти­ца -ся:

Bake the buns till light gol­den,

Булочки вы­пе­ка­ют­ся до по­яв­ле­ния зо­ло­тис­той ко­роч­ки.

Этот вид пре­об­ра­зо­ва­ний от­но­сит­ся к чис­лу грам­ма­ти­чес­ких за­мен, ко­то­рые зак­лю­ча­ют­ся в из­ме­не­нии ха­рак­те­ра грам­ма­ти­чес­кой фор­мы, ес­ли ис­ход­ная фор­ма ли­бо от­сут­с­т­ву­ет в пе­ре­во­дя­щем язы­ке, ли­бо вы­пол­ня­ет иные фун­к­ции.

В этом же при­ме­ре на­ми вы­де­лен син­так­си­чес­кий обо­рот till light gol­den, ко­то­рый в рус­ском язы­ке пре­об­ра­зу­ет­ся в об­с­то­ятель­с­т­вен­ную груп­пу с не­об­хо­ди­мым до­бав­ле­ни­ем лек­си­чес­ких еди­ниц. Та­кой при­ем от­но­сит­ся к чис­лу рас­ши­ри­тель­ных при­емов: рас­п­рос­т­ра­не­ния, до­бав­ле­ния, при­со­еди­не­ния и т. п.

Помимо фун­к­ци­ональ­ной за­ме­ны и до­бав­ле­ния, к чис­лу на­ибо­лее рас­п­рос­т­ра­нен­ных при­емов от­но­сят­ся грам­ма­ти­чес­кие тран­с­фор­ма­ции, ан­то­ни­ми­чес­кий пе­ре­вод, ну­ле­вой пе­ре­вод и це­лый ряд дру­гих.

Стилистические при­емы пе­ре­во­да при­ме­ня­ют­ся в тех слу­ча­ях, ког­да объ­ек­том пе­ре­во­да слу­жат сти­лис­ти­чес­ки от­ме­чен­ные еди­ни­цы ис­ход­но­го тек­с­та. Как из­вес­т­но, не­ко­то­рые из сти­лис­ти­чес­ких еди­ниц во­об­ще не мо­гут быть пе­ре­ве­де­ны, дру­гие тре­бу­ют су­щес­т­вен­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, и лишь очень нез­на­чи­тель­ная часть сти­лис­ти­чес­ки от­ме­чен­ных элементов ис­ход­но­го тек­с­та по­лу­ча­ет при пе­ре­во­де стан­дар­т­ное со­от­вет­с­т­вие. К чис­лу на­ибо­лее рас­п­рос­т­ра­нен­ных сти­лис­ти­чес­ких форм от­но­сит­ся ме­та­фо­ра, пе­ре­вод ко­то­рой во мно­гом за­ви­сит от то­го, нас­коль­ко близ­ки или да­ле­ки друг от дру­га куль­тур­но-ре­че­вые тра­ди­ции ис­ход­но­го и пе­ре­во­дя­ще­го язы­ков. В ан­г­лий­с­ком тек­с­те ме­та­фо­ра очень час­то но­сит иг­ро­вой ха­рак­тер и зак­лю­ча­ет в се­бе не толь­ко сам об­раз, но и бо­лее или ме­нее яв­но вы­ра­жен­ный иро­ни­чес­кий от­те­нок смыс­ла, не­ред­ко за счет сти­лис­ти­чес­кой кон­вер­ген­ции, со­че­та­ния нес­коль­ких сти­лис­ти­чес­ких при­емов в рам­ках од­ной еди­ни­цы тек­с­та:

There was not an or­gan in his body that had not be­en drug­ged and de­ro­ga­ted, dus­ted and dred­ged, fin­ge­red and pho­tog­rap­hed, re­mo­ved, plun­de­red and rep­la­ced.

В этом пред­ло­же­нии ме­та­фо­ра со­че­та­ет­ся с гра­да­ци­ей, ал­ли­те­ра­ци­ей, ги­пер­бо­лой, спо­соб­с­т­вуя тем са­мым соз­да­нию аб­сур­д­но-гро­тес­к­но­го об­ра­за ме­ди­цин­с­ко­го об­с­ле­до­ва­ния. Сох­ра­не­ние сло­вес­но­го сос­та­ва ис­ход­но­го тек­с­та всту­па­ет в оче­вид­ный кон­ф­ликт с пе­ре­да­чей сти­лис­ти­чес­ко­го эф­фек­та, по­это­му в пе­ре­во­де дан­ный текст не­из­беж­но под­вер­га­ет­ся пре­об­ра­зо­ва­нию в це­лях сох­ра­не­ния воз­мож­но боль­шей час­ти кон­но­та­та (тер­мин Р. Г. Пи­от­ров­с­ко­го), то есть "со­во­куп­нос­ти эмо­ци­ональ­ных,.оце­ноч­ных и смыс­ло­вых ас­со­ци­аций, со­дер­жа­щих­ся в дан­ном зна­ке, слу­жа­щих ба­зой для вто­рич­но­го се­ми­ози­са".

Единственным вер­ным пу­тем, поз­во­ля­ющим сох­ра­нить ка­кую-то часть та­ких ас­со­ци­аций, соз­да­ющих ос­но­ву ис­ход­но­го об­ра­за, яв­ля­ет­ся по­пыт­ка ре­кон­с­т­рук­ции ис­ход­но­го со­че­та­ния сти­лис­ти­чес­ких при­емов, хо­тя как сло­ва, так и са­ми при­емы мо­гут из­ме­нить­ся. Нап­ри­мер, не впол­не при­су­щая рус­ско­му язы­ку ал­ли­те­ра­ция в та­ко­го ро­да кон­тек­с­тах мо­жет быть за­ме­не­на ли­бо риф­мой, ли­бо рит­ми­чес­ким пов­то­ром. В ре­зуль­та­те в рус­ском пе­ре­во­де ис­ход­ный текст мо­жет по­лу­чить, нап­ри­мер, сле­ду­ющий вид:

Все час­ти его ор­га­низ­ма про­ве­ри­ли и про­вет­ри­ли, вы­ну­ли и вы­су­ши­ли, про­щу­па­ли и прос­ту­ка­ли, от­вин­ти­ли, по­чи­ни­ли и при­вин­ти­ли на мес­то.

В це­лом к чис­лу ос­нов­ных при­емов сти­лис­ти­чес­ко­го пре­об­ра­зо­ва­ния от­но­сят­ся за­ме­на сло­вес­но­го сос­та­ва, за­ме­на об­ра­за, за­ме­на тро­па (или фи­гу­ры ре­чи), изъ­ятие пе­ре­нос­но­го зна­че­ния, дос­лов­ный пе­ре­вод (с ком­мен­та­ри­ем или без).

Выбор сре­ди раз­лич­ных при­емов пре­об­ра­зо­ва­ния за­ви­сит от ус­та­нов­лен­но­го пе­ре­вод­чи­ком ха­рак­те­ра еди­ни­цы пе­ре­во­да в ис­ход­ном тек­с­те.

Вопросы для са­моп­ро­вер­ки

1. Как еди­ни­цы пе­ре­во­да оп­ре­де­ля­ют ха­рак­тер пре­об­ра­зо­ва­ний при пе­ре­во­де?

2. Какие приемы обеспечивают лексические преобразования при пе­ре­во­де?

3. Ка­кие при­емы обес­пе­чи­ва­ют грам­ма­ти­чес­кие пре­об­ра­зо­ва­ния при пе­ре­во­де?

4. Ка­кие при­емы обес­пе­чи­ва­ют сти­лис­ти­чес­кие пре­об­ра­зо­ва­ния при пе­ре­во­де?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.