Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Индустриализация промышленности и коллективизация деревни в СССР - 2 часа




Часа

ТЕМА 11. ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА» И НЭПа

ТЕМА 10. АГРАРНАЯ РЕФОРМА НАЧАЛА ХХ ВЕКА - 2 часа

План:

1. Политические, экономические, социальные причины реформы.

2. Законодательная база и основные направления реформы.

3. Итоги преобразований в аграрной сфере.

Литература:

Анфимов А.М. Тень Столыпина над Россией // История СССР. - 1991. - № 4.

Практикум по истории СССР. Россия в период империализма (1900-1917). / Составители Е.И. Бочкарева и Л.А. Карлова. - М., 1971. - С. 154-206.

Практикум. - 1979. - С. 16-18, 36-53, 54-63.

Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Период империализма. - М., 1977. - Док. № 1-11, 16, 23-28.

Тюкавкин В.Г. Великороссийское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. - М., 2001.

Хрестоматия. - 1970. - С. 435-439.

Хрестоматия. - 1990. - С. 335-357.

Хрестоматия. - 2002. - С. 598-611.

Дополнительная литература:

Анфимов А.М. Столыпин и российское крестьянство. - М., 2002.

Методические рекомендации:

Проанализировав современную историографию и публицистику о П.А.Столыпине, обратитесь к его программе модернизации России, определите отношение общества к его политике, дайте оценку итогов и последствий столыпинских реформ.

Студенту необходимо выяснить, в чем состояли основные идеи земельной реформы П.А.Столыпина, почему они оказались нереализованными.

 

План:

1. Причины перехода к политике «военного коммунизма», ее сущность.

2. Основные направления политики «военного коммунизма» в промышленности, сельском хозяйстве, идеолого-политической сфере.

3. Причины перехода к НЭПу.

4. Основные направления политики НЭПа.

Литература:

Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. - М., 1992.

Новейшая история Отечества. ХХ век. Учебник для вузов: в 2 т. - М., 1998. - Т. 1.

НЭП и хозрасчет. - М., 1991.

НЭП: приобретения и потери. - М., 1994.

Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России. Власть и массы. - М., 1997.

Судьбы российского крестьянства. - М., 1996.

Хрестоматия по истории России. 1914-1945. - М., 1996.

Дополнительная литература:

Соколов А.К. Лекции по советской истории. 1917-1940. - М., 1994.

Щетинов Ю.А. История России. ХХ век. - М., 1998.

Методические рекомендации:

В результате победы Октябрьской революции коренным образом изменилось положение всех классов и слоев населения, их партий. Большевики стали правящей партией, возглавили работу по созданию нового государственного и общественного строя. Вместо буржуазных органов власти был создан советский государственный аппарат. Учредительное собрание, отказавшееся признать Советскую власть и утвердить все ее декреты, было распущено большевиками.

Большевики обеспечили выход страны из войны, подписав мирный договор с Германией на крайне тяжелых условиях. Россия потеряла значительную часть территории и должна была выплатить непосильную контрибуцию в пользу Германии. Хотя этот мир был грабительским для Советской России, он дал ей пусть непрочную и кратковременную, но передышку. Это позволило рабоче-крестьянскому правительству высвободить силы для организации сопротивления внутренней и внешней контрреволюции.

С середины 1918 г. по март 1921 г. сформировалась политика, которая впоследствии стала известна как «военный коммунизм «. В историографии расходятся мнения в вопросе о том, какие конкретно шаги привели к «военному коммунизму «. В этой политике нашла отражение попытка мобилизовать ресурсы страны с помощью чрезвычайных средств. В обществе сложилась идеология, которая идеализировала «военный коммунизм «, трактовала чрезвычайные меры как закономерные, хотя они являлись вынужденными. Весной 1921 г. Ленин признал, что «военный коммунизм «не годится как метод социалистического строительства и не отвечает хозяйственным задачам пролетариата в мирных условиях. На смену ему пришла новая экономическая политика.

При изучении данного раздела курса обратите внимание на следующие проблемы:

1. Формирование Советского государства.

Придя к власти, большевики начали работу по ликвидации старых органов власти и созданию нового государственного аппарата. Покажите на конкретных фактах, как решалась эта задача? С октября 1917 г. по июнь 1918 г. политическая система в стране практически была двухпартийной. Объясните почему?

В числе неотложных задач новой власти было обеспечение выхода страны из войны. Как эта задача была решена Советским правительством? Каково значение Брестского мира в нашей истории?

2. Идеология и практика «военного коммунизма».

Начиная с середины 1918 г. в стране постепенно сформировалась политика, которая впоследствии получила название «военного коммунизма «. Попытайтесь выявить причины введения в стране этого политического курса. Обратите внимание на то, что, во-первых «военный коммунизм «был периодом эксперимента, попыткой мобилизации всех сил в войне, во-вторых, Гражданская война наложила сильный отпечаток на темпы, методы, формы коммунистического строительства. В обществе сложилась военно-коммунистическая идеология, защищавшая быстрый и прямой переход к социализму в чрезвычайных условиях Гражданской войны. Обоснуйте данные положения, опираясь на конкретные факты.

В 1921 г. Ленин утверждал, что «мы наткнулись на большой, - я полагаю, на самый большой, - внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих». Поясните данное высказывание Ленина. Покажите, какие причины привели к отказу от политики «военного коммунизма»? Какое значение имела данная политика?

Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. После 7-летнего периода войн и революций новое большевистское правительство, еще не имевшее опыта управления мировым хозяйственным строительством, смогло в период политического кризиса весны 1921 г. выработать экономическую политику, позволившую за короткий срок восстановить экономику и начать дальнейшее успешное ее развитие.

После завершения Гражданской войны Советская республика находилась в чрезвычайно сложном положении. Экономика была отброшена на несколько десятилетий назад. Большинство предприятий бездействовало. Общий объем промышленной продукции упал в 7 раз. Разруха царила и в сельском хозяйстве. Огромными были невосполнимые людские потери: с 1914 г. погибло 19 млн. человек. В результате бездействия предприятий и голода сократилась численность рабочего класса /в 2 раза по стране, в 4 раза в Петрограде и Москве/. Это сузило социальную поддержку Советской власти. Кроме того, политика военного коммунизма, проводившаяся большевистским правительством в годы Гражданской войны, вызывала в условиях перехода к миру все большее недовольство крестьян, выразившееся в крестьянских мятежах зимой-весной 1921 г.

Таким образом, весной 1921 г. в стране сложились противоречия, которые нельзя было решать военной силой, поскольку это означало бы войну с собственным крестьянством. Необходимо было принятие новой экономической политики вместо «военного коммунизма».

Экономическая политика, проводившаяся Советским государством в период 1921-1929 гг., получила название «новой экономической политики».

Задачами новой экономической политики стали: укрепление союза с крестьянством и восстановление, а затем и подъем экономики.

Основными направлениями НЭПа были:

- замена продразверстки продналогом;

- введение свободной торговли;

- передача в частную собственность мелких и средних предприятий;

- создание коммерческих банков;

- образование концессий и совместных предприятий с участием иностранного капитала;

- финансовая реформа.

Уже к 1925 г. политика НЭПа, первым шагом которой был провозглашенный на X съезде РКП/б/ переход от продразверстки к продналогу, позволила в основном завершить восстановление народного хозяйства, восстановить социально-политическую стабильность в стране и перейти к разработке планов модернизации экономики.

К концу 20-х годов, с развертыванием работ по индустриализации, выяснилось отсутствие средств на закупку оборудования за границей и в результате острых дискуссий правительство практически отказалось от НЭПа, перейдя к административным методам решения экономических проблем.

При изучении данного раздела курса обратите внимание на следующие вопросы:

1.Внутреннее и внешнее положение страны накануне введения НЭПа

На международной арене ситуация характеризовалась следующим: завершение 1 мировой войны осенью 1918 г., рост революционных настроений в западных странах, а затем, в 1923-29 гг., стабилизация капитализма, сменившаяся кризисом и углублением межимпериалистических противоречий. Объясните, как повлияла международная обстановка на положение дел в России? В чем заключалась внешняя политика Советского правительства в данный период? В чем заключались плюсы и минусы столь сложной международной обстановки для восстановления экономики страны? Насколько широко можно было воспользоваться внешними займами и международной экономической помощью?

Внутренними проблемами, с которыми столкнулась Советская власть, явились: недовольство крестьян продразверсткой, с которой они мирились в период Гражданской войны, считая ее вынужденной мерой со стороны правительства; экономическая разруха, голод, которые привели к крестьянским мятежам. Выясните, почему данный кризис не мог быть решен военными мерами и требовал изменения экономической политики. Какие разногласия проявились в руководстве большевиков в связи с переходом к НЭПу?

2.Новая экономическая политика.

Первым шагом НЭПа была замена продразверстки продналогом. Это решение было принято на X съезде РКП/б/ в марте 1921 г. Данное решение, по мнению правительства, должно было вызвать заинтересованность крестьянства в результатах их труда, повлиять на развитие товарооборота между городом и деревней, способствовать оживлению торговли, а в следствие этого и промышленности. Однако из-за засухи и последовавшего катастрофического голода результаты введения продналога сказались только в 1923 г.

При изучении НЭПа обратите внимание на то, какие дальнейшие шаги в области экономики последовали за введением продналога и чем они были вызваны. Обратите внимание, в чем состояла социальная направленность НЭПа, каковы были ее итоги, что дал и чего не мог дать НЭП? Отсюда – чем был вызван и когда последовал отказ от НЭПа?

 

План:

1. Экономические преобразования и социальные перемены в стране в годы первых пятилеток.

2. Ход форсированной коллективизации и раскулачивания.

3. Социально-политический режим в городе и в деревне в годы первых пятилеток.

Литература:

Документы свидетельствуют. 1927-1929, 1929-1932. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. - М., 1989.

Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. - М., 1994.

Изменение социальной структуры советского общества. 1921-1937. - М., 1979.

Кооперативно-колхозное строительство в СССР. 1923-1927. - М., 1991.

Новейшая история Отечества. ХХ век. Учебник для вузов: в 2 т. - М., 1998. - Т. 1.

Хрестоматия по истории России. 1914-1915. - М., 1996.

Дополнительная литература:

Рогалина Н.Л. Коллективизация: уроки пройденного пути.

Роговин В.З. Сталинский неонэп. - М., 1995.

Методические рекомендации:

30-е годы – это важный период в истории нашей страны; время, когда произошли не только количественные, но и качественные изменения во всех сферах жизни советского общества, связанные со становлением новых общественных отношений, с социализмом. Изучение истории этого времени имеет большое значение для понимания особенностей развития нашей страны, ее государственности, экономики, духовной культуры, внешней политики.

Этот период насыщен значительными и разнообразными событиями, поворотом во внутренней политике и решением грандиозных задач в промышленности, сельском хозяйстве, во многих областях культуры.

Вдумчивое изучение многих разнообразных исторических фактов жизни СССР 30-х годов поможет вам понять, почему проблемы этого времени решались именно теми формами и методами, а не другими, и занять достаточно объективную и взвешенную научную позицию, рассматривая процессы и явления этого непростого, противоречивого и сложного периода для нашей страны.

Работая с литературой и источниками, сосредоточьте внимание на узловых и в тоже время взаимосвязанных проблемах развития СССР в 30-е годы:

 

1.Индустриализация страны.

Анализируя эту проблему, следует обратить внимания на те объективные внутренние и внешние факторы, которые настоятельно диктовали необходимость осуществить новую промышленную революцию в стране. Опираясь на литературу и документы, выясните какие задачи стояли перед страной в области нового промышленного строительства и каковы его особенности, с какими проблемами пришлось столкнуться при осуществлении индустриализации страны, и как они разрешались. Каковы результаты промышленного строительства. Важно также обратить внимание и на стремление советских людей добиваться существенных изменений в отечественной экономике.

2.Преобразование сельского хозяйства.

Рассматривая эту проблему, важно помнить, что ее решение шло в русле социально-экономических преобразований в стране и с течением времени приобрело особое значение. Обратите внимание на первоначальные планы преобразования сельского хозяйства. Опираясь на документы и литературу, выясните, почему политическое руководство страны отказалось от исполнения разнообразных форм кооперирования крестьянских хозяйств и использовало фактически только одну из них – сельскохозяйственную артель. Анализируя эту проблему, проследите какие этапы прошла коллективизация сельского хозяйства, какие использовались при этом формы и методы при объединении крестьянских хозяйств и каковы результаты преобразования сельского хозяйства.

3, Культурная революция.

При анализе процессов, которые происходили в духовно-культурной сфере советского общества, важно знать ее духовное состояние и

проблемы, стоящие в этой области. Прежде всего здесь необходимо познакомиться со статистическими данными. Их изучение покажет, что для развития страны и человека советского общества, надо было решать целый комплекс труднейших задач – это и ликвидация неграмотности, и введение начального всеобщего обучения, подготовка специалистов для народного хозяйства через систему высшего и среднего специального образования, формирование творческой интеллигенции, становление многонациональной культуры и т.д. Последите, как эти задачи решались и каковы результаты культурной революции.

4, Итоги развития СССР в 30-е годы.

Раскрывая этот вопрос, вы по существу сделаете обобщение тех количественных и качественных изменений, которые произошли во всех сферах советского общества. Здесь следует обратить внимание на то, что по сути дела были сформированы новые социалистические общественные отношения. Промышленность, сельское хозяйство, духовно-культурная сфера приобрели новое количественное состояние, изменилась социально-классовая структура общества, дальнейшее развитие получило многонациональное государство. Все эти изменения были закреплены в конституции СССР 1936 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.