Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендуемые первоисточники для написания докладов 3 страница




На теологической стадии лидерами являются священники, в обще­стве господствует военно-авторитарный режим. На метафизической стадии, которая отличается усилением критически мыслящего, анали­зирующего интеллекта, боги и слепые верования отвергаются, разви­ваются торговля, ремесло, мореплавание. Но падение веры приводит к ослаблению и разрыву социальных связей, что влечет за собой соци­альные кризисы и революцию. На смену разрушительной метафизи­ческой эпохе, отмеченной «анархией умов», приходит «позитивный синтез» научного знания, средоточием которого является социология. Эта наука, согласно О. Конту, призвана стать основой нового, рацио­нально организованного общества, во главе которого будут стоять уче­ные и философы.

КОНФУЦИЙ, КУН ЦЮ (551 -479 гг. до н. э.) (в литературе часто именуется Кун-цзы, «учитель Кун») - древнекитайский философ, основатель конфуцианства, крупнейший педагог своего времени. Происходил из се­мьи обедневших аристократов-чиновни­ков и военных, долгое время зарабатывал средства к существованию преподаванием четырех дисциплин: морали, языка, поли­тики и литературы. Эти предметы Конфу­ций излагал по древним книгам, состав­лявшим основу традиционного китайского образования, поэтому самого философа и его последователей называли учеными книжниками. В 50 лет Конфуций стал вы­соким придворным сановником в царстве Лу, но его карьера продолжалась недолго: он покинул службу из-за интриг и невозможности использовать на практике те взгляды на государственную деятельность, которые v него сформировались. 13 лет Конфуций путешествовал, пытаясь в иных китайских царствах реализовать свои идеи, но не нашел им приме­нения.

Источником наших знаний об учении Конфуция являются записи его бесед и высказываний, сделанные учениками и последователями. Философа более всего интересовали вопросы, связанные с умствен­ным и нравственным обликом человека. Он создал учение о благо­родном муже — идеальном человеке, развившем в себе благодаря вос­питанию, образованности, освоению культурного наследия качество «жэнь» - гуманность (любовь к людям, справедливость, верность, ис­кренность). Особое внимание философ уделял этикету- правилам благопристойного поведения человека в различных жизненных ситу­ациях. Музыку он считал самым результативным средством улучше­ния человеческой нравственности. Идеи Конфуция оказали огромное влияние на всю последующую историю государственной мысли Китая.

 

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ (Николай Кребс) (1401-1464) - мыс­литель раннего Возрождения, во многом предвосхитивший филосо­фию Нового времени. Как епископ католической церкви, кардинал и «легат по всей Германии», генеральный викарий при папе Ильи II, Н. Кузанский подчинялся требованиям средневекового порядка, но его понимание мира и человека было устремлено в будущее. Сын мо­зельского крестьянина, он изучал в Гепдельберге философию, математику и естествознание, в Падуе — право. Став церковным деятелем, стремился пре­вратить церковь в духовный центр обще­ственной жизни, мечтал об объединении всех религий в католичестве.

Свою собственно философскую и науч­ную деятельность Н. Кузанский рассмат­ривал как побочное занятие «для облегче­ния души от тяжких забот». Оставил ряд серьезных трактатов по математике, час­то привлекая математические выкладки для подтверждения своих философских идей. Его главный труд «Об ученом незна­нии» посвящен проблеме отношения Бога и мира.Для Н. Кузанского Бог — это «развернутый мир», и его познание есть дело разума, а не веры, которая постигает Бога лишь в его «свернутой» форме.

