Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к защите диссертации: этапы и основные процедуры




 

Фактом общественного признания выполненного исследования является успешная защита кандидатской, докторской диссертации.

Когда диссертация уже написана и все критерии эффективности ее структуры (целостность, системность, связность, соразмерность) учтены, диссертанту остается защитить свою работу. Бывают случаи, когда на защите диссертант не может внятно объяснить элементарных вещей, например, в чем состоит цель его работы.

Для того, чтобы успешно защитить диссертацию, нужно, прежде всего:

▪ уметь объяснить цель и задачи исследования;

▪ четко уяснить себе, в чем заключается объект и предмет диссертации. Для этого нужно различать эти два, на первый взгляд, похожих понятия. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию для ее изучения. Предметом выступает точка зрения, с которой диссертант познает целостный объект на основе выделения при этом главных и существенных признаков объекта. Предмет должен совпадать с темой или быть по звучанию очень близким к ней;

▪ быть готовым к тому, что комиссия затронет вопрос об актуальности и новизне исследования;

▪ цитируя текст диссертации, не забывать ссылаться на первоначальные источники, из которых была взята информация, в противном случае диссертанта могут обвинить в плагиате.

В целом, диссертант должен пересказать автореферат (краткое авторское изложение основного смысла) своей работы, пересказать на научном языке, но при этом быть готовым к «ненаучным» вопросам.

Предмет исследования магистерской диссертации – это, как правило, какая-либо целостная составляющая объекта исследования. Так, если объектом исследования является предприятие, то предметами исследования могут быть, издержки, прибыль фонд заработной платы и иные стороны его деятельности. Каждый предмет исследования в свою очередь включает разнообразные аспекты. Так, прибыль предприятия в целом включает аспекты: сущности прибыли, видов прибыли, распределения прибыли и т. п. Причем каждый аспект предмета исследования может быть самостоятельным предметом исследования.

Разумеется, нет, и не может быть никакого стандарта по выбору композиции диссертационного труда. Каждый автор волен избирать любой строй и порядок организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла. Традиционно сложилась определенная композиционная структура диссертационного произведения, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Библиографический список.

7. Приложения.

8. Вспомогательные указатели.

Структурированность диссертационной работы ведет к упорядочиванию и четкой логической последовательности изложенной информации.

Актуальность проблемы и ее недостаточная изученность определяют цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в попытке решения проблемы. Задачи диссертации − это сложные вопросы, которые решаются для достижения поставленной цели. В зависимости от объема и сложности задач решению каждой задачи в диссертации отводится отдельная глава или параграф.

Постановка цели исследования предполагает определение объекта и предмета исследования.

Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Предмет исследования – та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой диссертант познает целостный объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные (с точки зрения выбранного направления исследования) признаки объекта.

Методологическая основа исследования может быть представлена через характеристику основных подходов, использованных автором в исследовании, и раскрытие методологического потенциала ряда основных, фундаментальных работ, на которые диссертант опирается в своем научном поиске. Это могут быть системный, комплексный, структурно-функциональный, социокультурный, деятельностный, целостный и др. подходы.

Системный подход – это системно-структурный анализ, который требует, чтобы упор делался на анализ внутренних связей объекта, чтобы он рассматривался как целостное образование, состоящее из элементов, теснейшим образом взаимосвязанных между собой и трансформирующихся друг в друга в процессе взаимодействия.

Комплексный подход – междисциплинарное изучение объекта в тесном взаимодействии с представителями самых разнообразных наук и научных направлений.

Целостный подход – несводимость целого к простой сумме частей.

Методологические основы исследования формулируются примерно так: «исследование опиралось на концепцию...», «методологической базой исследования послужили работы...», «методологической основой исследования является...» и т. п.

Заключение должно содержать:

– краткие выводы по результатам выполненных исследований или отдельных их этапов;

– оценку полноты решений поставленных задач;

– разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов научно-исследовательских работ;

– оценку технико-экономической и экологической эффективности использования разработок диссертанта в народном хозяйстве. Если определение технико-экономической эффективности невозможно, следует указать народнохозяйственную, научную, социальную значимость диссертации;

– оценку научно-технического уровня выполненных научно- исследовательских работ в сравнении с лучшими достижениями в данной области.

Содержание заключения не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения диссертационного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только научная новизна исследования и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Таким образом, заключительная часть диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т. е. формулирование того нового, что внесено его автором в изучение и решение проблемы.

Апробация – слово латинского происхождения, дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств». В современном понимании апробация – это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов исследования.

Официальная апробация может проходить в форме докладов, обсуждений, дискуссий, устного или письменного рецензирования работы. В роли судей, критиков и оппонентов выступают компетентные ученые и практики, научные и педагогические коллективы и аудитории.

Неофициальная апробация может проходить в форме бесед и споров со специалистами и коллегами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.