Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китая и Южной Корен 1 страница. Универсальные торговые фирмы европейских стран значительно сдабее японских, хотя именно они были первыми в развитии межауна-родного торгового дела




Универсальные торговые фирмы европейских стран значительно сдабее японских, хотя именно они были первыми в развитии межауна-родного торгового дела. Открытие нового морского пути из Европы в


620 Глава 26 Торговые дома в международном маркстише

Индию вокруг мыса Доброй Надежды в 1498 г. открыло новые торго­вые возможности для европейских купцов, которым европейские мо­нархи сдали в наем по чартеру торговые суда, предоставили эксклю­зивное право собственности на оговоренные зарубежные территории, обеспечили защиту на море со стороны своих военно-морских сил и тем самым способствовали развитию международной торговли и меж­дународных торговых фирм в своих странах. Взамен от них требовалась уплата значительных экспортных пошлин. В результате в 1607 г. была образована нидерландская Ост-Индская компания, а вскоре были соз­даны аналогичные компании в Британии и Франции.

Однако развитие универсальные торгозые фирмы получили в Ев­ропе и Америке в 70-е гг. XX в. под влиянием значительных успехов японских «сого еёся». Тогда правительства таких стран, как США, Бра­зилия, Корея, Тайвань, Таиланд, Филиппины и Турция, начали актив­но развивать свои соэственные системы универсальных торговых фирм, моделью которых послужили японские торговые дома.

В Европе универсальные торговые компании довольно слабы и од­ной из причин этого является пониженный имидж и невысокие при­были в сфере торговли по сравнению с производственным бизнесом. Тем не менее в 90-е гг. на них приходилось 25% внешнеторгового обо­рота Франции, 27% - Германии и 21% — Великобритании.

Первая группа международных торговых компаний Франции — крупнейшие торговые компании европейских стран — имеют оборот свыше 1 млрд долл. и колониальное происхождение. Их только с опре­деленной оговоркой можно назвать универсальными, поскольку они обычно четко специализируются на определенных видах минерально­го и'сельскохозяйственного сырья.

Вторая группа — так называемые новые компании международной торговли — были созданы по инициативе банков, промышленных групп или оптовиков.

Третья группа — наиболее многочисленная, насчитывающая около 5000 компаний, которые характеризуются большим разнообразием форм и видов деятельности в области организации международной торговли.

Все эти компании досконально знают ситуацию в мировой эконо­мике и мировой торговле, являются промежуточной базой при выходе на внешний рынок многочисленньгх мелких и средних предприятий., кощролируютсделки в рамках новых 4>орм международного экономи­ческого сотрудничества и торговли и служат опорой при внедрении предприятий на зарубежные рынки, -

В Германии международные торговые компании также во многом способствовали ее гкетевоенной экспортной экспансии. Например, в


4 Особенности 70рг<тых компании Европы. США. Китая м Южной Кореи 621

конце 80-х гг. положительное сальдо ее торгового баланса превышало 90 млрд марок.

В международной торговле Германии участвуют два типаторговых компаний: международные торговые компании, интегрированные и промышленные группы — концерны, и семейные торговые предпри­ятия средних размеров (рис. 26,2).

1иды торговых компаний


           
 
   
   
 

гз

Международные торгооые компании в рамках концернов


Семейные торговые предприятия средних размеров


 


Филиалы промышлен­ных кимпанкй


Материнские

компании

финансо»о-

промыниен-

ных групп


Международ­ные торговые компании, входящие в состав холдинга


Рис 26*2. Торговые компании Германии

Международные торговые компании, интегрированные в промыишн-ные группыконцерны, которые напоминают японские «сого есся*. Юридически эти компании самостоятельны, однако в вопросах управ­ления и стратегической линии прослеживается их тесная связь со сво­ей промышленной группой- При этом данные торговые компании не являются только обслуживающими свои концерны — более половины сбываемых товаров они закупают вне своего концерна.

Такие компании могут быть, во-первых, филиалами производствен­ной компании. Например, компания Tissen Handel Union включает в себя шесть сестринских компаний с Ограниченной ответственностью, специализирующихся в различных отраслях (металлургия, железный лом, топливо, инжиниринг, транспортировка, сбыт), или компания Kmpp Handel, которая обеспечивает торговлю, инжиниринг и транс­портировку грузов концерна Кгарр,

Во-вторых, они представлены международными торговыми компа­ниями, являющимися материнской компанией финансово-промышленной группы. Примером такой немецкой торговой компании является ком­пания Klokner und Ко, персонал которой насчитывает около 8000 чел, и которая специализируется на переработке стали и др.

В-третьих, к ним относятся также международные торговые комца-нии^еходящце в состав холдинга и являющиеся сестринской компанией


622 Глана 26 Торговые дома и международном маркетинге

по отношению к производственным компаниям Примером такого ва­рианта могут служить немецкие компании Ferroschtal и GutehoiTnun-gscliutte. Последняя имела в конце 80-х гг. товарооборот 5 млрд марок и реапизовывала более трети объема продаж концерна за счет поставки стали на внутренний рынок и на экспорт и продаж оборудования для цементных и сталелитейных заводов.

При этом производственные компании располагают и другими сбытовыми сетями и могут обращаться к ним в случае необходимости. Это повышает уровень конкуренции в рамках группы и требует роста конкурентоспособности торговых компаний, их адаптации к новым условиям мировой торговли.

Если первоначально интегрированные в концерны международ­ные торговые компании извлекали из этого стартовые преимущества, то в дальнейшем они развивались, опираясь на собственные ресурсы и средства.

Семейные предприятия средних размеров, которых, например, в Гам­бурге насчитывается ЗООО, а в Бремене — 600 и на которые падает 15% немецкого экспорта — это второй тип международных торговых ком­паний в Германии. Они в основном ориентированы на организацию внешней торговли за пределами ЕС — в Европе, Америке и Юго-Вос­точной Азии, где имеют более чем столетний опыт работы.

Как было уже сказано, универсальные торговые фирмы Америки начали свое развитие с начала 80-х гг. под влиянием успешной внеш­неторговой и международной посреднической деятельности японских «сого еёся». Bank of America, Citicorp, General Electric, General Motors, Sears относятся к числу крупных американских фирм, сформировав-. ших экспортные торговые компании, чему в немалой степени способ­ствовало содействие американского правительства Однако результаты оказались не стол ь положительными, как это ожидалось и как это мож­но наблюдать у японских универсальных торговых фирм. Основной проблемой для американских универсальных торговых компаний яв­ляется недостаточность опыта и знаний в этой сфере и нежелание идти, как японцы, на незначительный уровень прибылей.

В связи со своей слабостью американские торговые компании при разработке зарубежных рынков довольно часто вынуждены либо заклю­чать соглашения о сотрудничестве с японскими компаниями, либо пол­ностью пользоваться их услугами, доверяя им реадизовывать междуна­родные и внешнеэкономические стратегии для американской стороны.

Американские универсальные торговые компании предлагают своим клиентам широкий спектр услуг (помимо организации импорта В страну, складирования, транспортировки и распределения импорт-Ныхтоваров на внутреннем; рынке), а именно: информацию, по резуль*


Контрольные вопросы 623

тэтам маркетинговых исследований зарубежных рынков, консульта­ции, маркеаинговые услуги, страхование, исследование и оформление продукции, подготовку товаросопроводительной документации, по­мощь в международных юридических вопросах, складские помеще­ния, оптовые площади и т д.

Большое развитие универсальные торговые фирмы получили так­же в Китае и Южной Корее. Эти компании при определенном содейст­вии правительства обеспечивают крупнейшие объемы внешнеторго­вых операций и поддерживающих их видов деятельности. В Южной Корее, где можно проследить значительное копирование опыта япон­ских универсальных торговых фирм, международные торговые компа­нии активно работают в рамках финансово-промышленных групп.

