КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бизнес-планирование
Бизнес-планирование – вид планирования, направленный на привлечение финансирования со стороны инвестора (финансово-кредитных учреждений, компаний, государства) для реализации проекта/программы, организации или развития новых направлений деятельности библиотеки. Библиотеки используют бизнес-планирование для развития основного и предпринимательского направлений деятельности. Так, библиотека осуществляет бизнес-планирование для разработки новой интеллектуальной продукции, привлечения новых пользователей и т.д. Неотъемлемой частью бизнес-планирования является составление бизнес-плана. Бизнес-план – это документ, описывающий будущий проект библиотеки, определяющий проблемы, которые могут возникнуть, и способы их решения. В состав данного документа может входить подробное описание мероприятий библиотеки по активизации продвижения к пользователям предлагаемых услуг, установлению деловых соглашений со спонсорами, представителями общественности и т.д. Бизнес-план позволяет решить следующие задачи: произвести оценку организационно-экономического состояния библиотеки; определить потенциальные возможности библиотеки на основе анализа макро- и микросреды; проанализировать финансовую привлекательность проекта. Бизнес-план имеет два основных направления – внутреннее и внешнее. Внутреннее предусматривает подготовку программы реализации проекта с оценкой результатов на каждом этапе его реализации. Внешнее направлено на информирование внешнего инвестора и других заинтересованных лиц об организационно-экономических, финансовых и прочих преимуществах проекта.
Бизнес-план может носить характер текущего (1 год) или перспективного (на 3-5 лет) плана. Он должен поддаваться корректировке в связи с рыночными изменениями. Объем бизнес-плана зависит от масштабов деятельности библиотеки, а также от конкретных целей и задач. В профессиональной печати встречаются различные виды бизнес-плана, в основном ориентируемые на коммерческие учреждения. Однако по методике составления бизнес-план библиотеки несущественно отличается от аналогичного документа коммерческих структур, но имеет свою специфику. Существуют следующие виды бизнес-плана: бизнес-план для себя; для получения кредита; для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером; для заключения крупного контракта; для привлечения новых сотрудников; для объединения с другим учреждением; для реорганизации учреждения (структурной единицы) и/или оптимизирования деятельности и др. Бизнес-план имеет следующую структуру:титульный лист; вводная часть (аннотация); описание учреждения и отрасли; цели и задачи проекта; маркетинговый план; производственный план; финансовый план; заключение; приложения. Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором представлены исходные реквизиты предлагаемого проекта: название и адрес библиотеки – инициатора проекта, фамилии, имена его авторов, наименование проекта, время и место разработки. Эти реквизиты важны для потенциальных участников реализации проекта: финансово-кредитных учреждений, спонсоров, партнеров и др. Как правило, бизнес-план включает вводную часть (аннотация). Ее цель – информирование заинтересованных лиц об основных положениях предлагаемого проекта, его целях, уникальности, объемах требуемого финансирования. Разделы бизнес-плана Описание учреждения и отрасли и Цели и задачи проекта тесно связаны между собой, поскольку дают характеристику самой библиотеки (организационно-правовая форма, направления деятельности, результаты работы и др.) и отрасли (библиотечное дело, смежные подотрасли) в целом, а также продуктов и/или услуг, которые планируются к внедрению. В данных разделах бизнес-плана подробно описываются суть и цель проекта, его задачи.
Маркетинговый план предполагает оценку рыночных возможностей библиотеки и состоит из нескольких частей. В первой части дается описание структуры рынка. С этой целью библиотеке необходимо определить, существует ли на рынке выбранной продукции ниша, которую можно занять с помощью реализации проекта. Для этого нужно произвести оценку потенциальных конкурентов, определить соответствие данной продукции запросам пользователей по следующим параметрам: цена (доступность), дизайн, номенклатура продукции, распространение, реклама и др. Библиотеке также требуется информация о потенциальных пользователях данной продукции, которая позволит определить сегменты рынка для реализации предлагаемого проекта. Анализ рынка позволит дать оценку потенциальной емкости выбранных сегментов, определить спрос на предлагаемую продукцию с учетом влияния различных факторов (сезонных, экономических, демографических, социально-культурных и др.). В маркетинговом плане рассматриваются также вопросы, связанные с разработкой ценовой политики, каналами сбыта продукции, ее рекламы и продвижения на рынке. Следующим разделом бизнес-плана является Производственный план. Его основная задача – показать производственно-технические возможности библиотеки по выпуску планируемой продукции, выполнению работ, услуг на надлежащем уровне качества, в нужные сроки и необходимом количестве. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Завершать производственный план должна оценка возможного уровня издержек производства и их динамики в перспективе. Для вновь организуемых либо реорганизуемых учреждений важен организационно-правовой раздел производственного плана, поскольку именно в нем закладываются основные правовые аспекты функционирования учреждения – определяется организационно-правовая форма, состав учредителей и т.д. Кроме того, разрабатываются организационная структура управления, должностные инструкции, системы оплаты труда и контроля за результатами работы.
Финансовый план основывается на данных предыдущих разделов. Исходя из маркетингового плана определяется прогнозируемая прибыль от реализации продукции (как правило, на первые три года); на основе производственного плана рассчитываются затраты библиотеки. Финансовый план включает также баланс денежных расходов и поступлений (отчет о движении денежных средств), позволяющий определить общую сумму необходимых для реализации денежных средств с разбивкой их по конкретным этапам реализации проекта. Большое значение для инвестора имеют также сроки окупаемости проекта, показатели рентабельности. На основе результатов расчетов в финансовом плане проводится оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, и определяются уже имеющиеся ресурсы. В разделе Заключение обобщаются выводы по каждому из разделов бизнес-плана. Более подробно (чем в вводной части) приводятся данные о предлагаемом проекте. Среди приложений, которые чаще встречаются при разработке бизнес-планов, выделяются копии лицензий и контрактов, прайс-листы поставщиков ресурсов; прейскуранты на аналогичную продукцию других библиотек и др. Таким образом, с помощью бизнес-плана можно осуществлять рациональное управление библиотечной деятельностью, наиболее оперативно реагировать на изменяющиеся запросы рынка, потребности пользователей библиотеки. Вопросы и задания 1. В чем сущность и значение стратегического планирования библиотеки? 2. Опишите структуру стратегического плана библиотеки. 3. На основе изучения источников перечислите и раскройте основные элементы комплекса маркетинга на современном этапе? При подготовке используйте литературу [9]. 4. Какие задачи позволяет решить бизнес-планирование? 5. Назовите и охарактеризуйте основные структурные элементы бизнес-плана.
Литература 1. Ильяева, И.А. Стратегическое управление библиотекой: учеб.-метод. пособие / И.А.Ильяева, В.Н.Маркова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 25–78. 2. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю.Качанова; науч. ред. В.А.Минкина; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2003. – 318с. - (Сер. “Библиотека”). 3. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 523–550. 4. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г.Б.Паршукова / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – С. 56–67. 5. Переверзева, Ю.А. Функциональные особенности библиотечного фандрейзинга: теоретико-методический аспект / Ю.А.Переверзева // Библиотеки в информационном пространстве: синтез традиций и инноваций: сб. науч. ст. / Национальная академия наук Беларуси, ЦНБ им. Я.Коласа; редкол.: Л.А.Авгуль [и др.]. – Мн.: Красико-Принт, 2007.– С. 21–24. 6. Ракавецкая, Л.І. Маркетынг у публічнай бібліятэцы / Л.І.Ракавецкая // Бібліятэчны свет. – 1997. – № 3. – С. 3–5. 7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 287–290. 8. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: учеб.-практ. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2000. – С. 119–146. 9. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 65–71. – (Сер. “Библиотекарь и время. ХХI век”). 10. Управление библиотекой: учеб.-практ. пособие / А.С.Аверьянов [и др.]. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 50–68, 104–141. – (Сер. “Библиотека”).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |