КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И их планирование 2 страница
В-третьих, анализируя рыночные явления, обязательно учитывать всеобщую взаимосвязь экономических явлений и особенности их взаимовлияния. В-четвертых, во избежание возникновения грубейших ошибок в результатах рыночного анализа не следует чисто механически переносить тенденции, выявленные на одних рынках, на другие, поскольку те имеют свои закономерности и особенности развития В-пятых, рекомендуется при изучении рынка проводить сопоставления одних показателей с другими во времени и в зависимости от характера решаемых вопросов При проведении исследований внешних рынков в первую очередь пользуются так называемыми кабинетными методами, предполагающими работу с документами самой фирмы (внутренней информацией) и со справочными материалами, периодикой, информацией, издаваемой по рынкам, компьютерными банками данных, отчетами фирм, банков и тд. (внешней информацией). !0 Основные методы исследований мирового рынка Значительно реже во внешнеэкономической деятельности испедь- жтяенекабинетные. или полевые, методы исследований, поскольку их применение затруднено в связи со значительной стоимостью и необходимостью привлекать специализированные организации в зарубежных странах В частности, это касается такого метода, как опрос или анкетирование Однако эксперимент и наблюдение, а также компьютерная имитация реальных рыночных ситуаций активно используются для повышения достоверности результатов исследований внешних рынков Проведение опросов связано со многими проблемами. Во-первых, оно должно проводиться на языке изучаемой страны. При этом прямой перевод анкеты — опросного листа не есть лучшее решение. Во-вторых, в разных странах отличия в культуре предопределяют определенную степень желания у населения отвечать на вопросы анкеты. В частности, они могут весьма охотно откликаться на просьбу интервьюера (как в США) иди быть подозрительными и не стремиться раскрывать перед незнакомыми людьми свои оценки и положение.
Например, в Японии иностранные фирмы определили, что телефонные интервью и опросы по почте не являются эффективным средством полевых исследований и что гораздо ббльшие результаты, как правило, приносятличные встречи, чтоявляется самымдорогим итрудоем-ким методом маркетинговых исследований. Кроме того, было замечено, что японские респонденты затрудняются давать ответы при построении вопросов методом шкалирования и обычно фиксируют свои ответы посередине диапазона от крайне положительного до крайне отрицательного, а также отвечают на все вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет» словом «да* (хай), что на самом деле подразумевает только подтверждение, что «да, я слышал вопрос». И в этом случае требуется получение разъяснения со стороны респондента, чтобы выяснить, отрицательным или положительным фактически является его ответ. В-третьих, на сбор данных оказывают влияние и разные местные условия. Так, респонденты латиноамериканских стран, вероятнее всего, не дадут точного ответа относительно своих доходов, недвижимости и предметов длительного пользования, поскольку в этих странах обычным явлением является уклонение от уплаты налогов. И активность ма|ж»тянтового интервьюера может привести к серьезному конфликту в окончиться шумным скандалом. Российские гхредгтриятия на внешних рынках наиболее часто применяют мветод эксперимента, т.е, метод проб и ошибок. Заключая внешйеторговые сделки, они тестируют рынок*, если сделка удачна и то*ч> «пошез», то ггоследующке операции производятся по аналогии, если жетоавр «се втошея», то либо меняются методы рыночной работы^ либо осущестощвтея поиск нового рынка или его сегментов. Однако
5 Формы и методы анализа мирооого рынка и его показатели 271 такой подход оправдывает себя при небольших объемах операций и весьма опасен при крупномасштабной торговле. Такой метод имеет серьезные недостатки в связи со сложностью его применения в зарубежной стране, а также в связи с тем, что более сильный конкурент может, воспользовавшись результатами эксперимента, который осуществляется в реальной рыночной среде, опередить в маркетинговых действиях данную компанию и «снять сливки» с рынка. В то же время, несмотря на различного рода дополнительные сложности при проведении кабинетных и полевых исследований, они являются объективно необходимыми для обеспечения успешной рыночной работы фирмы. При этом в развитых странах имеются квалифицированные специалисты по сбору маркетинговых данных, а при проведении маркетинговых исследований в развивающихся странах можно обратиться за помощью в соответствующие местные представительства крупных международных агентств по маркетинговым исследованиям. 5. Формы и методы анализа мирового рынка и его показатели. Методология составления обзора мирового рынка Изучая мировой, региональный рынок или рынок зарубежной страны, полезно ответить на такие, казалось бы, довольно простые вопросы: • что покупают на рынке: какой именно товар пользуется наиболь ■ почему, для чего покупают: с какой целью, для удовлетворения каких потребностей; • кто именно покупает: кто является обычно покупателем, кто — потребителем, какие особенности запросов у потребителей к приобретаемому товару; • каким образом, каким способом осуществляется покупка: прямая это купля-продажа или аренда, биржевая или аукционная сделка является наиболее типичной по данному товару на данном рынке или используется форма торгов и т.д., на каких условиях заключаются контракты, имея в виду платеж и формы расчетов, сроки поставок, набор предоставляемых услуг и др.; • где покупают: важно знать обычное время года, когда покупате
272 Глппа 10 Основные методы исследований мирового рынка нансового года (в разных странах они разные), время выплат бонусов и другие моменты При изучении состояния и развития мирового рынка и рынка зарубежных стран оказывается весьма затруднительным получить все требуемые данные и показатели, поэтому можно, хотя это и скажется на качестве результатов анализа и прогноза, использовать только те показатели, которые удалось выяснить, поскольку они в определенной степени могут сориентировать оценки и дать определенную основу для принятия квалифицированных решений в отношении стратегии и тактики будущего развития фирмы, ее поведения на рынке, товарной, сбытовой, рекламной, ценовой и другой политики Анализ мирового товарного рынка включает как методы дисперсии, т е. деления характеристик рынка на отдельные составляющие элементы, так и объединение связанных между собой отдельных элементов в единое целое Такой подход позволяет вскрыть внутреннюю взаимообусловленность сложных и часто противоречивых рыночных явлений и понять объективную необходимость ее изменения Анализ мировой общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры мирового товарного рынка можно проводить двумя путями в зависимости от целей исследования* 1) если ставится задача выяснения тенденций и темпов развития мирового товарного рынка за какой-то период, то анализ проводится путем изучения его динамики за этот период, 2) если ставится задача определения состояния мирового товарного рынка на последнюю дату, то анализ проводится путем определения фазы экономического цикла и примерного места в рамках этой фазы. Всегда надо помнить, что анализ конъюнктуры мирового товарного рынка и определение длительных тенденций ее развития взаимосвязаны и дополняют друг друга,
Для проведения качественного анализа целесообразно разделить 5 Формы и методы анализа мирового рынка и его показатели 273 Исходным моментом анализа являются отбор и оценка влияния отдельных факторов на развитие рынка, а также выделение показателей, наиболее точно характеризующих его состояние за исследуемый период Анализ конъюнктуры с учетом огромной сложности экономических, рыночных процессов в мире должен опираться не на произвольно подобранные факты и статистические данные, подтверждающие '17 или иную точку зрения, а на всю совокупность крайне противоречивых явлений. Формой анализа мирового рынка является общий обзор рынка, включающий характеристику маркетинговой среды рынка и предпочтений потребителей и конъюнктурный обзор, который реже называется справкой по рынку Этот обзор должен дать представление об основных особенностях развития рынка, изменениях в области экономического и научно-технического положения зарубежной страны, государственно-правового регулирования внешнеэкономических связей, социальных, культурных и других условиях, изменениях в запросах и предпочтениях потребителей и т.д., а также выяснить основные причинные связи между разнообразными явлениями конъюнктуры в различных сферах воспроизводственного процесса и вскрыть общие закономерности развития общехозяйственной и рыночной конъюнктуры. Специалисты в области изучения мировых товарных рынков разработали стройную систему показателей, способных характеризовать рыночное состояние и развитие, в том числе и конъюнктурного типа, определяющих прежде всего положение в различных фазах экономического цикла. Эти показатели позволяют определять направление и темпы развития рыночных процессов, не подвергаться воздействию случайностей и достаточно быстро отражать происходящие изменения. Однако «замедленная реакция» показателя на рыночные изменения затрудняет его использование в качестве базы для анализа или прогноза развития