Контрольные вопросы

1. Какие виды международных торговых компаний вам известны?

2. Какие компании могут называться универсальными торговыми фир­мами9

3. Какие функции выполняют универсальные торговые фирмы?

4. Можно ли считать универсальные торговые фирмы транснациональны­ми компаниями?

5. Почему именно японские универсальные торговые фирмы являются наиболее сильными и конкурентоспособными по сравнению с универсальны­ми торговыми фирмами других стран?

6. В чем особенности организации крупных международных торговых компаний п таких странах, как Франция, Германия, США и других?

7. Есть ли в России универсальные торговые фирмы?


Глава 27

МЕЛКИЕ И СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТОРГОВЫЕ ФИРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ

МАРКЕТИНГЕ

/. Мелкие и средние компании в международном бизнесе факторы роста и пробле­мы развития • 2. Роль мелких и средних специализированных торговых фирм в орга­низации международной торговли3. Международные торговые центры4. Меж­дународные торговые компании — филиалы промышленных компаний

1. Мелкие и средние компании в международном бизнесе: факторы роста и проблемы развития

Рассмотрим этот вопрос на примере японских специализирован­ных мелких и средних торговых фирм.

Для Японии, как и других стран с развитыми рыночными отноше­ниями, характерна высокая степень организационной концентрации внешнеэкономических связей и международной деятельности. Это относится и к ориентированной на зарубежные рынки сфере произ­водства и в особенности к сфере внешней торговли и международной деловой практике японских фирм, где действует небольшое число так называемых торговых домов. Эти универсальные торговые фирмы, выступая как представители крупнейших финансово-промышлен­ных групп, контролируют большую часть операций, связанных с экс­портом, импортом товаров, движением капиталов и трудовых ре­сурсов.

Вместе с тем заметное воздействие на развитие внешней торговли Японии и инвестирование капиталов за границей оказывает междуна­родная деятельность множества мелких и средних предприятий. В этом находит непосредственное отражение то обстоятельство, что, несмотря на усиливающийся процесс концентрации в различных от­раслях хозяйства, мелкие и средние предприятия по-прежнему явля­ются важным элементом экономической структуры страны, обеспечи­вая эффективность и гибкость сбытовой системы Японии, включая систему японского экспорта/импорта и осуществления международ­ных операций.


1 Мелкие и средние компании в международном бизнесе 625

Причины «живучести» мелких и средних фирм в современном бизнесе

• Гибкость и адаптивность крыночным изменениям и запросам потребителей

• Высокая интенсивность труда

• Работа с мелкосерийными партиями товаров

■ Широкая товарная гамма в рамках специализированной то­варной группы

• Буфер для крупного бизнеса

• Безболезненность их разорения для экономики страны

Японию отмечает «двойственная структура» субъектов сбытовой системы, когда наряду с крупнейшими торговыми домами — универ­сальными торговыми фирмами «сого еёся» на японском внутреннем и зарубежных рынках работают мелкие и средние специализированные фирмы, образующие скоординированную, гибкую и эффективную ор­ганизационную структуру японской сбытовой системы, включая и ее международную составляющую.

Небольшие японские предприятия, традиционно являющиеся субпоставщиками крупных корпораций и в значительной степени от них зависящие, в последние годы начали завоевывать более стабиль­ные и значимые позиции на рынке и обретать'болыную самостоятель­ность в предпринимательских действиях. По материалам Управления мелких и средних предприятий Министерства экономики, внешней торговли и промышленности Японии (МЕГП), в стране в 2002 г. дейст­вовало свыше 6,5 млн подобных компаний. Типичной формой явля­ются предприятия оптовой и розничной торговли с числом занятых 50—100 человек и капиталом менее 10—30 млн иен. В то же время по принятой в Японии классификации к малым и средним предприятиям могут относиться фирмы с числом занятых до 300 человек и капиталом до 100 млн иен.

Укрепление положения мелких и средних предприятий в Японии объясняется устойчивым ростом внутреннего спроса и политикой поддержания низких процентных ставок по кредитам. Данную груп­пу предприятий традиционно отличает высокая чувствительность к особенностям и специфике конкретного рыночного спроса, а также значительная интенсивность труда и его «индивидуальный» и повы­шенно творческий, гибкий и эластичный характер маркетинговой деятельности. Японские предприятия для обеспечения высокой кон­курентоспособности производимых товаров и услуг решают актуаль­ную задачу расширения товарной гаммы и параметрического ряда


626 Глава 27 Мелкие и средние фирмы в международном маркетинге

выпускаемой и сбываемой продукции на основе углубления рыноч­ной сегментации.

Успех реализации новых товаров и услуг все в более значительной мере зависит от степени их соответствия конкретным запросам конеч­ных потребителей и пользователей, что, в свою очередь, содействует дальнейшей индивидуализации T^RapoR и обслуживания клиентов. Потребителей в современный период и в перспективном плане не уст­раивают массовые товары и услуги усредненного качества, в связи с чем мелкие и средние предприятия Японии получают определенные преимуществ!., так как могут активно реагировать на изменение в ха­рактере и структуре спроса и производить небольшие серийные партии товаров по индивидуальной системе заказов, с выгодой используя соз­давшееся положением возросшиетребования потребителей для своего дальнейшего развития.

Около 62% опрошенных МЕГТ1 мелких и средних предприятий Японии рассматривают быстроменяющийся рынок при все услож­няющихся структуре и особенностях спроса как свое важное преиму­щество и фактор дальнейшего роста, поскольку небольшим фирмам легче действоэать на рынке более оперативно, чем крупным корпора­циям.

В ходе реализации такой рыночной стратегии мелкие и средние предприятия могут столкнуться с рядом трудностей, а именно; пробле­мой найма рабочей силы для расширения операций, развертывания работы по изучению состояния потребительского рынка, сбору и ана­лизу оперативной информации, что требует определенных знаний и навыков, а также существенных финансовых затрат.

Экономический спад 90-х гг. в значительной степени осложнил положение мелких и средних фирм Японии, о чем может свидетельст­вовать растущее число их банкротств при сокращающемся числе вновь создаваемых компаний'.

1 В международной практике используют два коэффициента и £):

А — коэффициент числа вновь создаваемых мелких и средних фирм (%), рассчи-тынаемый по формуле

Число мелких и средних фирм за период

, от предыдущего до настоящего опроса «1 ~

./$ = ———,-------------- "—'—-------------------- л-------------------------- то,

Число мелких и средних фирм на Число лет между опросами

4 дату предыдущего опроса

Б — коэффициент числа разоряющихся мелких и средних фирм (коэффициент числа вновь создаваемых мелких и средних фирм минус коэффициент увеличения чкела банкротств).


2. Роль мелких и средних спенциализированных торговых фирм 627

Больше всего разорению мелкие и средние фирмы в Японии под­вергаются в розничной торговле и обрабатывающей промышленности, где число банкротств значительно превышает число вновь создавае­мых компании-Многие японские фирмы небольшого размера стремятся устано­вить более тесные и долгосрочные связи с крупными компаниями. Это должно, по их мнению, способствовать повышению эффективности производства и сбыта, расширению инвестиционной базы, получению более разносторонней и насыщенной маркетинговой информации. В то же время такая стратегия вовлекает их в сферу маркетинговой стратегии крупных фирм или их группировок и в ряде случаев перекла­дывает последствия неблагоприятных конъюнктурных рыночных из­менений на их плечи

2. Роль мелких и средних спенциализированных торговых фирм

в организации международной торговли

i

Мелкие и средние предприятия стали активнее действовать на внешних рынках, приобретая там необходимые комплектующие дета­ли и узлы, а также переводя часть своего производства за рубеж. Рас­ширяется также их деятельность по импорту потребительских товаров. Хотя прямым ввозом товаров в Японию занимается пока только 10% подобных фирм, наблюдается быстрое увеличение общей доли им­портных изделий в продажах небольших предприятий оптовой и роз­ничной торговли. Особенно значительно (1987—1990 гг.) возросла реа­лизация ими импортных продуктов питания и напитков — на 44%, особо модных изделий — на 42%, повседневной одежды — на 39%, раз­личных товаров домашнего обихода — на 38%.

Основные виды международной деятельности мелких и средних торговых фирм Япония

• Импорт деталей и узлов, товаров широкого потребления

• Экспорт товаров

• Экспорт капиталов

• Зарубежная производственная деятельность

• Обслуживание внешнеторговых операций

В настоящее время 40% мелких и средних японских предприятий оптовой и розничной торговли осуществляют операции с импортными


товарами, причем 30-40% из них намерены еще более расширить эту Деятельность, учитывая низкий уровень издержек зарубежных компа­ний и относительно высокий курс иены, что значительно удешевляет стоимость ввозимой продукции и обеспечивает японской стороне су­щественные прибыли.

Основной проблемой, с которой сталкиваются японские фирмы

при реализации товаров из-за рубежа, является уровень их качества, что решается путем дальнейшего углубления производственного и тех­нического сотрудничества японских фирме иностранными поставщи­ками, прежде всего из азиатских стран, и оказания им содействия в об­ласти производственных технологий и менеджмента.

В условиях продолжающегося обострения конкуренции на внут­реннем рынке многие небольшие фирмы стремятся расширять свои зарубежные операции. Определенную роль в качестве посредническо­го звена во внешнеэкономической деятельности японских фирм зани­мают специализированные торговые компании («сэммон еёся»), включая мелкие и мельчайшие торговые предприятия («мини еёся»), которые ог­раничивают свою деятельность специализированными и, как правило,

узконаправленными стратегиями развития. Таких специализирован­ных фирм в Японии насчитывается около 100 тыс., а также около 90 тыс. «мини есся» - мелких и средних фирм с капиталом до 30 млн иен и числом занятых менее 100 человек.

«Сэммон еёся» специализируются на одном товаре, виде услуг, рын­ке или районе страны. Некоторые из них занимаются продажей только одного семейства товаров, но на большом количестве рынков. Лишь около 10% их числа составляют оптовики первого уровня, непосредст­венно поддерживающие связи с крупными промышленными корпора­циями. Из них 600—700 фирм, т.е. менее 1%, имеют годовой объем про­даж более 15 млрд иен. Среди лидирующих фирм можно назвать такие, как Hisaki fudosan (84% товарооборота приходится на различные виды лесоматериалов), Yuasasangyo (лесоматериалы 34%, пищевые продукты 38%), Chori (химические товары 24%, текстильные товары 24%), Nagase sartgyo (химические товары 43%, синтетические смолы 37%), Toyoda tsusho (черные металлы 3%, цветные металлы 9%, машины и оборудова­ние 13%), Shinanen (нефть и нефтепродукты 64%) и др.

Как следует из товарной номенклатуры, данные компании не огра­ничиваются участием в оптовой торговле только какой-либо одной группы товаров, постепенно расширяют оборот за счет близких групп, что вызывается необходимостью повышения эффективности и дивер­сификации коммерческих операций в условиях обостряющейся кон­курентной борьбы на рынках.


2. Роль мелких и средних спенциализированныхпорговых фирм 629

«Мини сёся» являются, как правило, оптовиками второго уровня либо небольшими местными торговыми компаниями, подконтроль­ными отделениям и представительствам крупных торговых фирм

(«дайритэн»), оптовым торговым компаниям, занимающимся оптовой торговлей по всей территории Японии или в крупных экономических районах Кроме них в Японии действуют также более мелкие торговые фирмы второго уровня — самостоятельные фирмы местного значения

«токумутэн».

Нередко «мини сеся» являются торговым филиалом либо компа­нией, отпочковавшейся от универсальной торговой фирмы в связи с разработкой нового сегмента рынка, например фирма по оптовым продажам химической продукции Sumitomo kagaku hanbai, выделив­шаяся п свое время из универсальной торговой компании данной группы Sumitomo shyoji. Для этих компаний характерна узкая специа­лизация, а их существование в значительной мере объясняется тем, что они занимаются оптовой торговлей в небольших объемах произ­водственных материалов или других товаров, не представляющих за­метного интереса с точки зрения прибыльности для крупных торго­вых фирм.

Подобного рода «двойственная структура» торговых посредниче­ских фирм Японии, предполагающая наличие одновременно с круп­ными компаниями большого количества средних и мелких компаний, обеспечивает высокую скоординированность сети товарораспределе-ния и товародвижения, в том числе и во внешнеэкономической и меж­дународной деятельности.

Между крупными универсальными, средними и мелкими специа­лизированными фирмами существует определенное разделение труда. Например, в химической отрасли Японии, представленной продукци­ей нескольких тысяч наименований, деятельность универсальных тор­говых фирм способствовала быстрому развитию подотраслей, связан­ных с крупным производством химических материалов, поскольку они непосредственно участвовали в создании целого ряда соответствую­щих предприятий, налаживали поставки им сырьевых товаров и полу­фабрикатов, а в последующие годы разрабатывали программы перено­са производственных мощностей за рубеж. В то же время сбытовая сеть, занятая реализацией химической продукции более высокой сте­пени обработки, выпускаемой мелкими партиями (органические хи­микаты, моющие и красильные вещества, жиры и смолы) представле­на в основном специализированными фирмами «сэнмон сёся». Гото­вая продукция, выпускаемая маленькими партиями (косметические товары, фармацевтика) реализуется каналами «мини сёся».


630 Глава 27 Мелкие и средние фирмы в международном маркетинге

3. Международные торговые центры

С целью рационализации оптовой структуры универсальные тор­говые фирмы «сого есся» организуют новые каналы реализации, во­влекая в группирование торговых систем более мелкие оптовые компа-нии, и создают специальные товарораспределительные центры, где осуществляется (например, по импорту) предпродажная доработка и организация продаж энергетических товаров, металлов, лесоматериа­лов, текстиля, продовольственных товаров и тд

Так, компания Marubeni для повышения прибыльности своих опе­раций в торговле лесом в условиях крайне динамичного рынка этого товара (35 тыс. оптовых предприятий и 26 тыс лесопильных заводов) создала крупные торговые центры, объединяя для этого несколько де­сятков оптовых фирм, которые обеспечены крупными складскими по­мещениями и высокопроизводительной лесопильной техникой. Более десяти торгово-распределительных центров по продукции черной ме­таллургии было создано Sumitomo shyoji, что позволило удовлетворить возрастающие требования к поставщикам этой продукции с точки зре­ния ассортимента, объемов и сроков поставки.

Международные торговые центры создаются также крупными тор­говыми компаниями в соответствующих регионах и могут работать в тесном контакте с местными торговыми компаниями. Такие центры, предназначены главным образом для адаптации маркетинговой стра­тегии к локальным особенностям запросов местных потребителей.

4. Международные торговые компании — филиалы промышленных компаний

В настоящее время все большее число японских промышленных компаний, таких как автомобилестроительная Toyota и электротехни­ческая Matsushita, компания по выпуску дорожно-строительного обо­рудования Komatsu, производитель оптоволокна Ноуа, создают свои собственные торговые компании, отнимая у компаний «сого еёся» су­щественную и прибыльную часть их деятельности. Это, в частности, связано с тем, что данные компании перешли к активной зарубежной щю!$воде?гвенной деятельности, выпуская свою продукцию на заво­дах» расположенных в зарубежных странах, и имеют уже достаточный опыт дли "ведения самостоятельной торговли.

_ В целом в 90-е гг. и в настоятдее время следует отметить существен­ное уси^еШ1епр<>це<^атрансндщ10налиэаиди японских корпораций, о чем свидетельствуют основные показатели их деятельности. На это


4 Международные торговые компании — филиалы промышленных компаний 631

указывает, прежде всего, быстрый рост масштабов зарубежного произ­водства японских компаний и как следствие повышение доли продаж, реализуемых за пределами Японии За 1992 — 2002 гг. объем производ­ства товаров и услуг за пределами Японии вырос с 79,0 до 140,3 трлн иен. Опережающими темпами росли продажи производственных ком­паний, которые заданный период выросли с 54до 68 трлн иен, или с 31,6 до 48,6% всего объема продаж, преимущественно за счет продук­ции машиностроения и базисных материалов. Усиление в стратегии японских ТНК внимания к вопросам реализации продукции аффили­рованных компаний на внешнем рынке находит отражение в показате­ле, характеризующем отношение данной продукции к объемам се вы­пуска внутри Японии, который за 1988—2001 финансовые годы вырос с 4,9 до 18,2%. Расширение объемов продаж непроизводственной сфе­ры происходило преимущественно за счет оптовой и розничной тор­говли, на которую приходилось около 90% объемов продаж компаний, занятых в данной сфере деятельности.

На заметное повышение роли зарубежных операций указывает и такой основной показатель эффективности функционирования ТНК, как прибыль Несмотря на колебания в отдельные годы, ее абсолют­ный объем за 1992—2001 финансовые годы вырос в 6,9 раза до 2,27 трлн иен. Продолжается превышение, хотя и не очень значительное, уровня прибыльности зарубежных операций по отношению к внутренний, т.е. в самой Японки. При этом важным моментом является то, что от­ношение массы прибыли на зарубежных предприятиях к соответст­вующим показателям в Японии существенно выросло, с 1,2 до 8%, что наиболее заметно проявилось в промышленной сфере (с 2,1 до 10,8%), в особенности в отношении компаний химической промышленности, электротехнического и транспортного машиностроения.

Весьма характерной в этом плане является внешнеэкономическая стратегия компании Komatsu, являющейся вторым после американской компании Caterpillar производителем дорожно-строительного оборудо­вания в мире, а также производящей широкий спектр станочного обо­рудования. При громадных объемах продаж (около 1 трлн иен в 2002 фи­нансовом году) компания в 90-е гг. перешла к созданию развернутой сети производственно-сбытовых баз в Японии, США, Европе и Юго-Восточной Азии (20 производственных предприятий на конец 2001 г. против 5 в 1989 г, 24 сбытовые компании и 15 отделений) для расшире­ния выпуска продукции в соответствии с изменениями на местном рын­ке, обеспечения большей гибкости товародвижения и передачи техно­логии,. стремясь таким образом ослабить уязвимость к колебаниям внешнего спроса и изменениям валютного курса, убыткам по так назы­ваемым неосновным (главным образом — финансовым) операциям,


632 Глава 27. Мелкие п средние фирмы в международном маркетинге

вызывающим значительное снижение общей прибыльности. В качестве одной из первоочередных целей рассматривается обеспечение более гибкого баланса между внутренним производством, экспортом и зару­бежным производством. В корпорации интенсивно осуществляются внутри- ^межотраслевая диверсификация деятельности. Так, уже в на­стоящее время помимо строительной техники компания обеспечивает 35% потребностей американского рынка в автопогрузчиках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.