Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводные све­де­ния. Основной проб­ле­мой пе­ре­во­да ме­то­ни­ми­чес­ко­го сло­во­упот­реб­ле­ния яв­ля­ет­ся раз­ли­чие как в спо­со­бах ме­то­ни­ми­за­ции




МЕТОНИМИИ

 

Основной проб­ле­мой пе­ре­во­да ме­то­ни­ми­чес­ко­го сло­во­упот­реб­ле­ния яв­ля­ет­ся раз­ли­чие как в спо­со­бах ме­то­ни­ми­за­ции, так и в сте­пе­ни ее рас­п­рос­т­ра­нен­нос­ти в ре­чи на ис­ход­ном и пе­ре­во­дя­щем язы­ках. Это раз­ли­чие час­то соп­ро­вож­да­ет­ся и объ­яс­ня­ет­ся раз­ны­ми тра­ди­ци­ями ме­то­ни­ми­чес­ко­го вы­ра­же­ния в ис­ход­ной и пе­ре­во­дя­щей куль­ту­рах.

Вспомним, что в са­мом об­щем ви­де ме­то­ни­ми­ей (от гре­чес­ко­го me­to­no­mad­zo - пе­ре­име­но­вы­вать) на­зы­ва­ет­ся пе­ре­нос наз­ва­ния с од­но­го пред­ме­та на дру­гой, или ино­име­но­ва­ние, на ос­но­ве смеж­нос­ти со­пос­тав­лен­ных та­ким об­ра­зом объ­ек­тов. В от­ли­чие от ме­та­фо­ры, нап­рав­лен­ной на со­пос­тав­ле­ние, упо­доб­ле­ние объ­ек­тов друг дру­гу с целью вы­яв­ле­ния сущ­нос­т­но­го сход­с­т­ва, упот­реб­ле­ние ме­то­ни­мии в лю­бом язы­ке нап­рав­ле­но на ин­ди­ви­ду­али­за­цию объ­ек­та пу­тем вы­де­ле­ния ка­кой-ли­бо ха­рак­тер­ной чер­ты и вы­не­се­ния ее на пер­вый план в спо­со­бе име­но­ва­ния: зна­ме­ни­тые "пи­кей­ные жи­ле­ты" ("the pi­que wa­is­t­co­ats") из "Зо­ло­то­го те­лен­ка" су­щес­т­ву­ют как на­ивыс­шее вы­ра­же­ние ин­ди­ви­ду­аль­нос­ти во всем ос­таль­ном со­вер­шен­но без­ли­ких пер­со­на­жей. Ха­рак­тер­но, что в ус­ло­ви­ях не­об­хо­ди­мых пре­об­ра­зо­ва­ний ме­то­ни­мия, в от­ли­чие от ме­та­фо­ры, ни­ког­да не пре­об­ра­зу­ет­ся в срав­не­ние, но за­то срав­ни­тель­но лег­ко пе­ре­хо­дит в эпи­тет, в час­т­нос­ти, в суб­с­тан­ти­ви­ро­ван­ный эпи­тет:

Two men, one with thin black ha­ir and the ot­her with lu­xu­ri­o­us red mop, sto­od si­de by si­de, li­ke day and night. The red was smi­ling re­ady to see the funny side of dan­ger, the black, with his wry fa­ce and tri­an­g­le eyeb­rows, was the em­bo­di­ment of des­pa­ir.

Два че­ло­ве­ка, один с жид­ки­ми чер­ны­ми во­ло­сен­ка­ми, дру­гой с пыш­ной ры­жей ше­ве­лю­рой, сто­яли бок о бок, как день и ночь. Ры­жий меч­та­тель­но улы­бал­ся, как буд­то ус­мат­ри­вал что-то за­бав­ное в опас­нос­ти; чер­ный, с кис­лой гри­ма­сой и стра­даль­чес­ки­ми бро­вя­ми, ка­зал­ся воп­ло­ще­ни­ем от­ча­яния.

В дан­ном при­ме­ре ис­ход­ная ме­то­ни­мия прак­ти­чес­ки не пред­с­тав­ля­ет труд­нос­ти для пе­ре­во­да, пос­коль­ку в струк­тур­ном и со­дер­жа­тель­ном от­но­ше­нии спо­со­бы ее вы­ра­же­ния сов­па­да­ют в ан­г­лий­с­ком и рус­ском язы­ках.

Наибольшую слож­ность для пе­ре­во­да пред­с­тав­ля­ют та­кие слу­чаи ме­то­ни­ми­чес­ко­го пе­ре­но­са, ко­то­рые ос­но­ва­ны на ас­со­ци­ации: а) меж­ду пред­ме­том it од­ним из его приз­на­ков - ме­то­ни­ми­чес­кий эпи­тет, б) меж­ду це­лым и час­тью пред­ме­та - си­нек­до­ха, в) меж­ду име­нем соб­с­т­вен­ным и име­нем на­ри­ца­тель­ным, об­ла­да­ющи­ми об­щей со­дер­жа­тель­но-приз­на­ко­вой ос­но­вой, - ан­то­но­ма­сия.

Рассмотрим под­роб­нее воз­мож­ные при­емы, упот­ре­би­мые при пе­ре­во­де этих раз­но­вид­нос­тей ме­то­ни­мии.

В от­ли­чие от ме­та­фо­ры, ме­то­ни­мия прак­ти­чес­ки не пе­ре­де­лы­ва­ет­ся в срав­не­ние, за­то спо­соб­на соз­да­вать уди­ви­тель­ные по мет­кос­ти ме­то­ни­ми­чес­кие эпи­те­ты на ос­но­ве ас­со­ци­ации меж­ду пред­ме­том и од­ним из его свойств или приз­на­ков, нап­ри­мер: "В ка­би­нет бук­валь­но вва­ли­лась джин­со­вая де­ви­ца".

Здесь де­та­ли ту­але­та пе­ре­но­сят­ся на оп­ре­де­ле­ние са­мой но­си­тель­ни­цы это­го ту­але­та. Та­кие эпи­те­ты не всег­да пе­ре­во­ди­мы в си­лу двой­ной труд­нос­ти, вклю­ча­ющей воз­мож­ные пре­об­ра­зо­ва­ния са­мой струк­ту­ры ат­ри­бу­тив­но­го сло­во­со­че­та­ния, а так­же не­об­хо­ди­мость пре­об­ра­зо­ва­ний ме­то­ни­ми­чес­ко­го сло­во­упот­реб­ле­ния. Нап­ри­мер, при пе­ре­во­де на­ше­го пред­ло­же­ния с рус­ско­го на ан­г­лий­с­кий язык те­ря­ет­ся воз­мож­ность сох­ра­не­ния ме­то­ни­мич­нос­ти: "A girl in her full de­nim out­fit ne­arly fell in­to the of­fi­ce". Вы­ра­же­ние "a de­nim girl" не впол­не при­ем­ле­мо в ан­г­лий­с­ком язы­ке, ибо de­nim не яв­ля­ет­ся соб­с­т­вен­ным приз­на­ком объ­ек­та. Бо­лее то­го, та­кое сло­во­со­че­та­ние не от­ра­жа­ет тех со­ци­аль­но-куль­тур­ных, оце­ноч­ных кон­но­та­ций, ко­то­рые соп­ро­вож­да­ют это сло­во­упот­реб­ле­ние в рус­ском кон­тек­с­те. По су­щес­т­ву, един­с­т­вен­ным сред­с­т­вом пе­ре­во­да здесь яв­ля­ет­ся пре­об­ра­зо­ва­ние приз­на­ки в объ­ект, то есть ре­ка­те-го­ри­за­ция ис­ход­ной еди­ни­цы, од­на­ко при этом те­ря­ет­ся часть эмо­ци­ональ­но-оце­ноч­ной ин­фор­ма­ции, вы­ра­жен­ной в ис­ход­ном тек­с­те пос­ред­с­т­вом дан­ной ме­то­ни­мии, те­ря­ет­ся под­чер­к­ну­тая ин­ди­ви­ду­аль­ность приз­на­ка джин­со­вый (de­nim).