рынка. Показатели делятся на макро- и микропоказатели, которые, в свою очередь, подразделяются на показатели маркетинговой среды и показатели конъюнктуры. К макропоказателям внешней маркетинговой среды относят прежде всего условия географического, демографического, экономического, научно-технического, политического, правового, социального и культурного развития, традиций, форм и методов торговли зарубежной страны К микропоказателям маркетинговой среды относят фирменную структуру рынка: характеристики основных потребителей и их запросов, характеристики конкурентов, поставтдиков, посредников и так называемые контактные аудитории, включающие государственные 274 Глава 10 Основные методы исследований мирового рынка учреждения, финансовые организации, средства массовой информации, местные органы власти, общественные организации, политические партии и т.д. К макропоказателям конъюнктуры относятся показатели, характеризующие общехозяйственную конъюнктуру, т.е. основные сферы процесса воспроизводства в целом: валовой внутренний продукт зарубежной страныили стран (ВВП), валовой национальныйдоход(ВНД); показатели производств — промышленного, сельскохозяйственного, строительства v транспорта, показатели товарного оборота — внутренний и внешний товарооборот; показатели денежного обращения и движения капитала; показатели потребления. К микропоказателям относятся показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных товарных рынков, отражающие процессы воспроизводства в соответствующих отраслях: показатели производства, создания новых мощностей, отгрузки продукции, ее реализации и потребления, показатели движения капитала и динамики иен. Выше подробно были рассмотрены показатели маркетинговей внешней среды, поэтому в данном разделе специально остановимся на анализе показателей общехозяйственной и рыночной конъюнктуры. Одна из общих особенностей всех показателей конъюнктуры — их изменение по мере перехода рыночного хозяйства из одной фазы экономического цикла в другую. Таким образом, изучив изменения показателей конъюнктуры в ходе циклов, получаем возможность на основании этих показателей не только судить о произошедших сдвигах, о состоянии в данный момент, но и делать выводы о вероятных изменениях в дальнейшем, т.е. использовать их для прогноза конъюнктуры мирового или зарубежного товарного рынка. i В 90-е гг. XX в. и в настоящий период большинство развитых стран, такие, как США, страны Западной Европы, Япония, переживают серьезный экономический кризис, который не может не сказываться на условиях развития торговых и других экономических отношений с этими странами. Экономический кризис не преодолен и в России, поэтому при анализе соответствующих конъюнктурных показателей мы особое внимание уделим фазе кризиса. Основным агрегатным народно-хозяйственным показателем, характеризующим развитие рыночных процессов в целом, является ВВП. Он практически соответствует сумме продуктов и услуг, произведенных обществом как в вещественной) так' и в невещественной форме на всех предприятиях страны и соизмеренных по их ценам. Важнейшие компоненты ВВП — личное потребление, государственные закупки, валовые кагпатальные вложения, экспорт и импорт товаров и услуг. Он точнее всего отражает понятие совокупного конечной} 5 Формы it методы анализа мирового рынка и его показатели 275 спроса, определяющего на конкретный момент состояние экономики страны. Динамика ВВП соответствует динамике экономического цикла, т е. в период кризиса величина ВВП снижается, в период оживления и подъема — возрастает. Однако государственные закупки могут влиять на характер динамики ВВП, делая.его менее чувствительным к циклическим колебаниям. Этот показатель публикуется в неизменных и текущих ценах, что позволяет получать динамическую картину экономического состояния страны за год. Основой всех изменений, происходящих в рыночной конъюнктуре страны, являются изменения в сфере производства. Чем выше доля промышленности в экономике страны, тем больше значение этой группы показателей. К группе показателей, характеризующих движение промышленного производства, относятся: индекс промышленного производства, данные о выпуске продукции в абсолютных единицах измерения, объем производственных мощностей и степень их загрузки по отдельным отраслям промышленности, данные по труду (производительность труда, занятость, размеры безработицы, продолжительность рабочей недели, ставки и фонды заработной платы), портфель заказов, капитальные вложения. Индекс промышленного производства (индекс физического объема — в этом случае слово «физический» означает, что индекс свободен от влияния изменения цен, так как для оценки объема производства используются неизменные цены базисного периода) является основным показателем динамики выпускапромышленной продукции. Он дает возможность оценить изменения в объеме производства как всей промышленности, так и отдельных отраслей. Роль индекса промышленного производства в качестве показателя рыночной конъюнктуры возрастает в связи с тем, что доля промышленности в ВВП постоянно увеличивается. Индекс физического объема промышленного производства — показатель относительный, устраняющий влияние имеющихся цен, и это делает возможным сравнение изменения объема производства в разных странах. Индексы промышленного производства, как сводные, так и отраслевые, периодически пересчитываются на новую базу. Динамика индексов промышленного производства (сводных и отраслевых) в целом соответствует движению экономического цикла: в периоды кризисов они снижаются, в периоды оживления и подъема — возрастают, что видно из рис. 10.3. Важность значения индекса промышленного производства как показателя конъюнктуры рынка определяется тем, что он дает врзмож-ность определить момент перехода от фазы оживления к фазе подъема. Таким моментом является превышение показателя, отмечавшегося в высшей точке предкризисного периода. 2/6 Глава 10. Основные методы исследований мирового рынка Кризис Депрессия Оживление Подъем Рис 10 3 Динамика индекса промышленного произволстна Выпуск продукции в абсолютных единицах измерения (количественных или стоимостных) в зависимости от назначения выпускаемой продукции, длительности периода изготовления, круга потребителей быстрее или медленнее отражает изменение конъюнктуры рынка. Так, одни отрасли, например судо- и авиастроение, работают по системе предварительных заказов на известных потребителей, т.е. по методу прямого экспорта; другие —автомобильная, радиоэлектронная отрасли — имеют сравнительно короткий срок изготовления и поставляют продукцию на рынок, где в качестве покупателей выступают неизвестные потребители, т.е. работают по системе косвенного экспорта. В результате увеличение или сокращение выпуска товаров с длительным циклом изготовления не является точным показателем улучшения или ухудшения конъюнктуры, так как наличие большого портфеля заказов или его отсутствие в таких отраслях будет отклонять динамику выпуска продукции от динамики экономического цикла. Загрузка производственных мощностей характеризует использование промышленного оборудования в той или иной отрасли в каждый данный момент. Динамика этого показателя соответствует динамике цикла, т.е. в период экономического кризиса загрузка производственных мощностей снижается в связи с сокращением выпуска продукции, а в фазах оживления и подъема — растет. Следует помнить, что даже при благоприятной конъюнктуре загрузка производственных мощностей обычно не превышает 90%, так как примерно 10% составляет необходимый резерв для проведения ремонтных работ, перевода оборудования на новые виды продукции, удовлетворения появившегося непрогнозируемого спроса. 5 Формы и методы анализа мирового рынка и его показатели 277 Производительность труда как показатель выработки продукции на одного занятого или за человеко-час отражает количество затраченного труда, т.е. эффективность соответствующего производства и международную конкурентоспособность выпускаемой продукции. Анализируя движение производительности труда в обрабатывающей промышленности и тем более в несельскохозяйственном секторе экономики, нельзя забывать о том, что показатели производительности труда являются усредненными и могут существенно варьироваться по отраслям. В фазе кризиса производительность труда, как правило, падает или растет темпами, близкими к нулю. В фазе оживления она растет максимально быстро, в фазе подъема ее темпы роста относительно ниже предыдущей фазы, а в ряде случаев к концу подъема становятся отрицательными. Занятость и безработица как показатели по труду тесно связаны с промышленным производством. В периоды кризисов во время падения выпуска промышленной продукции занятость сокращается, а безработица растет, а во время оживления и подъема, сопровождающихся ростом промышленного производства, занятость увеличивается, безработица падает. Однако не все изменения занятости определяются циклическими факторами. Важным фактором, определяющим сокращение занятости трудоспособного населения в промышленном производстве, является современная научно-техническая рецолюция. Показатели занятости и безработицы могут служить только косвенными показателями конъюнктуры рынка. К группе показателей сельского хозяйства относятся: индекс производства сельскохозяйственной продукции, объем производства в абсолютных цифрах, размеры посевных площадей (поголовья скотаи пастбищ), средняя урожайность культур (продуктивность скота), число сельскохозяйственных ферм (в том числе семейных), число занятых наемных рабочих, цены на сельскохозяйственную продукцию (цены полученные), цены на приобретаемую сельскохозяйственную технику, удобрения, пестициды (цены уплаченные), доходы фермеров, использование сельскохозяйственной техники, удобрений, пестицидов. Не осе перечисленные показатели-moot адекватно отразить циклические колебания процесса воспроизводства в стране. Это связано с особым местом, занимаемым сельским хозяйством в ходе воспроизводства; 1) в сельском хозяйстве существуют рентные отношения, которые в промышленности, кроме горнодобывающих отраслей, отсутствуют; 2) в сельском хозяйстве существуют разнообразные формы собственности на землю; 3) для сельского хозяйства в целом характерна низкая капиталоемкость, низкий органический состав капитала, что предопределяет более 278 Глава 10 Основные методы исследований мирового рынка низкий уровень производительности труда по сравнению с промышленностью, 4) в сельском хозяйстве велико значение сезонного характера производства и погодных условий, 5) необходимость создания запасов производимой продукции из-за влияния фактора сезонности. Вследствие перечисленных специфических особенностей сельское хозяйство в своем развитии отстает от развития промышленности и формирует диспропорции между отдельными отраслями экономики, уеилива-, ет противоречия между спросом и предложением 13 сельском хозяйстве, так же как и в промышленности, имеют место кризисы, однако аграрные кризисы отличаются от промышленных тем, что пока они не носят циклического характера, а их преодоление занимает гораздо больше времени, чем в промышленности. Показателями развития аграрного кризиса являются рост запасов сельскохознйствснныхтоваров, не находящих сбыта, падение фермерских доходов, составляющих разницу между ценой на продаваемую сельскохозяйственную продукцию и ценой на приобретаемую промышленную продукцию, рост задолженности фермеров по кредитам. Такие показатели, как объем производства сельскохозяйственной продукции в виде индексов или абсолютных цифр, посевные площади, средняя урожайность культур, не могут быть адекватными показателями текущей конъюнктуры из-за определяющего воздействия факторов нециклического характера*, сезонности, погодных условий, политики государства в области сельского хозяйства. Оценка конъюнктуры, складывающейся в сельском хозяйстве зарубежной страны или на отдельных рынках сельскохозяйственной продукции, не может производиться только на основании отраслевых показателей в отрыве от показателей общехозяйственной конъюнктуры, и прежде всего — показателей, характеризующих состояние промышленности: отраслей, потребляющих сельскохозяйственное сырье; отраслей, снабжающих сельское хозяйство необходимой техникой, удобрениями, ядохимикатами и т.д. Кризисы в промышленности с большей силой отражаются на реализации сельскохозяйственных товаров, чем аграрные кризисы на реализации промышленных товаров. Строительство является чутким показателем конъюнктуры. Цик-' лические колебания испытывают оба сектора строительства — жилищное и промышленное. Однако каждый из них весьма специфично реагирует на изменение конъюнктуры. Ближе всего к динамике цикла стоит промышленное ст^ительство, так как оно тесно связано с вложениями в основной капитал, определяющими динамику цикла. 5 Формы и методы анализа мирового рынка и его показатели Особенность циклического движения строительства в том, что в фазе подъема темпы его развития замедляются по сравнению с темпами, характерными для фазы оживления. В фазе подъема наступает момент, когда основная масса строительства промышленных предприятий завершается, и предприятия начинают выпускать продукцию. Именно этот момент является поворотным в соотношении спроса и предложения на рынке. Поэтому статистические данные о завершенном и незавершенном строительстве чрезвычайно важны для анализа конъюнктуры. Чем выше уровень завершенного строительства, тем ближе точка перелома конъюнктуры в сторону превышения предложения над спросом (рис. 10 4). Своеобразие жилищного строительства заключается в том, что оно во многом зависит от кредитной политики государства, контроля над квартирной платой и др. ._------ _____------------------ f. ___-Г____. _-*^^ ** Кризис Депрессия Оживление Рис. 10 4. Динамика строительства Подъем Транспортные перевозки могут служить ценным показателем конъюнктуры, поскольку транспорт осуществляет поставки необходимого сырья, материалов и товаров промышленным и строительным предприятиям, оптовой и розничной торговле. Следует различать грузовые перевозки и пассажирские. Транспортные грузовые перевозки колеблются параллельно динамике цикла: в период кризиса их объем снижается, в период оживления и подъема — растет. От циклических колебаний в объеме грузовых перевозок следует отличать колебания, связанные с действием факторов нециклического характера: изменение цены на топливо, сезонность, изменение фрахтовой ставки, конкуренция между различными видами транспорта. Пассажирские перевозки слабо подвержены циклическим колебаниям. Однако следует иметь в виду, что в период экономического кри- 280 Глава 10. Основные методы исследований мирового ринка зиса и роста безработицы пассажирские перевозки могут увеличиваться в связи с миграцией населения в поисках работы. Показатели внутреннего товарооборота являются чуткими показателями экономической конъюнктуры, поскольку колеблются параллельно ходу цикла. Именно во внутренней торговле предложение товаров встречается с платежеспособным спросом населения и проявляется несоответствие спроса и предложения. В группу показателей внутреннего товарооборота входят: потребительские расходы (покупки), оборот оптовой торговли, оборот розничной торговли, объем предоставляемых услуг, размеры продаж в кредит, суммы продаж крупных универмагов, продажные цены. Все показатели этой группы — стоимостные. Потребительские расходы (платежеспособный спрос) во многом определяют экономическую конъюнктуру в ходе цикла воспроизводства. Характер потребительских расходов зависит как от объективных и субъективных личных потребностей, так и от личного дохода, определяемого социальным и экономическим положением его получателя. В связи с этим процесс платежеспособного спроса можно рассматривать как прерывисто изменяющуюся во времени функцию дохода (текущего, накопленного, ожидаемого). Отсюда становится понятным, что динамика объема потребительских расходов идет параллельно циклу: в фазе кризиса объем потребительских расходов сокращается, в фазе оживления и подъема — расширяется. Внутренняя торговля как совокупность оптового и розничного товарооборота развивается в основном параллельно ходу цикла. Однако характерным для последних десятилетий стало сокращение физического товарооборота при росте стоимостного показателя из-за роста цен под влиянием политики фирм и процессов инфляции, ставших постоянным спутником экономики практически любой страны. Оптовая торговля острее, чем розничная, реагирует на ухудшение конъюнктуры в годы кризисов, потому что мощные отраслевые фирмы-потребители часто добиваются снижения оптовых цен, или сохранения их на прежнем уровне, или более слабого роста. При рассмотрении динамики движения объемов оптовой и розничной торговли следует различать ее главные компоненты — торговлю товарами длительного и кратковременного пользования, где выделяется подгруппа продовольствия. Общей закономерностью является более резкое сокращение товарооборота предметов длительного пользования в условиях кризиса. Что касается товарооборота предметов кратковременного пользования, то покупатели могут переходить от потребления более дорогих к более дешевым товарам и пищевым продуктам. В результате объем розничной и оптовой торговли может не 5 Формы и методы анализа мирового рынка и его показатели 281 сократиться, а иногда и возрасти даже в условиях кризисной фазы, так как ухудшение качества потребляемых товаров и продуктов будет компенсироваться увеличением их количества. При анализе динамики внутренней торговли зарубежного государ- <• ства п пределах года следует иметь в виду наличие резко выраженной сезонности товарооборота. На динамику торговли отдельными видами товаров могут оказывать влияние, отклоняя ее от динамики цикла воспроизводства, такие факторы, как отложенный спрос, налоговая и социальная политика государства, потребительский кредит. Потребительский кредит является средством стимулирования реализации товаров. Чем труднее продавать товар потребителю, тем шире практикуется кредитование. Личные доходы и потребительский кредит определяют те границы, которые налагает на платежеспособный спрос населения сложившаяся в стране экономическая конъюнктура. В преддверии кризиса и в начальной его фазе, а также по мере насыщения рынка товарами, сумма предоставляемого потребительского кредита достигает своего максимума, так как продавцы стремятся в этот момент преодолеть растущее затоваривание. Этот период характеризуется введением льготных условий кредитования (удлинение сроков кредита, снижение суммы первого взноса наличными, сокращение процента выплаты за кредит). В период кризиса и насыщенности рынка товарами условия кредита ужесточаются.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |