Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий очерк истории античной культуры 1 страница




Тесты

Лет.

Денег с учетом календарной даты их получения заработала больше

Ситуационные задачи

1. На острове Омега в результате инфляционных процессов

цены выросли на 300%. Оппозиция потребовала от правительства

возвращения цен на прежний уровень, для чего предложила двухлетнюю

программу снижения цен на одно и то же число процентов

каждый год. В ходе переговоров правительству удалось смягчить

это требование до 40% и достичь соглашения об увеличении

срока антиинфляционной программы. Определить:

а) предусмотренный двухлетней программой темп дефляции;

б) срок скорректированной программы.

а) 4Р( 1 - i) 2 = P, (1 – i) = ½, i = ½= 50%;

б) 4Р(1 - 0,4) t= P, (0.6) t =0,25 t=2,7 года

 

2. Две подруги, Маша и Катя, победили в конкурсе красоты.

Маша заняла первое место с призовой выплатой 150 тыс. руб.

Катя была второй, и ее выигрыш составил ПО тыс. руб. По легкомыслию,

не обращая внимания на 20%-ю банковскую ставку

и все время откладывая на потом, Маша получила свой выигрыш

на два года позже Кати. Кто больше заработал, Маша или

Катя?

(150000/1,44) = 104166, (6) < 110000; Катя по фактической ценности

3. Студент имеет 100 долл. и решает: сберечь их или потратить.

Если он положит деньги в банк, то через год получит

112 долл. Инфляция составит 14% в год. Определить:

а) номинальную процентную ставку;

б) реальную процентную ставку;

в) что бы вы посоветовали студенту;

г) как повлияло бы на ваш совет снижение темпа инфляции

до 10% при неизменной номинальной ставке процента.

а) 12%; б) из (1.7) следует, что i= (J-r)/(1+R)* 100% = -1,75%; приме-

няя приближенную формулу (1.8), получим i= -2%;

в) потратить деньги на текущее потребление;

г) сберечь деньги.

4. Экономика некоторого государства находится на спаде:

ежегодный темп относительного снижения валового национального

продукта составляет 14%. Опираясь на правило числа 70,

оценить период полураспада экономики при сохранении отмеченной тенденции.

5. В 21-й стране, принадлежащей к Организации экономического

сотрудничества и развития, среднегодовой темп прироста

валового национального продукта в 1960 — 1968 гг. составлял примерно

5,0%. Исходя из условия сохранения этого темпа:

а) оценить период удвоения валового производства товаров и

услуг в развитых странах;

б) во сколько раз больше будет производить общество через

70 лет, когда человек достигнет преклонного возраста, по сравнению

с годом его рождения?

а) 14 лет; б) согласно п. «а» удвоение происходит за 14

лет, следовательно, через 70 лет производство вырастет в 32 раза.

6. Студент, который держит деньги на банковском счете при

8%-й ставке, решил подписаться на журналы. Годовая подписка

стоит 12 долл., двухгодичная — 22 долл. Определить:

а) в какую сумму обошлась ему подписка на второй год;

б) какая подписка выгоднее: двухгодичная или две на год при

депозитной ставке 30%?

а) 10,8 долл. б) две годовых

7. Мистер Икс, желая удвоить наличную сумму, открыл депозит

с начислением по простой ставке в 10% годовых. Определить:

а) через сколько лет будет получена желаемая сумма?

б) на сколько сократится срок ожидания при замене простого

процента на сложный?

а) 10 лет, б) 3 года

8. После кризиса банковской системы господин Иванов уже

не доверял банкам и хранил свои деньги в валюте. Время шло,

банковская система укрепилась, и господин Иванов стал подумывать,

а не положить ли ему деньги на депозит. У него была на-

коплена 1 тыс. долл., но надежная когда-то валюта стала слабеть

и отставать от евро, а рубль окреп и стабилизировался.

Иванов задумался, в какой валюте выгоднее хранить деньги.

Банк предложил ему следующие варианты вкладов: в рублях — 15%, долларах - 6% и в евро — 5% годовых. Помогите господину Иванову выбрать валюту вклада, если известны следующие условия:

а) рост доллара - 0,5% в месяц; рост евро — 0,6% в месяц;

текущий курс доллара — 29 руб., евро - 36 руб.;

б) в конце года Иванов собирается:

• сделать крупную в рублях

- взять отпуск и отдохнуть в Турции;

• поехать в Европу.

Изменится ли ваш совет, когда вы узнаете о его планах?

а) деньги следует хранить в рублях; б) не изменится.

1. Если номинальная процентная ставка составляет 10%, а

темп инфляции определен в 4% в год, то реальная процентная

ставка составит:

1)14%;

2) 6%;

3) 2,5%;

4) - 6%;

5) 4%.

 

2. В год «1» уровень цен не изменяется, номинальная ставка

процента составляет 6%. В год «2» темп инфляции составил 3%.

Если реальная ставка процента в году «2» на том же уровне, что и

в году «1», то номинальная ставка процента в году «2» должна:

1) вырасти на 9%;

2) вырасти на 3%;

3) снизиться на 3%;

4) вырасти на 6%;

5) остаться неизменной на уровне 6%.

3. Положительное решение о строительстве моста, который

должен служить 200 лет и приносить прибыль в размере 10%, будет

принято при условии, что процентная ставка составит:

1) не более 2%;

2) не более 20%;

3) 10% или менее;

4) 10% или более;

5) для принятия решения отсутствует информация.

4. Фирма желает взять заем на покупку нового оборудования,

которое буцет стоить 20000 ден. ед. и служить 1 год. Ожидается,

что благодаря этому дополнительный годовой доход составит

1500 ден. ед. Фирма осуществит инвестиции в оборудование при

условии, что процентная ставка составит:

1)6%;

2) 8%;

3) 10%;

4)15%;

5) 4%.

5. При ставке дисконтирования в 10% коэффициент дисконтирования

первого года будет равен:

1)0,80;

2) 0,83;

3) 0,89;

4) 0,91;

5) все ответы неверны.

6. Индивидуальный предприниматель купил оборудование на

сумму 250 тыс. руб., рассчитывая продать его в конце 1-го года за

300 тыс. руб. за вычетом налогов. Предполагаемая доходность инвестиций

составит:

1) 10%;

2) 15%;

3) 20%;

4)25%.

7. Депозитная ставка равна 7% с начислением по сложному

годовому проценту. Определить период времени, по истечении

которого процентные деньги сравняются с величиной вклада:

1) 5лет;

2) 10 лет;

3) 12 лет;

4) всегда будут меньше;

5) все ответы неверны.

8. Если темп инфляции увеличивается, то при прочих равных

условиях в соответствии с эффектом Фишера (правилом компенсации

j = / + г + /г):

1) номинальная и реальная ставки процента понизятся;

2) номинальная и реальная ставки процента повысятся;

3) номинальная и реальная ставки процента не изменятся;

4) номинальная ставка процента повысится, реальная — не

изменится;

5) номинальная ставка процента не изменится, реальная —

снизится.

9. По условиям одного из двух обязательств должно быть выплачено

500 тыс. руб. через 4 месяца; второго —540 тыс. руб. через

8 месяцев. Применяется простая процентная ставка 18%.'Какое

из этих условий выгоднее для должника:

1) первое;

2) второе;

3) равноценны;

4) имеющейся информации недостаточно.

10. Проценты на проценты начисляются в схеме:

1) сложных процентов;

2) простых процентов;

3) как сложных, так и простых процентов;

4) независимо от схемы проценты начисляются только на основной

капитал, но не на проценты.

11. Если реальная ставка инвестирования в некотором году

была равна 6,0%, а номинальная — 11,3%, то каков был уровень

инфляции в этом году?

1)5,3%;

2) 5%;

3) 105%

4) все ответы неверны.

12. На вклад Р начисляются сложные проценты по годовой

ставке /. Величина процентов, начисленных за второй год хранения

вклада, составит сумму Е, равную:

l )2Pi + Pi2;

2 )Pi + Pi2'

3) Р (1 + / Г - Р.

13. Капитал в 1 млн руб. может быть помещен в Сбербанк на

3 месяца с ежемесячным начислением 3% (по ставке сложных

процентов) или на срочный вклад на 3 месяца, по которому в

конце 3-го месяца начисляется 9%. Определить наиболее предпочтительный

способ помещения капитала:

1)второй;

2) первый;

3) никакой разницы, доход одинаковый.

14. Господин Сидоров рассматривает три доступных ему способа

вложения денег на ближайшее полугодие: в Сбербанк на

6 месяцев с ежемесячным начислением процентов исходя из годовой

ставки 12%; б) с трехмесячным начислением под 12,4% годовых;

в) срочный валютный депозит (в долл. США) на 6 месяцев

при 8,5% в год. Текущий курс составляет 28 руб. и согласно прогнозам

поднимется до 28,5 руб. за 1 долл. к концу полугодия. Расположить

эти способы в порядке убывания выгодности:

1)а, б, в;

2) в, б, а;

3) б, в, а;

4) б, а, в.

15. Цену изделия дважды снижали на 50%, а затем на 300%

увеличили. В результате этого цена:

1) увеличилась на 200%;

2) возросла в три раза;

3) вернулась к первоначальному уровню;

4) ответ, не предусмотренный п. 1 (— 3).

16. Найти квартальные ставки начисления (г) и удержания (j)

сложных процентов, которые эквивалентны годовой ставке, равной

20%:

1)г=4,7%,j =4,2%;

2 ) г =5%,j=4,5%;

3) г =4,7%,.j=4,5%;

4 ) г = 5%,j=4,2%;

5) вcе ответы неверны.

17. Срок оплаты по долговому обязательству на сумму 5 млн

руб. наступает через 5 лет. Годовая учетная ставка равна 15%.

Имеется три способа продажи этого обязательства:

а) с годовым удержанием сложных процентов;

6) то же при простой учетной ставке;

в) с дисконтом при полугодовом учете по сложной ставке.

Определить способ, наиболее предпочтительный для продавца,

и указать разницу в доходах по сравнению с наихудшим вариантом:

1) способ «б» лучше, разница 1042912 руб.;

2) никакой разницы, доход одинаковый;

3) способ «а» лучше, разница 968527 руб.;

4) способ «в» лучше, разница 1042912 руб.;

5) способ «в» лучше, разница 74385 руб.

18. Допустим, что годовые ставки начисления простого и

сложного процента одинаковы. Сравнить результаты начисления

в зависимости от срочности вклада:

1) сложный процент всегда выгоднее для вкладчика независимо

от периода начисления;

2) для долгосрочных депозитов (больше года) сложный процент

выгоднее простого;

3) для краткосрочных депозитов (меньше года) простой процент

отстает от начисления сложного процента;

4) в пределах года простой процент выгоднее сложного.

20. Студент, который держит деньги на банковском счете при

8%-ной ставке, решил подписаться на журналы. Годовая подписка

стоит 12 долл., а двухгодичная — 22 долл. Определить:

а) в какую сумму обошлась ему подписка на второй год;

б) какая подписка выгоднее: двухгодичная или две на год при

депозитной ставке 30%?

1)10; 2)11;

3) 10,8; 4) выгоднее двухгодич__

19. Сравнить динамику удержания сложных и простых процентов

при одной и той же годовой учетной ставке:

1) внутри года дисконт по простой учетной ставке больше,

чем для удержания сложного процента;

2) при сроках больше года сложные проценты удерживают

меньшую сумму, чем простые;

3) дисконтирование по сложной учетной ставке перекрывает

простую ставку при любых сроках;

4) для краткосрочного учета (меньше года) дисконт по сложной

ставке больше, а за пределами года наоборот.

I

Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества и богатейшее мифотворчество, величайшие произведения литературы и искусства, законы гармонии и красоты человеческого тела, точность математических доказательств и разнообразие философских идей, свободу духа и обретение христианской веры.

В истории античной Греции выделяют следующие этапы, гомеровский и раннее архаический период (9—8 вв. до н. э. — распад родоплеменного общества); архаический период (7—6 вв. до н. э. — становление рабовладельческих государств — полисов); классический период (5 в. — до поел, трети 4 в. до н. э. — расцвет полисов); эллинистический период (поел, треть 4 в. — до сер. 2 в. до н. э. — упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства).

Однако, собственно античная Греция — это уже вторая цивилизация на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островов. На рубеже 3— 2 тыс. до н. э. крупнейшим центром цивилизации в Европе был о. Крит, а затем г. Микены. Цивилизация на Крите погибла в результате сильнейшего землетрясения, микенская — в результате нашествия варваров с севера Балкан. События этого периода сохранились в коллективной памяти народа и нашли отражение в мифологии (археологические раскопки 19—20 вв. подтвердили достоверность многих мифологических сюжетов). Благодаря славному прошлому (в центре которого была Троянская война), о котором не забывали усилиями странствующих певцов — аэдов, последующим поколениям греков не нужно было утверждаться перед другими народами Средиземноморья.

В гомеровский период классовое общество и государства зарождаются на территории Балканского полуострова снова, но в иных масштабах и формах. Во многом это был период упадка и культурного застоя (в числе многих других элементов культуры была утрачена старая письменность — в ней просто не испытывали потребности). В то же время в гомеровский период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы — широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3—4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Если попытаться определить доминанту сознания грека — гражданина полиса, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы, нарастающее в архаический период, достигающее апогея в классический и болезненно утрачиваемое в эллинистический. Свобода — вот та несущая конструкция в здании греческой культуры, условие ее победоносного шествия через времена и пространства, В чем же истоки этой уникальной в истории человечества свободы? Наиболее глубинные следует, видимо, искать в особенностях кормившего греков ландшафта: ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую врезается море. А на море столько островов, что нигде не теряешь из виду сушу. Все так мерно и ясно, что даже небольшая гора кажется величественной громадой. Ничего безбрежного, расплывающегося. Вероятно, поэтому грек не ощущал себя потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песков или скиф в зеленой степи. Куда бы он ни устремлял свой взор, мир представлялся ему стройно разбитым по каким-то естественным граням. И в этом мире он сразу находил себе место — место хозяина, дарованное ему богами.

И государственная система была у греков особая — по масштабу страны и в согласии с навыками ее обитателей: не единое государство как на Востоке, постоянно расширяющееся в стремлении к мировому господству, а ряд государств, совсем небольших, в тех границах, что определили природа и родовая организация. В каждом из них была особая, отличная от других, структура почв, рельеф, хозяйственная деятельность. Каждый полис имел свой диалект, собственных богов и героев, а также календарь и монету. Поэтому между гражданами отдельных государств возникали и закреплялись различия в характерах, пристрастиях и т. п., что влекло за собой соперничество, нередко — распри, однако содействовало самоутверждению древнего грека в своем обособленном уголке. Тем более, что несмотря на все различия, у эллинов (как называли себя греки — от древнего названия Греции — Эллада) долгое время сохранялось сознание общности интересов, чувство совместной принадлежности к некоему единству, впечатляющим свидетельством чему были греко-персидские (оборонительные для греков) войны. Видимо, в этом сочетании разнообразия и взаимной лояльности коренился один из важнейших элементов греческого бытия и культуры — агонистика — принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп, и полисов в целом с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет. Дух соревнования вносился греками во все, даже в повседневные дела, но особенно г.р-ко проявлялся в спортивных играх.

Итак, к 8 в. до н. э. на месте прежнего родового строя утвердилась новая политическая структура — «город-государство» — «полис», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности. Конечно, в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. Все же, по сравнению с восточными деспотиями, полисный строй был безусловно прогрессивным. Борьба между высшими и низшими слоями приводила к поражению родовой аристократии, затем к ликвидации единоличной диктатуры правителей, именуемых тиранами, и, наконец, к установлению рабовладельческой демократии. В отличие от Египта, Персии, где цари, выступая залогом крепости государства, обожествлялись, в Греции к 7—6 вв. до н. э. уже не было трепета перед самим понятием высшей власти.

Социальная практика, предполагавшая подчинение законам, участие в их выработке, избрание высших должностных лиц и суда присяжных, постоянное соревнование за возвышение своего города, имела прямое влияние на состояние умов, порождая и укрепляя в сознании граждан доверие к своему разуму. Самочувствие древних греков в природе и обществе не могло не отразиться на их отношениях с богами. Если восточный человек перед своими богами безропотно склонялся и трепетал, то эллин в этом вопросе проявлял любознательность, был дерзок и своеволен. Разумеется, греки, как и другие народы, не миновали стадию первобытных верований (фетишизм, тотемизм), однако по мере развития греческой цивилизации боги все более облагораживались. Важнейшим фактором этого процесса была эпическая поэзия. Историк Геродот отмечал, что Гесиод и Гомер составили для эллинов родословную богов, снабдили имена божеств эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия и начертали их образы. Гомер создал «Иллиаду» и «Одиссею» в 8 в. до н. э. Гесиод написал «Теогонию», т. е. родословную богов. Большую и беспорядочную массу богов они подчинили определенной системе, опирающейся на их родственные и семейные отношения. Отныне это были просто бессмертные люди, одаренные силой и красотой. Все вместе они образовали большую семью (скорее, государство во главе с Зевсом) и распоряжались всеми сферами: небом, землей, морем и подземным царством.

Все боги греческой мифологии были приставлены к делу. Они научили людей земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостронию и мореплаванию, счету и письму, гимнастике и искусствам. Был у них и бог войны Арес, но он не пользовался симпатиями ни богов, ни людей. Афина — богиня мудрости с презрением относилась к этому солдафону.

Богам (кроме Ареса) строили храмы и создавали статуи. Храм опоясывался стеной, образуя священную округу, которую никто не должен был осквернять. Каждый храм обслуживался одним жрецом, который избирался народным собранием. Так как не существовало ни догматов, ни вероучения, жрецы никого не поучали. Единственной их обязанностью было совершение обрядов, главным из которых было жертвоприношение божеству. Чтобы заслужить благосклонность богов, греки приносили им в жертву как животных, так и бескровные жертвы — вино, фрукты, плоды земли. Доходы жреца состояли из особой порции мяса от каждой жертвы и нерегулярной платы. Бывали и человеческие жертвоприношения по приказу прорицателя, однако такого рода экзотика занимала периферийное место в эллинской религиозной практике и сознании. Гораздо важнее было то, что мир богов — подобен, миру людей, а мотивы божественных поступков — человеческим. От людей боги отличались лишь бессмертием, что лишало их жизнь земного драматизма — нечем было рисковать.

Поразительно то, каким образом греки изображали своих богов: божественность — сверх человечность — они понимали, в отличие от других народов, не в смысле уродства (многорукий Будда, например), а в смысле красоты, абсолютной гармонии, преодоления природных «изъянов». При этом идеальность воплощенных богов мыслилась достижимой и для человека и таким образом граница между человекоподобными богами и богоподобными людьми становилась прозрачной и как бы преодолимой, по крайней мере, для героев. Что касается обыкновенных граждан, то, обслуживаемые рабами, они вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. А подражая природе и богам, видели перспективу в усовершенствовании своих человеческих возможностей и качеств. На этой почве сложилось убеждение, что быть гражданином — значит быть прекрасным. Ощущение же близости перспективы нашло отражение в другом важнейшем (наряду с агонистикой) элементе древнегреческого бытия и культуры — принципе калокага-1ни (от слова «калос» — прекрасный и «кай агатос» — доблестный, объединяющего физические и нравственные добродетели).

Равнодушные к внешним завоеваниям, весьма умеренные в бытовых потребностях, греки всю силу своей энергии направляли к достижению калокагатии — красоты и добра, слитых в человеке воедино, и, благодаря агопнстике, приближались к своему просветленному идеалу — классическому равновесию тела и духа. Умеренность в материальном отношении вытекала' из доверия к богам. Мир, опекаемый богами, не нуждался в чрезмерности и упрочении, для жизни в нем достаточно было уподобиться природе. Отсюда, по крайней мере, До эллинистического периода, непритязательность в еде, относительная скромность одежды и жилища. Жилой дом вообще использовался в основном для ночлега: жизнь проходила на площадях и стадионах. Возводились - мощные постройки (например, Парфенон, храм Афины-девы), но никогда их масштаб не превышал возможностей человеческого восприятия, не подавлял человека. По той же причине греков не особенно заботила физическая сохранность и долговечность продуктов их творчества, материальная зафиксированность духовных поисков и открытий. Казалось, чтобы мысль жила, достаточно ее высказать; доступность мраморных статуй в соразмерных человеку храмах не рождала опасений за возможность их разрушения. - Нельзя не сказать несколько слов о Спарте, стоявшей по многим признакам далеко в стороне от других греческих полисов. Исследователи полагают, что основное население Спарты составили потомки дорийцев — варварских племен, разрушивших Микенскую цивилизацию и осевших на самых плодородных землях Греции. Разные корни, разное прошлое и историческая память, видимо, предопределили отличия спартанцев от прочих греков. Прежде всего, они были воинственны. По свидетельству современников, Спарта представляла собой один большой военный лагерь. Главным предметом ее забот была физическая и военная подготовка граждан (в ущерб интеллектуальному развитию). Народное собрание не играло практически никакой роли в политической жизни. Превыше всего ценились дисциплинированность и исполнительность. В итоге воинами спартанцы действительно были отменными, хотя в других областях человеческой деятельности не оставили практически никаких следов. Образ жизни Спарты разительно отличался от всей остальной Греции. Но привычка к разнообразию, интерес к иному, непохожему приводили к тому, что греки видели ценное и в спартанских порядках. Некоторые великие греки (Ксенофонт, Платон, Плутарх) были ее активными почитателями, а часть афинской аристократии даже искала в Спарте опоры против пышно расцветшей демократии, справедливо критикуя ее за недостаток дисциплинированности, организованности, профессионализма в управлении.

Однако, прежде, чем греки на деле столкнулись с издержками своего политического строя, им суждено было вкусить беспрецедентной свободы, ставшей плодом их почти четырех векового стремления к калокагатии. Миро- и самоощущение свободных граждан в 5 в. до н. э можно назвать уникальным: больше никогда и никому жизнь не казалась такой ясной, с точки зрения действующих в ней сил, а возможности человека — в условиях обозримости полисной жизни — столь безграничными. Убедительная победа греков над персами, казалось, развеяла последние сомнения в этом. Комфортное самочувствие отдельного человека определялось: неразрывной, безусловной связью его с полисом, включенностью в него в качестве органической части, что давало ощущение надежности, защищенности существования; наличием целого спектра возможностей для самореализации не только в смысле достижения калокагатии, но и в плане возможностей для изменения своего социального положения (социальная мобильность); необремененностью человека внутренними проблемами. Утверждая себя во внешнем мире (природе и обществе), имея для этого реальные возможности и достигая успехов на этом пути, античный грек — до поры — не испытывал потребности в пристальном взглядывании в себя, в анализе своих мотивов, в самостоятельной оценке поступков. Слова «совесть» в древнегреческом языке не было. И когда Сократ — впервые — заговорил о «внутреннем голосе», которого он слушается, его обвинили в том, что он поклоняется «чужим» богам, чем смущает юношество, и приговорили к смерти. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образов не только духовного, но и телесного страдания Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек, если еще и не достиг, но достичь может и должен. Только в 4 в. до н. э. — поздняя классика — когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им, грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти и порывы. И тогда — впервые — происходит художественное открытие прелести детства, мудрости старости, обаяния женственности. Великих ваятелей этого периода — Скопаса, Праксителя, Лиссиппа — отделяет от Фидия совсем небольшой временной интервал, но доминанта их творчества (несмотря на неповторимость каждого) уже иная: страсть, беспокойство, борьба с какими-то враждебными силами, глубокие сомнения, скорбные переживания. Лиссипп (современник Македонского) вообще в отличие от своих предшественников, изображал людей не такими, какими они должны быть, не такими, каковы они есть, а такими, какими они кажутся. Для этого он даже нарушает старый поликлетовский канон человеческой фигуры: голова отныне составляет не1/7, а1/8 роста.

Аналогичные изменения происходят и в греческой драме. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) славят идеи (идеальное должествование): человеческого подвига, патриотического долга — вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками. Эта динамика художественных образов отражает не только специфику искусства как формы человеческой деятельности, но и такую особенность древнегреческой ментальности, как честность перед богами, природой и людьми (вытекающую из доверия к ним). Изображая величественность, греки никоим образом себе не льстили, они действительно так чувствовали.

Наглядно воплотилась эта честность и в архитектуре. Греческий храм как бы вырастает из природы (ландшафта). Его основная структурная идея — два столба и перекладина. Перекладина давит, столбы поддерживают — и никаких искусственных средств для скрепления, т. е. то, на чем держится, от взора не скрыто, з отличие, например, от восточных стилей, где цемент и скрепы спрятаны под фантастическими узорами.

Другой областью, где честность стала поистине созидающей силой, была историография. У греков впервые появляется понятие исторической истины («Истина — око истории» — Полибий), понятие, которое показалось бы бессмысленным историографам Востока, прославлявшим исключительно деяния и победы своих царей, но молчавшим об их бесславии и поражениях. Геродот, Фукидд, Полибий и их преемники на римской почве Цицерон, Тацит, Светоний, — никогда не нарушали этого канона античной историографии, сложившегося еще в 6 в. до н э.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.