Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы международной торговли




При комплексном исследовании зарубежного рынка осуществля­ется изучение форм и методов сбыта, обычных и наиболее эффектив­ных для данного рынка и.применяемых компаниями-конкурентами. Рыночная концепция управления уделяет особое внимание изуче-


ibl Глава 9. Основные объекты исследований мирового рынка

нию системы и практики торговли как основы для разработки после­дующей стратегии и тактики поведения фирмы на рынке и определе­ния се производственно-сбытовых и научно-технических программ. Осуществляется также оценка соответствия форм и методов сбыта конкретным рыночным условиям, в которых работает данная ком­пания.

Определяются типичные виды коммерческих сделок по интере­сующему виду товара на конкретном рынке или его сегменте: по ви­дам расчетов (за наличный расчет, в кредит, товарообменные опера­ции, бартерные сделки включая switch и offset, компенсационные сделки), определяются типичные условия соответствующих кон­трактов и т.д.

Важным является изучение методов торговли: прямо или косвен­но выступают продавцы на данном рынке конкретного товара. Если косвенно, то какие именно виды посреднических соглашений ис­пользуются в торговой практике; посредник по перепродаже (согла­шение агент — купец), комиссионер и консигнатор, посредник по поручению, брокеры, дилеры, факторы, поверенные, дистрибьюто­ры и т.д.

Специалистов в области внешней торговли интересует, какие фор­мы торговли используются на данном рынке в отношении данного то­вара: связанная или несвязанная торговля, арендные операции, вклю­чая рейтинг, хайринг и лизинг (финансовый и оперативный), торговля в составе торговых консорциумов, поставка товаров я разобранном или готовом виде, поставка товаров в комплекте (так называемые ком­плектные поставки), комплектация импортных закупок, особенности биржевой и аукционной торговли, специфика проведения междуна­родных торгов, формы инжиниринга и т.д.

Объектами изучения являются также методы стимулирования сбыта продукции на данном рынке поданному товару. Как строится рекламная кампания основных конкурентов, какие средства стиму­лирования сбыта используются, как формируется их фирменный стиль и многие другие вопросы также интересуют исследователей

ры*Ш.

Анализируются издержки обращения путем сопоставления величи­ны торговых расходов с размерами прибыли компании с целью выяв­ления экономически обоснованного уровня расходов. Изучаются мар­шруты движения товара и товарораспределительная сеть конкурентов, оценивается эффективность сбытовой работы.

Конечной целью таких исследований является совершенствование существующего комплекса торговых операций и их форм -и повышение общей рентабельности сбытовой деятельности.


Контрольные вопросы ■ 253

Контрольные вопросы

1 Каковы основные направления рыночных исследований в международ­ном маркетинге?

2 Из чего складывается конкурентоспособность товара? Чем отличается иена продажи от цены потребления?

3 Что такое ценовой, нсиеновой и валютный демпинг?

4 Что вы понимаете под качеством товара?

5 По каким основным показателям проводится сопоставительный анализ конкурентных позиций фирмы на зарубежном рынке?

 

6. Какими источниками информации вы можете воспользоваться для изу­чения фирм — партнеров во внешней торговле?

7. Какая ценовая стратегия предпочтительней для продвижения новых в технологическом отношении товаров на внешний рынок: стратегия «снятия сливок* ил к «стратегия прорыва»? Объясните свой вывод.


Глава 10

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

МИРОВОГО РЫНКА

У Системный и комплексный подход к исследованиям мировых товарных рын­ков2 Процесс международных маркетинговых исследований и их пяанирова -ние • 3 Информационное обеспечение международных маркетинговых исследова­ний • 4 Технология исследования зарубежных рынков5 Формы и методы анали­за мирового рынка и его показатели Методология составления обзора мирового рынка • 6 Беичмаркинг как метод международных маркетинговых исследований

1. Системный и комплексный подход к исследованиям

мировых товарных рынков

Значение исследований в международном маркетинге определяет­ся теми же факторами, чтоидля изучения внутреннего национального рынка Однако эти исследования значительно обширнее по своему диапазону и обходятся значительно дороже, особенно по сбору пер­вичной информации Кроме того, технологии проведения маркетин­говых исследований отличаются в зависимости от конкретной страны в развивающихся странах они в значительной степени отстают от уров­ня таких развитых стран, как США, Япония, Канада, страны Западной Европы и т д, к тому же вторичные статистические данные могут к мо­менту начала их обработки устареть и оказаться недостоверными

Исследование мировых товарных рынков — это не только опреде­ление их текущего состояния, но главным образом прогнозирование направлений и тенденций развития. Эти знания необходимы компа­ниям как для выработки решений в области сбыта товаров и услуг, так и для планирования научно-технической и производственной деятель­ности, капиталовложений и проч. В рамках маркетинговых исследова-ни й изучению состояния и динамики развития мирового рынка отво­дится важное место: проводят анализ системы ценообразования и сбы­та» измеряют рыночный потенциал и долю рынка, осуществляют краткосрочный и долгосрочный прогнозы.

При этом ведущее место занимает именно прогнозирование. Со­гласно опросу, проведенному в 1999 г. среди американских фирм, краткосрочным и долгосрочным прогнозированием занимаются 98% компаний, выпускающих продукцию производственного назначения.


1 Системный и комплексный подходк исследованиям мировыхтоварных рынков 255

Компании, производящие потребительские товары, расходуют на ис­следования больше средств, чем фирмы, выпускающие продукцию производственного назначения. Обычно фирма с годовым объемом сбыта в 25 млн долл и более расходует на исследования около 3,5% своего маркетингового бюджета, в то время как компании с продажами менее 25 млн долл — около 1,5%

Исследование международной маркетинговой среды и мирового рынка предполагает целенаправленный непрерывный сбор и обработ­ку информации о состоянии мировой экономики и экономик отдель­ных стран, а также мировых товарных рынков в целом и отдельно по странам и регионам, анализ и выявление особенностей и тенденций их функционирования, прогнозирование основных параметров и разра­ботка альтернатив для принятия решений по выдвижению на эти рын­ки и повышению конкурентных позиций.

Для того чтобы быть эффективными, эти исследования требуют

научного подхода, а он предполагает опору на объективную, достовер­ную, достаточную, свежую информацию, логическую строгость и не­противоречивость суждений, соблюдение необходимой точности оценки параметров Изучение мировых товарных рынков и внешней маркетинговой среды должно проводиться в соответствии с основны­ми принципами системных исследований* целенаправленностью, комплексностью и непрерывностью.

Объективность означает, что исследования проводятся без каких-либо искажений и учитывают все основные факторы. Заключения и точки зрения не формируются до тех пор, пока не будут собраны и проанализи­рованы все возможные данные. Точность касается применяемых инстру­ментов и методов исследования.

Целенаправленность означает, что исследование рыночной среды и

рынка - не самоцель, а основа для принятия эффективного управленче­ского решения по любому виду предпринимательской деятельности ком­пании. Только конкретные цели и задачи в области производства и реали­зации продукции на внутреннем и внешнем рынках должны диктовать направление, масштабы и глубину проводимых маркетинговых исследо­ваний э международном масштабе.

Целью исследования может быть определение емкости рынка, дина­мики и уровня цены товара, динамики объема реализации товара, динами­ки экспорта или импорта и др. В соответствии с целью определяется объ­ект международного маркетингового исследования. Им может быть меж­дународная маркетинговая макро- и микросреда, мировой товарный рынок В целом и в разрезе отдельных зарубежных стран, что определяется целями исследования.



Глаиа 10. Осношшс методы исследований мироиоюрьц1ка


Соблюдение принципов системного описания объекта дает воз­можность исследователю наиболее полно и объективно охарактеризо-вать состояние международной маркетинговой среды и мировых то­варных рынков и выявить своеобразие текущего момента, определить направления их дальнейшего развития.

Принципы системного анализа конъюнктуры мировых товарных рынков в нашей стране впервые были реализованы в работах проф, Ф.Г. Пископпеля. В то время теории систем как науки еще не сущест­вовало, и тем не менее все элементы системного подхода к изучению сложных объектов, каким является конъюнктура мирового рынка, в этой работе присутствуют (рис. 10.1).

Согласование

с высшим руководством


Информаци­онное единство

Со1ласован-ность критериев

Классификация


 

 

 

 

 

 

Соблюдение приншшов | I Тре&оиапия к описанию объекта  
Объект исследования  
     
   
  И нформацконное отражение объекта    
         

Целостность

Структура

Совокупность элсме! itob


Рис 10.1. Принципы системного описания объекта исследования

Особенность международного маркетингового исследования состо­ит в том, что исследователь всегда имеет дело только с информацион­ным отражением объекта в виде показателей его состояния в каждый момент или период времени. Данные, с которыми работает исследова­тель, чаше всего представлены цифрами, являющимися формальным отражением факторови условий, воздействующих на объект. Результат международных маркетинговых исследований — цифры и качествен­ные оценки, но эти цифры должны содержать ответы на поставленные вопросы- Поэтому прежде чем приступитьк процессу исследования, не­обходимо составить его план и макет и утвердить у высшего руково­дства. Это позволит избежать несогласованности в требованиях к видам изучаемых данных и степени детализации исследования. Руководитель исследования должен изложить в письменном виде проблему и цель ис-


I. Системный и комплексный подход к исследованиям мировых товарных рынков 257

следования, что позволит избежать неправильного понимания целей работы исполнителями и руководителями.

Международные маркетинговые исследования требуют много­уровневого (иерархического) описания объекта. Объект должен быть представлен не менее чем на трех уровнях обобщения: как целое, ха­рактеризующееся наиболее обобщенными показателями; как структу­ра, характеризующаяся показателями состояния элементов и их свя­зей; как описание состояния отдельных элементов.

В многоуровневом описании должны быть соблюдены системные принципы: классификации, информационного единства и согласова­ния критериев.

Принцип классификации позполяет ограничить число рассматривае­мых состояний объекта, определяемых целями и требованиями точности, т.е. минимизировать описание объекта.

Принцип информационного единства требует, чтобы исходные парамет­ры, а также производные и обобщенные показатели одинаково отражали господствующие тенденции изучаемого объекта.

Принцип согласования критериев требует увязки оценки состояния сис­темы (объекта) на разных уровнях обобщения. Оценка состояния объекта как целого не должна противоречить оценкам, сделанным на уровне структуры и совокупности элементов. Например, пусть цель международ­ного маркетингового исследования состоите определении фазы экономи­ческого цикла в зарубежной стране. В этом случае объектом исследования выступает общехозяйственная конъюнктура страны. В соответствии с по­ставленной целью объект как целое может характеризоваться такими обобщенными показателями, как объем ВВП и выпуск промышленной продукции. Как структура объект может быть представлен объемами лич­ного и государственного 'потребления, объемами экспорта и импорта, капитальных вложений, объемом выпуска продукции по отдельным от­раслям промышленности. На уровне элементов общехозяйственная конъ­юнктура может быть охарактеризована следующими показателями: по­требление населением продуктов питания, различных услуг и товаров дли­тельного пользования; капитальные вложения в промышленности и в жилищном строительстве; объем выпуска продукции в отдельных отрас­лях промышленности в соответствии с их структурой и т.д.

Все перечисленные параметры многоуровневого описания явля­ются информационным отражением объекта в рамках поставленной цели. П одобная структура описания одновременно реализует принцип информационного единства и согласования критериев, так как пока­затели высших уровней базируются на показателях низшего уровня ■ описания. Соблюдение перечисленных выше принципов гарантирует

9-210


258 Глава 10. Основные методы исследований мирового рынка

корректность описания и исследования и служит критерием отбора показателем. Если на одном из уровней исследования выбран показа­тель, которому нельзя найти соответствующий аналог на более низком или более высоком уровне, он не может быть использован при иссле­довании.

Комплексность в международных маркетинговых исследованиях предполагает рассмотрение объекта исследования во всей полноте его внутренних связей, факторов и условий функционирования, во взаи­модействии с внешней средой. Так, при исследовании мирового товар­ного рынка (объект исследования) использование комплексного под­хода означает, что объект должен изучаться во взаимодействии и взаимообусловленности с внешней маркетинговой средой, общехо­зяйственной конъюнктурой, конъюнктурой рынка товаров-субститу­тов (если они имеются), с конъюнктурой потребляющих отраслей, а также смежных и дополняющих отраслей. Комплексность означает необходимость изучения всей совокупности факторов внутреннего и внешнего характера, оказывающих влияние на характер и темпы раз­вития мирового товарного рынка. Комплексный подход создает базу для симптоматики и прогнозирования развития мирового товарного рынка.

Непрерывность означает, что только при систематическом сборе данных и регулярности исследования возможны своевременное выяв­ление изменений, происходящих в развитии мирового товарного рын­ка, и их учет во внешнеэкономической деятельности компании.

Исследование мировых товарных рынков не может быть представ­лено одноразовым мероприятием, носить случайный или несвязный характер. Для того чтобы международные маркетинговые исследова­ния были эффективными, т.е. своевременно давали возможные аль­тернативы для принятия решения, они должны быть непрерывными и носить перманентный характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.