Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, источники. Международное воздушное право




Международное воздушное право

 

Международное воздушное право представляет совокуп­ность норм, регулирующих отношения государств в сфере ис­пользования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопас­ности гражданской авиации. Оно охватывает два аспекта: 1) правовое регулирование международных полетов в воздуш­ном пространстве того или иного государства; 2) правовое регу­лирование полетов в международном воздушном пространстве.

Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Иначе говоря, воздушное пространство в указанных пределах является не­отъемлемой частью территории государства. Правовой режим воздушного пространства государства определяется националь­ным законодательством. Однако при этом государство учиты­вает и те международные обязательства, которые касаются международных воздушных связей. Государство должно сле­довать общепризнанным принципам международного права, в частности, принципам суверенного равенства, невмешательст­ва во внутренние дела и сотрудничества, что обязывает его рас­поряжаться своим воздушным пространством с учетом интере­сов других государств, т. е. не нарушать их прав в пределах их суверенной территории и в пределах международного воздуш­ного пространства

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международ­ного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В то же время Конвенция устано­вила право "мирного пролета" иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. В 1929 г. в Варша­ве был подписан другой многосторонний договор — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международ­ной воздушной перевозки. Этот договор закрепил ряд правил, касающихся ответственности перевозчика за вред, который может быть причинен пассажирам, их правопреемникам, гру­зовладельцам в связи с воздушной перевозкой.

Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о меж­дународной гражданской авиации. Участники Конвенции при­знали право каждого государства на суверенитет над воздуш­ным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств, меры содействия аэронавигации; условия, подлежащие соблю­дению в отношении воздушных судов, и другие правила. Кон­венция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных). Все остальные воздушные суда отнесены к граж­данским, хотя могут являться государственной собственностью.

Во второй части Конвенции содержатся положения об уч­реждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международных аэронавигаций, содействие развитию международного воздушного транспорта с тем, чтобы обеспе­чить упорядоченное развитие международной гражданской авиа­ции, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэро­навигационных средств, избегать дискриминации в отношении участников Конвенции, способствовать безопасности полетов и т. п. Участники Конвенции внесли в ее содержание ряд изме­нений и поправок. Так, в 1984 г. в Конвенцию было внесено положение, согласно которому стороны признают, что каждая из них должна воздерживаться от того, чтобы прибегать к при­менению оружия против гражданских судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь нахо­дящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна. Вме­сте с тем государство, исходя из своего суверенитета, имеет право требовать посадки в каком-либо указанном аэропорту гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями Конвенции. СССР присоединился к Чикагской конвенции в 1970 г., Российская Федерация в поряд­ке правопреемства является ее участницей и выполняет преду­смотренные ею обязательства.

Продолжает действовать важная для международного гра­жданско-правового регулирования Конвенция об ущербе, при­чиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (с рядом поправок), к которой СССР присоединился в 1982 г.

Страны СНГ подписали в 1991 г. Соглашение о граждан­ской авиации и об использовании воздушного пространства, а в 1993 т. Соглашение о выполнении полетов воздушных судов специального назначения. В 1996 г. была принята Концепция охраны воздушного пространства государств — участников СНГ.

В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 24 марта 1992 г. был подписан Договор по открытому небу, устанавливающий "режим открытого неба", т. е. право государств-участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг друга для получения информации о военной деятельности.

Существенный вклад в обеспечение безопасности полетов внесен конвенциями, посвященными вопросам борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиа­ции.

Широкое распространение получили двусторонние догово­ры о воздушном сообщении, которые конкретизируют общие правила Чикагской и других конвенций применительно к усло­виям сотрудничества договаривающихся государств. В период существования СССР двусторонние соглашения были заключе­ны почти со всеми странами — нашими контрагентами в меж­дународных полетах — в обеспечении безопасности граждан­ской авиации. Российская Федерация продолжила подписание таких соглашений (например, в 1993 г. с Новой Зеландией), од­нако прежде всего с новыми государствами, образовавшимися на территории СССР (так, в 1993—1994 гг. были подписаны со­глашения с Азербайджанской Республикой, Республикой Ар­мения, Республикой Узбекистан и др.).

Наряду с международными договорами источником меж­дународного воздушного права являются международно-пра­вовые обычаи. Так, для государств, не участвовавших в Париж­ской конвенции 1919 г. и Чикагской конвенции 1944 г., закреп­ленный в них принцип суверенитета государства над воздуш­ным пространством над своей территорией, как над сухопут­ной, так и над водной, остается обычно-правовой нормой. К дру­гим обычным нормам можно отнести положения о том, что за пределами территории государства сохраняется его юрисдик­ция в отношении того воздушного судна, которое занесено в реестр данного государства, или о том, что в случае бедствия воздушное судно вправе осуществить несанкционированный влет в пределы воздушного пространства иностранного государства с целью совершения аварийной посадки.

Нормы международного воздушного права взаимодейству­ют с соответствующими нормами внутригосударственного пра­ва. Конституция РФ относит определение статуса и защиту воздушного пространства как составной части государственной территории к ведению Российской Федерации. Ряд положений, характеризующих режим воздушного пространства, содержит­ся в Законе о Государственной границе РФ. 19 марта 1997 г. был принят Воздушный кодекс РФ, который конкретизировал прин­цип полного и исключительного суверенитета Российской Фе­дерации в отношении воздушного пространства, находящегося над ее территорией, и регламентировал принцип государствен­ного регулирования использования этого пространства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.