КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия чань (дзен)-буддизма
Китайское название «чань» произошло от санскритского слова, означающего медитацию. По преданию основоположником ипервым патриархом учения чань был выходец из Индии по имени Дамо (Бодхидхарма), который около 520 г. приехал в Китай. Он считается 28-м преемником сокровенной мудрости Будды, передаваемой от учителя к ученику. Всего в школе признается существование шести патриархов (возглавлявших ее до раскола). Философские воззрения. Метод передачи знания «от сердца к сердцу» был одним из важнейших в учении, поэтому в рамках чань-буддизма (по крайней мере, раннего) не создавались письменные тексты. «Не твори письменных поучений» стал одним из четырех основных принципов. Истина, по мнению сторонников чань, не может быть достигнута путем размышления и доказательства, и о ней бесполезно говорить. Путник в пустыне не может утолить свою жажду, слушая рассказ о прохладной воде, а может это сделать, лишь ощутив эту воду во рту. Так и истина постигается только в ее переживании человеком. Возможно это только при «внезапном просветлении» — сатори, т.е. интуитивном проникновении в суть вещей. «Прозревай природу и становись Буддой», — гласит еще один из основных принципов учения. 1 Однако этот «Великий предел» нельзя отождествить с Богом в монотеистических Религиях, скорее он близок к философскому Абсолюту у Гегеля. Чтобы вызвать состояние сатори, использовались своеобразные методы: ученика старались ошеломить, напугать, озадачить, выбить из рамок повседневной реальности. Во многих чаньских рассказах говорится о том, как учитель в ответ на заданный ему вопрос пинает ученика в грудь, ударяет его палкой и т.п. И после этого ученик радостно кричит: «Теперь я понял!». Но достичь состояния сатори можно было и при медитации (метод «всматривания в стену»), при созерцании чего-то прекрасного и т.п.
Этой же цели служили ставшие знаменитыми чаньские коаны — парадоксальные вопросы и задачи, например: «Что такое хлоп о к одной руки?», «Была ли борода у первого бородатого мудреца?» и т.д. Философским фундаментом чань служил принятый в ряде школ буддизма и, в частности, в школе Шуньявада, тезис о тождестве сансары и нирваны, о всепроникающей природе Будды, который есть везде и во всем. Поэтому на вопрос: «Что означает приход Бодхидхармы с запада?» (т.е. «Что есть истина?») — в чаньских текстах можно найти ответ: «Кипарис во дворе» или даже «Зубы доски растят волосы». В ответ на этот вопрос мы можем назвать любой объект, считающийся обычными людьми реальным и телесным, например кипарис, растущий во дворе. Но можем назвать и что-то фантасмагорическое типа зубов доски, которые растят волосы. И в любом случае ответ будет правильным, поскольку Будда есть во всем. Поэтому надо одинаково относиться к счастью и несчастью, к тем, кто причиняет нам вред и творит добро, необходимо освободиться от всех страстей и постоянно следовать учению Будды. В VIIв. в школе чань произошел раскол на «северное» и «южное» направления, а в IX—X вв. в рамках чань можно выделить уже «пять домов и семь школ». Судьба учения. Учение чань-буддизма вышло за пределы Китая и получило распространение во Вьетмаме (с VIв.), Корее (с IX в.) и Японии (с XII в. под названием дзен-буддизм). В XX в. дзен-буддизм стал известным в Европе и Северной Америке, получив широкое распространение среди интеллигенции. Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА Философию христианского и мусульманского1 мира в эпоху Средневековья объединяло несколько факторов, благодаря чему можно говорить об относительно едином культурно-философском пространстве — христианско-мусульманском мире (в противопоставлении буддийскому миру). Важнейшими среди этих факторов можно назвать следующие.
• И в мусульманском, и в христианском мире развитие философии шло на базе античной философии. Причем особое влияние на средневековую философию оказали платонизм (вместе с неоплатонизмом) и аристотелизм (перипатетизм). • Философии отводилась роль «служанки богословия»2, и ее задачей было, в первую очередь, рациональное обоснование теологических идей. Поэтому подавляющее большинство философских учений представляло собой синтез философских идей с религиозными (соответственно, иудаизма, христианства и ислама). И так как христианство возникло на базе иудаизма, а ислам — на базе иудаизма и христианства, то уже отсюда следует значительная близость теологических и философских учений. 1 Напомним, что в мусульманском мире кроме собственно мусульманской философии развивалась еще и еврейская философия, так как центры «еврейской учености» находились на территориях господства ислама. 2 С точки зрения современного человека, роль «служанки» кого бы то ни было довольно унизительна. Иначе обстояло дело в Средневековье, вся культура которого была пронизана идеей «служения». И чем выше было положение «господина», тем выше было и положение «слуги». Поэтому служить герцогу было почетнее, чем барону, королю — чем герцогу. Но высшим «сюзереном» был Бог. И поскольку теология — это учение о Боге, а значит, и высшая из всех наук, быть ее «служанкой» означало занимать почетное второе место в ряду всех наук. Схема 55. Средневековая философия, развивавшаяся на базе античной философии, и ее религиозные источники • Иудаизм, христианство и ислам часто называют «религиями Откровения», так как они базируются на соответствующих священных книгах — Ветхом Завете, Библии (Ветхий Завет + Новый Завет) и Коране (во многом близкому к Библии), которые почитаются верующими как Откровение, данное Богом людям. Все эти обстоятельства в значительной степени определили общность проблематики и подходов средневековой философии христианского и мусульманского мира. Центральными в эту эпоху были проблема знания и веры и проблема универсалий.
Проблема знания и веры. Использование рациональных методов познания, характерных для античной философии, неизбежно приводило ученых к обнаружению ряда противоречий между результатами научных исследований и положениями религиозных учений, изложенными в Откровении. Отсюда и рождается проблема знания и веры, а именно: что выше — истины науки или истины религии? Проблема универсалий. Универсалии — это то общее, что присуще всем конкретным объектам определенного вида или рода. Например, все конкретные лошади, несмотря на множество различий, обладают некой общей «лошадностью», благодаря чему они, собственно говоря, и являются лошадьми. Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях и учения Аристотеля о формах (и материи). Для Средневековья была характерна следующая постановка проблемы: существуют ли универсалии самостоятельно (т.е. вне конкретных вещей)? Философы, считавшие универсалии существующими реально (вне и до конкретных вещей, например, в уме Бога), называются реалистами, а признающие существование универсалий только в конкретных вещах и в общих именах1, называющих эти конкретные вещи (например, лошадь), — номиналистами. (Подробнее об этом см. с. 239—244.) 1 На латыни слово «имя» — «nomina». Глава 9. МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В VII в. на территории Аравии зародилась новая мировая религия — ислам, или мусульманство, во многом базирующаяся на идеях иудаизма и христианства. Основоположником ислама был Мухаммад (570—632), почитаемый мусульманами как пророк и посланник Аллаха. Согласно вероучению ислама начиная с 610 г. и до самой своей смерти Мухаммад получал откровения от Аллаха и сообщал их людям. Уже после смерти Мухаммада его сподвижники собрали эти высказывания в единую книгу — Коран, которая стала священной книгой для всех мусульман и почитается ими как божественное Откровение. При этом Коран считается вечным или же созданным Аллахом при сотворении мира. Неясность и частично даже противоречивость текстов Корана потребовала их осмысления и истолкования, что способствовало зарождению и развитию мусульманской теологии (богословия). Попытки рационального осмысления вероучения ислама привели к изучению и использованию идей и методов античной (греко-римской) философии, что повлияло на развитие мусульманской философии.
Поскольку уже в VII—VIII вв. арабам удалось завоевать все Северное побережье Африки, Пиренейский полуостров, Сирию, Палестину и другие районы Ближнего Востока, которые ранее были римскими или византийскими колониями, в состав Арабского халифата вошли многочисленные центры античной культуры, что облегчало арабам и другим представителям мусульманского мира знакомство с античной философией. Но труды античных философов чаще всего изучались не в подлинниках, а в переводах. Так, в Сирии1 уже в VIII в. работал центр по 1 Именно в Сирию перебрались из Афин члены платоновской Академии после закрытия ее в 529 г. византийским императором Юстинианом Схема 56. Средневековая мусульманская философия: основные течения переводу книг греческих и латинских авторов на сирийский язык, а уже с сирийского языка эти работы переводились на арабский. В IX в. возник новый переводческий центр в Багдаде, в X в. — в Кордове. Эти переводы способствовали более широкому распространению идей античной философии, в то же время это приводило к их искажению, иногда значительному. Первой формой мусульманской философии стал калам, с X в. развивается мусульманский перипатетизм (аристотелизм) — восточный и западный. Важное место в мусульманской философии заняла мистическая философия, и прежде всего суфизм.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |