Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 550 с. 10 страница




Исходя из необходимости внесения существенных измене­ний в распределение налогового потенциала, создаваемого тру­дом населения муниципальных образований, в Закон включены статьи, в которых регламентируются вопросы формирования до­ходной части местных бюджетов, их взаимоотношений с феде­ральным и региональными бюджетами.

8. Вопросы местных бюджетов нашли отражение в ст. 15 Налого­вого кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов.

9. Компетенция органов местного самоуправления в бюд­жетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:

• установление порядка составления и рассмотрения про­ектов местных бюджетов, утверждения и исполнения ме­стных бюджетов, осуществления контроля за их исполне­нием и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

• составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отче­тов об исполнении местных бюджетов;

• определение порядка направления в местные бюджета до­ходов от использования муниципальной собственности, ме­стных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

• определение порядка и условий предоставления финан­совой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд

из местных бюджетов;

• определение порядка осуществления муниципальных за­имствований;

• осуществление муниципальных заимствований и управ­ление муниципальным долгом.

Бюджетным кодексом РФ также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом представительные органы мест­ного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и устанавливать льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым за­конодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе предоставлять на­логовые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в преде­лах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами. Однако органы местного самоуправления могут определять порядок предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федераль­ных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом.

Большое значение в бюджетных правоотношениях имеет на­личие прав у территориальных представительных и исполни­тельных органов власти при рассмотрении разногласий по от­дельным показателям их бюджетов. В соответствии со статьей 20 Закона «Об основах бюджетных прав...» 1993 г. они имеют право вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей своих бюджетов. В случае их отклонений вышестоящий исполнитель­ный орган власти обязан совместно с заинтересованным испол­нительным органом составить протокол об имеющихся разно­гласиях. Протокол должен содержать обоснования предложений и обоснование отказа. Для рассмотрения возникающих в связи с отказом разногласий представительный орган образует согласи­тельную комиссию, которая рассматривает спорные вопросы. Окончательное решение принимается вышестоящим представи­тельным органом власти.

Не менее важными в бюджетном процессе являются гарантии бюджетных прав территориальных органов власти.

Эти вопросы также зафиксированы в Законе «Об основах бюджетных прав...». В частности, в ст. 25 Закона определено, что если в ходе исполнения бюджета вышестоящий орган власти при­нимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увели­чению расходов бюджета нижестоящего теориториального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минималь­ного бюджета средства компенсируются вышестоящим органом власти, принявшим решение, за счет средств его бюджета.

Такая же ответственность вышестоящего органа власти на­ступает при нанесении ущерба нижестоящему бюджету от при­нятия им решения с нарушением своей компетенции.

В случае непредставления вышестоящим органам власти ис­ходных данных, необходимых для составления проекта бюджета в установленный срок, нижестоящий представительный орган власти может утвердить свой бюджет исходя из нормативов от­числений от регулирующих доходов, утвержденных на текущий год, и в пределах видов доходов, предусмотренных законами Российской Федерации для поступления в соответствующий бюджет.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства установлена в Бюджетном кодексе РФ (ч. IV). В ст. 283 перечис­лены основания для применения мер принуждения за наруше­ние бюджетного законодательства. В их числе:

• неисполнение закона (решения) о бюджете;

• нецелевое использование бюджетных средств;

• неперечисление бюджетных средств получателям бюд­жетных средств;

• неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

• несвоевременное перечисление бюджетных средств полу­чателям бюджетных средств;

• несвоевременное зачисление бюджетных средств на сче^а получателей бюджетных средств;

• несвоевременное представление отчетов и других сведе­ний, связанных с исполнением бюджета;

• несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

• несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

• несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

• несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвер­жденным расходам и бюджетной росписи;

• несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Рос­сийской Федерации;

• несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

• несвоевременное представление проектов бюджетов и от­четов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить при­нятые бюджетные обязательства, кроме оснований, уста­новленных Бюджетным кодексом;

• несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвер­жденным бюджетным обязательствам;

• финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

• финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвер­жденные лимиты бюджетных обязательств;

• несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказа­ние государственных или муниципальных услуг;

• несоблюдение предельных размеров дефицитов бюдже­тов, государственного или муниципального долга и рас­ходов на обслуживание государственного или муници­пального долга, установленных Бюджетным кодексом;

• открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Бан­ка России;

• иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным ко­дексом предусматриваются следующие санкции:

• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджет­ного процесса;

• блокировка расходов;

• изъятие бюджетных средств;

• приостановление операций по счетам в кредитных орга­ низациях;

• наложение штрафа;

• начисление пени;

• иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и фе­деральными законами.

Правом применения санкций обладают руководители орга­нов Федерального казначейства. Они имеют право:

• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

• списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предос­тавленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

• взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевремен­ный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за поль­зование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действую­щей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

• выносить предупреждение руководителям органов испол­нительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем испол­нении бюджетного процесса;

• составлять протоколы, являющиеся основанием для на­ложения штрафов;

• взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных органи­заций за несвоевременное исполнение платежных докумен­тов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансиро­вания Банка России за каждый день просрочки;

• приостанавливать операции по счетам в кредитных орга­низациях сроком до одного месяца.

Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.

* * *

Финансовое право и в его составе бюджетное право являются важ­ной частью как юридической, так и финансовой науки и практики.

Наиболее крупные работы по этой проблематике издали:

А.М. Гурвич. Бюджетное право по законодательству РСФСР (1918);

С.А. Котляревский. Бюджетное право РСФСР (1925);

М.Д. Загряцков. Бюджетное право местных Советов (1927);

С.Д. Крылов. Бюджетное право СССР (1928);

Е.А. Ровинский, О.Н. Горбунова. Бюджетные права местных Со­ветов депутатов трудящихся (1972);

М. И. Пискотин. Советское бюджетное право (1971);

В.В. Бесчеревных. Развитие советского бюджетного права (1975);

Н.И. Химичева. Субъекты советского бюджетного права (1979).

Большой вклад в подготовку законодательных актов по бюджетным правам государственных и местных органов власти внесли заслуженные деятели науки, профессора В.П.Дьяченко, К.Н. Плотников, Г. Б. Поляк, В.М. Родионова, профессора Л. П. Павлова, К.Ф. Шеремет, М.Н. Ходорович.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете термин «бюджетное право»?

2. Охарактеризуйте основополагающий акт бюджетного права.

3. Какие законодательные акты определяют бюджетные права органов власти всех уровней?

4. Какие вопросы бюджетного права отражены в Бюджетном кодексе РФ?

5. Назовите бюджетные права а) органов государственной власти РФ и б) органов местного самоуправления.

6. Охарактеризуйте гарантии бюджетных прав территориаль­ных органов власти.

ГЛАВА 4. Бюджеты Российской Федерации

4.1. Консолидированный бюджет

Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про­цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджет­ной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной ин­формации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Ми­нистерства финансов РФ составлять отчет об исполнении кон­солидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде­ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Россий­ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъек­та Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюд­жет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не ут­верждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, ха­рактеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использо­вания по территории в целом Российской Федерации и отдель­ных субъектов Российской Федерации.

1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов ад­министративно-территориальных образований.

2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресур­сов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показа­тель консолидированного бюджета Российской Федерации, оп­ределяют степень централизации финансовых ресурсов, созда­ваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

3. Без расчета показателей консолидированных бюджетов не­возможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и терри­ториальных сводных финансовых балансов берутся из консоли­дированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на иму­щество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроиз­водство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на госу­дарственные инвестиции, расходы на социально-культурные ме­роприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой ба­зы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохрани­тельных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэконо­мической деятельности, образование резервных фондов и др.

4. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспек­тивном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе ко­торых показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозиро­вания бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу ис­следуются корреляционные связи между объемами доходов кон­солидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленно­сти, сельского хозяйства.

5. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспе­ченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, обра­зование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Пока­затели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г., состав его показателей характеризуют данные табл. 4.1.

Таблица 4.1. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г. (в ценах 1997 г.)

Статьи дохода млрд. руб. % к итогу
1. Налоговые доходы 1.1. Налог на прибыль 1.2. Подоходный налог с физических лиц 1.3. Налог на добавленную стоимость 1.4. Акцизы 1.5. Налоги на имущество 1.6. Платежи за использование природных ресурсов 1.7. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономи­ческие операции 1.8. Прочие налоги, сборы и пошлины 2.Неналоговые доходы 2.1. Доходы от государственной собственности или от деятельности 2.2. Доходы от продажи принадлежавшего государству имущества 2.3. Доходы от реализации государственных запасов 2.4. Доходы от внешнеэкономической деятельности 2.5. Прочие неналоговые доходы 3. Безвозмездные перечисления 4. Поступления от целевых бюджетных фондов Итого доходов       83,4 14,7 10,6 25,7 9,0 6,7 5,2   3,8 4,0 9,0   1,3   3,3 0,7 1.6 1.7 1,3 6,3

 

Как следует из таблицы, в бюджетных доходах РФ главенст­вуют налоговые доходы (более 80%). Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы (около 35%). Если к ним прибавить импорт­ные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.

Налоги, связанные с производством (налог на прибыль, до­ход, прирост капитала), относительно невелики и составляют примерно 15% всех бюджетных доходов. Даже если к ним при­бавить налоги на имущество предприятии, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%.

Главная причина превалирования в бюджете косвенных на­логов — резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счет косвен­ного обложения.

Неналоговые доходы бюджета не превышают 10%. В их числе наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов (6%) и доходы от продажи принадлежащего государству имущества (3%). Бывшие когда-то весомым источником доходы от внешнеэко­номической деятельности составляют примерно лишь 1,5%.

Следует отметить, что в консолидированный бюджет Россий­ской Федерации мобилизуется примерно 42—43% всех финансо­вых ресурсов, создаваемых в государстве.

Бюджетные расходы Российского государства можно просле­дить по данным табл. 4.2.

Таблица 4.2. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г. (в ценах 1997 г.)

Направление расходов млрд. руб. % к итогу
     
1. Государственное управление 2. Международная деятельность 3. Национальная оборона 4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 5. Фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу 6. Промышленность, энергетика и строительство 7. Сельское хозяйство и рыболовство 8. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 9. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 10. Развитие рыночной инфраструктуры 11. Жилищно-коммунальное хозяйство 12. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных си­туаций и последствий стихийных бедствий 13. Образование 14. Культура и искусство 15. Средства массовой информации 16. Здравоохранение и физическая культура 17. Социальная политика 18. Обслуживание государственного долга 19. Пополнение государственных запасов и резервов 20. Прочие расходы 21. Мобилизационная подготовка экономики 22. Расходы целевых бюджетных фондов Всего расходов             3,5 0,3 9,7   7,0   1,4 6,0 3,8   0,4   2,9 0,1 13,4   0,9 13,4 1,6 0,4 9,2 7,6 4,9 1,1 8,1 0,1 4,2

 

Как видим, 2/3 бюджетных ассигнований составляют непро­изводительные расходы, в их числе расходы на управление и правоохранительную деятельность — более 10%, оборону — 10%, обслуживание государственного долга — 5%, социально-культурные расходы — более 30%.

Расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяй­ства, составляют 1/3 всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе на промышленность, энерге­тику и строительство направляется примерно 6%, сельское хозяй­ство и рыболовство — 4%, транспорт, дорожное хозяйство, связь —3%, жилищно-коммунальное хозяйство — 13%.

Все это свидетельствует о кризисе и снижении роли государ­ства в экономическом процессе.

4.2. Федеральный бюджет Российской Федерации

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно­стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро­приятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре­гионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного на­ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд­жет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо­собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи­цированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источни­ком финансирования структурной перестройки экономики, кон­версии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом РСФСР «Об основах налоговой системы» 1991 г. и На­логовым кодексом Российской Федерации 1998 г. наделен феде­ральными налогами и неналоговыми доходами.

Доходы федерального бюджета

1. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

• государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;

2. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государствен­ной власти Российской Федерации;

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос­сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавли­ваемых Правительством Российской Федерации;

• прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Состав и структуру доходов федерального бюджета характе­ризуют данные табл. 4.3.

Таблица 4.3. Федеральный бюджет Российской Федерации за 1997 г.

Наименование показателя млрд руб % к общей сумме
I. Налоговые доходы   76,2
в том числе        
1 Налог на прибыль   10,6
2 Подоходный налог с физических лиц   0,5
3 Налог на добавленную стоимость   37,4
4 Акцизы   15,1
5 Налоги на имущество   0,1
6 Платежи за использование природных ре­сурсов   2,2
7 Налоги на внешнюю торговлю и внешне­экономические операции   7,9
II. Неналоговые доходы   12,4
из них-        
1 Доходы от продажи принадлежащего госу­дарству имущества   5,4
2. Доходы от внешнеэкономической деятель­ности   3,3
3 Доходы от реализации государственных за­пасов   1,5
III. Поступления от целевых бюджетных фондов        
      11.4
Итого доходов    

 

Главным источником доходов федерального бюджета явля­ются налоговые доходы (76%). Наиболее весомые налоги — на­лог на добавленную стоимость и акцизы — более 40% всех дохо­дов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 10%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — около 8%, в их числе главное место занимают импортные пошлины.

Вторую группу составляют неналоговые доходы — 12%. В их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государ­ственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.

Третья группа — поступления от целевых бюджетных фондов -11% (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологиче­ский фонд, Фонд развития таможенной системы и др.).

Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых дохо­дов, для покрытия бюджетного дефицита используются внутрен­ние и внешние заимствования. В числе заимствований на внут­реннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ). В 1997 г. эти источники поступили в бюджет в сумме 63222 млрд. руб. Внешними заимствованиями являются кредиты междуна­родных финансовых организаций, кредиты иностранных госу­дарств, иностранных коммерческих банков и фирм. В 1997 г. по этим источникам поступило 62923 млрд. руб.

Расходы федерального бюджета

1. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

• обеспечение деятельности Президента Российской Феде­рации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, феде­ральных органов исполнительной власти и их территори­альных органов;

• функционирование федеральной судебной системы;

• осуществление международной деятельности в общефеде­ральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с между­народными финансовыми организациями, международ­ного культурного, научного и информационного сотруд­ничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные органи­зации, другие расходы в области международного сотруд­ничества);

• национальная оборона и обеспечение безопасности госу­дарства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• государственная поддержка железнодорожного, воздуш­ного и морского транспорта;

• государственная поддержка атомной энергетики;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и сти­хийных бедствий федерального масштаба;

• исследование и использование космического пространства;

• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

• формирование федеральной собственности;

• обслуживание и погашение государственного долга Рос­сийской Федерации;

• компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансирова­нию в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации за счет средств федерального бюджета;

• пополнение государственных запасов драгоценных метал­лов и драгоценных камней, государственного материаль­ного резерва;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.