Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема воспитания и социализации детей-сирот




Проблемы, связанные с сиротством

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Эти учреждения дифференцированы. Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка (учреждения здравоохране­ния). В настоящее время в России функционирует 272 дома ре­бенка (к 1992 г.), в которых воспитывается около 20 тыс. детей, причем около 50 % из них составляют:

- «отказные дети» и дети-«подкидыши». Чаще всего это дети матерей-одиночек и юных матерей, не имеющих чувства мате­ринства и психологически незрелых;

- небольшая часть детей, имеющих врожденные уродства, не­достаточное материальное обеспечение и жилищные условия;

- дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лише­ния родительских прав (асоциальное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, жестокое обращение с детьми);

- дети недееспособных родителей, а также безвестно отсутству­ющих и т.д.

Дети старше 3 лет переводятся в детские дома дошкольного и Школьного возраста. К ним относятся образовательные учрежде­ния, учреждения социального обслуживания (детские дома-ин­тернаты для детей-инвалидов, с умственной отсталостью и физи­ческими недостатками, социально-реабилитационные центры социальные приюты).

В России каждый пятый детский дом — учреждение для ум­ственно отсталых и физически неполноценных детей.

Последнее время растет численность детей-сирот, воспитыва­ющихся в интернатских учреждениях.

Среди детских домов растет число домов смешанного типа (для детей дошкольно-школьного возраста), и это становится преоб­ладающим видом среди образовательных учреждений для детей-сирот. Их доля составляет 73,4 % от общего числа детских домов всех видов.

Дети, лишенные материнской ласки, опоры, испытывают ма­теринскую депривацию, отстают в нервно-психическом, психо­социальном, физическом развитии. Эти изменения личного ха­рактера остаются обычно на всю жизнь.

Очень тяжело ребенок переносит смену одного учреждения другим, меняется микросреда, что тяжело отражается на его пси­хике, характере, вызывая стресс, нервные срывы, ему приходит­ся снова адаптироваться к другой обстановке.

Дети-сироты, воспитываясь в государственных учреждениях, детских домах, интернатах, постоянно находятся в одной и той же обстановке. При отсутствии семейной обстановки они испы­тывают сенсорную и эмоциональную депривацию. Это необходи­мо учитывать при организации новых детских домов. Группы дол­жны быть небольшими, чтобы социальное и эмоциональное ок­ружение было близко к семейному. Следует организовывать ком­наты «семейного типа», где ребенок ощутил бы себя в домашней обстановке, увеличивать штат воспитателей для проведения ин­дивидуальной работы. Нужно как можно реже переводить ребенка из одного учреждения в другое. Часто возникает проблема форми­рования навыков самостоятельной жизни: очень часто выпускни­ки интернатских учреждений не имеют элементарных бытовых на­выков. Существуют также проблемы социальной адаптации, не­подготовленности к дальнейшей жизни, проблемы нормального общения друг с другом и окружающим миром.

Дети очень ожесточены, замкнуты, «скрытая дедовщина» от­кладывает отпечаток на их характер, дети испытывают состояние социальной депривации.

Близко к этой проблеме стоит проблема создания семьи.

Социально-бытовая дезадаптация, проблема общественного мнения, отсутствие опыта семейной жизни мешает таким детям создавать семью. Общество жалеет сирот раннего возраста и очень безжалостно и жестоко к подросткам (учитывая особенности дан­ного возраста, девиантное поведение, агрессию и т.д.). Отсутствие полоролевой идентификации, неумение регулировать внутрисе­мейные отношения, слабая материальная обеспеченность, обес­печенность жильем, а также проблема профориентации и обуче­ния не способствуют созданию семьи.

Проблема обучения. Такие дети хуже учатся и только 20 % вос­питанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ. В 1994 г. лишь 15 % из них поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.

Слабо выявляются и развиваются индивидуальные способно­сти детей-сирот. Отсутствие материальных средств для выбора про­фессии, дальнейшей учебы, как правило, приводит к неудовлет­ворению своим социальным статусом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.