 

Синекдоха (греч. synek­doc­he - под­ра­зу­ме­ва­ние, со­от­не­се­ние) обыч­но про­яв­ля­ет­ся в упот­реб­ле­нии наз­ва­ния час­ти вмес­то це­ло­го, час­т­но­го вмес­то об­ще­го, и на­обо­рот. Слож­ность ее для пе­ре­во­да сос­то­ит в том, что в раз­ных язы­ках спо­со­бы и ог­ра­ни­че­ния в вы­ра­же­нии ка­те­го­рии "часть - це­лое" мо­гут до­воль­но силь­но от­ли­чать­ся друг от дру­га. В рус­ском язы­ке ме­то­ни­ми­чес­кий пе­ре­нос та­ко­го ро­да срав­ни­тель­но ог­ра­ни­чен, пос­коль­ку име­ет­ся це­лый ряд дру­гих средств, преж­де все­го ме­то­ни­ми­чес­кий эпи­тет, воз­ни­ка­ющих на флек­тив­ной ос­но­ве. Нап­ро­тив, в ан­г­лий­с­ком язы­ке си­нек­до­ха столь же естественна, сколь ес­тес­т­вен­на ме­та­фо­ра, и, за­час­тую не не­ся ка­ких-ли­бо сти­лис­ти­чес­ких наг­ру­зок, за­ви­сит глав­ным об­ра­зом от при­да­ния син­так­си­чес­кой фун­к­ции то­му или ино­му сло­ву. Это не­со­от­вет­с­т­вие ос­лож­ня­ет пе­ре­вод и тре­бу­ет иног­да за­ме­ны са­мо­го вы­ра­зи­тель­но­го сред­с­т­ва ка­ким-ли­бо дру­гим сти­лис­ти­чес­ким обо­ро­том. Нап­ри­мер, в пред­ло­же­нии "The­se whe­els will dri­ve you at yo­ur ple­asu­re" the­se whe­els упот­реб­ле­ны как си­нек­до­ха вмес­то this car. При пе­ре­во­де на рус­ский язык, упот­ре­бив ана­ло­гич­ную си­нек­до­ху "эти ко­ле­са га­ран­ти­ру­ют вам ез­ду с удо­воль­с­т­ви­ем", мы тем са­мым нес­коль­ко сни­жа­ем об­щий сти­лис­ти­чес­кий тон это­го рек­лам­но­го вы­ра­же­ния, пос­коль­ку рек­ла­ми­ру­ют­ся не ко­ле­са, а са­ма ма­ши­на, а в рус­ском ре­че­вом оби­хо­де упот­реб­ле­ние сло­ва "ко­ле­са" вмес­то сло­ва "ма­ши­на" но­сит жар­гон­но-прос­то­реч­ный ха­рак­тер и упот­реб­ля­ют­ся ли­бо в иро­ни­чес­ком, ли­бо в неб­реж­ном име­но­ва­нии (ср. "Бе­ри ка­кие-ни­будь ко­ле­са и дуй за ним"), то есть, по су­щес­т­ву, рав­ны та­ким еди­ни­цам, как "тач­ка", "мо­тор" и т. п. Этот от­те­нок сло­во­упот­реб­ле­ния со­вер­шен­но не со­от­вет­с­т­ву­ет ис­ход­но­му ан­г­лий­с­ко­му тек­с­ту и ме­ня­ет сам стиль рек­лам­но­го пред­ло­же­ния. В дан­ном слу­чае умес­т­ным бу­дет ли­бо па­раф­раз-инос­ка­за­ние (нап­ри­мер, "ваш за­ме­ча­тель­ный друг на ко­ле­сах"), ли­бо до­пол­не­ние (нап­ри­мер, "эти за­ме­ча­тель­ные ко­ле­са, сов­ре­мен­ный ди­зайн кор­пу­са и ав­то­ма­ти­чес­кое уп­рав­ле­ние га­ран­ти­ру­ют…"), ко­то­рое ней­т­ра­ли­зу­ет сти­лис­ти­чес­кое не­со­от­вет­с­т­вие от­дель­но! си­нек­до­хи в рус­ском тек­с­те.

Известные ос­лож­не­ния свя­за­ны и с раз­лич­ней про­яв­ле­ний ан­то­но­ма­сии в рус­ском и ан­г­лий­с­кой язы­ках, что соп­ро­вож­да­ет­ся не­из­беж­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­ями при пе­ре­во­де. При­ме­не­ние то­го или ино­го пе­ре­вод­чес­ко­го при­ема для пе­ре­во­да ан­то­но-ма­сии за­ви­сит не толь­ко от язы­ко­вых, но и, как во мно­гих дру­гих слу­ча­ях, от куль­тур­ных раз­ли­чий. Что­бы пе­ре­дать ме­то­ни­мич­ность фра­зы "The gu­ards now chan­ge at Buc­kin­g­ham Pa­la­ce to a Len­non and McCar­t­ney", не­дос­та­точ­но пе­ре­вес­ти са­ми име­на, не­об­хо­ди­мо вос­ста­но­вить ос­но­ву ме­то­ни­ми­чес­ко­го пе­ре­но­са ("tu­ne" или "mu­sic"), пос­коль­ку в рус­ской куль­тур­ной тра­ди­ции этот вид ме­то­ни­мии не име­ет ши­ро­ко­го рас­п­рос­т­ра­не­ния и вос­п­ри­ни­ма­ет­ся слег­ка чу­же­род­но в от­но­ше­нии дан­ных имен в дан­ной си­ту­ации:

Смена ка­ра­ула при Бу­кин­гем­с­ком двор­це про­ис­хо­дит те­перь под му­зы­ку Лен­но­на и Мак­кар­т­ни.

В иной си­ту­ации та же ме­то­ни­мия мо­жет быть вос­п­ро­из­ве­де­на без пре­об­ра­зо­ва­ния - в слу­чае со­пос­та­ви­мос­ти куль­тур­ной тра­ди­ции: ес­ли вмес­то "сме­ны ка­ра­ула" под­с­та­вить "на­ши от­цы, бит­ни­ки шес­ти­де­ся­тых го­дов, бал­де­ют под Лен­но­на и Мак­кар­т­ни", то об­рат­ный пе­ре­вод даст ту же са­мую фор­му ме­то­ни­мии в ан­г­лий­с­ком язы­ке "O­ur pa­rents, be­at­niks of the 60-s, buzz out of Len­non and McCar­t­ney".

Широта при­ме­не­ния ме­то­ни­мии это­го ви­да наб­лю­да­ет­ся в об­лас­ти тор­го­вых на­име­но­ва­ний про­дук­ции по име­ни вла­дель­ца фир­мы, что прак­ти­чес­ки по­ка от­сут­с­т­ву­ет в рус­ской ре­че­вой тра­ди­ции. Вы­ра­же­ние "to buy so­me Kel­logg's" мо­жет быть пе­ре­да­но толь­ко ли­бо с вос­ста­нов­лен­ной ос­но­вой ("ку­пить хлопья фир­мы Kel­logg's"), ли­бо да­же без ме­то­ни­ми­чес­ко­го ком­по­нен­та ("ку­пить ку­ку­руз­ные хлопья").

Сложнее об­с­то­ит де­ло с пе­ре­да­чей имен­ных ме­то­ни­мий, от­ра­жа­ющих име­на, ши­ро­ко из­вес­т­ные в рам­ках ис­ход­ной куль­ту­ры, но прак­ти­чес­ки не име­ющие зна­че­ния или во­об­ще не­из­вес­т­ные в пе­ре­водящей куль­ту­ре. В рус­ской пуб­ли­цис­ти­чес­кой тра­ди­ции до­воль­но час­то упот­реб­ля­ют­ся име­на ли­те­ра­тур­но-ис­то­ри­чес­ких пер­со­на­жей в ка­чес­т­ве на­ри­ца­тель­ных име­но­ва­ний для ка­ко­го-ли­бо об­щес­т­вен­но­го ти­па. Нап­ри­мер, для пе­ре­во­да фра­зы "Эти пус­тые статьи и ста­тей­ки пи­шут­ся то фран­цуз­с­ки­ми Ма­ни­ло­вы­ми, то аме­ри­кан­с­ки­ми Чи­чи­ко­вы­ми" не­об­хо­ди­мо хо­ро­шо пред­с­тав­лять се­бе, го­во­рит ли что-ли­бо ан­г­ло­языч­но­му чи­та­те­лю та­кое имя. Как пра­ви­ло, в та­ких слу­ча­ях на­ибо­лее час­тый ва­ри­ант пе­ре­во­да - это рас­шиф­ров­ка ка­чес­т­ва, обоз­на­чен­но­го ме­то­ни­ми­чес­ким име­нем, соп­ро­вож­да­емая раз­ру­ше­ни­ем ме­то­ни­мии, нап­ри­мер:

Some of the­se id­le, shal­low wri­tings be­long to fuzzy French dre­amers, so­me to pus­hing Ame­ri­can whe­eler-de­alers.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.