Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная и муниципальная собственность




Право собственности предоставляет одинаковые возможности всем своим субъектам. Как содержание, так и осуществлен его правомочий в гражданском праве в принципе не имеют различий в зависимости от субъектного состава. Известные ограни­чения, влекущие особенности правового режима отдельных объектов этого права, также по общему правилу являются одинаковыми для всех собственников.

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

· во-первых, нали­чие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют поря­док осуществления принадлежащего им права собственности;

· во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским зако­нодательством имеет две разновидности — государственную и му­ниципальную собственность. Право государственной собственнос­ти характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущес­тва, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — Республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, состав­ляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т. е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214).

Муниципальная собственность относится к публичной частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность является разновидностью государственной собственности, и представляет собой самостоятельный вид публичной собственности..

Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 2 ГК РФ объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования — собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их собственниками соответствующего имущества.

Владельцами принадлежащих государству акций долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы.

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимос­ти, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначе­ния, а также оборудование, транспортные средства и иные«сред­ства производства» и предметы бытового, потребительского харак­тера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности
акции приватизированных предприятий, ставших акционерными
обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях,
иностранная валюта и валютные ценности, а также различные па­
мятники истории и культуры. Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации.

Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных прав право хозяйственного ведения или оперативного управления. По смыслу закона имущество учреждений и казен­ных предприятий также не должно обращаться на погашение дол­гов создавшего их публичного собственника, если только послед­ний не изымает это имущество в установленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК РФ) либо не ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требо­ваний всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК РФ), что, впрочем, возможно и применительно к обычному предприятию (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждени­ями (нераспределенное государственное или муниципальное иму­щество), прежде всего средства соответствующего бюджета, состав­ляет казну публично-правового образования. Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государствен­ный или муниципальный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собствен­ника по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

В перечне объектов, составляющих казну соответствующего публично-правового образования, на первом месте законом назва­ны бюджетные средства. Они в первую очередь и составляют ре­альный объект такого взыскания, а также служат источником до­полнительной ответственности публично-правового образования по долгам его учреждений (или казенных предприятий) при недо­статке у них денежных средств (имущества) для расчетов со свои­ми кредиторами. Наряду с бюджетом казну публично-правового образования составляют средства соответствующих внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и др.).

В федеральной собственности находится имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество «государственной казны РФ», состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка, а так же имущество, находящееся в государственном резерве.

Имущество может поступать в публичную собственность только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфис­кации и национализации. Имеется и специальное основание пре­кращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация (служащая одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной соб­ственности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.