Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию




Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

ЧАСТЬ 1: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

1. Античная психология.

2. Специфика психологического знания в средние века.

3. Психология Нового времени.

4. Становление психологии самостоятельной наукой. Предмет и методы эмпирической психологии сознания (В.Вундт, Э.Титченер, Ф.Брентано, У.Джемс).

5. Общее представление об ассоциативной психологии: ее возникновение, развитие и судьба.

6. Кризис эмпирической психологии сознания, его причины, характер, итоги.

При ответе на первый вопрос охарактеризуйте представления древних о душе. Раскройте специфику первого научного знания о душе в античной философии, переход от анимизма к гилозоизму в понимании души (социальные предпосылки, задачи и направления первого научного знания о душе). Проведите сравнительный анализ понимания сущности души в философских учениях Демокрита, Платона, Аристотеля.

Отвечая на второй вопрос, охарактеризуйте социальные предпосылки развития психологического познания в период Средневековья, раскройте специфику задач и метода психологического познания в средние века. Проведите сравнительный анализ европейской и арабоязычной науки.

Третий вопрос начните с характеристики предпосылок возникновения психологии как науки о сознании. Раскройте основные идеи учения Р.Декарта (механистический подход, принцип рефлекса, дуализм в понимании души и тела). Объясните сущность сформулированной Декартом психофизической проблемы и способ ее решения. Раскройте взгляды Г.Лейбница, Б.Спинозы, Т.Гоббса и предложенные ими варианты решения психофизической проблемы. Охарактеризуйте основные идеи и понятия эмпирической психологии Дж.Локка (внешний и внутренний опыт, рефлексия, механизмы образования сложных идей из простых).

При ответе на четвертый вопрос назовите время, место и атрибуты обретения самостоятельного научного статуса психологии. Охарактеризуйте основные положения программы В.Вундта и сущность интроспективного эксперимента (принцип элементаризма при анализе сознания, используемое оборудование, требования к подготовке испытуемых и терминологии самоотчетов). Дайте сравнительный анализ направлений структурализма и функционализма в рамках интроспективной психологии сознания. Раскройте сущность функционального подхода в учениях Ф.Брентано и У.Джемса.

Отвечая на пятый вопрос, дайте определение понятию «ассоциация» в психологии. Охарактеризуйте сущность и направления развития ассоциативной психологии как единственного научного направления психологии с XVIII в. до начала XX в.. Назовите причины кризиса ассоцианизма в теории во второй половине XIX века, раскройте современное понимание ассоциаций в функционировании психики.

Ответ на последний, шестой вопрос предполагает критический анализ метода интроспекции в психологии сознания как причины возникновения открытого методологического кризиса в психологии в начале ХХ в. Охарактеризуйте значение кризиса для развития психологической науки. Назовите направления психологии, возникшие в период открытого кризиса.

Практические задания

1) Составьте словарь основных терминов и словарь персоналий по теме «Историческое развитие представлений о предмете психологии».

2) Составьте матрицу идей по схеме:

«Сравнительный анализ воззрений античных философов»

Мыслитель Демокрит Платон Аристотель
Критерии сравнительного анализа
Природа души (из чего она состоит?)      
Соотношение души и тела (что первично?)      
Смертность души      
Соотношение чувственного и рационального в познании (что первично в познании: разум или органы чувств?)      
Причины действий человека (где заключены источники поведения человека: в душе или физическом мире?)      

3)Составьте матрицу идей по схеме:

«Сравнительный анализ структурного и функционального подхода в интроспективной психологии сознания»

Критерии сравнительного анализа Структурный подход Функциональный подход
Представители подхода    
Что изучается в сознании?    
Метод изучения сознания    
Требования подготовке и квалификации испытуемого (кто может быть испытуемым в интроспективном эксперименте?)    

4) Рецензирование работы В.Джемса [6]*.

5) Аннотирование работы Л.С.Выготского [2]*.

6) Тезирование работы Б.М.Теплова [14]*.

7) Определите автора фрагмента научного текста и обоснуйте свой ответ:

«На вопрос о задаче психологии, примыкающие к эмпирическому направлению психологи обыкновенно отвечают: эта наука должна изучать состояния сознания, их связь и отношения, чтобы найти, в конце концов, законы, управляющие этими отношениями. Хотя это определение и кажется неопровержимым, однако оно до известной степени делает круг. Ибо, если спросить вслед за тем, что же такое сознание, состояние которого должна изучать психология, то ответ будет гласить: сознание представляет собою сумму сознаваемых нами состояний. Однако это не препятствует нам считать вышеприведенное определение наиболее простым, а поэтому пока и наилучшим. Ведь всем предметам, данным нам в опыте, присуще то, что мы, в сущности, можем не определить их, а лишь указать на них; или, если они сложны по природе своей, перечислить их свойства… <…>»

Тестовые задания для самопроверки

1. Первое научное знание людей подчиняется принципу…

а) анимизма

б) гилозоизма

в) коммунизма

г) фрейдизма

2. Какой античный мыслитель впервые ввел термин «психея» и идею процессуальности психических явлений?

а) Платон

б) Гераклит

в) Демокрит

г) Аристотель

 

3. Душу человека как разновидность материи, состоящей из различных атомов, трактовал:

а) Платон

б) Демокрит

в) Аристотель

г) Гиппократ

4. Душу как нечто божественное и идеальное, независимое от тела представлял:

а) Платон

б) Демокрит

в) Аристотель

г) Бенедикт Спиноза

5. Трактат «О душе» написал:

а) Рене Декарт

б) Демокрит

в) Аристотель

г) Платон

6. Начало идеалистическому течению в философии положил:

а) Демокрит

б) Платон

в) Сократ

г) Аристотель

7. Материалистический подход утверждает:

а) независимость души от тела

б) подчинение души законам природы

в) приобщение души к божественному разуму после смерти тела

г) обладание души врожденными знаниями, независимо от опыта и органов чувств

8. Схоластика – это метод, предполагающий

а) экспериментальную проверку множества частных фактов

б) рациональное обоснование христианского вероучения

в) измерение соотношения психических и физиологических состояний

г) управление процессами организма через эмоциональную сферу

9. Рефлекторный принцип в понимании работы тела впервые описал

а) Бенедикт Спиноза

б) Аристотель

в) Рене Декарт

г) Фома (Томас) Аквинский

10. Душу с чистой доской, на которой только «опыт оставляет свои письмена» сравнивал:

а) Альфред Адлер

б) Рене Декарт

в) Джонн Локк

г) Бенедикт Спиноза

11. Автором знаменитой фразы «Я мыслю – значит, я существую» является:

а) Платон

б) Сократ

в) Рене Декарт

г) Бенедикт Спиноза

12. Принципом психофизического параллелизма объяснял соотношение души и тела:

а) Бенедикт Спиноза

б ) Рене Декарт

в) Августин Аврелий (Блаженный)

г) Готфрид Лейбниц

13. Принипом психофизического взаимодействия объяснял соотношение души и тела:

а) Бенедикт Спиноза

б) Рене Декарт

в) Августин Аврелий (Блаженный)

г) Готфрид Лейбниц

14. Принципом психофизического единства объяснял соотношение души и тела:

а) Бенедикт Спиноза

б) Рене Декарт

в) Августин Аврелий (Блаженный)

г) Готфрид Лейбниц

Определите достоверность следующих тезисов:

§ Аристотель был одним из первых философов, рассматривавших материю и душу в единстве.

§ Гилозоизм утверждает сверхъестественную сущность души, а все события жизни связывает с произволом душ.

§ Представление о человеке, выдвинутое Декартом, вытекает из механистической концепции.

§ Психофизическую проблему в психологии впервые сформулировал Г.Лейбниц.

§ Т.Гоббс рассматривал психические явления как тень реальных процессов.

§ Согласно воззрениям Б.Спинозы, душа и тело функционируют независимо друг от друга, но синхронно и слаженно, благодаря предустановленной гармонии.

§ Ибн Сина (Авиценна) экспериментально установил факт влияния психических состояний на физиологические.

§ В средние века изучение душевной жизни в европейской науке подчинялось задачам богословия.

§ Основным методом психологического познания в средневековой Европе являлся психофизиологический эксперимент.

§ В монадологии Г.Лейбниц впервые классифицирует знания по степени их осознанности.

§ Р.Декарт разделил опыт человека на внешний (от органов чувств) и внутренний (рефлексия).

§ Элементаристская доктрина В.Вундта имела целью выявить функции сознания.

§ Экспериментальная интроспекция является первым объективным методом научной психологии.

§ Ф.Брентано является основоположником структуралистского подхода к изучению сознания.

§ Метафора «поток сознания» в описании актов сознания была предложена Э.Титченером.

Литература

1. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.95 – 105.

2. *Выготский Л.С. Причины кризиса в психологической науке // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.148 – 150.

3. Гамезо М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-методическое пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО).

5. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М., 2005.

6. *Джемс У. Поток сознания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 106 – 118.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. (Гриф УМО).

8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО).

9. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005.

10. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – 2 изд., стер. – М.: Изд-во Проспект, 2004. Рекомендации УМО.

11. Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в Новое время // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 87 – 94.

12. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. – М., 2005.

13. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии [Текст]. М.: Смысл, 1997.

14. *Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 126 – 132.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.