Человеческое познание подчинено закону противоположностей: перед нами либо круг, либо многоугольник. «Ученое познание» есть стремление к бесконечному, в котором все противоположности вза­имно сливаются: бесконечный многоугольник отождествляется с кру­гом. Бог есть тот максимум бесконечности, в котором сливаются все противоположности и который недоступен для рационального чело­веческого познания. Бесконечность Бога «разворачивается» как во Вселенной, так и в индивидуальном человеческом существовании. Человек в своей «завершенности» наполнен божественностью, хотя она у него и ограничена. Абсолютное слияние божественного и чело­веческого состоялось лишь во Христе. Человек тоже «бог», но не в аб­солютном смысле, он есть как бы ограничение божественного принци­па, как Космос есть ограниченный максимум. Человек — не часть целого, а новое целое, индивидуальность.

 

КЬЕРКЕГОР СЕРЕН ААБЬЕ (1813-1855) - датский философ и теолог. Был седьмым ребенком в семье. Рос в атмосфере фанатиче­ской религиозности. Учеба на теологическом факультете Копенгаген­ского университета не была плодотворной: юноша вел богемный образ жизни, послуживший причиной его глубокой депрессии. Важнейшее событие в его судьбе — знакомство с Региной Ольсен, которая впо­следствии стала героиней его философских сочинений. Большая вза­имная любовь, подготовка к свадьбе... но все закончилось неожидан­ным немотивированным разрывом. После смерти отца в обстановке полного одиночества начался период затворничества и интенсивной интеллектуальной работы. Конец жизни - полемика с официальными церковными кругами, нервное истощение и смерть. Прижизни С. Кьеркегор был никому не извест­ным писателем, объектом насмешек и из­девательств. Известность пришла к нему в XX в.

С. Кьеркегор последовательно выступал против стремления понять личность человека как момент объективного духа, часть истории. Такая позиция, считал он, «сверхлична», ибо отдает индивида во власть «анонимного всеобщего», отрицает свобо­ду, снимает личную ответственность, лишает человека возможности относиться к окружающему и самому себе с точки зрения нравствен­ного выбора. Только индивидуальный выбор, исходящий из глубин нашего Я, при полной независимости от природных и общественных связей создает подлинно личностное бытие человека.

В качестве главного признака достижения «подлинности» высту­пает страх, выражающий глубинную ситуацию «человек в мире» (в отличие от страха-боязни) и составляющий изначальную характери­стику личности. Высшим духовным обоснованием и оправданием религиозной стадии является, по мнению С. Кьеркегора, безотчетная вера в Бога. Символ этой стадии — библейский Авраам, готовый по велению Божию принести в жертву своего единственного сына Исаа­ка. К осознанию религиозного значения своей личности человека мо­жет привести только абсолютное отчаяние, другого пути к Богу не су­ществует.

 

ЛАМЕТРИ ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ (1709-1751) - французский философ. Его отец был состоятельным купцом и готовил сыну карье­ру священника, но Ж. Ламетри предпочел стать врачом. Успешно за­нимался новаторской медицинской практикой. В Париже был врачом королевской гвардии. Желание философски осмыслить свой меди­цинский опыт о зависимости души от тела побудило его написать «Трактат о душе». Книга была публично сожжена, сам Ж. Ламетри бежал в Голландию из-за угрозы ареста. Перипетии судьбы привели его в Берлин, где он стал придворным врачом и королевским чтецом Фридриха II, игравшего перед Европой роль «просвещенного госуда­ря». Умер внезапно, проверяя на себе новый способ лечения.

В знаменитых трудах «Человек-машина» и «Человек-растение» Ж. Ламетри разработал учение о душе, рассматривая человеческие способности мыслить и чувствовать как свойства самой материальной телесности. Вся психическая и духовная деятельность человека зависит, по Ж. Ла­метри, от особой организации мозга и тела, она есть результат этой организации. Че­ловек как «машина» является целостным материальным существом, многие закономерности жизнедеятельности которого имеют физиологическую и биологическую подоплеку.

Ж. Ламетри высказывал идеи эволюции живых существ, считая главными отличиями человека от растительного и животного мира больший объем присущих ему потребностей, способность мыслить, умение отличать добро от зла. Главные идеи Ж. Ламетри в области этики связаны с доказательством неотъемлемого права каждого чело­века на личное и вполне земное счастье, полнокровную жизнь, ориен­тированную на ценности настоящего.

ЛАО-ЦЗЫ («Старый учитель») (собственное имя Ли Эр) — древ­некитайский легендарный основатель даосизма; согласно преданию, родился в 604 г. до н. э., однако есть основания сомневаться в истори­ческой реальности его личности. С именем Лао-цзы принято связы­вать три основных учения даосизма:

1) учение о пути (дао), т. е. естественном законе возникновения,

развития и исчезновения всех вещей, Вселенной и человека;

2) учение о постоянном свойстве вещи, через которое способно проявиться, обнаружить себя незримое и неслы­шимое дао;

3) учение о «недеянии» (у-вэй), озна­чающее подчинение естественному процессу, жизнь в гармонии с дао, отсутствие какой-либо активности, препятствующей реализации само­произвольного порядка вещей. Идеи Лао-цзы получили развитие в творчестве Чжуан-цзы и повли­яли на формирование школ древнекитайской философской мысли.

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1646-1716) - немецкий фи­лософ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1672-1676 гг. жил в Париже.

Основа философской системы Г. Лейб­ница — учение о монадах(монадология). Монада — простая, неделимая субстанция. Монад существует бесконечное множество, они активны, нематериальны. Каждая мо­нада — самостоятельная единица бытия. Хотя ни одна монада не оказывает ника­кого воздействия на другие, тем не менее движение и развитие каждой из них нахо­дится в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «пре­дустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложен­ной Божественной волей. Монады не имеют пространственных харак­теристик, они чувственно непостижимы. Их главная способность — стремление к восприятиям.

Г. Лейбниц различал монады трех видов: монады «нижней ступе­ни» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные пред­ставления»; монады «средней ступени» способны иметь ощущения и относительно ясные представления; и, наконец, высшие монады (мо­нады-духи) наделены полноценным сознанием. Соответственно это­му тела, состоящие из монад первого рода, относятся к неживой при­роде; тела, в которых монады способны к ощущениям, составляют живой мир; человек — носитель монад, наделенных сознанием.

 

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924) - рус­ский революционный деятель, публицист, теоретик марксизма, созда­тель и первый руководитель Советского государства, лидер Россий­ской коммунистической партии (большевиков). Отец — И. Н. Ульянов, директор народных училищ Симбирской губернии, человек умеренно-либеральных взглядов. На формирова­ние мировоззренческих позиций В. И. Ленина оказали влияние демо­кратические и просветительские традиции семьи, знакомство с соци­альными противоречиями тогдашней России. В 16 лет В. И. Ленин порвал с религией. Огромное психологическое воздействие оказала на него казнь брата — народовольца Александра,который привил ему любовь и вкус к социально-экономической литературе. В конце 80-х гг. он начал изучать работы Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, за­тем К. Маркса и Ф. Энгельса и постепен­но стал убежденным марксистом. Жизнь В. И. Ленина — жизнь профессионального революционера, посвятившего себя делу социалистической революции в России и созданию партии как инструмента ее осу­ществления.

Основной философский труд В. И. Ле­нина «Материализм и эмпириокритицизм» представляет собой изло­жение и защиту основных положений диалектического и историче­ского материализма. В. И. Ленин подверг аргументированной критике некоторые направления западной философии конца XIX — начала XX вв., оценил их как реакционные, проследил их связь с традицион­но идеалистическими и агностическими доктринами Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта. Одновременно в книге рассматриваются такие по­нятия марксистской философии, как «материя», «опыт», «истина», «познание», «причинность», в частности дается определение «мате­рии» как философской категории, служащей «для обозначения объек­тивной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Идеалистические тенденции в современной ему философии В. И. Ле­нин связывал с кризисом в естествознании на рубеже веков, вызван­ным некоторыми важными открытиями, в том числе делимости атома, и становлением новой физической картины мира. При рассмотрении различных философских направлений он призывал за «гносеологиче­ской схоластикой» видеть «борьбу партий в философии».«Философ­ские тетради» (1914-1915) содержат ленинские выписки и конспекты работ многих мыслителей от древности до современников, а также его собственные замечания и наброски.

Он рассматривал диалектику как единственно правильную, под­твержденную всеми научными данными теорию развития. В. И. Ле­нин особо выделил закон единства и борьбы противоположностей, назвав его источником и «ядром» всякого развития. Он также разра­батывал идею активности познания, сформулировал «элементы диалектики». В. И. Ленин выдвинул важное положение о единстве диа­лектики, логики и теории познания в диалектическом материализме. Относительно философских идей прошлого он подчеркивал необхо­димость конкретно-исторического подхода к их оценке.

В этике В. И. Ленин считал возможным подчинение нравственных норм классовой и политической целесообразности.Во взглядах на искусство выделял прежде всего его общественное значение, считая, например, что «литературное дело должно стать частью общепроле­тарского дела». В статьях о Л. Н. Толстом глубоко проанализирована специфика художественного отражения действительности. В собствен­ных эстетических пристрастиях В. И. Ленин тяготел к критическому реализму XIX в.

Подчеркивая преемственность в развитии культуры и необходи­мость брать все лучшее из дореволюционного наследия,В. И. Ленин в то же время настаивал на беспощадной борьбе со слепым религиоз­ным фанатизмом и мракобесием церковников, вставших против совет­ской власти, с идеалистической философией, отсекая, таким образом, существенную часть этой культуры.

 

ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1831-1891) - рус­ский мыслитель, писатель, публицист, литературный критик. Извес­тен глубиной социальных предсказаний. Родился в Калужской губернии, окончил медицинский факультет Московского университета, работал врачом, был дипломатом на Крите, в Константинополе, Адриа­нополе, где написал великолепные восточ­ные повести. В 1871 г. пережил духовный кризис, за четыре года до смерти поселил­ся в Оптиной Пустыни. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре.

К. Н. Леонтьев излагал свои мысли ясно и афористически точно. В работе «Византизм и славянство» обосновал теорию цик­лов развития государств, культур, народ­ностей: первоначальная простота — цветущая сложность — вторичное смесительное упрощение.Национальные государства имеют предель­ный возраст около 1200 лет, поэтому европейские государства он счи­тал умирающими: в них нарастает усредненность быта, социальной жизни, культуры. Он первым много писал о гибельности для народов массовой культуры и в целом эгалитарного, т е. уравнительного, прогресса. Консерватизм К. И. Леонтьева («надо подморозить Россию») подразумевал стремление спасти национальную культуру и целост­ность государства, ибо, по его мнению, Россия еще не исчерпала воз­можностей цветения и силы. Красота, полагал К. Н. Леонтьев, всегда соединена с разнообразием, многоцветней, она — мерило всех, даже моральных оценок.

К. Н. Леонтьев резко отвергал либерально-прогрессистские идеи; социализм понимал как «новый феодализм уже вовсе недалекого бу­дущего», а «среднего европейца» — как «идеал и орудие всемирного разрушения».

 

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ (1729-1781) - немецкий фи­лософ-просветитель, теоретик искусства, драматург. Родился в семье лютеранского пастора; учился в Лейпциге, а затем был библиотека­рем.

История человеческого общества, по его мнению, представляет собой про­цесс медленного развития человеческо­го сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных.Г. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности. Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими фео­дальными порядками. Он быстро освобо­дился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы».

Центральное место в творческом наследии Г. Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразитель­ном искусстве. Выступая против норм классицизма, философ отстаи­вал идею демократизации героя, правдивость, естественность актеров на сцене.

 

ЛОКК ДЖОН (1632-1704) — английский философ и политиче­ский мыслитель. Его можно назвать первым философом XVIII в., ибо именно он придал философии новый облик и обозначил ее клю­чевые проблемы. Родился в семье офицера, служившего в армии О. Кромвеля. Революция дала ему возможность окончить Оксфорд­ский университет, где, невзлюбив схоластику, он предпочел занимать­ся естествознанием и медициной. Став домашним врачом и секретарем графа А. Шефтсбери, находившегося в оппозиции к восстановленному королев­скому режиму, Дж. Локк разделял как по­литические успехи, так и неудачи своего покровителя.

В период эмиграции он закончил глав­ный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». Вернув­шись на родину, Дж. Локк основал Анг­лийский банк и продолжил философские исследования. Убежденный в том, что фи­лософствовать — это значит выводить зна­ния из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор. Как бывший учитель риторики и превосходный педагог Дж. Локк умел писать и говорить ясно, красиво и убедительно; с одинаковой легкостью писал на латинском, греческом, английском языках. Как политик он оставил целостную концепцию буржуазного государствен­ного устройства, став родоначальником теории либерализма.

В центре философии Дж. Локка — теория познания, основанная на отрицании существования врожденных идей и принципов, что до­казывалось с помощью обширного историко-культурного материала. Человеческая душа лишена всяких врожденных теоретических, прак­тических нравственных понятий. Она есть «чистый лист бумаги». Лишь опыт посредством чувственного знания заполняет этот чистый лист своими письменами. Опыт же есть не что иное, как воздействие предметов окружающего мира на наши органы чувств. Основа всяко­го познания — ощущение.

Опыт может быть внешним и внутренним, т. е. обретенным путем восприятия мира либо опирающимся на собственную деятельность мысли. Идеи, возникающие из внешнего опыта, есть чувственные идеи; происходящие из опыта внутреннего — рефлексии. Весь опыт, и внешний, и внутренний, ведет к возникновению только простых идей. Для того чтобы наша душа получила общие идеи, необходимо размыш­ление. Оно, в понимании Дж. Локка, есть процесс, в котором из про­стых, полученных на основе внешнего и внутреннего опыта идей воз­никают новые идеи, непосредственно не выводимые ни из чувств, ни из рефлексии. Сюда относятся, например, такие понятия, как про­странство и время.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765) - русский ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт. Сын рыбака-помора, отправившийся пешком с попутным обозомучиться в Москву, он прошел путь от слушателя Славяно-греко-латинской ака­демии до первого русского академика в со­ставе Петербургской Академии наук. Исто­рик, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, М. В. Ломоносов охватил все отрасли просвещения. Ему принадле­жит заслуга создания первого российского университета, он сам был, как точно ска­зал А. С. Пушкин, «первым нашим универ­ситетом».

М. В. Ломоносов был гениальным уче­ным, различные учения и открытия которого (например, закон о со­хранении материи) далеко опередили его время, но не были оценены современниками. Больше всего он любил химию, и в первую очередь за то, что она «открывает завесу внутреннейшего святилища натуры». Природа, Вселенная и Человек — основные темы философской поэзии М. В. Ломоносова. Он основоположник материалистической тради­ции русской философии,под материей понимал то, из чего состоят тела, а Бог — перводвигатель и «архитектор мира».

Из методов научного познания наиболее предпочтительными счи­тал эксперимент, математику и теорию.

 

ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ (1870-1965) - русский философ. Родился в семье лесничего в Белоруссии. Разделял социа­листические и революционные идеи, но затем разочаровался в них. Изучал фило­софию в Бернском университете, потом естествознание в Петербурге. Октябрь­скую революцию не принял, ибо не видел нравственных обоснований построения нового общества, без чего неизбежны про­извол и деспотизм. Некоторое время ра­ботал в Петербургском университете, но вскоре был уволен за идеалистические воззрения, а в 1922 г. вместе с некоторыми Другими деятелями русской науки и куль­туры выслан за пределы страны. Препода-

вал в университетах Праги, Братиславы, Нью-Йорка. Умер в Париже в возрасте 94 лет. Автор книги «История русской философии» (1951).

Понимая мир как органическое целое, Н. О. Лосский в то же время защищал непреходящую множественность бытия. Идею творения он применял только к единицам бытия, которые, в свою очередь, порож­дены Абсолютом. Центральный элемент мира — универсально-мис­тически понимаемая личность.Остальное является лишь производ­ным от деятельной активности личности. При этом личность человека представляется только как высшая форма «потенциально-личностно­го» бытия природы. «Потенциальные личности, доразвившись до че­ловечности, становятся действительными личностями». Основным инструментом постижения мира, по мнению философа, служит инту­иция.

В зависимости от характера объекта в процесс его познания вклю­чается разного рода интуиция (интеллектуальная, чувственная или мистическая). Абсолют является предметом мистической интуиции, которая не может вести к ошибочным представлениям. Этика Н. О. Лосского основана на принципе нераздельности бытия и ценности. Зло есть «вторичная надстройка над добром», «все первозданное есть добро».

 

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (1469-1527) - флорентийский поли­толог, писатель, общественный деятель. Участвовал в борьбе с режимом Медичи во Флоренции. Сторонник демо­кратического республиканского строя и создания единой Италии. С 1512 г. нахо­дился под домашним арестом и в это вре­мя написал большинство произведений.

Н. Макиавелли выработал одно из пер­вых обоснований концепции буржуазного государства с позиций философии права и этики, основанных на принципах инди­видуализма. Следствием такого обоснова­ния стало признание им необходимости насилия как инструмента обуздания ца­рящего в обществе эгоизма. Подчерки­вал независимость политической деятель­ности от нравственных норм. Национальное объединение Италии связывал с установлением режима личной власти имморального госу­даря, идеал которого видел в Ч. Борджиа, известном своим цинизмом и жестокостью.

 

МАРКС КАРЛ ГЕНРИХ (1818-1883) - немецкий философ, уче­ный, революционный деятель. Родился в семье адвоката. Закончил юридический факультет Берлинского университета (1841), где изучал философию и историю. В 1841 г. защитил докторскую диссертацию па тему «Различие между на­турфилософией Демокрита и натурфило­софией Эпикура». Сотрудничал, а затем стал редактором «Рейнской газеты». В те же годы познакомился с работами Л. Фейербаха и Г. Гегеля. В 1843 г. пере­ехал в Париж, потом в Брюссель. Вместе с Ф. Энгельсом основал там «Союз комму­нистов» (1847). После поражения револю­ции 1848-1849 гг. в Германии поселился в Лондоне, где занялся изучением филосо­фии, политической экономии, истории и социалистических учений. Там написал свои главные труды. В 1864 г. при его непосредственном участии было организовано Международное товарищество рабочих (I Интернационал), которым К. Маркс руководил до 1872 г. Умер в возрасте 64 лет.

В области теории познания подытожил наработки предшествую­щих философов и на их основе сформулировал совместно с Ф. Эн­гельсом методы научного познания мира природного (диалектиче­ский материализм) и мира социального (исторический материализм).Сформулировал также требования к научному исследованию: рассмат­ривать каждое явление (природное или социальное) с точки зрения:

а) условий и причин его возникновения;

б) внутреннего источника его развития (путем вычленения и ана­лиза тех его противоположных сторон, борьба и единство кото­рых вызывают его изменение);

в) связей и взаимодействий с другими явлениями;

г) тенденций его развития с определением главной из них, ведущей, с тем чтобы прогнозировать его последующие преобразования, и некоторые другие.

В области социального познания К. Маркс стоял на позициях диа-лектико-материалистического понимания истории человеческого общества как единого, закономерного процесса, имеющего свой внут­ренний источник развития (им является диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношении) и в то же время всецело зависящего от внешних, природных условий. Он считал, что материальный базис общества составляют экономические отношения между людьми, и от них зависят, ими в конечном счете оп­ределяются, обусловливаются все другие их отношения, которые, раз­виваясь относительно самостоятельно, также, в свою очередь, влияют на этот базис.

Развивая гуманистические традиции предшествующей философии, К. Маркс в первых своих работах начал исследование проблем отчуж­дения,а в последующих трудах продолжил его, проследив те важней­шие формы, в которых осуществляется отчуждение от человека его родовой (социальной) сущности в условиях классового общества. Он выделил пять таких форм:

1) отчуждение человека от средств труда, в результате чего он ока­зывается формально свободным, а на деле — зависимым от соб­ственника этих средств;

2) отчуждение человека от продуктов его труда как принадлежащих не ему, а собственнику средств производства;

3) отчуждение человека от человека как равного ему субъекта чело­веческих отношений в силу социального, экономического и по­литического неравенства, господствующего в классово-антагони­стическом обществе;

4) отчуждение человека от подлинной культуры, вообще духовных ценностей общества, которые являются достоянием лишь гос­подствующих классов;

5) отчуждение человека от всего богатства общественных отноше­ний, над которыми он не властен и которые гнетут его, и, следова­тельно, от его родовой (человеческой, социальной) сущности.

Все эти формы отчуждения в той или иной степени характерны для подавляющей массы людей в классовом обществе и могут быть полно­стью преодолены лишь в бесклассовом коммунистическом обществе.

В дальнейшем, развивая понимание истории как взаимодействия больших масс людей (в отличие от прежних мыслителей, для которых основным объектом исследования был отдельный индивид, некий «человек вообще»), К. Маркс создал учение о классовой борьбе как движущей силе историив условиях классового общества; сформули­ровал основные моменты учения о государстве. Полагая, что господ­ствующие классы добровольно никогда власть угнетенным классам не отдадут, К. Маркс разработал теорию социальной (социалистической) революции. Исходя из этого, он заложил основы теории коммунизма, сформулировал главные принципы нового общественного строя и подчеркнул, что каждый народ изберет свой путь к построению ком­мунистического общества, но первыми к нему придут индустриально развитые страны.

МОНОМАХ ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ (1053-1125) - рус­ский политический и общественный деятель, получивший свое прозви­ ще по матери — дочери византийского импе­ратора Константина Мономаха, князь Чер­ниговский, Переяславский, в 1113-1125 гг. великий князь Киевский. Он был одним изсамых образованных и талантливых ки­евских князей. На период его княжения приходится время значительного усиления Руси.

Владимир Мономах отстаивал идею един­ства Русской земли, подчинения младших князей старшим, наследования сыновьями владений своих отцов, был противником междукняжеских распрей. Всю жизнь он провел в борьбе с половцами, законода­тельным путем смягчил положение низов, покровительствовал духо­венству, поощрял летописание и литературную деятельность.

Одним из замечательных памятников ранней русской этической литературы было «Поучение» Владимира Мономаха детям, написан­ное им на склоне лет. Жанр поучения детям был широко распростра­нен в древней и средневековой литературе и известен на Руси по «Из­борнику» (1076)— сборнику различных сочинений. В «Поучении», редком для средневековой литературы образце светского сочинения, Мономах раскрыл проблемы общественные, государственные и глу­боко личные. Он обличал «беззаконника», угнетающего нищих и убо­гих, осуждал «затворничество», «самоистязание» и призывал творить Добро, иметь душу чистую и непорочную, язык воздержанный, ум сми­ренный. Трудолюбие, честность, прямота, гостеприимство, почитание старших — таковы добродетели, которые надлежит в себе постоянно взращивать.

Высшей ценностью Мономах считал знание («Что умеете хороше­го, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран»). Продолжа­тель дела Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, Мономах постоянно отстаивал единство действий в борьбе с княжескими усо­бицами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.