КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию ЧАСТЬ 1: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ 1. Античная психология. 2. Специфика психологического знания в средние века. 3. Психология Нового времени. 4. Становление психологии самостоятельной наукой. Предмет и методы эмпирической психологии сознания (В.Вундт, Э.Титченер, Ф.Брентано, У.Джемс). 5. Общее представление об ассоциативной психологии: ее возникновение, развитие и судьба. 6. Кризис эмпирической психологии сознания, его причины, характер, итоги. При ответе на первый вопрос охарактеризуйте представления древних о душе. Раскройте специфику первого научного знания о душе в античной философии, переход от анимизма к гилозоизму в понимании души (социальные предпосылки, задачи и направления первого научного знания о душе). Проведите сравнительный анализ понимания сущности души в философских учениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Отвечая на второй вопрос, охарактеризуйте социальные предпосылки развития психологического познания в период Средневековья, раскройте специфику задач и метода психологического познания в средние века. Проведите сравнительный анализ европейской и арабоязычной науки. Третий вопрос начните с характеристики предпосылок возникновения психологии как науки о сознании. Раскройте основные идеи учения Р.Декарта (механистический подход, принцип рефлекса, дуализм в понимании души и тела). Объясните сущность сформулированной Декартом психофизической проблемы и способ ее решения. Раскройте взгляды Г.Лейбница, Б.Спинозы, Т.Гоббса и предложенные ими варианты решения психофизической проблемы. Охарактеризуйте основные идеи и понятия эмпирической психологии Дж.Локка (внешний и внутренний опыт, рефлексия, механизмы образования сложных идей из простых).
При ответе на четвертый вопрос назовите время, место и атрибуты обретения самостоятельного научного статуса психологии. Охарактеризуйте основные положения программы В.Вундта и сущность интроспективного эксперимента (принцип элементаризма при анализе сознания, используемое оборудование, требования к подготовке испытуемых и терминологии самоотчетов). Дайте сравнительный анализ направлений структурализма и функционализма в рамках интроспективной психологии сознания. Раскройте сущность функционального подхода в учениях Ф.Брентано и У.Джемса. Отвечая на пятый вопрос, дайте определение понятию «ассоциация» в психологии. Охарактеризуйте сущность и направления развития ассоциативной психологии как единственного научного направления психологии с XVIII в. до начала XX в.. Назовите причины кризиса ассоцианизма в теории во второй половине XIX века, раскройте современное понимание ассоциаций в функционировании психики. Ответ на последний, шестой вопрос предполагает критический анализ метода интроспекции в психологии сознания как причины возникновения открытого методологического кризиса в психологии в начале ХХ в. Охарактеризуйте значение кризиса для развития психологической науки. Назовите направления психологии, возникшие в период открытого кризиса. Практические задания 1) Составьте словарь основных терминов и словарь персоналий по теме «Историческое развитие представлений о предмете психологии». 2) Составьте матрицу идей по схеме: «Сравнительный анализ воззрений античных философов»
3)Составьте матрицу идей по схеме:
«Сравнительный анализ структурного и функционального подхода в интроспективной психологии сознания»
4) Рецензирование работы В.Джемса [6]*. 5) Аннотирование работы Л.С.Выготского [2]*. 6) Тезирование работы Б.М.Теплова [14]*. 7) Определите автора фрагмента научного текста и обоснуйте свой ответ: «На вопрос о задаче психологии, примыкающие к эмпирическому направлению психологи обыкновенно отвечают: эта наука должна изучать состояния сознания, их связь и отношения, чтобы найти, в конце концов, законы, управляющие этими отношениями. Хотя это определение и кажется неопровержимым, однако оно до известной степени делает круг. Ибо, если спросить вслед за тем, что же такое сознание, состояние которого должна изучать психология, то ответ будет гласить: сознание представляет собою сумму сознаваемых нами состояний. Однако это не препятствует нам считать вышеприведенное определение наиболее простым, а поэтому пока и наилучшим. Ведь всем предметам, данным нам в опыте, присуще то, что мы, в сущности, можем не определить их, а лишь указать на них; или, если они сложны по природе своей, перечислить их свойства… <…>» Тестовые задания для самопроверки 1. Первое научное знание людей подчиняется принципу… а) анимизма б) гилозоизма в) коммунизма г) фрейдизма 2. Какой античный мыслитель впервые ввел термин «психея» и идею процессуальности психических явлений? а) Платон б) Гераклит в) Демокрит г) Аристотель
3. Душу человека как разновидность материи, состоящей из различных атомов, трактовал: а) Платон б) Демокрит в) Аристотель г) Гиппократ
4. Душу как нечто божественное и идеальное, независимое от тела представлял: а) Платон б) Демокрит в) Аристотель г) Бенедикт Спиноза 5. Трактат «О душе» написал: а) Рене Декарт б) Демокрит в) Аристотель г) Платон 6. Начало идеалистическому течению в философии положил: а) Демокрит б) Платон в) Сократ г) Аристотель 7. Материалистический подход утверждает: а) независимость души от тела б) подчинение души законам природы в) приобщение души к божественному разуму после смерти тела г) обладание души врожденными знаниями, независимо от опыта и органов чувств 8. Схоластика – это метод, предполагающий а) экспериментальную проверку множества частных фактов б) рациональное обоснование христианского вероучения в) измерение соотношения психических и физиологических состояний г) управление процессами организма через эмоциональную сферу 9. Рефлекторный принцип в понимании работы тела впервые описал а) Бенедикт Спиноза б) Аристотель в) Рене Декарт г) Фома (Томас) Аквинский 10. Душу с чистой доской, на которой только «опыт оставляет свои письмена» сравнивал: а) Альфред Адлер б) Рене Декарт в) Джонн Локк г) Бенедикт Спиноза 11. Автором знаменитой фразы «Я мыслю – значит, я существую» является: а) Платон б) Сократ в) Рене Декарт г) Бенедикт Спиноза 12. Принципом психофизического параллелизма объяснял соотношение души и тела: а) Бенедикт Спиноза б ) Рене Декарт в) Августин Аврелий (Блаженный) г) Готфрид Лейбниц 13. Принипом психофизического взаимодействия объяснял соотношение души и тела: а) Бенедикт Спиноза б) Рене Декарт в) Августин Аврелий (Блаженный) г) Готфрид Лейбниц 14. Принципом психофизического единства объяснял соотношение души и тела: а) Бенедикт Спиноза б) Рене Декарт в) Августин Аврелий (Блаженный) г) Готфрид Лейбниц Определите достоверность следующих тезисов: § Аристотель был одним из первых философов, рассматривавших материю и душу в единстве. § Гилозоизм утверждает сверхъестественную сущность души, а все события жизни связывает с произволом душ.
§ Представление о человеке, выдвинутое Декартом, вытекает из механистической концепции. § Психофизическую проблему в психологии впервые сформулировал Г.Лейбниц. § Т.Гоббс рассматривал психические явления как тень реальных процессов. § Согласно воззрениям Б.Спинозы, душа и тело функционируют независимо друг от друга, но синхронно и слаженно, благодаря предустановленной гармонии. § Ибн Сина (Авиценна) экспериментально установил факт влияния психических состояний на физиологические. § В средние века изучение душевной жизни в европейской науке подчинялось задачам богословия. § Основным методом психологического познания в средневековой Европе являлся психофизиологический эксперимент. § В монадологии Г.Лейбниц впервые классифицирует знания по степени их осознанности. § Р.Декарт разделил опыт человека на внешний (от органов чувств) и внутренний (рефлексия). § Элементаристская доктрина В.Вундта имела целью выявить функции сознания. § Экспериментальная интроспекция является первым объективным методом научной психологии. § Ф.Брентано является основоположником структуралистского подхода к изучению сознания. § Метафора «поток сознания» в описании актов сознания была предложена Э.Титченером. Литература 1. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.95 – 105. 2. *Выготский Л.С. Причины кризиса в психологической науке // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.148 – 150. 3. Гамезо М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-методическое пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО). 5. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М., 2005. 6. *Джемс У. Поток сознания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 106 – 118. 7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. (Гриф УМО). 8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО). 9. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005. 10. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – 2 изд., стер. – М.: Изд-во Проспект, 2004. Рекомендации УМО. 11. Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в Новое время // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 87 – 94. 12. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. – М., 2005. 13. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии [Текст]. М.: Смысл, 1997. 14. *Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 126 – 132.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |