Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агрегированные показатели развития сельского хозяйства




Основные агрегированные показатели реализации государственной программы на 2009 г. Меры по оздоровлению финансовой ситуации в АПК

В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 25 декабря 2007 г. №25 для оценки реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в рамках, Госпрограммы, определены целевые показатели, характеризующих развитие сельского хозяйства.

 

1 Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 2 Индекс производства продукции животноводства 3 Индекс производства продукции растениеводства 4 Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве 5 Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности на одного члена хозяйства в месяц, руб. 6 Доля отечественного производства в формировании ресурсов: мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 7 Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях: тракторы комбайны: зерноуборочные кормоуборочные 8 Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий 104,9

 

На плановый период 2010-2011 гг. предусмотрена реализация новых направлений Госпрограммы:

· поддержка компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

· поддержка экономически значимых региональных программ;

· регулирование рынка молока;

· переход к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности.

В связи с кризисными явлениями на финансовых рынках в сфере финансового обеспечения агропромышленного комплекса складываются следующие негативные тенденции: отказы в кредитовании организаций АПК по инвестиционным проектам, а также в рефинансировании кредитов на текущую деятельность; повышение размера процентных ставок и требований к залоговому обеспечению; возникновение проблем с полнотой и своевременностью расчетов за поставленную агропродовольственную продукцию.

Учитывая, что значительная часть оборотных средств в отрасли приобретается за счет кредитов, такое положение с кредитованием сельскохозяйственных товаропроизводителей может привести к вынужденному сокращению спроса на минеральные удобрения, химические средства защиты растений, семена, комбикорма и другие материально-технические ресурсы, что будет иметь нежелательные по- следствия для обеспечения планируемых объемов производства в животноводстве и растениеводстве.

В последние время, ситуация в АПК находилась под пристальным вниманием Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Был принят ряд ключевых для отрасли решений:

· об увеличении размера возмещения затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) с 2/3 (66,7%) до 80% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (общий объем дополнительного финансирования до 10 млрд.руб.);

· о субсидировании процентной ставки по кредитам в размере 100% ставки рефинансирования Банка России для объектов животноводства;

· по целевому фондированию банков для завершения начатых инвестиционных проектов по животноводству;

· об увеличении уставного капитала ОАО «Росагролизинг» для закупки отечественной сельскохозяйственной техники;

· повышены ставки пошлины на импорт мяса птицы и свинины, снижены объемы квот на мясо птицы;

· об увеличении уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» для возможности увеличения объема интервенционных закупок, а также для замещения доли региональных банков, свернувших кредитование АПК, и поддержания устойчивости региональной сети;

· о предоставлении системообразующим предприятиям, имеющим важное значение для экономики, государственных гарантий по кредитам АПК по упрощенной схеме.

Кроме того, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Минсельхозом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти прорабатываются следующие вопросы:

· о предоставлении субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, полученным в 2007-2008 гг. на срок до одного года и пролонгированным на срок не более 6 месяцев;

· о продлении срока инвестиционных кредитов по молочному скотоводству до 15 лет и рекомендовать банкам предусмотреть возможность осуществления начала выплат заемщиками суммы основного долга с отсрочкой на 5 лет;

· о субсидировании выплаты процентов по небанковским заимствованиям по особо важным отраслевым инвестиционным проектам;

· о повышении ставок ввозных таможенных пошлин на молочную продукцию;

· о разработке отвечающего интересам отечественных производителей режима регулирования импорта мяса на 2010 г. и последующие годы;

· о подписании Меморандума между Агропромышленным союзом России и Ассоциацией компаний розничной торговли «Об условиях взаимодействия розничных сетей с поставщиками сельскохозяйственной продукции и продовольствия», в том числе ограничение отсрочки платежей за поставляемые на предприятия розничной торгов- ли социально-значимые продукты питания (не более 30 дней с момента поставки);

· об ускоренном порядке возмещения экспортного НДС при экспорте зерна;

· о снижении стоимости услуг экспедиторских компаний при железнодорожных перевозках зерна на экспорт и во внутригосударственном сообщении;

· о предоставлении связанных государственных кредитов по поставке зерна из России, а также расширение поставок зерна и муки по линии гуманитарной помощи.

В настоящее время серьезной является проблема межведомственных согласований по вопросам проведения агропродовольственной политики. Эффективность поддержки агропродовольственного сектора существенно ограничена необходимостью согласовывать применение той или иной меры поддержки. Так, из-за длительных согласований два года подряд интервенции на зерновом рынке начинались существенно позже, чем решение об этом принималось в Министерстве сельского хозяйства.

Необходимость увеличения горизонта бюджетного планирования в агропродовольственном секторе объясняется тем, что субъекты рынка планируют свою деятельность на 3 - 4 года вперед и нуждаются в предсказуемой агропродовольственной политике на этот период. В связи с этим считается необходимым принятие закона о государственных программах агропродовольственной политики на среднесрочную перспективу, который бы содержал исчерпывающий перечень мер поддержки агропродовольственного сектора, которые будут применяться в этот период с примерными бюджетными ориентирами, которые могли бы пересматриваться в рамках ежегодного бюджетного процесса, но, тем не менее, давать возможность субъектам рынка иметь среднесрочные ориентиры для своего функционирования.

Каждая из программ должна содержать описание целей и задач, на достижение которых она направлена, а также систему качественных и количественных индикаторов, с помощью которых можно оценить эффективность осуществления программы.

Оценка эффективности проводится как Министерством сельского хозяйства, так и Независимой комиссией. Результаты первой должны отражаться в ежегодном докладе Министерства сельского хозяйства, в котором он отчитывается перед обществом о реализации агропродовольственной политики в предыдущем году, включая степень достижения целей каждой из программ на основе изменения индикаторов эффективности программ.

Кроме того, Независимая комиссия, оценивающая результаты агропродовольственной политики, представляет собственное Заключение, содержащее оценку степени достижения поставленных целей по каждой из программ и целей государственной агропродовольственной политики, а также рекомендации комиссии по прекращению или корректировке программ.

Изменения в агропродовольственной политике, предусмотренные государственным докладом Министра сельского хозяйства и Заключением Независимой комиссии, отражаются в законе «О государственных программах агропродовольственной политики» на следующие 3-5 лет.

Для осуществления такого рода контроля за эффективностью государственных расходов необходимо соответствие формы отражения бюджетных расходов в структуре бюджета применяемым государственным программам и декларируемым целям политики. В то же время мониторинг бюджетных расходов на АПК практически невозможен из-за существующей структуры бюджетного классификатора. Он не предназначен для отражения целей и функций государственной политики, более того, многие важные функции, реально осуществляемые государством, не отражаются в бюджете из-за отсутствия соответствующих разделов.

Еще одна важная проблема - неполнота классификатора. Бюджетные средства на поддержку АПК представлены в функциональной классификации не в полном объеме. Так, бюджетные расходы на поддержку сельского образования, науки и др. отражаются по другим статьям.


Вопросы:

1. Что представляет собой агропромышленный комплекс?

2. Какие отрасли входят в состав агропромышленного комплекса?

3. Какие сферы включает в себя АПК?

4. Какие взаимосвязанные стадии выделяются в агропромышленном производстве?

5. В чем заключается государственное регулирование АПК?

6. Что является причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства?

7. Какие банки являются основными участниками приоритетного национального проекта?

8. Каковы цели Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы?

9. Какие меры были предусмотрены, в рамках региональной поддержки субъектов малого предпринимательства областным бюджетом Нижегородской области?

10. Чем объясняется необходимость увеличения горизонта бюджетного планирования в агропродовольственном секторе?

Тесты:

1. Главная задача агропромышленного комплекса заключается в:

a. удовлетворении потребностей населения в продуктах питания;

b. удовлетворении потребностей населения в товарах народного потребления;

c. максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления;

d. ускоренном развитии животноводства.

2. Первая сфера агропромышленного комплекса включает в себя:

a. предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;

b. отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителей;

c. отрасли, которые обеспечивают АПК средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;

d. коммерческие банки, страховые компании и другие финансовые учреждения.

3. Вторая сфера агропромышленного комплекса включает в себя:

a. предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;

b. отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителей;

c. коммерческие банки, страховые компании и другие финансовые учреждения;

d. отрасли, которые обеспечивают АПК средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.

4. Третья сфера агропромышленного комплекса включает в себя:

a. коммерческие банки, страховые компании и другие финансовые учреждения;

b. предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;

c. отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителей;

d. отрасли, которые обеспечивают АПК средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.

5. К основным рискам аграрного комплекса не относятся:

a. макроэкономические риски;

b. законодательные;

c. природно-климатические;

d. все вышеперечисленное.

6. Устойчивое развитие сельских территорий не включает:

a. повышение уровня и качества жизни сельского населения:

b. повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

c. поддержку комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

d. поддержание почвенного плодородия.

7. Что не относится к целям Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы:

a. устойчивое развитие сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни;

b. повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;

c. охранение и воспроизводство сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

d. ввод льготного кредитования на покупку племенного скота.

8. К числу основных принципов, на которых должна базироваться стратегия региональной поддержки АПК, следует отнести следующие:

a. равная доступность государственной поддержки для всех организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства;

b. прозрачность агропродовольственной политики;

c. доступность информации о рынке и государственной агропродовольственной политике;

d. все вышеперечисленное.

9. Региональные программы развития АПК не должны включать:

a. основные цели и задачи программы, систему мер для достижения целей;

b. систему оплаты труда работников, занятых при реализации программы;

c. систему показателей для измерения результатов реализации программы;

d. систему управления реализацией программы.

10. Современное функционирование финансовой инфраструктуры АПК основывается на следующих принципах:

a. приоритетного финансирования;

b. множественности источников финансирования;

c. распределении финансовой поддержки по уровням (федеральный, региональный, местный)

d. все вышеперечисленное.

Темы курсовых работ:

1) Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона;

2) Расходы регионального бюджета на агропромышленный комплекс;

3) Государственное регулирование АПК в современных условиях;

4) Финансово-экономическое положение АПК в России;

5) Проблемы финансирования АПК региона.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.