Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендательный библиографический список




Методам и принципамфилософии Коменский уделяет исключительное внимание исчитает, что наиболее удачным, а следовательно, инаиболее достоверным является методанглийского философа Бэкона, именно метод индукции.

Насколько серьезное значение придавал Коменский методу, видно из следующего его утверждения: «Все дело в способе. Стало быть, нужен лишь способ, применяя который к видам, можно было бы удобно отличать... полезное от бесполезного, истинное от ложного» (С. 90). Метод индукции дает возможность изучать природу в целом и отдельные предметы через ощущения и с помощью ощущений; там, где ощу­щений недостаточно, необходимо применять разум, а где бессилен разум, то обращаться к богу. Таким образом, в основу своей философии (пансофии) Коменский кладет три позна­вательных принципа — чувство, разум и «божественное откровение». Индукция обеспечивает познание природы, и Коменский считал необходимым изучать «действительность в целом». Поэтому ои говорил о совершенно ином методе по­знания действительности в целом. Для того чтобы познать действительность в целом, Коменский исходит из следующего. Предмет познания человека — это познание природы, познание искусства и познание бога. Индукция обеспечивает познание природы и познание искусства. Искусство в понима­нии Коменского — это все, что относится к человеческой дея­тельности, размышлениям, речам и трудам. Как и природа, искусство вполне познаваемо. В природе и искусстве всё можно измерить, взвесить, исчислить. Но есть одно слишком великое и непознаваемое — сам бог. Природа согласно его точки зрения есть бог и божественный разум, которым проникнут мир как в целом, так и в своих частях. Если природа познаваема, то должен быть познаваем и бог, но «познание бога» поведет к атеистическим рассуждениям. Этого Коменский боялся больше всего, и поэтому должна быть только вера в высшее существо. Изучение же и познание природы и искусства (человеческой деятельности) ведет к познанию божественных идей.

Философию Коменский рассматривал как «основание всего мыслимого», в том числе воспитания и обучения. Его принцип природосообразности вытекает из его философского положения и взглядов на человека, как на часть природы. В предисловии к своему сочинению «Предвестник пансофии» Коменский писал: «Я задумал найти непоколебимые основания науки о преподавании и... нашел их в непрелож­ных законах природы, которые и положены мною в обоснова­ние моей «Великой дидактики». Однако природа в широком смысле слова у него служит только средством аналогий, в действительности же он имеет в виду природу человека. Это видно из всех работ Коменского. Возьмем для примера его положение о том, что ребенку в младенческом возрасте можно дать понимание природных и общественных явлений. «Но каким образом?» — опрашивает Коменский и отвечает: «Ко­нечно, насколько позволяет их нежный возраст, т. с. сообразно с их развитием» (С. 29). Только 'при таком подходе к обучению метод обучения становится научно обоснованным. Таким методом может быть только «естественный метод», кото­рый дети воспринимают с большой радостью и который от­вечает природе человека. Естественному методу обучения Коменский придавал огромное значение и считал его наиболее гибким, лучшим из всех существовавших. Естественный метод «все представляет внешним и внутренним чувствам, что ученики все воспринимают охотно и с радостью; он основывается на самой человеческой природе» (С. 265). Естественный метод обучения дает возможность детям понимать вещи, ибо обучение состоит в понимании вещей. Прочные знания о ве­щах будут достигнуты, если все будет излагаться наглядно, сами же вещи будут пониматься так, как они воспринимаются органами чувств. Кроме того, обучение надо начинать с первичного. «Первичным же является чувственное по сравнению с интеллектуальным». Словесное занятие не подготавли­вает к жизни. Силы же человеческого ума «надо развивать для покорения всего существующего» (С. 278).

Коменский верил в безграничные возможности познания человеком внешнего мира, а школа должна совершенствовать человеческую природу, т. е. развивать ум, волю и способность к действию. Это положение, показывающее глубокую веру Коменского в человека, в его возможность неограниченного познания окружающего, сыграло большую роль в развитии педагогической мысли. В познании человека первое место отводится познанию мира, затем человека и, наконец, священного писания. Коменский рассматривал мир и человека кактворение бога. Но по сравнению со средневековьем, когда все внимание обращалось на изучение «божественного откровения», высказывания Коменского приковывали основное внимание к познанию природы и человека, изучению вещей и предметов. «А так как ничто не ближе к вещи, чем вещь сама к себе, то поэтому он (ум) ценит выше всего показания вещей, а затем — тех, кто воспринимает вещь собственными чувствами, и здесь опять-таки всего больше — самого себя, как самого ближайшего к самому себе, ибо он доверяет самому себе и своим чувствам более, чем другим. Следовательно, если ты хочешь укоренить в учащихся полную веру в какое-либо утверждение, то привлеки таких свидетелей, которых нельзя поставить под сомнение. Прежде всего и главным образом привлеки, если возможно, самое вещь, представив ее собственным чувствам учащегося» (Т. 1. С. 278).

Значительный шаг сделал Коменский в отношении нравственного воспитания по сравнению со средневековыми тео­риями о первородном грехе. Коменский дает советы, как воспитывать детей, начиная с самого раннего возраста. Он рекомендует воспитывать у них такие нравственные качества, как умеренность, опрятность, почтительность, уважение и предупредительность к старшим, честность, трудолюбие, гуманность и т. д. Все эти качества, по Коменскому, нужны для достижения основной нравственной цели — служения богу. Вся мораль Коменского является религиозно-христианской. Если в отношении обучения он рекомендует педагогам проявлять величайшее терпение и не пользоваться физическими наказаниями, то в вопро­сах нравственного воспитания мы видим иное. Правда, здесь он тоже рекомендует похвалу и порицание как средство нравственного воспитания, однако наряду с этим рекомендует использовать розги, если порицание не помогает. «Если эта первая ступень наказания останется недействительной, тогда последует другая — наказать розгами или побить рукой с той целью, чтобы ребенок опомнился и больше следил за своим поведением» (Т. 2. С. 37).

Нет ничего в познании, что раньше не было бы в ощущениях — это не только приложимо к обучению, но и к познанию вообще в самом широком смысле слова. Влияние натурфилософии особенно проявляется у Коменского в его взглядах на природу и сущность человека. Человек — это микрокосм в макрокосме, т. е. человек есть частица природы. Он подчинен законам природы. Беря человека как физическое существо, Коменский подходит к нему с позиций сенсуализма. Когда же он рассматривает человека с точки зрения социальных отношений и его духовного развития, то подходит к нему теологически. Коменский противоречив в своих исходных положениях и обоснованиях педагогики, а поэтому неодинаково равноценны отдельные части его педагогической системы.

В своей теории обучения Коменский одним из первых в истории педагогической мысли ставит вопрос о связи школы с жизнью. Школа должна выпускать людей, которые были бы деятельными, активными участниками жизни. Коменский полагал, что хорошо иметь при школе ферму, на которой школьники могли бы получать немало практических сведений и умений. Сближение образования с жизнью отвечало стремлениям народа. Коменский сделал шаг по пути трудового обучения: «...ученики должны ознакомиться со всеми более общими ремесленными приемами...» (С. 275).

Теория обучения у Коменского строилась на уровне, соответствовавшем состоянию передовой науки его эпохи. Он стремится дать научно обоснованный метод обучения, который вытекал бы из принципа природосообразности и основывался на самой человеческой природе. Его «естественный метод» - это природосообразный метод, а принцип природосообразности в понимании Коменского вытекает из его философского мировоззрения, его взгляда на человека как часть природы, той природы, которая стала предметом изучения представителями тогдашней передовой науки, т. е. Гарвеем, Серветом, Коперником, Кеплером, Ньютоном и т. д. Коменский задумал найти «непоколебимые основания науки о преподавании», и после многих трудов он выводит их из непреложных законов природы, которые и легли в основание его «Великой дидактики». Естественный метод и его природосообразность понимаются Коменским как соответствие между методами обучения и законами природы. Именно ссылками на природу Коменский подкрепляет свои положения, ссылаясь главным образом на жизнь растений, развитие птиц, деятельность садовника и т. п. Выдвинутое им требование строить воспитание и образование детей природосообразно имело важнейшее значение: по его убеждению, человек — часть природы, и следовательно, его развитие подчиняется ее универсальным законам; эти закономерности проявляются как в устройстве не­живой природы, в жизни растений и животных, так и в раз­витии человека. И далее: природа и жизнь человека позна­ваемы, следовательно, познаваемы и законы обучения. При­знавая наличие в природе и обучении внутренних закономер­ностей, он настаивал на их опытном изучении и верил в их познаваемость. Научно познавать явления жизни можно только при изучении их причинно-следственных связей, а потому, изучая жизненные явления и предметы, нужно «не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также и показывать, почему оно не может быть иначе» (Т. 1. С. 182). Процессу воспитания и обучения тоже, как и всей природе, присущ определенный и точный порядок. Задача педагогики — открыть этот порядок. Ссылками на природу и ее порядок Коменский хотел сказать, что процесс обучения имеет свои объективные законы и изучать их следует путем наблюдений за этим процессом, а не посредством дедуктив­ных построений или ссылок на различных авторов. Во времена Коменского еще не был подробно разработан метод научного наблюдения, научной индукции, не говоря уже об эксперименте, тем не менее наблюдения, сравнения, аналогии, анализы Коменского, несмотря на некоторую их наивность с нашей современной точки зрения, все-таки сыграли боль­шую роль. Развитие ребенка не совершается автоматически само по себе, без правильно поставленного воспитания и обучения. Наоборот, отсутствие воспитания может крайне отрицательно сказаться на развитии подрастающего человека. Природа дает человеку только семена знаний и нравственности, а развить и оформить их дано организованному и планомерно поставленному воспитанию. Воспитание должно строиться только в генетическом плане, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Я. Л. Коменский различает следующие этапы познавательной деятельности в процессе обучения: 1) упражнение преимущественно внешних чувств, «чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их»; 2) больше упражнений внутренних чувств, силы воображения и памяти «с их исполнительными органами — рукой и языком» путем изучения определенных предметов; 3) развитие понимания и суждения «обо всем собранном ощущениями материале» — тоже при помощи определенных предметов; 4) развитие преимущественно того, «что относится к области воли, именно способностей, которые научат сохранять гармонию».

Я. А. Коменский звал к всестороннему образованию. «В школах нужно учить всему», - говорил он, имея в виду основы разнообразных жизненно полезных знаний. Коменский высказывался за концентричность образования. Подобно тому как «дерево сразу выпускает все свои главные ветви», так и образование с самого же начала должно касаться всех основных областей знания; они изучаются равномерно на всех этапах, но с возрастающей степенью углубленности. В то время в школах совсем не учитывали возможностей детского возраста, с самого же начала перегружали учеников пространными правилами с комментариями. В противовес этому Коменский хочет изучению отдельных наук предпослать «простой общий очерк всех знаний», а преподавание каждого предмета начинать с «простейших элементов».

Характеристика содержания образования. Коменский разрабатывает новое содержание работы школы, создает новый тип образованного человека. Его массовая школа, школа родного языка, дает уже реальные знания, нужные для практической жизни, а именно знания грамматики родного языка, арифметики, элементарной геометрии, умения разбираться в хозяйстве, политике, новейшие сведения о частях света, государствах Европы, своем отечестве. В латинской школе Коменский хотя и сохраняет «свободные искусства», обычные для средневековой школы, но дает их уже в сочетании с такими реальными науками, как физика, математика, география, история. Одной из ведущих идей Ко­менского является признание необходимости давать на всех ступенях обучения всестороннее образование. Образованный человек — это человек, приблизившийся к всеобщему познанию вещей — к «пансофии». «Мы желаем, — писал Коменский, — чтобы умам внедрена была вся совокупность лучшего из всех областей знания» (Т. 2. С. 147). В содержание об­разования Коменский включает и развитие нравственности. Эту задачу он раскрывает по отношению к каждой ступени, начиная с материнской школы. По отношению ко всему периоду юности Коменский подчеркивает необходимость воспитания прежде всего «кардинальных» добродетелей — мудрости, умеренности, мужества и справедливости. Четырем этапам развития познавательной деятельности у Коменского соответствуют четыре типа школ. В материнской школе (до 6 лет) дети должны приобрести возможно больше живых впечатлений от окружающей их жизни, на основе чувственного опыта у них возникнут первые представления о явлениях природы и жизни людей. Дети узнают, «что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, птица, рыба и пр., это усваивается легко и полагает начало естествознанию». Аналогично приобретаются первые представления из области астрономии, географии и др. Коменский здесь выступает как новатор. Он хотел поднять образовательное значение начальной школы, тогда чрезвычайно жалкой. Поэтому в элементарную школу он вводит помимо изучения родного языка, начатков арифметики и геометрии еще и «основы космографии» (включая сюда не только элементарные понятия космографии, но и сведения о частях света, государствах Европы и особенно по отечественной географии), первое знакомство с окружающими общественными явлениями и с «более общими ремесленными приемами». С этими знаниями сочетаются традиционные псалмы, катехизис и «тончайшее» знание текстов святого писания. В гимназии также старое сочетается с новым. Это латинская школа с обычными для той эпохи древними языками и «свободными искусствами». Однако наряду с этим Коменский вводит в программу новые научные знания: 1) физику (естествознание) с приложениями к земледелию, «механическим искусствам» и медицине, 2) географию, 3) историю («прекраснейшая часть образования», которая как бы «освещает всю жизнь»). Меняется и содержание «свободных искусств»:

Арифметика, геометрия и астрономия на уровне тогдашней науки; 2) диалектика изучается не как схоластическая логика — юноши овладевают «искусством делать умозаключения», оперируя с материалом физики, математики и этики, анализируя различные точки зрения по спорным вопросам; 3) риторика, которая тогда считалась главным предметом, отодвигается на самый конец образования, чтобы красота речи сочеталась с содержательностью. О новых тенденциях Коменского свидетельствует и порядок классов, названных по имени основного в этом классе предмета: 1) грамматический, 2) физический, 3) математический, 4) этический, 5) диалектический, 6) риторический. Однако изучению физики предшествует изучение метафизики, открывающей якобы «общие основы» природы. Таким образом, у Коменского четырем этапам познавательной деятельности соответствуют четыре типа школ: 1) материнская школа, где дети изучают окружающую действительность; 2) школа родного языка, где внутренние чувства, воображение, память вместе с деятельностью руки, языка развиваются на уровне чтения, письма, рисования, пения, счета, измерения, взвешивания, запоминания различного материала; 3) гимназия (латинская школа), в которой развивается «понимание и суждение обо всем собранном ощущениями материале при помощи диалектики, грамматики и остальных реальных наук и искусств, изучаемых посредством вопросов: что? почему?; 4) академия, в которой развивается «преимущественно то, что относится к области воли, именно способности, которые научат сохранять гармонию» (Т. 1. С. 265).

Коменский уделял много внимания принципу сознательности, хотя и не прибегал к этому термину. Одно знание фактов признается им недостаточным. Оно должно сопровождаться развитием мышления, раскрытием способностей, выработкой отношения к усваиваемым знаниям, чтобы учащиеся не смотрели чужими глазами, не мыслили чужим умом. Они должны выражать свои знания в правильной речи, свободно ими пользоваться в жизни. Бессмысленной механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно ос­танавливаться до тех пор, пока он не будет понят». «...Научное образование, — пишет Коменский, — пусть служит человеку к усовершенствованию одновременно и его разума, и языка, и рук, для того чтобы он мог все, что требуется, разумно созерцать, выражать словами и осуществлять в действии» (С. 175). Процесс обучения по Коменскому представляет единство усвоения знаний и развития умственных способностей. Враг схоластики, догматизма, он требовал: «Ничему не следует учить, опираясь только на один авторитет...» (С. 180). Все должно быть основано на доказательствах при посредстве внешних чувств и разума. «Все, что преподается, должно быть так обосновано аргументами, чтобы не оста­валось никакого места ни сомнению, ни забвению. Ведь обоснование разумом — это те гвозди, те пряжки, скобы, кото­рые прочно скрепляют дело, не дают ему колебаться и распадаться» (С. 182).

Коменский стремился возможно сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность. Учитель должен быть «преимущественно занят корнем знания», видя этот «корень знания» в умственных силах детей. Нужно использовать все пути для «раскрытия познавательных способностей». Но эту совершенно новую для того времени задачу Коменский только поставил, он не раскрыл (и не мог раскрыть) путей развития детского мышления. Коменский настаивал на том, что нужно приучить учащихся не только удерживать в памяти содержание книг, но и «самостоятельно проникать до корня вещей».

Всеми возможными средствами нужно «воспламенять жажду знания и пылкое усердие к учению». Коменский указывал ряд средств для возбуждения интереса, сознательного отношения учащихся к учению. Средствами для возбуждения интереса, сознательного отношения учащихся к учению являются: раскрытие жизненной пользы знаний, ясность и наглядность обучения, ведение урока «дружеским и приятным образом» (разумно соединяя полезное с приятным), поощрение детской любознательности, ободрение и ласка со стороны учителей, привлекательность школьной обстановки и т. п. Он отмечал, что, приступая к занятиям, надо разъяснить предварительно учащимся «идею предмета», т. е. дать представление о его значении, целях и границах, об «общем очертании» предмета, т. е. о его структуре.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов. Он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками. Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги-гуманисты, например Томас Мор, характеризуя обучение на острове «Утопия». Книги как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, а с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменить картинами, моделями, рисунками. Таким образом, Коменский порывает со словесным схоластическим обучением и развивает очень ценную мысль о широком применении в школе различных наглядных пособий. В учебниках Коменский тоже предлагает использовать принцип наглядности, о чем свидетельствуют составленные им учебные книги.

Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. Он считал, что в обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Все должно быть расположено в правильной последовательности, так, чтобы изучение каждого нового вопроса было вполне подготовлено предшествующими занятиями. В сознании учащихся должна запечатлеться система знаний, а поэтому все должно «идти в неразрывной последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало путь завтрашнему».

В эпоху, когда школа не считалась с ребенком, с возмож­ностями детского воспитания, Коменский выдвинул принцип посильности обучения для учащихся. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Он требовал расположить материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно спо­собности восприятия». Он предостерегал против поспешности в обучении: «ничего — стремглав». Ясность преподавания рассматривается Коменским как необходимое условие по­сильности, доступности его для учащихся. Она достигается отчетливостью объяснения основных положений, без излишнего углубления в детали (соблюдать «меру» в разъяснениях, давать «сперва лишь основные начала»), умением «оттенять различия вещей», четким логическим расчленением материала («все расчленять как можно более»), наглядностью обучения и т. п. Коменский намечает путь, способствующий посильности преподавания: идти от общего к частному (т. е. от общего представления о предмете переходить к изучению отдельных его сторон), от более легкого к более трудному и т. д. «Знание начинается с чувственного восприятия», «че­рез обобщение единичного образуется понимание общего».

Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Весь процесс обучения Коменский представлял себе как единый путь познания, постепенного развития разнообразных знаний, как процесс продолжения, распространения и совершенствования начатого. Каждое новое знание есть своеобразное органическое наращивание к имеющемуся уже в сознании учащихся фонду знаний. Последовательность и преемственность должны вести к систематичности, вести так, чтобы знания преподносились не изолированно, а в связи и без лишних подробностей. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

Коменский выдвинул дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала. Прочность знаний, указывал Коменский, требует органического их усвоения: «нужно раскрыть способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)», чтобы, подобно молодым деревцам, умы развивались из собственного корня. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как един­ственную основу для достижения прочного знания», — писал Коменский. Необходимо закладывать «прочное основание», останавливаться на каждом отделе науки, пока учащиеся его вполне не усвоят, пока они не ощутят уверенности в своем знании. Все имеющее связь нужно преподавать в связи, тре­бовал Коменский. Очень важно, чтобы учащиеся получили не обрывки сведений, подобные куче дров или одежде из лос­кутков, а стройное, целостное, хорошо организованное знание. Каждый предмет, указывал Коменский, должен резюмиро­ваться в правилах, кратких, ясных и точных, иллюстриру­емых множеством примеров (от примеров к правилам). Это способствует прочному усвоению. К той же цели ведут пов­торения и упражнения; они, по его мнению, должны начи­наться с элементов и опираться на хорошие образцы. Сооб­щив новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный им ученик, изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Бла­годаря такому упражнению и повторению учитель ясно ви­дит, что оставалось непонятным ученикам из его изложения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения вы­разить то, что усвоил, да и усвоение становится более отчет­ливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

Коменский первым указал на то, что чистая «словес­ность» в обучении, когда ребенок имеет дело только со сло­вом, без ознакомления с самим предметом или образцом его, является недопустимой. Он впервые поставил вопрос о том, что наряду со словом и образ должен иметь большое значе­ние в процессе обучения. Чувственное доказательство сообща­ет знаниям ту обоснованность, без которой они не могут стать осознанными. С другой стороны, чувственное восприятие есть самый «надежный эконом памяти». Так связываются Коменским между собой принцип сознательности и принципы прочности и наглядности. Прочность знаний, по Коменскому, до­стигается основательностью их усвоения, которая включает и точность, и доказательность, и полноту усвоения, а обуслов­ливается тем, что в процессе обучения все последующее ос­новывается на предыдущем, а предшествующее обогащается и укрепляется последующим. Коменский сравнивал человека, обучающегося основательно, с деревом, имеющим свой соб­ственный корень, питающим себя собственным соком и по­этому растущим, зеленеющим, цветущим, приносящим плоды. Основательно усвоенные знания составляют базу для даль­нейшего саморазвития учащихся.

Взгляды Коменского на ребенка и на его развитие коренным образом отличались от господствовавших в средневековой педагогике представлений. Коменский справедливо указывал, что природные спо­собности ребенка могут получить развитие только путем вос­питания. Подчеркивая огромную роль, которую играет вос­питание в развитии человека, он заявлял, что даже есть и пить человек должен быть приучен. В 12 главе «Великой дидактики» он высказывает уверенность в том, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека». В этой главе Коменский указывает па необходимость учиты­вать индивидуальные особенности детей. Он считает, что все дети, в том числе не обладающие острым умом, ленивые и упрямые, могут при умелом к ним педагогическом подходе стать воспитанными и образованными. Цели воспитания Ко­менский выводил еще в значительной степени из религии. Исходя из обычных средневековых представлений о том, что земная жизнь является «только подготовлением к вечной жизни», он стремился воспитать верующего христианина. Но в то же время идеалом Коменского являлся человек, который способен «знать, действовать и говорить». Поэтому наряду с воспитанием в детях религиозности он считал необходимым с ранних лет планомерно развивать их физические и духов­ные силы.

Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел «учить всех всему». По словам Коменского, все должны быть охвачены об­разованием, «вплоть до ремесленников, мужиков, носильщи­ков и женщин». Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек. Выдвинутая им идея всеобщего начального обучения детей обоего пола была, не­сомненно, передовым, демократическим требованием в его время. Коменский горячо защищал право женщин на обра­зование. Он глубоко возмущался тем, что школы доступны только для состоятельных, что в среде бедняков имеется большое количество талантов, которые напрасно гибнут в ущерб интересам государства. Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое раз­вивало бы их ум, нравственность и волю. Веря в большую силу человеческого разума, он мечтал о такой школе, которая была бы «истинной мастерской людей, где умы учащихся озаряются блеском мудрости».

Согласно принципу природосообразности, Коменский устанавливает возрастную периодизацию. Он, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый: детство — от рождения до 6 лет, отрочество — от 6 до 12, юность — от 12 до 18, возмужалость — от 18 и 24. В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность помимо указанных качеств характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Коменский возмущался тем, что школы доступны только для состоятельных и «между бедняками остаются незамеченными и погибают нередко выдающиеся способности». Он резко критиковал и сам строй работы тогдашней схоластической школы, которая служит «пугалом для мальчиков и застенком для умов», школы, где дается жалкое, искаженное образование («умы питаются не истинными зернами вещей, а какой-то шелухой слов»). Он мечтал о том, чтобы школа стала доступной всем, чгобы она сделалась «истинной мастерской людей», где «все всесторонне обучаются всему».

Содержание системы народного образования. Коменский наметил стройную систему преемственно связанных между собой ступеней обучения: 1) материнская школа (или «лоно матери»), — семейное воспитание детей до 6 лет; 2) элементарная школа или народная школа родного языка (для всех детей обоего пола 6—12 лет); 3) латинская школа или гимназия (с 12 до 18 лет) и 4) академия и путешествия (с 18 до 24 лет). Впервые перед дошкольным воспитанием была поставлена серьезная задача дать детям первые представления о природе и окружающей жизни и сформировать первые нравственные привычки. Впервые говорилось о всеобщем начальном обучении детей обоего пола и притом в школе родного языка (ведь всюду царила латинская школа, латынь оставалась еще языком науки). Коменский с негодованием писал о том, что «народ и народные языки находятся в величайшем презрении» и всесторонне обосновал необходимость школы родного языка. Он видел в ней, в частности, и «путь к развитию... родных языков всех народов». Коменский значительно опередил свое время требованием единой школьной системы. Он видел, что только немногие смогут пройти весь образовательный путь, но хотел, чтобы, по крайней мере, некоторые даровитые дети бедняков могли это сделать: «ведь не только дети богатых или знатных рождаются для высоких званий, чтобы для них одних была открыта латинская школа». Именно поэтому он и отстаивал принцип единой системы, горячо полемизируя с теми деятелями, которые рассматривали школу родного языка как чисто «плебейскую», пригодную лишь для будущих ремесленников, а «настоящей» школой считали только латинскую и советовали мальчиков из зажиточных семей отдавать прямо туда. «Мы настаиваем на общем обучении всех всему человеческому», - писал Коменский; не нужно так рано разлучать детей и давать повод некоторым смотреть с пренебрежением на остальных Здесь явственно ощущаются как демократизм Коменского, так и иллюзорность его надежд на продвижение талантливых детей из народа. Никаких социальных предпосы­лок для этого не было, и Коменский не смог ничего ответить на поставленный им же вопрос: «Какие меры нужно было бы принять для того, чтобы дети беднейших родителей могли иметь возможность посещать школы?». Он возмущался тем, что «бедные не имеют доступа в школы», но не поднялся до открытого протеста против общественного и государственного строя, при котором неизбежно такое положение вещей. Более того, «Великая дидактика» закапчивается обращением Коменского к государственным властям, которых он «заклинает» не оставаться безучастными к делу народного образования. Всю систему он хотел увенчать «дидактической коллеги­ей» («школой школ»), которая указывала бы, как лучше «раскрыть основы наук».

Величайшей заслугой Коменского является открытие им классно-урочной формы учебных занятий. Он считал необходимым, чтобы учебный год на­чинался и кончался одновременно для всех учащихся, чтобы занятия последовательно чередовались с отдыхом. Длительность учебного дня в начальной школе не должна превышать четырех часов. До Коменского в школах господствовала система индивидуальных занятий учителя с каждым учеником, которая была крайне непродуктивной. Коменский впервые обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, при которой один учитель одновременно работает со всем классом над одним определенным учебным материалом, он впервые наметил деление учащихся в соответствии с возрастными ступенями, распределение времени занятий, осветил вопрос о методике урока. Целый ряд цепных указаний дает Коменский и по поводу самого урока. Он должен занимать час времени, в течение которого проводятся изложение материала учителем, упражнения учеников и проверка их знаний. Общую работу со всем классом Коменский предлагает проводить и при проверке и исправлении письменных работ. За каждым классом должна быть закреплена определенная ком­ната, а за каждым учеником — определенное место. Каждый урок должен иметь свою особую задачу, которая должна быть на нем выполнена, и представлять собой определенную ступень в образовании учащихся. «Считаю несчастным тот день пли тот час, — говорит Коменский, — в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

С большой четкостью разработаны Коменским вопросы организации школьной работы. Дисциплина рассматривалась Коменским как необходимое условие работы школы. «Школа без дисциплины, что мельница без воды», — напоминает он чешскую пословицу. В эпоху, когда царила палочная дис­циплина, Коменский требовал гуманного отношения к детям. «Удары и пинки... верное средство возбудить ненависть к науке», — подчеркивал он. «Я решительно стою за то, что розги и палки, эти орудия рабства, совершенно неподходя­щие для людей свободных, совсем не должны иметь место в школах, должны быть изгнаны из них». Правильно организованные занятия сами по себе имеют притягательную силу, поэтому строгие наказания он считал возможным применять только за «проступки против поведения», т. е. он решительно отвергал применение телесных наказаний за плохие успехи в учении, но сохранял в том случае, если ученик допустил бо­гохульство или строптивость.

В небольшом сочинении «Законы хорошо организованной школы» Коменский дал много ценных указаний, сформулиро­ванных в виде кратких правил, касающихся правильной орга­низации школьного режима, управления школой, обязаннос­тей учителей, поведения учащихся. Правила подробно уста­навливают порядок и приемы учета знаний учащихся: учитель на каждом уроке проверяет знания, вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет ус­певаемость учащихся путем испытаний. В конце каждой чет­верти устраиваются также испытания, а по окончании учеб­ного года — переводные экзамены из класса в класс. Уча­щиеся обязаны приходить в школу без опоздания и занимать в классе установленное место. В случае отсутствия учащихся по уважительным причинам родители обязаны известить об этом дежурного для доклада учителю. На уроках учащиеся обязаны внимательно слушать объяснение учителя. Вне шко­лы они должны вести себя скромно и пристойно. Коменский писал: «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы воз­буждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следо­вательно, при руководстве юношеством должна «меть место кроткость без легкомыслия, при взысканиях — порицание без язвительности, при наказаниях — строгость без свирепости». Большое значение Коменский придавал внешнему виду школы. Он требовал, чтобы школа и внешней своей стороной привлекала к себе учащихся, делала их пребывание в ней приятным. Для этого ее помещение должно быть просторным, светлым, чистым и украшенным картинами. При школе должен находиться сад, ласкающий взоры детей деревьями, цветами, травами. В школе должна господствовать атмосфера бодрого, радостного труда.

Коменский понимал, что одним из важиейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник. Свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников. Коменский определил круг требований к ним: «...их изложение должно быть полным, основательным и точным, таким, чтобы они были вернейшей картиной всего мира... И чего я особенно желаю и на чем я настаиваю, так это на том, чтобы эти книги были написаны понятно и доступно и давали бы учащимся такое освещение, благодаря которому они понимали бы все сами, даже без учителя» (Т. 1. С. 197). Внешний вид учебников должен быть приятным и привлекательным.

Свой знаменитый учебник «Чувственный мир в картинках» Коменский строил с расчетом на то, чтобы научить ученика все правильно знать, правильно делать и правильно выражать в речи; он хотел через учебник не только сообщить знания, но и развить у учащихся интерес к ним. Коменский не только разработал ценные требования в отношении учебников, но и сам создал ряд замечательных учебных книг. Одной из таких книг является его «Видимый мир в картинках». Этот учебник был предназначен как для обучения детей латинскому языку в школе, так и для их первоначальных занятий родным языком в семье и школе. «Видимый мир в картинках» содержит 150 рисунков, исполненных Коменским с большим художественным мастерством, и пояснения к ним параллельно на двух языках: латинском и родном. Некоторые рисунки и тексты отражают религиозное мировоззрение Коменского, но в целом эта иллюстрированная детская энциклопедия представляет собой весьма ценное пособие, которое дает детям дошкольного возраста и учащимся на первых шагах обучения в начальной школе знания о растительном и животном мире, явлениях природы, человеческом организме и различных видах деятельности людей и одновременно расширяет их словарный запас, обогащает и уточняет речь. «Видимый мир в картинках» является практическим осуществлением требования Коменского научить детей «знать, действовать и говорить». В нем воплощены его основные дидактические требования в отношении наглядного, последовательного и посильного для детей обучения, этот учебник произвел в свое время целый переворот в постановке преподавания родного и латинского языков. Он был переведен на многие языки и в течение более чем полутора столетий служил образцом книги для первоначального обучения детей в семье и школе.

В противовес господствовавшему в его время пренебрежительному отношению к учителям Коменский высоко оценивает их общественное значение. Традиционному пренебрежительному взгляду на учителя народной школы Коменский противопоставил мысль, что должность учителя «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем». Коменский считает, что от учителя зависит весь успех работы школы по обучению и воспитанию детей. Он требует, чтобы учитель был мастером своего дела и в совершенстве владел искусством обучения. Наиболее умелые и опытные учителя должны заниматься с начинающими, так как особенно важно правильно заложить первые основы обучения. Учитель, по Коменскому, должен быть примером для своих учеников как в отношении внешности, так и всего духовного облика и поведения. Поэтому он требовал, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свое призвание и постоянно работают над собой. Коменский требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой — сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Учитель должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. «Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников своим примером». Одним из важнейших качеств учителя Коменский соответственно своему мировоззрению считал религиозность.

Исходя из передовых взглядов гуманистов на природу и человеческую личность, а также из сенсуализма Фрэнсиса Бэкона, из его требований строить знания па наблюдениях, опыте, индукции, Коменский сформулировал в дидактике важнейший принцип природосообразности, призвал к уважению детской личности, учету природных особенностей детей, развитию их познавательных способностей. Он разработал новое для своего времени содержание учебной работы школы, способствовавшее подготовке людей к практической деятельности. Борясь против методов зубрежки, вдалбливания знаний, он разрабатывал психологические основы обучения, подготовки к практической деятельности, сообщения знаний в единстве с развитием мышления учащихся, а также вопросы запоминания и упражнений. Неразработанность психологии ребенка во времена Коменского компенсируется у него попыткой обобщить передовой опыт работы школы. Глубоко проникнув в процесс обучения, установив его этапы, Коменский сформулировал ряд принципов и правил дидактики, сохранивших до сих пор свое теоретическое и практическое значение. Он впервые дал глубокую разработку методики урока, сделав ее целью достижение основательности, легкости и быстроты обучения. В ее основу были положены некоторые тонкие суждения психологического характера. Великий славянский "педагог-гуманист превосходно показал важность в учебной работе правильной организации, продуманного пла­нирования, твердого порядка и режима в школе.

ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ПО ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

1. Раскройте основные этапы жизни и деятельности Я. А. Коменского.

2. Автором каких трудов является Я. А. Коменский.

3. Дайте характеристику мировоззрения Я. А. Коменского.

4. Чем вызвана глубокая вера Коменского в просвещение?

5. Почему Коменский считал необходимым развивать культуру каждого народа не путем простого заимствования, а путем развития собственной культуры?

6. Почему в развитии просвещения и образования Коменский отводил решающую роль школе?

7. Почему существующие философские системы выражают интересы отдельных школ, а не обращены к потребностям жизни?

8. Почему человек, по Коменскому, имеет задатки для бесконечного развития и законы природы должны быть учтены при его воспитании?

9. В чем суть связи школы с жизнью?

10. В чем суть идеи Коменского о тесном взаимоотношении между воспитанием и развитием человека?

11. Какие этапы познавательной деятельности в процессе обучения различает Коменский?

12. Дайте характеристику содержания образования Коменского по этапам.

13. Какие требования Я. А. Коменский предъявлял к принципам обучения?

14. Почему взгляды Коменского на ребенка как на существо развивающееся, его вера в силу и возможности воспитания являются исторически прогрессивными?

15. Что такое всеобщее обучение, по Коменскому, и какие задачи он ставил перед школой?

16. Раскройте содержание системы народного образования, созданной Коменским.

17. Дайте характеристику классно-урочной системы Коменского.

18. Какие требования предъявлял Коменский к организации школьного обучения?

19. Какие требования предъявлял Коменский к учителю? Почему он считал, что от учителя зависит успех работы школы в обучении и воспитании детей?

20. Почему педагогическая система Коменского является ценнейшим вкладом славянства в мировую демократическую педагогику?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.