Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм трансфертного ценообразования 7 страница. Значение международных совместных преприятиЙ (СП) возраста­ет, поскольку они позволяют легче интегрироваться в незнакомую сре­ду зарубежного рынка и довольно




Значение международных совместных преприятиЙ (СП) возраста­ет, поскольку они позволяют легче интегрироваться в незнакомую сре­ду зарубежного рынка и довольно часто служат промежуточным зве­ном на пути организации самостоятельного бизнеса в зарубежной стране (например, путем выкупа доли у местного партнера по совмест­ному предпринимательству) (рис. 24.5). Так, в 90-е гг. количество со­общений о создании международных СП увеличивалось примерно на


1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 2000 Годы

Рис. 24.5 Динамика роста числа международных совместных предприятий. / — США и Европа, 2 — США и Япония; 3 — Европа и Япония

Число предприятий


3 Основные формы совместной деятельности d организации сбыта 585

50% ежегодно, и, например, компании США являются участниками около 12 000 СП, в когорых на их долю приходится от ] 0 до 50% акцио­нерного капитала.

Например, американская компания Otis Elevator имеет СП с ки­тайской фирмой Tianjm Lifts по производству лифтов для Китая Фран­цузская компания высокоскоростных поездов Alsthom организовала СП с канадской Bombardier of Montreal для производства вагонов мет­ро для нью-йоркской подземки. В 1987 г. компании США заключили 294 соглашения о создании СП с европейскими и 114 с японскими партнерами, в то время как европейские компании заключили 92 со­глашения о созданий совместных предприятий с японскими компа­ниями

Интересны примеры создания СП американских и японских авто­мобилестроительных компаний: совместный завод NUMM1 (General Motors и Toyota в Калифорнии), выпускающий малолитражный авто­мобиль Chevy Nova, и завод Ford и Toyo kogyo (Mazda) в Мексике

В начале перестройки в нашей стране иностранные компании так­же активно использовали форму создания СП для проникновения на отечественный рынок. Наблюдался бум роста числа совместных пред­приятий. Например, в 1989 г в СССР было создано свыше 900 СП с компаниями из различных стран мира. В этом процессе активное уча­стие приняли крупнейшие производители табачных изделий Philip Morris, Ar Jey Remolds Tobacco, Reemtsma и другие, и к 1995 г число российских табачных предприятий, участвующих в совместных пред­приятиях с иностранными компаниями, составило около десяти.

Совместные предприятия бывают разных типов. Во-первых, разли­чают совместные предприятия контрактные, или договорные, и акцио­нерные. При создании совместного предприятия договорной формы от­дельная организационная единица не создается: две и более компаний объединяются в определенный партнерский союз и делят между собой расходы по инвестициям, риск и долговременные прибыли. ЦелькЗ та­кого партнерства может быть предпринимательский проект или долго­временная совместная деятельность. Совместные предприятия такого типа можно встретить при разведке нео>гяных месторождений, в авиа­космической и автомобилестроительной промышленности.

Акционерные совместные предприятия с долевым участием парт­неров предполагают создание новой компании, которой совместно владеют и управляют отечественные и иностранные инвесторы.

Во-вторых, совместные предприятия могут быть в виде сборочных заводов или производственных предприятий.

Для расширения сбыта продукции на зарубежном рынке компании создают за границей совместные с местными компаниями сборочные


586 ■ Глаиа 24. Основные форм ы международной сбытовой деятельности

предприятия (assembly plant). Такая форма организации зарубежного сбыта позволяет обойти таможенные препятствия на пути иностран-ныхтоваров и использовать преимущества местных условий производ­ства (например, дешевого сырья и рабочей силы). Форма сборочного заоода является определенным компромиссом между прямым экспор­том и зарубежным производством. Детали и узлы, изготовленные в стране расположения фирмы, отсылаются в другую страну для сборки в готовые изделия. Собранная на таких совместных предприятиях про­дукция приближена к основным рынкам ее потребителей и может про­даваться как в самой стране, где осуществляется сборка, так и в третьих странах и импортироваться в страну, поставляющую основные детали для сборки. Так, фирма IBM в 1993 г. организовала сборку нескольких своих моделей персональных компьютеров на заводе «Квант» в Зеле­нограде в расчете на то, что со временем здесь будет производиться до 80%.всех продаваемых в России компьютеров этой компании.

Совместное производственное предприятие (manufacturing plant) яв­ляется весьма распространенной формой, предполагающей организа­цию производства за рубежом совместно с местными компаниями. В этом случае кооперационные связи значительно теснее, чем при ор­ганизации сборочного производства и, как правило, предполагается передача производственных и управленческих технологий. Тем самым обеспечивается возможность избежать в стране-импортере торгово-политических ограничений и в то же время не нести полный риск за предпринимательскую деятельность.

Н апример, в настоящее время в связи с импортными ограничения­ми в отношении иностранных автомобилей и рядом других причин за­рубежные автомобилестроительные компании для активизации сбыта своей продукции на российском рынке стали идти по пути организа­ции совместных производственных предприятий. Такую политику проводят компании BMW, Ford и др.

Совместные предприятия, или предприятия совместного владения (в том числе и в виде сборочных пг^дприятий, и в виде производствен­ных предприятий, и в любой другой форме), обеспечивают большую за­интересованность принимающей стороны сточки зрения роста занято­сти и закупок местного сырья и позволяют более активно продвигать свои товары на рынки зарубежных стран. Такая форма снижает пред-. принимательские риски, поскольку может быть использован опыт ме­стного партнера, его знания местного рынка, стандартов и правил.?

Местный: партнер в значительной степени выигрывает, привлекая ресурсы иностранной компании, включая финансовые, управленче­ские, маркетинговые и т.д. Так, венгерские компании в значительной етейеии выигралив результате ариобретвщю в рамках совместных


3. Основные формы совместной деятельности в организации сбыта 587

предприятий с иностранными партнерами маркетинговых техноло­гий, что позволило им добиться конкурентных преимуществ, в том числе и на мировых рынках.

Совместные предприятия как форма международного экономиче­ского сотрудничества имеют и свои недостатки, поскольку довольно часто между партнерами возникаютразногласия по финансовым вопро­сам, вопросам использования инвестиций, стратегии и организации маркетинга и т,д, Кроме того, координация работы и разные стили управления иностранного инвестора и местного менеджмента также могут привести к трениям и вызвать серьезные проблемы. Нередки слу­чаи изымания иностранной стороной своих средств из ранее образован­ного СП. Во избежание таких ситуаций рекомендуется включать в со­глашение положения, регулирующие обмен информацией и порядок осуществления руководства СП, а также оговаривать процедуры оценки эффективности деятельности СП и возможного ее прекращения.

Создание СП является, с одной стороны, формой совместной меж­дународной предпринимательской деятельности, а с другой —формой прямого зарубежного инвестирования, т.е. совместные предприятия — это комбинированная форма, предполагающая совместную с ино­странным партнером деятельность и в то же время осуществление пря­мых зарубежных инвестиций.

Прямое владение и приобретения (прямое инвестирование)

При наличии правовых возможностей и стабильной обстановки в зарубежной стране и собственных финансовых ресурсов. компания идет на более рискованную деятельность и на основе прямого инвести­рования полностью приобретает зарубежные компании и предприятия. Это может происходить через слияния и поглощения в форме создания дочерних и юридически самостоятельных компаний в рамках концернов или конгломератов. Чаще Bcefo это происходит как развитие формы со­вместного предпринимательства, когда выкупается доля партнера. Компания может также пойти по пути создания на зарубежной терри­тории своих новых компаний и предприятий. В этом случае это будут самостоятельные, на 100& принадлежащие ей сборочные предпри­ятия, производственные предприятия, торговые организации и т.д. _".. Такая форма организации международной предпринимательской деятельности характеризуется наиболее крупными капиталовложе­ниями и сложностью управленческой деятельности и в то же время от­крывает быстрый путь проникновения на зарубежный рынок, доступ к квалифицированной рабочей силе, национальному менеджменту, ме­стному опыту и контактам с местным рынком и правительством стра-


Глава 24. Основные формы международной сбытовой деятельности

ны, где расположено предприятие. Прямое инвестирование преиму­щественно осуществляется на насыщенном рынке.

Это происходит, если компания уже имеет богатый опыт организа­ции экспортной торговли и если зарубежный рынок достаточно емкий. Кроме того, если компания рассчитывает использовать за рубежом деше­вую рабочую силу и дешевое сырье, а также прогнозирует льготные усло­вия для инвестиций со стороны местного правительства и планирует эко­номить на транспортных средствах при доставке готовой продукции по­требителям. Создание собственных предприятий за рубежом повышает имидж компании, улучшает ее отношения с местным правительством и общественными кругами, поскольку создаются дополнительные рабочие места, активизируются контакты с местными торговыми фирмами, что в конечном итоге позволяет лучше адаптировать свою продукцию к усло­виям местного рынка. В этом случае материнская компания имеет пол­ный контроль над бизнесом, вправе проводить маркетинговую и произ­водственную стратегию, соответствующую ее долгосрочным междуна­родным целям и получать все доходы от бизнеса.

В качестве примера успешного использования формы прямого приобретения при выходе на новые зарубежные рынки можно назвать стратегию американской электротехнической компании Whirlpool, специализирующейся на производстве холодильников, стиральных машин и другой электробытовой техники. При выходе на рынки евро­пейских стран эта компания приобрела аналогичный бизнес компании Philips и использовала свои возможности разрабатывать новые виды продукции для соответствующих сегментов европейского рынка. Или, например, европейский банк ABN Amro завоевал американский ры­нок за счет ряда приобретений и в результате стал крупнейшим ино­странным банком в США.

Создание за рубежом дочернего предприятия предполагает, что его деятельность во многом схожа с деятельностью материнской компа­нии, причем управление всеми вопросами, связанными с производст­вом, 'сбытом, ценообразованием, продвижением продукции на зару­бежном рынке, осуществляется менеджментом зарубежного филиала.

В то же время организация собственного предприятия за рубежом со­пряжена со значительными затратами и высокой степенью риска в связи с нестабильностью предпринимательской среды, возможностью смены нравитеш-лтва, экспроприации, девальвации местной валюты и т.д.

Компании различныхетран, в том числе и компании-конкуренты,
в жеяях согласования своих усилий по завоеванию зарубежных рынков
идут на, создание мягких форм союзов, например стратегических ть~
jmcoeu кетеори^умову
что в значительной степени повышает их между^
народную конкурентоспособность (см, я. 3-5 гл. 25). *■'#.%


4. Критерии выбора формы сбыта на зарубежных рынкиах " 589

4. Критерии выбора формы сбыта на зарубежных рынкиах

Выбор формы или способа проникновения на зарубежные рынки зависит от многих факторов, которые могут быть сгруппированы во­круг трех основных позиций: затрат, степени риска, уровня контроля и влияния (табл. 24.2).

Табли ца 24.2. Упрощенная матрица выбора формы продвижения компании

на зарубежный рынок

 

^\ Критерии      
  Риск Уровень затрат Уровень контроля
Уровень ^\^      
ЗысокиЛ ■ Прямое инвестирование Прямое инвести­рование Прямое инвести­рование Прямой экспорт
Средний Совместные Совместные 1 Совместные
  предприятия предприятия Прямой экспорт предприятия Лицензирование
Низкий Лицензирование Прямой экспорт Косвенный экспорт Лицензирование Косвенный экспорт Косвенный экспорт

При желании эту матрицу можно расширить за счет других факто­ров: уровня инвестиций, "объема продаж, доли в общем управлении, доли рынка, охвата, синергизма, обратимости сделки и др.

Компания, выходящая на международный рынок, начинает, как правило, с косвенного экспорта и затем в случае благоприятных усло­вий развития бизнеса эволюционизирует в направлении прямого экс­порта к организации производства за рубежом. -

Результаты одного из исследований способов выхода американ­
ских компаний на зарубежные рынки показали, что 51% опрошенных
занимаются экспортом, продукции, 7% осуществляют лицензионные
операции, 11% работают за рубежом в рамках совместных предпри­
ятий, 33% осуществили прямые инвестиции (20% создали за рубежом
свои предприятия и 11 % приобрели местные предприятия в свое вла­
дение). у^ V..-/:,.■.■.■ |

Факторы выбора форм организации зарубежного сбыта могут быть как внешними, так и внутренними (рис. 24,6).



Глава 24 Основные формы международной сбытовой деятельное ги


Основные факторы





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.