Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты развития школ типа «via antiqua» в XIV и XV вв




Томизм. В XIII в. в доминиканском ордене преоб­ладал томизм. На переломе столетия у Аквината в церковных школах было уже много учеников и после­дователей, которые защищали его учение от оппози­ции и занимались популяризацией. Центром томизма становятся прежде всего Париж и Неаполь, позже —

Авиньон.

Начиная с XV в. схоластика проявляется прежде всего в форме томизма. Томизм делится на два на­правления: на ортодоксальный, • отвергающий какую-либо модернизацию, и «ренессансный», допускающий соединение томизма с новыми гуманистическими те­чениями.

Стремлением к актуализации выделяется прежде всего испанский томизм, который пытается развивать апологетику с точки зрения новых потребностей церк­ви. Среди испанских доминиканцев выделяются преж­де всего Франсиско де Виториа (1480—1546), среди иезуитов — Франсиско Суарес (1548—1617), который некоторые гносеологические взгляды номиналистов объясняет с позиции реализма. В стремлении сблизить томизм с гуманистической философией Суарес пытает­ся разделить и в то же время соединить метафизи ческие вопросы и естественнонаучные исследования. В области социальной и политической он приближает­ся к признанию республиканского устройства. Народ, который принял светскую власть от бога, является ее первым субъектом и тогда, когда он выбирает свое­го правителя.

Скотизм. Учение Дунса_Скота в XIV в. приняли преимущественно францисканцы. Из английских уче-


ников и поклонников «доктора субтилис» можно на­звать Томаса Брэдуордена (ок. 1290—1349), профес­сора теологии в Оксфорде, выдающегося математика, воззрения которого оказали влияние на Виклефа и других реформаторов. Он выступает также против Оккама. Главный труд Брэдуордена «De causa Dei adversus Pelagium» содержит идеи об абсолютной власти бога над всем сотворенным. Ни одно из сотворенных существ, включая человека, не имеет сво­бодной воли, все зависит от бога, определяется им. Его учение строго детерминистское. Из идеи отождест­вления мыслимого бытия всех вещей — идей — с божественной сущностью вытекают пантеистические следствия.

В XV в. выступают также многочисленные коммен­таторы Дунса Скота. Скотизм оказывает влияние не только на францисканские школы, он отчасти перехо­дит и в круги светских магистров. В дальнейшем про­исходит его внутренняя дифференциация и постепен­ный упадок.

Аверроизм. После официального осуждения цер­ковью в 1227 г. латинского аверроизма это направле­ние возрождается в начале XIV в. Распространителем его был Жан Жанден (ум. в 1340), магистр факуль­тета искусств в Париже около 1310 г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. в 1340). Они вместе участвовали в оппозиционном движении про­тив папы Иоанна XXII, вместе явились творцами антицерковного трактата «Defensor pads» («Защит­ники мира»). Жан Жанден написал много работ в духе аверроистского аристотелизма. После его смерти аверроизм из Парижа распространяется в Италию (Болонья, Венеция, Падуя), но уже не приносит ниче­го нового.

В XV и XVI вв. аверроизм вновь оживает, но уже в умеренной форме, и его сторонники стремятся сбли­зить философию и науку.

Неоплатоновский альбертизм и мистика. Неоплато­низм играл в средние века значительную роль в про­цессе принятия аристотелизма. Он выступал в раз­личных формах, проявлялся и у Фомы Аквинского, и у Альберта Великого.

К сторонникам неоплатонизма относится Дитрих


Фрейбергский (ок. 1250—1311), которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на которых он был сосредоточен, следующие: эманация существ из бога, возникновение разумности путем созерцания, роль света при возникновении вселенной, возврат всех су­ществ к их принципу.

За ним идет кёльнский профессор Бертольд Мос-бургский (ум. ок. 1330) и, главное, Экхарт из Хох-

хайма.

Иоганн Экхарт (ок. 1260—1327), чаще всего на­зываемый Мастер Экхарт, происходил из немецкого рыцарского рода. Учился в Кёльне и Париже, получил превосходное теологическое и философское образова­ние. Особенно хорошо знал схоластику и учение Аристотеля. Занимал высокие церковные должности — в 1307—1327 гг. был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в Париже, Страсбурге и Кёльне-на-Рейне. За год до смерти был обвинен в за­блуждениях; 28 его тезисов были осуждены. Экхарт был принужден раскаяться в ошибках. После его смерти решением папы труды Экхарта были осуждены как еретические (1329).

Произведения Экхарта преимущественно имеют характер проповеди. Он не создал какого-либо крупно­го философского учения. Его философия является скорее выражением интенсивного религиозного пере­живания. Экхарт не обращается к миру и природе, но неустанно обращается к богу и душе.

Его представления о боге основаны на идеях нео­платонизма, с ними мы уже встречались у Плотина и в трактатах Псевдо-Дионисия. Божество является Добром, Единым, Абсолютом, тем Светом, о котором ничего позитивного нельзя сказать; Экхартово учение о боге является негативной теологией. Интерпретиро­ванного таким образом полностью трансцендентного бога Экхарт называет божеством; божье существо является нерожденным, тогда как персоны Троицы рождены природой божества. Божество следует отли­чать от «бога» и от «нарожденной природы». Божество само никоим образом не действует; чтобы действие могло произойти, божество должно проявиться, при­чем в лицах. Бог в отличие от божества действует. Таким образом из божества происходит становление триединого христианского бога. Божество вступает в отношение «субъект — объект». Бог-отец является


субъектом. Объектом, словом, в котором он выражает­ся, является сын божий. Дух святой является союзом любви, который соединяет отца и сына. Триединый бог христианства проявляется у Экхарта как первая эманация, как излучение стоящего над ним исходного божества.

Другой основной идеей является старое мистиче­ское понимание единства бога и человеческой души. Душа сотворена по образу божьему, и все вещи-сотворены ради нее. Все было сотворено для человека, без него сотворение не имело бы смысла. По Экхарту, и душа тоже триедина. Она располагает тремя низши­ми душевными силами (эмпирическим познанием, возбудимостью и желанием), а также тремя высшими (памятью, разумом и волей), которым соответствуют также три главных христианских принципа — вера, любовь, надежда. Над всеми душевными силами (как божество над лицами) стоит божественная «искорка» («высший разум», «свет духа»).

Неизбежным следствием мистики Экхарта является третий элемент его учения — идея самоотвержения и предания себя богу. Условием этого соединения бога и души является избавление от всех грехов, которые отделяют человека от бога. Душевное спокойствие, внутреннее равнодушие (душевное равновесие) пред­шествуют отвращению от всех земных вещей и дел и, наконец, от самого себя, отказ от своей воли и преда­ние себя воле божьей.

Если душа достигнет этого состояния, исключит все, что отделяет ее от бога, то наступит нарождение бога в человеческой душе. В этом состоянии душа возносится над временем и пространством. Все вре­менное является преходящим, но вечность—это вневре­менное присутствие. Экхарт видит спасение и бла­женство человека в познании, в созерцании бога. Ми­стическое познание, по Экхарту, достижимо уже в этой жизни.

Мистико-пантеистическое учение выражает протест против бездуховности католической иерархии. Мисти­цизм этого толка был выражением возрастающих тре­бований чувственной жизни, которые не удовлетворя­лись интеллектуальным объяснением этих вопросов, протестом против общеобязательных религиозных форм поиском личного отношения к богу.

Неоплатоновская метафизика Экхарта повлияла на


рейнских мистиков Иоганна Таулера (ок. 1300—1361) и Генриха Сузо (ок. 1295—1366). Близок к ним и Николай Кузанский (1401 —1464).

Своей вершины мистика достигла в революционном учении Томаса Мюнцера (1489—1525). Его теолого-философское учение выступало против всех главных пунктов не только католицизма, но и христианства вообще. Мюнцер в христианских формах провозгла­шал пантеизм, который удивительно похож на нынеш-;ие спекулятивные воззрения, в некоторых местах он граничит с атеизмом.

Мюнцер, однако, уже был наследником радикаль­ных сектантских и оппозиционных течений позднего средневековья; у него находили отклик и идеи гусит­ской революции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.