КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизм трансфертного ценообразования 7 страница. Значение международных совместных преприятиЙ (СП) возрастает, поскольку они позволяют легче интегрироваться в незнакомую среду зарубежного рынка и довольноЗначение международных совместных преприятиЙ (СП) возрастает, поскольку они позволяют легче интегрироваться в незнакомую среду зарубежного рынка и довольно часто служат промежуточным звеном на пути организации самостоятельного бизнеса в зарубежной стране (например, путем выкупа доли у местного партнера по совместному предпринимательству) (рис. 24.5). Так, в 90-е гг. количество сообщений о создании международных СП увеличивалось примерно на
Число предприятий 3 Основные формы совместной деятельности d организации сбыта 585 50% ежегодно, и, например, компании США являются участниками около 12 000 СП, в когорых на их долю приходится от ] 0 до 50% акционерного капитала. Например, американская компания Otis Elevator имеет СП с китайской фирмой Tianjm Lifts по производству лифтов для Китая Французская компания высокоскоростных поездов Alsthom организовала СП с канадской Bombardier of Montreal для производства вагонов метро для нью-йоркской подземки. В 1987 г. компании США заключили 294 соглашения о создании СП с европейскими и 114 с японскими партнерами, в то время как европейские компании заключили 92 соглашения о созданий совместных предприятий с японскими компаниями Интересны примеры создания СП американских и японских автомобилестроительных компаний: совместный завод NUMM1 (General Motors и Toyota в Калифорнии), выпускающий малолитражный автомобиль Chevy Nova, и завод Ford и Toyo kogyo (Mazda) в Мексике В начале перестройки в нашей стране иностранные компании также активно использовали форму создания СП для проникновения на отечественный рынок. Наблюдался бум роста числа совместных предприятий. Например, в 1989 г в СССР было создано свыше 900 СП с компаниями из различных стран мира. В этом процессе активное участие приняли крупнейшие производители табачных изделий Philip Morris, Ar Jey Remolds Tobacco, Reemtsma и другие, и к 1995 г число российских табачных предприятий, участвующих в совместных предприятиях с иностранными компаниями, составило около десяти. Совместные предприятия бывают разных типов. Во-первых, различают совместные предприятия контрактные, или договорные, и акционерные. При создании совместного предприятия договорной формы отдельная организационная единица не создается: две и более компаний объединяются в определенный партнерский союз и делят между собой расходы по инвестициям, риск и долговременные прибыли. ЦелькЗ такого партнерства может быть предпринимательский проект или долговременная совместная деятельность. Совместные предприятия такого типа можно встретить при разведке нео>гяных месторождений, в авиакосмической и автомобилестроительной промышленности. Акционерные совместные предприятия с долевым участием партнеров предполагают создание новой компании, которой совместно владеют и управляют отечественные и иностранные инвесторы. Во-вторых, совместные предприятия могут быть в виде сборочных заводов или производственных предприятий. Для расширения сбыта продукции на зарубежном рынке компании создают за границей совместные с местными компаниями сборочные 586 ■ Глаиа 24. Основные форм ы международной сбытовой деятельности предприятия (assembly plant). Такая форма организации зарубежного сбыта позволяет обойти таможенные препятствия на пути иностран-ныхтоваров и использовать преимущества местных условий производства (например, дешевого сырья и рабочей силы). Форма сборочного заоода является определенным компромиссом между прямым экспортом и зарубежным производством. Детали и узлы, изготовленные в стране расположения фирмы, отсылаются в другую страну для сборки в готовые изделия. Собранная на таких совместных предприятиях продукция приближена к основным рынкам ее потребителей и может продаваться как в самой стране, где осуществляется сборка, так и в третьих странах и импортироваться в страну, поставляющую основные детали для сборки. Так, фирма IBM в 1993 г. организовала сборку нескольких своих моделей персональных компьютеров на заводе «Квант» в Зеленограде в расчете на то, что со временем здесь будет производиться до 80%.всех продаваемых в России компьютеров этой компании. Совместное производственное предприятие (manufacturing plant) является весьма распространенной формой, предполагающей организацию производства за рубежом совместно с местными компаниями. В этом случае кооперационные связи значительно теснее, чем при организации сборочного производства и, как правило, предполагается передача производственных и управленческих технологий. Тем самым обеспечивается возможность избежать в стране-импортере торгово-политических ограничений и в то же время не нести полный риск за предпринимательскую деятельность. Н апример, в настоящее время в связи с импортными ограничениями в отношении иностранных автомобилей и рядом других причин зарубежные автомобилестроительные компании для активизации сбыта своей продукции на российском рынке стали идти по пути организации совместных производственных предприятий. Такую политику проводят компании BMW, Ford и др. Совместные предприятия, или предприятия совместного владения (в том числе и в виде сборочных пг^дприятий, и в виде производственных предприятий, и в любой другой форме), обеспечивают большую заинтересованность принимающей стороны сточки зрения роста занятости и закупок местного сырья и позволяют более активно продвигать свои товары на рынки зарубежных стран. Такая форма снижает пред-. принимательские риски, поскольку может быть использован опыт местного партнера, его знания местного рынка, стандартов и правил.? Местный: партнер в значительной степени выигрывает, привлекая ресурсы иностранной компании, включая финансовые, управленческие, маркетинговые и т.д. Так, венгерские компании в значительной етейеии выигралив результате ариобретвщю в рамках совместных 3. Основные формы совместной деятельности в организации сбыта 587 предприятий с иностранными партнерами маркетинговых технологий, что позволило им добиться конкурентных преимуществ, в том числе и на мировых рынках. Совместные предприятия как форма международного экономического сотрудничества имеют и свои недостатки, поскольку довольно часто между партнерами возникаютразногласия по финансовым вопросам, вопросам использования инвестиций, стратегии и организации маркетинга и т,д, Кроме того, координация работы и разные стили управления иностранного инвестора и местного менеджмента также могут привести к трениям и вызвать серьезные проблемы. Нередки случаи изымания иностранной стороной своих средств из ранее образованного СП. Во избежание таких ситуаций рекомендуется включать в соглашение положения, регулирующие обмен информацией и порядок осуществления руководства СП, а также оговаривать процедуры оценки эффективности деятельности СП и возможного ее прекращения. Создание СП является, с одной стороны, формой совместной международной предпринимательской деятельности, а с другой —формой прямого зарубежного инвестирования, т.е. совместные предприятия — это комбинированная форма, предполагающая совместную с иностранным партнером деятельность и в то же время осуществление прямых зарубежных инвестиций. Прямое владение и приобретения (прямое инвестирование) При наличии правовых возможностей и стабильной обстановки в зарубежной стране и собственных финансовых ресурсов. компания идет на более рискованную деятельность и на основе прямого инвестирования полностью приобретает зарубежные компании и предприятия. Это может происходить через слияния и поглощения в форме создания дочерних и юридически самостоятельных компаний в рамках концернов или конгломератов. Чаще Bcefo это происходит как развитие формы совместного предпринимательства, когда выкупается доля партнера. Компания может также пойти по пути создания на зарубежной территории своих новых компаний и предприятий. В этом случае это будут самостоятельные, на 100& принадлежащие ей сборочные предприятия, производственные предприятия, торговые организации и т.д. _".. Такая форма организации международной предпринимательской деятельности характеризуется наиболее крупными капиталовложениями и сложностью управленческой деятельности и в то же время открывает быстрый путь проникновения на зарубежный рынок, доступ к квалифицированной рабочей силе, национальному менеджменту, местному опыту и контактам с местным рынком и правительством стра- Глава 24. Основные формы международной сбытовой деятельности ны, где расположено предприятие. Прямое инвестирование преимущественно осуществляется на насыщенном рынке. Это происходит, если компания уже имеет богатый опыт организации экспортной торговли и если зарубежный рынок достаточно емкий. Кроме того, если компания рассчитывает использовать за рубежом дешевую рабочую силу и дешевое сырье, а также прогнозирует льготные условия для инвестиций со стороны местного правительства и планирует экономить на транспортных средствах при доставке готовой продукции потребителям. Создание собственных предприятий за рубежом повышает имидж компании, улучшает ее отношения с местным правительством и общественными кругами, поскольку создаются дополнительные рабочие места, активизируются контакты с местными торговыми фирмами, что в конечном итоге позволяет лучше адаптировать свою продукцию к условиям местного рынка. В этом случае материнская компания имеет полный контроль над бизнесом, вправе проводить маркетинговую и производственную стратегию, соответствующую ее долгосрочным международным целям и получать все доходы от бизнеса. В качестве примера успешного использования формы прямого приобретения при выходе на новые зарубежные рынки можно назвать стратегию американской электротехнической компании Whirlpool, специализирующейся на производстве холодильников, стиральных машин и другой электробытовой техники. При выходе на рынки европейских стран эта компания приобрела аналогичный бизнес компании Philips и использовала свои возможности разрабатывать новые виды продукции для соответствующих сегментов европейского рынка. Или, например, европейский банк ABN Amro завоевал американский рынок за счет ряда приобретений и в результате стал крупнейшим иностранным банком в США. Создание за рубежом дочернего предприятия предполагает, что его деятельность во многом схожа с деятельностью материнской компании, причем управление всеми вопросами, связанными с производством, 'сбытом, ценообразованием, продвижением продукции на зарубежном рынке, осуществляется менеджментом зарубежного филиала. В то же время организация собственного предприятия за рубежом сопряжена со значительными затратами и высокой степенью риска в связи с нестабильностью предпринимательской среды, возможностью смены нравитеш-лтва, экспроприации, девальвации местной валюты и т.д. Компании различныхетран, в том числе и компании-конкуренты, 4. Критерии выбора формы сбыта на зарубежных рынкиах " 589 4. Критерии выбора формы сбыта на зарубежных рынкиах Выбор формы или способа проникновения на зарубежные рынки зависит от многих факторов, которые могут быть сгруппированы вокруг трех основных позиций: затрат, степени риска, уровня контроля и влияния (табл. 24.2). Табли ца 24.2. Упрощенная матрица выбора формы продвижения компании на зарубежный рынок
При желании эту матрицу можно расширить за счет других факторов: уровня инвестиций, "объема продаж, доли в общем управлении, доли рынка, охвата, синергизма, обратимости сделки и др. Компания, выходящая на международный рынок, начинает, как правило, с косвенного экспорта и затем в случае благоприятных условий развития бизнеса эволюционизирует в направлении прямого экспорта к организации производства за рубежом. - Результаты одного из исследований способов выхода американ Факторы выбора форм организации зарубежного сбыта могут быть как внешними, так и внутренними (рис. 24,6). Глава 24 Основные формы международной сбытовой деятельное ги Основные факторы
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |