КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и функции политических партий
Основные понятия: политическая партия, партийный аппарат, социальная база партии, электорат партии, политический лидер. Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества стали политические партии. Партия — это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество, а зачастую ожесточенная борьба группировок, объединенных вокруг популярных лидеров или влиятельных семей, прослеживаются в политической истории со времен Древнего мира. Но те образования, которые мы сегодня называем политическими партиями, возникли в Европе и США не ранее начала XIX в. В текстах наиболее известных политических документов конца XVIII в.— Декларации прав и свобод гражданина, американской конституции — еще нет даже упоминания о политических партиях. Политики и идеологи той эпохи говорили, правда, о борьбе фракций, однако оценивали ее сугубо негативно, как следствие несовершенства общественного устройства или как неизбежный результат утверждения политической свободы в обществе, в котором существует неуничтожимое различие социальных интересов. Для большинства политических деятелей вплоть до начала XIX в. было характерно настороженное отношение к самой идее партий. Они полагали, что партийная борьба может иметь для государства и общества разрушительные последствия, и искали средства если не к прекращению ее, то по крайней мере к ограничению и упорядочению. Формирование партий было длительным процессом, развертывающимся вместе с распространением норм парламентаризма, практики выборности законодательной и исполнительной властей, постепенным переходом к всеобщему избирательному праву. На начальных стадиях становления партии не имели постоянно действовавших местных отделений и сколько-нибудь прочной связи со своими сторонниками. Их деятельность активизировалась преимущественно в периоды проведения избирательных кампаний, когда при участии известных политиков, адвокатов, журналистов образовывались комитеты в поддержку отдельных кандидатов. В Европе основой части партий послужили профсоюзные структуры, а также организации, созданные под покровительством церкви. По завершении выборов единственной активной и организованной частью партии становилась ее депутатская группа.
М. Вебер так обрисовал картину возникновения политических партий: «...Партии в нашем обычном смысле первоначально... были, например, в Англии только свитой аристократии. Каждый переход в другую партию, совершаемый по какой-либо причине пэ- ром, влек за собой немедленный переход в нее всего, что от него зависело. Духовенство, учителя, профессора, адвокаты, врачи, аптекари, состоятельные сельские хозяева, фабриканты... образовывали сначала нерегулярные политические союзы, самое большее — локальные политические клубы. Сплоченность обеспечивают только парламентарии; решающую роль при выдвижении кандидатов... играют люди, уважаемые на местах. И лишь в больших городах постоянно имеются партийные союзы с умеренными членскими взносами, периодическими встречами и публичными собраниями для отчета депутатов». К своего рода «ассоциациям избирателей» близки и современные организационно неоформленные партии. В них нет официального членства, работу в избирательных комитетах выполняют по большей части активисты, а для того чтобы присоединиться к такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известными примерами подобного типа партий являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании. Политические партии со знакомыми нам признаками — оформленное членство, партийные билеты, взносы, внутрипартийная дисциплина — появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения.
Общее, что присуще всем современным политическим партиям и отличает их от партий начала и первой половины XIX в.,— это наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которых партийная, политическая деятельность является профессией. Структура партийного аппарата, его центрального комитета и низовых звеньев в демократических странах отвечает прежде всего задачам ведения избирательной борьбы, так как без хорошо отлаженной системы привлечения голосов избирателей и поступления пожертвований партия вряд ли сможет добиться успеха на выборах. Очевидная взаимозависимость и синхронность процессов «общественного признания» партий, с одной стороны, и быстрого расширения круга избирателей — с другой, ведут иногда к излишне прямолинейному взгляду на предпосылки появления партий. Действительно, стоит задаться вопросом о том, какие представления ассоциируются у нас со словом «партия», ответом, скорее всего, будет: «кандидаты», «выборы». Конечно, партии играют самую активную роль в избирательных кампаниях, но далеко не только практика регулярного проведения выборов вызвала к жизни политические партии. Можно выделить две важнейшие предпосылки утверждения партий как легитимных и постоянных участников политической борьбы. Об одной из них уже неоднократно говорилось в предшествующих разделах — это становление политики в качестве относительно самостоятельной сферы общественных отношений. Отсюда и важнейшая функция партий в западном демократическом обществе — представительство социально-экономических интересов, институционализация связи между гражданским обществом и государством. Через партии основные социальные группы заявляют о своих политических требованиях и социально-экономических предпочтениях, осуществляют поиск общественного согласия. В борьбе партий выявляются, «выводятся на поверхность» существующие в обществе политические и социально-экономические противоречия, что снижает вероятность возникновения непредвиденных конфликтов, делает политику более предсказуемой.
Если в обществе прочно укоренены традиции неприятия крайних, экстремистских средств и методов политической борьбы, если основные социальные группы используют легальные, регламентируемые законом средства защиты своих интересов, если выработаны приемы и механизмы, позволяющие смягчать остроту социальных конфликтов, то политические партии служат сохранению социальной стабильности. Вторую главную предпосылку формирования политических партий можно определить как обмирщение общества. Во всех религиозных традициях, в том числе и христианстве, мы находим представление об обществе как об органической целостности. Люди, воспитанные в религиозной культуре, воспринимают единство и согласие внутри социального сообщества как норму, а разделение, раскол, конфликт — как следствие уклонения от истины, ослабления веры, нарушения справедливости. В такой мировоззренческой системе естественно стремление к восстановлению гармонии, а не к «нормативизации» конфликта, чему служат современные партии, намерение избежать противостояния, а не утверждать его как средство сохранения свободы индивида. Понятно, почему в конце XVIII в. в Европе и США еще очень живо было негативное восприятие партий и партийной борьбы. Не менее важно и другое: до тех пор пока основной круг идей, которыми живет общество, очерчивается религиозной традицией, невозможно принципиальное расхождение взглядов на смысл земного бытия, не возникает идеологического противоборства — продукта современной европейской истории, идейно-политические дискуссии сводятся к различным толкованиям признанного всеми священного текста, а партии неизбежно остаются более или менее прочными союзами, объединившимися вокруг лидеров из городской или сельской аристократии (следы чего еще застал М. Вебер в сельской Англии). Без идей социального прогресса, открытости истории, чуждых религиозному сознанию, не могло возникнуть такое явление, как идеология — мировоззренческая система, определяющая социальные, политические и иные цели и направления линейного развития секуляризованного, обмирщенного общества.
Европа знала два рубежа на пути к секуляризации. На первом этапе, после Реформации и полосы религиозных войн, принесших чудовищные разрушения и жертвы, католическая церковь была вынуждена смириться с признанием за схизматиками — протестантами равных с католиками политических прав. После Великой французской революции был сделан решающий шаг — вера признана частным делом индивида. На долгое время в европейском общест- ве оказались сосуществующими две системы ценностей — религиозная, прежде определявшая все правовые, политические, моральные, поведенческие нормы, и возникшая в противоборстве с религиозной, но не вне ее светская культура. Два типа ценностных ориентации, выявлявшихся в борьбе партий, были отчетливо видны современникам: «Все партии стремятся сплотиться в две группы: одну — консервативную, другую — демократическую, а эти обе стремятся, в свою очередь, опереться на теорию двух крайних доктринерских партий, для которых политика является только средством. Эти же крайние партии излагают в своих вероучениях... два диаметрально противоположных воззрения... церковь остается верной абсолютистской традиции о божественном происхождении верховной власти, осуществляемой лицами, окруженными священным ореолом; социалисты, следуя демократическому принципу, признают только власть, исходящую снизу и доверенную народным уполномоченным, но практическое руководство политической жизнью остается в руках промежуточных партий, парламентских или либерально-консервативных — партий, склонных идти на сделки, занятых больше практическими делами, чем принципами, которые, смягчая столкновения между обоими противоположными воззрениями, поддерживают среди горячей полемики социальный мир и свободу...» Так оценивал развитие европейских партий в XIX в. французский историк Ш. Сеньобос. Сегодня прежний ценностный раскол утратил остроту и идейные споры приобрели хорошо известный нам облик борьбы партийных программ. Современные партии создавались большей частью для защиты интересов отдельных социальных групп. Постепенно общенациональные партии привлекали к себе все новые и новые категории избирателей. В результате в большинстве своем они стали объединениями, в которых в том или ином сочетании представлены интересы различных социальных слоев. Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах, — ее электорат. Партии выражают общие, долговременные интересы социальных групп. С какой именно партией связывают свои политические интересы те или иные социальные силы, зависит от конкретных условий, от тех позиций, которые занимали партии в переломные периоды национальной истории, от того, чью сторону они принимали в социальных конфликтах и столкновениях, от этнического и конфессионального состава населения. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе были люди наемного труда с невысоким уровнем доходов. Либерально-демократические партии пользовались влиянием среди служащих, интеллигенции, мелких предпринимателей. Партии консервативной ориентации получали поддержку крупных собственников, части средних слоев и крестьянства. Аграрные партии опирались на сельское население, за конфессиональные партии отдавали голоса верующие. В последние годы политологи и социологи отмечают, что во многих европейских странах традиционные связи социальных групп с какой-либо одной партией ослабли. Все реже мотивом для голосования служит семейная привычка или корпоративная, групповая лояльность. Избиратель делает самостоятельный выбор, опираясь на собственную оценку способности партии справиться с наиболее актуальными для общества в данный момент социально-экономическими и политическими проблемами. Исход выборов становится менее предсказуемым, а электорат крупных партий нередко почти точно воспроизводит социальную структуру населения. В программах ведущих партий всегда подчеркивается намерение служить интересам всего общества, способствовать росту благосостояния большинства граждан. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку, чем шире круг сторонников, тем выше шансы одержать победу на выборах. Вместе с тем в европейских странах (в значительно меньшей мере в США) партии продолжают сохранять собственное политическое и идеологическое лицо. Основу идеологических расхождений партий составляют разделяемое ими представление о природе и функциях государства, отношение к традициям, понимание свободы и справедливости. В программах партий их мировоззренческие принципы преломляются в конкретные социально-экономические и политические требования и обещания. В программах социал-демократов избирателей привлекают идеи социальной солидарности, ответственности, сотрудничества, равенства возможностей. От социал-демократов ожидают проведения сильной социальной политики, сохранения и совершенствования существующих программ помощи социально незащищенным группам населения — безработным, престарелым, молодежи, начинающей искать работу, женщинам с детьми. В то же время избиратели знают, что в случае прихода к власти социал-демократической партии расходы на социальные нужды, скорее всего, возрастут, а это может потребовать увеличения налогов. Республиканцы в США, консерваторы в Великобритании, ХДС в Германии в глазах избирателей предстают как партии, тесно связанные с крупным капиталом, ориентированные на защиту интересов бизнеса, предпринимателей. Этим партиям избиратель отдает предпочтение в том случае, если уверен, что дальнейшее увеличение социальных расходов нецелесообразно, что социальные программы государства недостаточно эффективны и основные усилия необходимо направить на поощрение частной инициативы, на повышение экономической активности в стране. Решая, за кого проголосовать на выборах, избиратель не может не учитывать сложившийся в общественном мнении идеологический образ партии. Говоря о партиях, нельзя не упомянуть еще об одной их функции — выдвижении и отборе политических лидеров. Для того чтобы профессионально заниматься политикой, необходимо обладать многими качествами — волей, честолюбием, настойчивостью, целеустремленностью, огромной работоспособно- стью, умением привлекать и располагать к себе людей, находить общий язык с самыми разными собеседниками и убеждать их в своей правоте, отстаивать собственную точку зрения, не отталкивая оппонентов и не превращая их в недругов. Профессиональному политику должна быть присуща способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил, предвидеть отдаленные последствия своих действий, находить союзников, нейтрализовать соперников, безошибочно выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных целей. Политический талант столь же редкий дар, как и выдающиеся научные, художественные или музыкальные способности. Появление талантливого политика — событие редкое, и, какие бы усилия ни прикладывали функционеры, далеко не каждой партии удается выдвинуть сильного лидера. В то же время осуществляемый партиями отбор позволяет отсеять случайных в политике людей, открыть дорогу новичкам, которые наделены политическими дарованиями и смогут выполнять свои обязанности на хорошем профессиональном уровне. Человек, избравший занятие политикой, нередко уже в студенческие годы начинает работать в молодежной организации той партии, взгляды которой он разделяет. Затем способный молодой политик может стать кандидатом партии на выборах в местные органы власти. Получив необходимый опыт, он баллотируется в парламент, участвует в работе одного из парламентских комитетов или занимает выборный пост в исполнительных структурах власти. В будущем, в случае победы партии на парламентских или президентских выборах, он может получить назначение в состав правительства, возглавить фракцию или комитет в законодательном собрании. Политик, ведя предвыборные кампании, участвуя в парламентских дискуссиях, работая над законопроектами, накапливает опыт политической и государственной деятельности, приобретает необходимые знания и профессионализм. Подобный тип политической карьеры, когда политик последовательно движется по ступеням власти, особенно характерен для европейских стран. В США сложилась иная традиция: часть высоких политических постов здесь обычно занимают люди, которые ранее профессионально политикой не занимались, но достигли известности в других сферах — в бизнесе, юриспруденции, науке. По окончании срока полномочий большинство из них возвращаются к прежним занятиям и продолжают работать в банках, компаниях, исследовательских организациях. В западных демократиях политика не принадлежит к числу наиболее высокооплачиваемых занятий, что соответствует принятому в современных обществах, особенно в странах протестантского вероисповедания, прагматичному, приземленному взгляду на политику как на род деятельности, лишенный всякого мистического ореола, обычную профессию, требующую от овладевшего ею специалиста знаний и навыков, а не мудрости и жертвенности. Жалованье парламентариев и министров, конечно, выше, чем заработная плата квалифицированного рабочего или служащего, но даже денежное вознаграждение президента страны или премьер-министра блекнет на фоне доходов глав крупных корпораций, банков, преуспевающих менеджеров, звезд эстрады и спорта. Политик вправе иметь и дополнительные доходы в виде гонораров за чтение лекций, статьи, выступления, но в демократических странах закон ограничивает размеры этих сумм, чтобы они не становились замаскированной формой подкупа. Для одаренных политиков соображения материальной выгоды нередко отступают на второй план перед азартом политической борьбы, стремлением достичь вершин власти. Однако избиратели редко верят в полное бескорыстие своих избранников. На страже норм политической этики призвано стоять законодательство. Закон жестко регламентирует занятие политиков предпринимательской деятельностью: во избежание конфликта интересов они не должны совмещать государственные посты с работой в частном секторе, состоять в руководстве фирм или компаний и получать от них денежное вознаграждение, использовать служебную информацию в целях личного обогащения. Закон требует, чтобы политик регулярно представлял декларацию о доходах и своем имущественном положении. В 70—80-е гг. многие европейские и американские политологи предсказывали «закат» партий, предрекали конец «партийной эры». Они ссылались на то бесспорное обстоятельство, что в современных условиях партии перестают быть единственными и основными организаторами избирательного процесса, поскольку многие кандидаты, особенно претенденты на высшие политические посты, ведут предвыборные кампании, полагаясь главным образом на средства массовой информации, на собственный штат помощников и экспертов, не зависящих от партии. Тем не менее предсказания политологов не оправдались. Безусловно, печать, телевидение, радио стали непременными участниками избирательных кампаний, но они не могут заменить партии в их основных функциях — интеграции социальных интересов, обеспечении связи гражданского общества и государства, выдвижении политических лидеров, влиянии на политический процесс. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |