Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количество обслуживаемых потребителей




Малое Большое

 
 
Малая   Номенклатура перерабатываемого металлопроката   Большая

  Малый специализированный СМЦ (СМЦ – 1.1)   Большой специализированный СМЦ (СМЦ – 1.2)  
  Малый диверсифицированный СМЦ (СМЦ – 2.1)   Большой диверсифицированный СМЦ (СМЦ – 2.2)

 

Рисунок 2.141 – Основные типы сервисных металлоцентров (СМЦ)

Последовательность создания сети СМЦ в зависимости от их типа, по нашему мнению, может быть следующей:

1. Учитывая уникальность проблемы и не вступая в противоречие с разработанными теоретическими положениями, создание СМЦ целесообразно начинать с охвата близлежащего к предприятию региона (в частности, района, области, группы областей и др.). Так, например, на Западе один СМЦ в среднем обслуживает 2–3 тысячи мелких потребителей, расположенных в радиусе 150–200 километров. Данный подход позволит:

а) гарантировать определенную чистоту результатов работ (эксперимента) за счет максимального исключения возможного противодействия со стороны предприятий-конкурентов;

б) обеспечить экономию времени и денежных средств клиентов за счет сокращения затрат на транспортировку продукции от наиболее близко расположенного к ним производителя;

в) снизить риск, связанный с трудностями качественной оценки потребностей клиентов и уровня конкуренции в регионе;

г) получить предварительный опыт распределения продукции мелкими партиями с целью его последующего распространения на российском и международном рынке.

2. Используя АВС – анализ, необходимо создать базу данных по предприятиям-потребителям металлоизделий, ориентируясь на следующие параметры:

- удаленность от предприятия (при проведении исследований для учета потребностей всех клиентов следует использовать географическую карту рассматриваемого региона, перемещаясь по спирали и принимая за базовую точку отсчета место расположения предприятия);

- номенклатура производимой предприятием конечной продукции с указанием программы выпуска (желательно иметь прогнозные данные сбыта продукции наиболее крупных предприятий-потребителей на перспективу до 3-5 лет);

- чистый и общий расход металлоизделий на каждый вид выпускаемых изделий с учетом номенклатуры (лист, полоса, профиль, круг, шестигранник и др.), указанием предприятия-поставщика (производителя) и цены за единицу продукции (р./т); целесообразны сведения о поставщиках деталей и сборочных единиц из металла каждого из рассматриваемых предприятий;

- средний объем разовой поставки каждого вида металлоизделий, используемого потребителем.

Примерные формы документов, необходимые для систематизации указанных выше данных, представлены в таблицах 2.76-2.78.

Следует обратить внимание на те металлоизделия, по которым предприятие-производитель является монополистом на рынке. Если существуют регионы, на которых наблюдается концентрация потребителей данной продукции в объеме, например, не менее 50 % поставок исходных материалов, то, по всей видимости, стоит оценить эффективность создания СМЦ в этих регионах. По сути, это означает вариант первоначально выбранной стратегии проникновения на рынок мелких потребителей, основанный на максимальном исключении неконструктивной конкуренции на стадии совершенствования рыночных отношений.

 

Таблица 2.76 - Номенклатура и программа выпуска металлоизделий, выпускаемых предприятием X

 

  Перечень изделий Программа выпуска изделий, ед.
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал За год
Металлоизделие 1 Металлоизделие 2 … Металлоизделие N Потребность в металло- изделиях для собственных нужд          

 

Таблица 2.77 - Потребность в металлоизделиях, используемых для изготовления продукции предприятия X

 

  Наименование Потребность в металлоизделиях, т / изд.
Металлоизделие 1 Металлоизделие N
Чистая Общая Чистая Общая Чистая Общая
Металлоизделие 1 Металлоизделие 1 … Металлоизделие N Потребность в ме- таллоизделиях для собственных нужд            

 

Таблица 2.78 - Данные о сортаменте металлоизделий, используемых предприятием X

 

Сортамент металлоизделий Потребность, т / изд. Предприятие- поставщик (производитель) Цена за тонну, руб. / т
Чистая Общая Разовая поставка
Металлоизделие 1 Металлоизделие 2 … Металлоизделие N Итого:          

 

Большое значение имеют статистические данные за 3-5 лет о продажах металлоизделий потребителям, расположенным в пределах рассматриваемого региона, имеющиеся у предприятия-поставщика.

Проведение данного этапа во многом позволит раскрыть неопределенность, связанную с расчетом оптимального количества СМЦ и, возможно, складов металлоизделий, известных как сервисные металлосклады (далее - СМС). Вполне возможна ситуация, при которой в пределах рассматриваемого региона будет целесообразным создание одного СМС, обслуживающего потребителей крупных партий металлоизделий и дополнительно один-два СМЦ.

Трудоемкость проведения этапа может быть существенно снижена, если программа создания СМЦ получит статус мероприятия, как минимум, областного масштаба, т.е. при ее согласовании с отделом промышленности субъекта Российской Федерации. Это лишний раз подтверждает целесообразность первоочередной ориентации предприятия-поставщика на близлежащие регионы.

3. На географической карте региона, на которой представлены населенные пункты расположения потребителей металла и границы рассматриваемой области, нужно указать общее количество потребляемых за год металлоизделий по соответствующему населенному пункту в тоннах.

При этом для облегчения расчетов, потребность в мелких партиях металлоизделий по отдельным населенным пунктам целесообразно суммировать и концентрировать в местах массового их потребления, расположенных поблизости от этих населенных пунктов. Фактически, речь идет о возможном создании двухуровневой системы реализации металла, главной особенностью которой является внедрение на крупных предприятиях подразделений (представительств предприятия-производителя), взаимодействующих с мелкими потребителями металлоизделий на локальных территориях и превращающих их случайный спрос в детерминированную величину заказов СМЦ.

Необходимо обратить особое внимание на комплектование экономически обоснованных партий разовой поставки металла по населенным пунктам, что достигается за счет учета потребностей именно мелких потребителей. Для эффективного решения данной проблемы следует исследовать спрос на металлоизделия со стороны потенциальных покупателей, расположенных за пределами рассматриваемого региона.

Вызывает интерес целесообразность передачи в СМЦ ряда технологических операций, выполняемых в настоящее время непосредственно на предприятии-производителе металлоизделий.

4. По каждому населенному пункту нужно определить процентное соотношение металла, поставляемого предприятием и его конкурентами. Это позволит оценить достоверность теоретической гипотезы о наличии ЗПСПУ и возможности ее практического использования на последующих этапах работ по созданию СМЦ за пределами рассматриваемого региона.

Целесообразно принять меры для увеличения объема реализации металлоизделий в регионе за счет максимального вытеснения конкурентов посредством использования имеющихся резервов (меньшей цены, финансовых льгот, лучшего обслуживания, возможно, через освоение новых видов металлоизделий и др.) воздействия на потребителей.

После завершения данных работ следует подсчитать потребности покупателей в металлоизделиях, производимых (поставляемых) конкурирующими организациями и произвести экономическую оценку целесообразности их оптовой закупки (или производства) оптимальными по затратам партиями с учетом интересов потребителей и предприятия-производителя. Если данное мероприятие будет экономически нецелесообразным, следует учитывать возможные операции толинга, которые могут быть выгодны для потребителей, вынужденных закупать металлоизделия самостоятельно или работать по бартерным схемам.

5. Необходимо определить соотношение металла, поступающего к потребителям без переработки (через СМС) и перерабатываемого в СМЦ. При этом следует обратить внимание на малые партии металлоизделий, используемые потребителями. Эти партии являются основным резервом для оценки производственной мощности СМЦ. Исходя из этого, важно осуществить прогноз возможного развития малого и среднего предпринимательства в регионе с горизонтом не менее 3-5 лет.

6. По разработанным методикам, рассчитывается место расположения СМЦ (центр тяжести системы потребителей металлоизделий в рассматриваемой области). Далее на географической карте региона определяется населенный пункт, наиболее близко расположенный к теоретически рассчитанному месту нахождения СМЦ. При этом необходимо стремиться к размещению данного СМЦ в узловой точке пересечения транспортных коммуникаций. Возможно, что аналогичные работы следует произвести и в отношении СМС (в соответствии с выводами п. 2). Актуальность проведения данных работ должна выявиться после получения соответствующих данных о потребностях клиентов.

7. При необходимости можно обеспечить сочетание функции по реализации металла с функцией сбора металлолома в пределах рассматриваемого региона. В итоге возможна выгода от сокращения транспортных затрат, связанных с «холостым» пробегом транспортных средств. Территорию для приема, хранения и переработки металлолома, по-видимому, следует предусмотреть при проектировании СМЦ (СМС).

Если предприятие получает сырье, материалы, полуфабрикаты и др. от поставщиков, расположенных в пределах рассматриваемого региона, было бы рационально учесть данное обстоятельство для более эффективной загрузки транспорта при распределении металлоизделий. В этом случае возможно смещение места расположения СМЦ (СМС) от предварительно рассчитанного в соответствии с формирующимся грузооборотом.

Кроме того, при создании сети СМЦ следует обратить внимание на процессы обеспечения потребителей изделиями из цветных металлов. Эта особенность объективно вытекает из возможности осуществления технологических процессов их обработки в условиях СМЦ, что, несомненно, позволит увеличить производственную мощность и повысить рентабельность деятельности последних.

Исходя из этого, речь может идти о создании многопрофильного коммерческого предприятия, выполняющего закупочные, производственные и сбытовые функции. В структуре данного предприятия СМЦ будет представлен одним из подразделений. Целесообразность создания данного предприятия должна быть выявлена в каждой ситуации, связанной с исследованиями конкретного региона.

8. Необходимо разработать технико-экономическое обоснование целесообразности отказа потребителей от выполнения определенной совокупности заготовительных операций в собственном производстве.

Ранее, в пункте 3 указывалось о возможности передачи части технологических операций, выполняемых производителем, в СМЦ, поэтому предварительные расчеты можно начинать непосредственно с самого предприятия-производителя металлоизделий. Это во многом облегчит восприятие исследователем конкретных нужд предприятий-потребителей.

Основой данных работ является сопоставление производственной (цеховой) себестоимости изделий заготовительного производства с затратами аналогичного производства в условиях СМЦ и их последующей транспортировки потребителю. Можно сделать предварительный вывод о том, что на основе этого расчета можно выявить оптимальный радиус зоны потенциального сбыта услуг и возможности варьирования им за счет рациональной ценовой политики (оптимальным соотношением оптовых и розничных цен) на металлоизделия.

Затраты по альтернативным вариантам должны быть подсчитаны предприятием-поставщиком с учетом прогнозируемого уровня производственной мощности СМЦ и направлены потенциальным потребителям для сопоставления с имеющимися у них затратами и возможного согласования объемов поставки каждому из них металлоизделий через СМЦ.

9. По результатам предыдущих этапов несложно с достаточной степенью точности сформировать номенклатуру требуемых металлоизделий, выявить перечень необходимых для выполнения технологических операций и разработать инвестиционный проект производства металлопродукции в СМЦ с принятием следующих основных решений:

- определение вариантов размещения СМЦ, выбор варианта или их комбинации (аренда заготовительного цеха действующего предприятия либо новое строительство; в первом случае меньше уровень коммерческого риска, во втором – более рациональная организация производственно-сбытовых операций);

- выбор организационно-правовой формы предприятия (степени экономической и юридической самостоятельности, причем последняя особенность ввиду неоднозначности решения нуждается в тщательном обосновании);

- разработка мероприятий по поддержке реализации инвестиционного проекта со стороны органов государственного и местного управления, поскольку деятельность СМЦ создает реальную возможность развития малого и среднего предпринимательства в сфере металлообработки, что в итоге позволит рассчитывать на ряд экономических льгот при создании СМЦ.

10. В процессе реализации мероприятий инвестиционного проекта необходимо разработать и внедрить системы:

- учета металлоизделий и других видов используемых материальных ресурсов;

- сбора и обработки информации и статистических данных (мониторинг и контроллинг деятельности СМЦ).

На этом этапе следует регулярно анализировать данные, позволяющие не только своевременно вносить корректировки в утвержденный план мероприятий (инвестиционный проект), но и выявить направления оптимизации последующих работ по созданию сети СМЦ за пределами рассматриваемого региона.

11. Можно сделать ряд предварительных умозаключений, касающихся проведения дальнейших работ:

- предстоит дополнительная теоретическая проработка целого спектра затронутых проблем, значительная часть которых зависит от результатов исследований российского и международного рынков;

- следует обратить пристальное внимание на процессы ценообразования на различные виды металлоизделий, поскольку от этого существенно зависят размеры зон эффективного обслуживания потребителей и количество СМЦ;

- существуют определенные, экономически обоснованные, территориальные границы хозяйственной деятельности сети СМЦ предприятия-производителя, выход за которые нецелесообразен или возможен с привлечением сторонних организаций;

- создание СМЦ возможно при участии конкурирующих предприятий – производителей и поставщиков металлоизделий. Данное умозаключение в первую очередь касается СМЦ, обслуживающих потребителей, расположенных вблизи линий разграничения зон потенциального сбыта металлоизделий. Если конкуренты не предпримут адекватных мер по созданию СМЦ, возможно одностороннее расширение предприятием их сети за счет более полного удовлетворения потребностей клиентов. В данном случае по критерию минимума затрат не исключается возможность создания нескольких СМЦ в непосредственной близости от конкурента с частичной переработкой его металлоизделий. Очевидно, что для снижения коммерческого риска деятельность данных СМЦ должна базироваться на переработке давальческого сырья, покупаемого потребителями у предприятия-конкурента. Использование прямых поставок может привести к ценовому диктату со стороны конкурента и, как следствие, возможной не конкурентоспособности СМЦ. В связи с этим, выявление оптимального объема переработки давальческого сырья в условиях СМЦ (или оптимального уровня цен на металлоизделия собственного производства) является весьма актуальным;

- функционирование сети СМЦ должно базироваться на взаимной поддержке их хозяйственной деятельности. Данное умозаключение основано на предпосылке о необходимости перераспределения потока металлоизделий в условиях нестабильного спроса на конечную продукцию, что требует постоянного контроля рынка со стороны предприятия-производителя. Для этого должна быть использована отлаженная система мониторинга и контроллинга, подобная той, что представлена в п. 10.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.