КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность спросан предложенияна рынках зарубежных стран 2 страница
Предложение может изменяться и за счет нестоимостных факторов, например в результате распродажи крупных запасов, ранее накопленных в стратегических целях. Специальных примеров, иллюстрирующих последствия для рынка противоположных процессов, т.е. снижения спроса и предложения, видимо, не требуется. Для их понимания достаточно представить кривые d{dx и S\S{ на графиках (см. рис. 9.4— 9.6) не как конечный результат, а как исходный пункт происходящих изменений. При анализе общехозяйственной конъюнктуры вводятся понятия совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос — это внутренний сирое плюс экспорт (внешний спрос). Внутренний спрос представляет собой потребность страны в 228 Гляш»9 Осноиныр объекты ипглсдовяини миропого рынка потребительских товарах, инвестируемом оборудовании и товарах текущего производственного потребления (сырье, полуфабрикаты, энергия, компоненты). Факторами совокупного спроса являются личное потребление, отражающее потребности населения в предметах потребления краткосрочного и длительного пользования, валовые инзестиции, характеризующие -tipoc на элементы основною капитала; общий уровень теку-uiero производства, определяющий спрос на сырье и полуфабрикаты; физический объем и структура экспорта, отражающие внешний спрос на продукцию данной страны. Личное потребление определяется размером вновь созданной полезной ценности и ее распределением между различными классами п слоями общества. Совокупная заработная плата рабочих и служащих определяет их покупательную способность на самые массовые товары личного потребления. Совокупные доходы фермеров, предпринимателей, торговцев и банкиров определяют размеры их личного потребления, накопления и затрат нерасширенное воспроизводство, т.е. спроса на машины, станки, орудия и средства производства.
Структура спроса на средства производства в значительной мере определяется делением прибыли на предпринимательский доход, ссудный процент, ренту, торговую прибыль, а также соотношением между производством товаров. Размеры платежеспособного спроса меняются в зависимости от уровня иен. Общей зокоиомериостыо-является расширс кие спроса при понижении цен и сокращение спроса при повышении цен на товары. Особо важное значение приобретает изучение спроса населения той или иной страны на продовольственные товары, масштабы и структура которого варьируются в зависимости от уровня доходов. Взаимосвязь между спросом на товар и определяющими ее факторами мохно представить в 8иде обобщенной функции спроса: Dx=f[TXtlpx,py,PbW>F), где Dx — спрос на товар; 7^ — потребность покупателя в товаре; / — его доход;рх— ценаданного товара; ру— цена товара-субститута; рг — цена на дополняющий его товар; W— уровень благосостояния покупателя, его покупательной способности; F— мнение потребителя относительно перспектив своего экономического положения. Исторической тенденцией является закон повышения потребностей, что в настоящее время выражается в росте сброса на товары и уе-дуги, удовлетворяющие потребности «досуга» человека. В современных условиях на размеры платежеспособного спрооз, • населения значительное влияние оказывает социальная политика государства, а также политика в области кредита и налогов. 5 Емкость внешнего рынка и рыночная доли 229 Совокупное предложение — это товары, произведенные в стране, плюс импорт товаров (внешнее предложение). Факторами совокупного предложения являются масштабы и характер производственного аппарата; численность и подготовленность трудовых ресурсов; уровень фундаментальных и прикладных исследований (база НИОКР); масштабы и структура импорта. Исторической тенденцией развития цивилизации является увеличение размера общественного производства и усложнение его структуры по мере роста разделения труда, развития науки и техники. Параллельно с ростом производства увеличивается предложение товаров на рынок, растет внутренняя и внешняя торговля. Значительное влияние на объем предложения оказывает и уровень цен. При отрыве цены вверх от цены производства увеличивается предложение товаров на рынок. Предложение растет как со стороны предприятий с низким органическим строением капитала, которые раньше при более низком уровне цен не были конкурентоспособны, так и со стороны стран, ранее не поставлявших данный товар на мировой рынок вследствие того, что их национальные цены производства были выше мировых.
При падении цен по сравнению с ценой производства происходит обратное — начинает сокращаться объем предложения товаров на рынок как со стороны отдельных стран, не имеющих возможности продолжать произиодство при сложившемся уровне цен, так и со стороны предприятий с отсталой техникой, которые новые низкие цены обрекают на бездействие и разорение. Исследование взаимодействия факторов спроса и предложения можно проводить как на макроуровне (сопоставление совокупного спроса и совокупного предложения), так и на микроуровне, когда изучаются ресурсы производства и спрос на продукцию отдельной отрасли. Одним из самых распространенных методов в практике исследования ресурсов производства является факторный анализ, другим — межотраслевой баланс. Анализ и прогноз конъюнктуры по ресурсам или факторам производства должны непременно сочетаться с качественным и количественным анализом и прогнозом динамики факторов, определяющих развитие совокупного платежного спроса и его составных частей. 1 5. Емкость внешнего рынка и рыночная доля Объем спроса — это не емкость рынка. Емкость рынка специалистами в области внешней торговли воспринимается чаще всего как возможность рынка потребить, «поглотить» товар, в то время как спрос
230 Глава 9 Основные объекты исследований мирового рынка означает желание и возможность покупателей купить товар, т.е. для фирмы-экспортера — возможность продать на этом рынке свой товар. Таким образом, объем спроса может превышать емкость рынка, поскольку не весь товар может быть потреблен на данном рынке, но вывезен в другие страны и тд И спрос, и емкость рынка могут быть активными, реальными л потенциальными. Емкость рынка представляет собой объем потребляемых (реализуемых) на нем товаров в течение опредехенного времени. Обычно емкость рынка определяется объемом реализованных на нем товаров в течение года Она исчисляется, как правило, в физических единицах и стоимостном выражении. Например, емкость рынка велосипедов страны N составляет 2 млн шт. (500 млн долл.) в год. Спрос конкретен в своих проявлениях: привязан к месту и времени, товарам, группам населения, меняющимся ценам, денежным доходам. Изучение спроса на тот или иной товар связано с определением емкости рынка данного товара для определения объема сбыта товаров той или иной фирмой или страной (в физических единицах или стоимостном выражении), т.е. в конечном итоге — объема потребления товаров. Емкость рынка товара достаточно просто может быть рассчитана путем определения объема его потребления по формуле Е = V+M-X, где Е— емкость национального рынка; К—объем национального рынка; X— объем экспорта; М — объем импорта. Показатели объема производства товаров, объема его экспорта и импорта в международном масштабе и отдельно по странам публикуются ежегодно статистическими службами практически всех стран мира, региональными (например, в рамках ЕС) и международными организациями ООН. При определении емкости национального рынка следует учитывать также размеры переходящих остатков товаров на начало нового „ года, которые могут год от года значительно меняться. Особенно это важно для рынков сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, производство которых носит сезонный характер, а потребление — постоянный, что вызывает необходимость накапливания запасов таких товаров для бесперебойного снабжения потребителей.
При определении емкости рынка товаров потребительского назначения необходимо анализировать факторы платежеспособного спроса на данную категорию товаров. Помимо факторов спроса, рассмотренных выше, необходимо учитывать показатель насыщенности рынка данным товаром. Это особенно относится к рынкам товаров потреби-тзльского назначения долговременного пользования (автомобили, ве- 5 Емкость внешнего рынка и рыночная доля 231 лосипеды и другие транспортные средства, холодильники, стиральные машины, телевизоры, видеомагнитофоны и др.). При этом емкость рынка тем выше, чем ниже его насыщенность, и, наоборот, по мере насыщения рынка данным товаром она сокращается. В качестве показателей насыщенности внутреннего рынка и доступности для потребителей широкого ассортимента продуктов питания обычно используют индекс среднедушевого потребления продовольствия всех видов и средний удельный вес расходов на питание в процентах от личных доходов населения. Относительная стабильность первого из этих показателей служит доказательством отсутствия перспектив существенного роста внутреннего потребления (сверх прироста численности населения данной страны). Низкий уровень второго показателя является подтверждением высокого среднего уровня жизни в стране. При исследовании емкости рынка товаров производственного назначения и сырья для их изготовления необходимо учитывать тенденции развития соответствующих отраслей, инвестиционной политики предпринимателей, оперирующих в данной отрасли, а также процессы, происходящие в смежных отраслях. Емкость рынка не остается неизменной, в известной мере она зависит от экономической конъюнктуры. При падающей конъюнктуре емкость рынка сжимается, и любое форсирование поставок на рынок приводит к настороженности покупателей, обычно ускоряя падение цен. При повышательной конъюнктуре емкость рынка растет, и форсирование продаж может вызвать л ишь замедление роста цен. Поэтому при поставках товаров на рынок фирма должна соизмерять свою долю рынка с объективными рамками его емкости, Емкость рынка можно определить и более сложными способами, наиболее представительные из которых будут рассмотрены ниже. Совокупный спрос, служащий основой экономического роста, определяется по формуле где W— ВВП; С— внутреннее потребление; /— инвестиции; G— государственные заказы и расходы; J— объем экспорта; М— объем импорта; RX —• объем реэкспорта; RM — объем реимпорта; AZ — запасы. Упрощенно емкость рынка по данному товару определяется по формуле где Е— емкость национального рынка данного товара; V— объем национального производства данного товара изданном рынке (или его сегменте); М — объем импорта данного товара; X — объем экспорта данного товара; AZ — запасы. 232 Глапа9. Основные объекты исследование мирового рынка В последнее время доля экспорта в ВВП большинства стран увеличилась, что связано с ростом количества рабочих мест. В международной практике существуют методы расчета новых рабочих мест при увеличения экспорта на 1 млрд долл. и т.д. Однако нельзя безоговорочно полагать, что рост экспорта благоприятен для развития экономики. Например, число безработных в Германии намного больше, чем в США, однако доля экспорта в ее ВВП значительно превышает аналогичный американский показатель. Емкость рынка по товару может быть определена также по формуле E = KQ, где /Г— емкость рынка по данному товару; К— количество потребителей данного товара на дан ном рынке; Q— количество данного или аналогичного товара, потребляемое одним потребителем в год. Емкость рынка может быть также рассчитана по формуле где Е — емкость рынка по данному товару; К — количество населения (потребителей); /V — доход надушу населения; dp — доля расходов на данный товар в доходах одного человека. Фирмы обычно используют все эти методы для взаимного контроля и корректировки результатов. Однако данные формулы определения емкости рынка весьма упрощенные, и для того чтобы получить более точные показатели, следует делать поправки на реэкспортную и реимпортную продукцию, изменение покупательной способности населения, уровень доходов, уровень потребления, тенденции, структуру и обычаи потребления, стереотипы образа жизни, факторы предпочтения при выборе покупки и многие другие факторы, в результате чего для более точного определения данного показателя могут быть использованы многофакторные эконометрические модели. Определяя емкость рынка, компании, выходящие на зарубежный рынок, не вправе, рассчитывать на полную ее величину, принимая во внимание присутствие на рынке фирм-конкурентов. Поэтому важно также иметь данные о собственной доле на данном рынке (если предприятие уже присутствует на нем) и произвести расчет возможной доли на рынке в будущем (при выходе на рынок или при оценке результатов будущей деятельности). Долю фирмы на рынке определяют по формуле где.^ — доля предприятия на рынке; Vx — объем продаж предприятия на рынке; X V— общий объем продаж данного товара на данном рынке (общий объем спроса), 5. Емкость внешнего рынка и рыночная доля Знание емкости товарного рынка связано с определением доли рынка, принадлежащей фирме, поставляющей товар на данный конкретный рынок. Повыщение доли рынка является ключевым фактором в достижении лидирующей позиции в отрасли. Высокая доля рынка позволяет достичь большого объема производства, что, в свою очередь, позволяет расширить деловую активность фирмы, а также выплаты дивидендов держателям акций и увеличить желаемую прибыль. В случае определения доли рынка для фирмы — экспортера товаров в ту или иную страну формула имеет вид D где М— объем импорта фирмы; D — объем спроса в зарубежной стране или объем производства плюс объем импорта минус объем экспорта. Поскольку объем спроса статистически идентичен объему потребления, то формула в итоге выглядит следующим образом: объем продаж фирмы (объем импорта); (объем производства + объем импорта — - объем экспорта) • 100. Существует тесная связь между долей рынка, принадлежащей фирме, и ее нормой прибыли на вложенный капитал. Увеличение доли рынка позволяет фирме повысить норму прибыли. При этом повышение доли рынка по-разному влияет на рост нормы прибыли у фирм, поставляющих на рыноктовары потребительского или производственного назначения, что видно из табл. 9.2. Таблица 9.2- Динамика доли рынка и нормы прибыли, %
Примечание. Норма прибыли на вложенный капитал равна произведению: (чистая прибыль/объем продаж) • (объем продаж/сумма капитальных вложений). Однако достижение значительной доли рынка требует тщательного планирования, обдуманной рыночной стратегии и специальных тактических шагов. Увеличение доли рынка — сложная задача по нескольким причинам/Наиболее важными условиями повышения доли рынка являются цена, новизна товаров, качество обслуживания, масштабы и качество маркетинга, реклама- 234 Глава 9 Основные объекты исследовании мирового рынка В дополнение к этим ключевым факторам достижения желаемой доли рынка следует отнеститакже улучшение качества товара и общего «имиджа» фирмы. Качество и новизна товара как факторы конкурентоспособности воздействуют на потребительский спрос и объем продаж. Долю рынка, которую теоретически может иметь изделие (фирма, поставляющая его на рынок) в условиях конкуренции с другими товарами, можно рассчитать по формуле А- ' где ВА —доля (по стоимости) товара А в удовлетворении спроса (общих продаж этого товара и его конкурентов), п — число изделий — конкурентов товара А; КА — конкурентоспособность товара А; т — показатель соотношения между спросом и предложением; ЬА — показатель престижа поставщика товара А; Ь, — показатель престижа фирмы-конкурента Важным моментом является также определение периода времени, в течение которого фирма намерена добиться увеличения доли рынка. Стратегия по проведению международного маркетинга фирмы должна заключаться ^увеличении доли зарубежного рынка по стоимости в долгосрочном плане. Чтобы достичь этой цели, следует целенаправленно и эффективно вкладывать денежные средства в проведение маркетинговые мероприятий. Важно, чтобы затраты на проведение этих мероприятий были ниже или равны доходам от проведения подобных мероприятий. На каждом этапе такой работы фирма в целях корректировки своей стратегии должна тщательно следить за развитием всех элементов рыночного механизма: движением спроса и предложения, изменением рыночных цен товара и развитием конкуренции на рынке, поскольку все это влияет на уровень издержек, капиталовложений и окупаемости объемов производства и реализации- ■ В реальных экономических условиях ситуация, известная как ры- 4 ночное равновесие, складывается на рынке крайне редко и является, т сути дела, абстракцией. В реальной жизни спрос и предложение никогда. ^т - .: ■'-#.# 6 Эластичность спроса и предложения на рынках зарубежных стран 235 не покрывают друг друга, а если и покрывают, то только случайно. Именно этими непрекращающимися встречными колебаниями спроса и предложения в конечном счете обусловливаются подвижность и неустойчивость рыночной цены, ее динамика относительно соответствующего уровня затрат воплощенной в товаре потребительской ценности. При этом, как известно, рыночные иены отклоняются от собственной стоимостной основы вверх в тех случаях, когда спрос превышает предложение, и вниз, когда предложение превышает спрос. В результате в условиях товарного дефицита (рынка продавца) происходит повышение, а при относительном избытке предлагаемых товаров (рынок покупателя) — снижение товарных цен. Причиной п'одобного движения рыночных цен является ценовая конкуренция покупателей и продавцов, выступающая как условие реального функционирования рыночного механизма. Рыночная цена, воздействующая на экономическую эффективность потребления (или переработки) данного товара (в качестве верхней границы реализуемой прибыли), вызывает разнонаправленное встречное движение уровней спроса и предложения, способствуя тем самым ликвидации рыночного дисбаланса и достижению рыночного равновесия. Необходимо вместе с тем иметь в виду, что средние периоды, на протяжении которых взаимно компенсируются колебания рыночных цен, для разного рода товаров различны потому, что для одних товаров приспособление предложения к спросу достигается легче, а для других — труднее. Характер и возможности взаимного приспособления предложения и спроса определяются особенностями реакции этих элементов рыночного механизма на изменения уровня цен различных товаров и товарных групп. Количественная сторона этой зависимости выражается понятием ценовой эластичности предложения и спроса (их эластичности по ценам), под которой понимается степень соответствующей реакции предложения и спроса на относительное изменение уровня рыночной цены. В свою очередь, количественные показатели, используемые для характеристики реактивности предложения и спроса относительно рассматриваемых изменений цен, носят название коэффициентов ценовой эластичности предложения (Es) и спроса (Д) и могут быть представлены следующим образом: „ PoQWo), _ а(Л-Л>) * ^(а-л)1 '~А(а-л)э где S0 и £, — объем предложения соответственно до и после изменения цены; D0 и Z), — объем спроса соответственно до и после изменения цены; р0 — первоначальная цена; /», — измененная цена. 236 Глава 9 Основные объекты исследований мирового рынка Эти формулы показывают изменение величины спроса и предложения на каждый процент изменения в цене. Вследствие того что спрос обычно уменьшается по мере роста цен, эластичность спроса по цене измеряется отрицательными величинами, т.е. зависимость между этими величинами обратная. Наоборот, величина предложения всегда повышается по мере роста цен (прямая зависимость), поэтому эластичность предложения по цене выражается положительными величинами Например, уменьшение цены товара на 20% повлекло увеличение объема спроса на 30%, следовательно, эластичность спроса составляет 1,5. Эластичность такого типа принято называть опережающей, так как коэффициент эластичности Е > 1. В случае если цена выросла на 10% и это вызнало увеличение спроса (продаж товара) на 10%, ценовая эластичность спроса называется единичной, так как коэффициент эластичности Е- 1. Если повышение цены товара на 10% повлекло за собой понижение продаж (спроса на товар) на 5%, принято считать такой товар неэластичным, так как коэффициент эластичности £< I. При монополистическом ценообразовании учитываются закономерности ценовой эластичности спроса, когда с учетом затрат определяется возможное изменение уровня спроса, оправдывающее уменьшение цены или скидки с нее. Обычно чем выше относительная величина постоянных затрат в общих затратах, тем меньше уровень эластичности спроса, который необходим для сохранения прибылей при снижении цен. Если предположить, что это соотношение равно 80:100, то уменьшение цены будет оправданным при эластичности спроса, равной 4,46. Для определения требуемой величины эластичности спроса при заданном уменьшении цены может быть использована формула где АР — уменьшение цены; R — прибыдь, получаемая от продажи единицы продукции при старой цене; С — себестоимость единицы продукции при старой цене; К— процентное содержание переменных затрат при существующем объеме производства. Коэффициент эластичности определяется по формуле Р Для расчетов по вышеприведенным формулам, если Р= 100 долл., С = 2,3 долл., R - 200 долл. и К» 0,80 дошц то 6 Эластичность спроса и предложения на рынках зарубежных стран 237 Е = 2СКЫ00 + (|-0.8)2,3 = ОЛ86; g_ 0,1786(200+2,3) 100 Ценовую эластичность спроса (%) можно рассчитать также по формулам; Е = 0±:%- 100, Q^ Л E.ftra А^.,00; где £ — эластичность спроса; gj — объем спроса до изменения иены; Q2 — объем спроса после изменения иены; Р{ — первоначальная цена; Р7 — измененная цена. При этом важно изучение не только эластичности спроса на рынке в целом, но также и по каждому интересующему нашу фирму товару. Кроме того, важно определять и перекрестную эластичность спроса, т.е. выяснять, как меняется спрос на товар А при определенном изменении цен на товар Б. Величина эластичности спроса, необходимая для поддержания прибыли в неизменных размерах, обратно пропорциональна величине прибыли, получаемой в самом начале. Если в двух случаях прибыль на единицу продукции одинакова, но в одном из них она составляет меньшую в процентном отношении часть затрат или цены, то требуемая эластичность спроса в этом случае будет высокой. Чем больше уменьшение цены, тем больше должна быть эластичность спроса. Размер эластичности спроса и предложения по отношению к цене существенным образом варьируется в зависимости от типа товара, масштабов рынка соответствующей зарубежной страны, его фирменной структуры, от самих исходных величин трех основных элементов рыночного механизма и ряда других факторов. В частности, эластичность спроса тем выше, чем больше у данного товара заменителей, чем быстрее и экономичнее может быть осуществлен процесс переориентации потребляющих отраслей на материал-субститут. При этом в разных отраслях, использующих данный товар, эластичность спроса к цене неодинакова. Например, значительный рост цен на платину может привести к существенному сокращению закупок этого металла ювелирами (из-за перехода к использованию других драгоценных металлов) при весьма Глава 9. Основные объекты исследований мирового рынка умеренном снижении спроса со стороны автомобильной промышленности, где платина применяется в фильтрах-нейтрализаторах и пока не имеет равноценных заменителей. На рис. 9.7эта зависимость иллюстрируется двумя кривыми спроса, из которых первая (dd) отражает спрос на платину в ювелирной промышленности, вторая (rf^/,) — в автомобилестроении. Как видно, эластичному спросу соответсгвует более пологая кривая, неэластичному — более крутая. Рост цены на металл (/>, — р) вызывает значительно большее снижение его закупок ювелирными фирмами, чем автомобильными компаниями (соответственно qx ~ цг и q3 — q4), Цена I ___________________ 1 I ■' ____ ^ Количество Рис. 9.7. Эластичность спроса в зависимости от типа товаров Эластичность спроса меняется в зависимости от диапазона изменения цен для одного и того же товара или услуги на потребительском рынке в зависимости от сегментов рынка. Согласно классическому исследованию, потребителей можно подразделить на четыре категории, или сегмента, в зависимости от ориентации их покупок: 1) экономные покупатели (основной интерес при покупках касается их ценности, высокая чувствительность к ценам, качеству и ассортименту товаров); 6. Эластичность спроса и предложения на рынках зарубежных стран 239 2) персонифицированные покупатели (упор на образ продукции, обслуживание и отношение фирмы, меньшее внимание к ценам); 3) этичные покупатели (готовы пожертвовать низкими ценами и широтой ассортимента для поддержания небольших фирм); 4) апатичные покупатели (основное внимание отдается удобству вне зависимости от цен). Например, если целы меняются, а спрос существенно не меняется, то такое положение определяется как низкая эластичность спроса. Если даже небольшое изменение цен вызывает резкое изменение спроса и объемов продаж, то эта ситуация характеризуется как высокая эластичность спроса. Особая эластичность спроса наблюдается в отношении престижных товаров. Наглядно зависимость эластичности спроса от диапазона изменения цены для одного и того же товара можно проследить на рис. 9.8. Цена Цени Цена Количество Количество Количество товаров товаров товаров а б * Рис. 9.2. Виды ценовой элвстич!юсти спроса- а — высокая эластичность; 6 — низкая эластичность; в — эластичность для престижных товаров Рассмотрим основные виды эластичности спроса по цене: а) покупатели экономичной модели автомобиля А высокочувстви б) покупатели дорогой модели В малочувствительны к цене. Они 240 Глава 9 Основные объекты исследований мирового рынка платить за нее более высокую цену. При цене 20 тыс долл. может быть продано 20 тыс. шт (доход 400 млн долл.) Резкое увеличение цены до 30 тыс. долл. незначительно скажется на спросе — 18 тыс. шт (доход 540 млн долл); в) покупатели эксклюзивной модели С ассоциируют ее высокую цену с достоинствами этой машины, поэтому при снижении цены в определенный момент объем продаж данной модели может сократиться, поскольку потребители могут соотнести его с потерей эксклюзивности машины и даже с падением моды на нес и со снижением качества. Эластичность предложения в значительной степени зависит от таких факторов, как степень загрузки производственных мощностей, сроки реализации инвестиций в новые предприятия, размер товарных запасов Исключительно важным моментом, который необходимо учитывать при исследовании краткосрочных рыночных процессов, является зависимость эластичности предложения от времени Так, при резком возрастании спроса на рынке, как правило, не происходит адекватного расширения предложения, и новое («мгновенное») равновесие устанавливается за счет скачка цен. Постепенно производители, реагируя на возросшие цены, мобилизуют «ближайшие» резервы увеличения предложений: распродают накопленные запасы, повышают степень загрузки производственных мощностей, более интенсивно используютживой труд и т.п Иными словами, эластичность предложения по цене постепенно увеличивается во времени В дальнейшем она еще более возрастает, поскольку на рынок выходят новые поставщики. В результате нарашивания предложения товара цена несколько снижается (до величины, соответствующей «длительному» равновесию), однако, как правило, оказывается на уровне, несколько превышающем исходный (существовавший до скачка рыночного спроса). Такое положение закономерно, поскольку появившиеся на рынке новые производители являются, как правило, предприятиями с более высокими издержками. Иными словами, в данном случае новая цена отражает возрастание общественно необходимых затрат на производство данного товара.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |