КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендуемые первоисточники для написания докладов 3 страница
На теологической стадии лидерами являются священники, в обществе господствует военно-авторитарный режим. На метафизической стадии, которая отличается усилением критически мыслящего, анализирующего интеллекта, боги и слепые верования отвергаются, развиваются торговля, ремесло, мореплавание. Но падение веры приводит к ослаблению и разрыву социальных связей, что влечет за собой социальные кризисы и революцию. На смену разрушительной метафизической эпохе, отмеченной «анархией умов», приходит «позитивный синтез» научного знания, средоточием которого является социология. Эта наука, согласно О. Конту, призвана стать основой нового, рационально организованного общества, во главе которого будут стоять ученые и философы. КОНФУЦИЙ, КУН ЦЮ (551 -479 гг. до н. э.) (в литературе часто именуется Кун-цзы, «учитель Кун») - древнекитайский философ, основатель конфуцианства, крупнейший педагог своего времени. Происходил из семьи обедневших аристократов-чиновников и военных, долгое время зарабатывал средства к существованию преподаванием четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы. Эти предметы Конфуций излагал по древним книгам, составлявшим основу традиционного китайского образования, поэтому самого философа и его последователей называли учеными книжниками. В 50 лет Конфуций стал высоким придворным сановником в царстве Лу, но его карьера продолжалась недолго: он покинул службу из-за интриг и невозможности использовать на практике те взгляды на государственную деятельность, которые v него сформировались. 13 лет Конфуций путешествовал, пытаясь в иных китайских царствах реализовать свои идеи, но не нашел им применения.
Источником наших знаний об учении Конфуция являются записи его бесед и высказываний, сделанные учениками и последователями. Философа более всего интересовали вопросы, связанные с умственным и нравственным обликом человека. Он создал учение о благородном муже — идеальном человеке, развившем в себе благодаря воспитанию, образованности, освоению культурного наследия качество «жэнь» - гуманность (любовь к людям, справедливость, верность, искренность). Особое внимание философ уделял этикету- правилам благопристойного поведения человека в различных жизненных ситуациях. Музыку он считал самым результативным средством улучшения человеческой нравственности. Идеи Конфуция оказали огромное влияние на всю последующую историю государственной мысли Китая.
КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ (Николай Кребс) (1401-1464) - мыслитель раннего Возрождения, во многом предвосхитивший философию Нового времени. Как епископ католической церкви, кардинал и «легат по всей Германии», генеральный викарий при папе Ильи II, Н. Кузанский подчинялся требованиям средневекового порядка, но его понимание мира и человека было устремлено в будущее. Сын мозельского крестьянина, он изучал в Гепдельберге философию, математику и естествознание, в Падуе — право. Став церковным деятелем, стремился превратить церковь в духовный центр общественной жизни, мечтал об объединении всех религий в католичестве. Свою собственно философскую и научную деятельность Н. Кузанский рассматривал как побочное занятие «для облегчения души от тяжких забот». Оставил ряд серьезных трактатов по математике, часто привлекая математические выкладки для подтверждения своих философских идей. Его главный труд «Об ученом незнании» посвящен проблеме отношения Бога и мира.Для Н. Кузанского Бог — это «развернутый мир», и его познание есть дело разума, а не веры, которая постигает Бога лишь в его «свернутой» форме.
Человеческое познание подчинено закону противоположностей: перед нами либо круг, либо многоугольник. «Ученое познание» есть стремление к бесконечному, в котором все противоположности взаимно сливаются: бесконечный многоугольник отождествляется с кругом. Бог есть тот максимум бесконечности, в котором сливаются все противоположности и который недоступен для рационального человеческого познания. Бесконечность Бога «разворачивается» как во Вселенной, так и в индивидуальном человеческом существовании. Человек в своей «завершенности» наполнен божественностью, хотя она у него и ограничена. Абсолютное слияние божественного и человеческого состоялось лишь во Христе. Человек тоже «бог», но не в абсолютном смысле, он есть как бы ограничение божественного принципа, как Космос есть ограниченный максимум. Человек — не часть целого, а новое целое, индивидуальность.
КЬЕРКЕГОР СЕРЕН ААБЬЕ (1813-1855) - датский философ и теолог. Был седьмым ребенком в семье. Рос в атмосфере фанатической религиозности. Учеба на теологическом факультете Копенгагенского университета не была плодотворной: юноша вел богемный образ жизни, послуживший причиной его глубокой депрессии. Важнейшее событие в его судьбе — знакомство с Региной Ольсен, которая впоследствии стала героиней его философских сочинений. Большая взаимная любовь, подготовка к свадьбе... но все закончилось неожиданным немотивированным разрывом. После смерти отца в обстановке полного одиночества начался период затворничества и интенсивной интеллектуальной работы. Конец жизни - полемика с официальными церковными кругами, нервное истощение и смерть. Прижизни С. Кьеркегор был никому не известным писателем, объектом насмешек и издевательств. Известность пришла к нему в XX в. С. Кьеркегор последовательно выступал против стремления понять личность человека как момент объективного духа, часть истории. Такая позиция, считал он, «сверхлична», ибо отдает индивида во власть «анонимного всеобщего», отрицает свободу, снимает личную ответственность, лишает человека возможности относиться к окружающему и самому себе с точки зрения нравственного выбора. Только индивидуальный выбор, исходящий из глубин нашего Я, при полной независимости от природных и общественных связей создает подлинно личностное бытие человека.
В качестве главного признака достижения «подлинности» выступает страх, выражающий глубинную ситуацию «человек в мире» (в отличие от страха-боязни) и составляющий изначальную характеристику личности. Высшим духовным обоснованием и оправданием религиозной стадии является, по мнению С. Кьеркегора, безотчетная вера в Бога. Символ этой стадии — библейский Авраам, готовый по велению Божию принести в жертву своего единственного сына Исаака. К осознанию религиозного значения своей личности человека может привести только абсолютное отчаяние, другого пути к Богу не существует.
ЛАМЕТРИ ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ (1709-1751) - французский философ. Его отец был состоятельным купцом и готовил сыну карьеру священника, но Ж. Ламетри предпочел стать врачом. Успешно занимался новаторской медицинской практикой. В Париже был врачом королевской гвардии. Желание философски осмыслить свой медицинский опыт о зависимости души от тела побудило его написать «Трактат о душе». Книга была публично сожжена, сам Ж. Ламетри бежал в Голландию из-за угрозы ареста. Перипетии судьбы привели его в Берлин, где он стал придворным врачом и королевским чтецом Фридриха II, игравшего перед Европой роль «просвещенного государя». Умер внезапно, проверяя на себе новый способ лечения. В знаменитых трудах «Человек-машина» и «Человек-растение» Ж. Ламетри разработал учение о душе, рассматривая человеческие способности мыслить и чувствовать как свойства самой материальной телесности. Вся психическая и духовная деятельность человека зависит, по Ж. Ламетри, от особой организации мозга и тела, она есть результат этой организации. Человек как «машина» является целостным материальным существом, многие закономерности жизнедеятельности которого имеют физиологическую и биологическую подоплеку. Ж. Ламетри высказывал идеи эволюции живых существ, считая главными отличиями человека от растительного и животного мира больший объем присущих ему потребностей, способность мыслить, умение отличать добро от зла. Главные идеи Ж. Ламетри в области этики связаны с доказательством неотъемлемого права каждого человека на личное и вполне земное счастье, полнокровную жизнь, ориентированную на ценности настоящего.
ЛАО-ЦЗЫ («Старый учитель») (собственное имя Ли Эр) — древнекитайский легендарный основатель даосизма; согласно преданию, родился в 604 г. до н. э., однако есть основания сомневаться в исторической реальности его личности. С именем Лао-цзы принято связывать три основных учения даосизма: 1) учение о пути (дао), т. е. естественном законе возникновения, развития и исчезновения всех вещей, Вселенной и человека; 2) учение о постоянном свойстве вещи, через которое способно проявиться, обнаружить себя незримое и неслышимое дао; 3) учение о «недеянии» (у-вэй), означающее подчинение естественному процессу, жизнь в гармонии с дао, отсутствие какой-либо активности, препятствующей реализации самопроизвольного порядка вещей. Идеи Лао-цзы получили развитие в творчестве Чжуан-цзы и повлияли на формирование школ древнекитайской философской мысли. ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1646-1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1672-1676 гг. жил в Париже. Основа философской системы Г. Лейбница — учение о монадах(монадология). Монада — простая, неделимая субстанция. Монад существует бесконечное множество, они активны, нематериальны. Каждая монада — самостоятельная единица бытия. Хотя ни одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем не менее движение и развитие каждой из них находится в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной Божественной волей. Монады не имеют пространственных характеристик, они чувственно непостижимы. Их главная способность — стремление к восприятиям. Г. Лейбниц различал монады трех видов: монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления»; монады «средней ступени» способны иметь ощущения и относительно ясные представления; и, наконец, высшие монады (монады-духи) наделены полноценным сознанием. Соответственно этому тела, состоящие из монад первого рода, относятся к неживой природе; тела, в которых монады способны к ощущениям, составляют живой мир; человек — носитель монад, наделенных сознанием.
ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924) - русский революционный деятель, публицист, теоретик марксизма, создатель и первый руководитель Советского государства, лидер Российской коммунистической партии (большевиков). Отец — И. Н. Ульянов, директор народных училищ Симбирской губернии, человек умеренно-либеральных взглядов. На формирование мировоззренческих позиций В. И. Ленина оказали влияние демократические и просветительские традиции семьи, знакомство с социальными противоречиями тогдашней России. В 16 лет В. И. Ленин порвал с религией. Огромное психологическое воздействие оказала на него казнь брата — народовольца Александра,который привил ему любовь и вкус к социально-экономической литературе. В конце 80-х гг. он начал изучать работы Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, затем К. Маркса и Ф. Энгельса и постепенно стал убежденным марксистом. Жизнь В. И. Ленина — жизнь профессионального революционера, посвятившего себя делу социалистической революции в России и созданию партии как инструмента ее осуществления. Основной философский труд В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» представляет собой изложение и защиту основных положений диалектического и исторического материализма. В. И. Ленин подверг аргументированной критике некоторые направления западной философии конца XIX — начала XX вв., оценил их как реакционные, проследил их связь с традиционно идеалистическими и агностическими доктринами Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта. Одновременно в книге рассматриваются такие понятия марксистской философии, как «материя», «опыт», «истина», «познание», «причинность», в частности дается определение «материи» как философской категории, служащей «для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Идеалистические тенденции в современной ему философии В. И. Ленин связывал с кризисом в естествознании на рубеже веков, вызванным некоторыми важными открытиями, в том числе делимости атома, и становлением новой физической картины мира. При рассмотрении различных философских направлений он призывал за «гносеологической схоластикой» видеть «борьбу партий в философии».«Философские тетради» (1914-1915) содержат ленинские выписки и конспекты работ многих мыслителей от древности до современников, а также его собственные замечания и наброски. Он рассматривал диалектику как единственно правильную, подтвержденную всеми научными данными теорию развития. В. И. Ленин особо выделил закон единства и борьбы противоположностей, назвав его источником и «ядром» всякого развития. Он также разрабатывал идею активности познания, сформулировал «элементы диалектики». В. И. Ленин выдвинул важное положение о единстве диалектики, логики и теории познания в диалектическом материализме. Относительно философских идей прошлого он подчеркивал необходимость конкретно-исторического подхода к их оценке. В этике В. И. Ленин считал возможным подчинение нравственных норм классовой и политической целесообразности.Во взглядах на искусство выделял прежде всего его общественное значение, считая, например, что «литературное дело должно стать частью общепролетарского дела». В статьях о Л. Н. Толстом глубоко проанализирована специфика художественного отражения действительности. В собственных эстетических пристрастиях В. И. Ленин тяготел к критическому реализму XIX в. Подчеркивая преемственность в развитии культуры и необходимость брать все лучшее из дореволюционного наследия,В. И. Ленин в то же время настаивал на беспощадной борьбе со слепым религиозным фанатизмом и мракобесием церковников, вставших против советской власти, с идеалистической философией, отсекая, таким образом, существенную часть этой культуры.
ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1831-1891) - русский мыслитель, писатель, публицист, литературный критик. Известен глубиной социальных предсказаний. Родился в Калужской губернии, окончил медицинский факультет Московского университета, работал врачом, был дипломатом на Крите, в Константинополе, Адрианополе, где написал великолепные восточные повести. В 1871 г. пережил духовный кризис, за четыре года до смерти поселился в Оптиной Пустыни. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре. К. Н. Леонтьев излагал свои мысли ясно и афористически точно. В работе «Византизм и славянство» обосновал теорию циклов развития государств, культур, народностей: первоначальная простота — цветущая сложность — вторичное смесительное упрощение.Национальные государства имеют предельный возраст около 1200 лет, поэтому европейские государства он считал умирающими: в них нарастает усредненность быта, социальной жизни, культуры. Он первым много писал о гибельности для народов массовой культуры и в целом эгалитарного, т е. уравнительного, прогресса. Консерватизм К. И. Леонтьева («надо подморозить Россию») подразумевал стремление спасти национальную культуру и целостность государства, ибо, по его мнению, Россия еще не исчерпала возможностей цветения и силы. Красота, полагал К. Н. Леонтьев, всегда соединена с разнообразием, многоцветней, она — мерило всех, даже моральных оценок. К. Н. Леонтьев резко отвергал либерально-прогрессистские идеи; социализм понимал как «новый феодализм уже вовсе недалекого будущего», а «среднего европейца» — как «идеал и орудие всемирного разрушения».
ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ (1729-1781) - немецкий философ-просветитель, теоретик искусства, драматург. Родился в семье лютеранского пастора; учился в Лейпциге, а затем был библиотекарем. История человеческого общества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных.Г. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности. Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быстро освободился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы». Центральное место в творческом наследии Г. Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Выступая против норм классицизма, философ отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актеров на сцене.
ЛОКК ДЖОН (1632-1704) — английский философ и политический мыслитель. Его можно назвать первым философом XVIII в., ибо именно он придал философии новый облик и обозначил ее ключевые проблемы. Родился в семье офицера, служившего в армии О. Кромвеля. Революция дала ему возможность окончить Оксфордский университет, где, невзлюбив схоластику, он предпочел заниматься естествознанием и медициной. Став домашним врачом и секретарем графа А. Шефтсбери, находившегося в оппозиции к восстановленному королевскому режиму, Дж. Локк разделял как политические успехи, так и неудачи своего покровителя. В период эмиграции он закончил главный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». Вернувшись на родину, Дж. Локк основал Английский банк и продолжил философские исследования. Убежденный в том, что философствовать — это значит выводить знания из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор. Как бывший учитель риторики и превосходный педагог Дж. Локк умел писать и говорить ясно, красиво и убедительно; с одинаковой легкостью писал на латинском, греческом, английском языках. Как политик он оставил целостную концепцию буржуазного государственного устройства, став родоначальником теории либерализма. В центре философии Дж. Локка — теория познания, основанная на отрицании существования врожденных идей и принципов, что доказывалось с помощью обширного историко-культурного материала. Человеческая душа лишена всяких врожденных теоретических, практических нравственных понятий. Она есть «чистый лист бумаги». Лишь опыт посредством чувственного знания заполняет этот чистый лист своими письменами. Опыт же есть не что иное, как воздействие предметов окружающего мира на наши органы чувств. Основа всякого познания — ощущение. Опыт может быть внешним и внутренним, т. е. обретенным путем восприятия мира либо опирающимся на собственную деятельность мысли. Идеи, возникающие из внешнего опыта, есть чувственные идеи; происходящие из опыта внутреннего — рефлексии. Весь опыт, и внешний, и внутренний, ведет к возникновению только простых идей. Для того чтобы наша душа получила общие идеи, необходимо размышление. Оно, в понимании Дж. Локка, есть процесс, в котором из простых, полученных на основе внешнего и внутреннего опыта идей возникают новые идеи, непосредственно не выводимые ни из чувств, ни из рефлексии. Сюда относятся, например, такие понятия, как пространство и время. ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765) - русский ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт. Сын рыбака-помора, отправившийся пешком с попутным обозомучиться в Москву, он прошел путь от слушателя Славяно-греко-латинской академии до первого русского академика в составе Петербургской Академии наук. Историк, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, М. В. Ломоносов охватил все отрасли просвещения. Ему принадлежит заслуга создания первого российского университета, он сам был, как точно сказал А. С. Пушкин, «первым нашим университетом». М. В. Ломоносов был гениальным ученым, различные учения и открытия которого (например, закон о сохранении материи) далеко опередили его время, но не были оценены современниками. Больше всего он любил химию, и в первую очередь за то, что она «открывает завесу внутреннейшего святилища натуры». Природа, Вселенная и Человек — основные темы философской поэзии М. В. Ломоносова. Он основоположник материалистической традиции русской философии,под материей понимал то, из чего состоят тела, а Бог — перводвигатель и «архитектор мира». Из методов научного познания наиболее предпочтительными считал эксперимент, математику и теорию.
ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ (1870-1965) - русский философ. Родился в семье лесничего в Белоруссии. Разделял социалистические и революционные идеи, но затем разочаровался в них. Изучал философию в Бернском университете, потом естествознание в Петербурге. Октябрьскую революцию не принял, ибо не видел нравственных обоснований построения нового общества, без чего неизбежны произвол и деспотизм. Некоторое время работал в Петербургском университете, но вскоре был уволен за идеалистические воззрения, а в 1922 г. вместе с некоторыми Другими деятелями русской науки и культуры выслан за пределы страны. Препода- вал в университетах Праги, Братиславы, Нью-Йорка. Умер в Париже в возрасте 94 лет. Автор книги «История русской философии» (1951). Понимая мир как органическое целое, Н. О. Лосский в то же время защищал непреходящую множественность бытия. Идею творения он применял только к единицам бытия, которые, в свою очередь, порождены Абсолютом. Центральный элемент мира — универсально-мистически понимаемая личность.Остальное является лишь производным от деятельной активности личности. При этом личность человека представляется только как высшая форма «потенциально-личностного» бытия природы. «Потенциальные личности, доразвившись до человечности, становятся действительными личностями». Основным инструментом постижения мира, по мнению философа, служит интуиция. В зависимости от характера объекта в процесс его познания включается разного рода интуиция (интеллектуальная, чувственная или мистическая). Абсолют является предметом мистической интуиции, которая не может вести к ошибочным представлениям. Этика Н. О. Лосского основана на принципе нераздельности бытия и ценности. Зло есть «вторичная надстройка над добром», «все первозданное есть добро».
МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (1469-1527) - флорентийский политолог, писатель, общественный деятель. Участвовал в борьбе с режимом Медичи во Флоренции. Сторонник демократического республиканского строя и создания единой Италии. С 1512 г. находился под домашним арестом и в это время написал большинство произведений. Н. Макиавелли выработал одно из первых обоснований концепции буржуазного государства с позиций философии права и этики, основанных на принципах индивидуализма. Следствием такого обоснования стало признание им необходимости насилия как инструмента обуздания царящего в обществе эгоизма. Подчеркивал независимость политической деятельности от нравственных норм. Национальное объединение Италии связывал с установлением режима личной власти имморального государя, идеал которого видел в Ч. Борджиа, известном своим цинизмом и жестокостью.
МАРКС КАРЛ ГЕНРИХ (1818-1883) - немецкий философ, ученый, революционный деятель. Родился в семье адвоката. Закончил юридический факультет Берлинского университета (1841), где изучал философию и историю. В 1841 г. защитил докторскую диссертацию па тему «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Сотрудничал, а затем стал редактором «Рейнской газеты». В те же годы познакомился с работами Л. Фейербаха и Г. Гегеля. В 1843 г. переехал в Париж, потом в Брюссель. Вместе с Ф. Энгельсом основал там «Союз коммунистов» (1847). После поражения революции 1848-1849 гг. в Германии поселился в Лондоне, где занялся изучением философии, политической экономии, истории и социалистических учений. Там написал свои главные труды. В 1864 г. при его непосредственном участии было организовано Международное товарищество рабочих (I Интернационал), которым К. Маркс руководил до 1872 г. Умер в возрасте 64 лет. В области теории познания подытожил наработки предшествующих философов и на их основе сформулировал совместно с Ф. Энгельсом методы научного познания мира природного (диалектический материализм) и мира социального (исторический материализм).Сформулировал также требования к научному исследованию: рассматривать каждое явление (природное или социальное) с точки зрения: а) условий и причин его возникновения; б) внутреннего источника его развития (путем вычленения и анализа тех его противоположных сторон, борьба и единство которых вызывают его изменение); в) связей и взаимодействий с другими явлениями; г) тенденций его развития с определением главной из них, ведущей, с тем чтобы прогнозировать его последующие преобразования, и некоторые другие. В области социального познания К. Маркс стоял на позициях диа-лектико-материалистического понимания истории человеческого общества как единого, закономерного процесса, имеющего свой внутренний источник развития (им является диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношении) и в то же время всецело зависящего от внешних, природных условий. Он считал, что материальный базис общества составляют экономические отношения между людьми, и от них зависят, ими в конечном счете определяются, обусловливаются все другие их отношения, которые, развиваясь относительно самостоятельно, также, в свою очередь, влияют на этот базис. Развивая гуманистические традиции предшествующей философии, К. Маркс в первых своих работах начал исследование проблем отчуждения,а в последующих трудах продолжил его, проследив те важнейшие формы, в которых осуществляется отчуждение от человека его родовой (социальной) сущности в условиях классового общества. Он выделил пять таких форм: 1) отчуждение человека от средств труда, в результате чего он оказывается формально свободным, а на деле — зависимым от собственника этих средств; 2) отчуждение человека от продуктов его труда как принадлежащих не ему, а собственнику средств производства; 3) отчуждение человека от человека как равного ему субъекта человеческих отношений в силу социального, экономического и политического неравенства, господствующего в классово-антагонистическом обществе; 4) отчуждение человека от подлинной культуры, вообще духовных ценностей общества, которые являются достоянием лишь господствующих классов; 5) отчуждение человека от всего богатства общественных отношений, над которыми он не властен и которые гнетут его, и, следовательно, от его родовой (человеческой, социальной) сущности. Все эти формы отчуждения в той или иной степени характерны для подавляющей массы людей в классовом обществе и могут быть полностью преодолены лишь в бесклассовом коммунистическом обществе. В дальнейшем, развивая понимание истории как взаимодействия больших масс людей (в отличие от прежних мыслителей, для которых основным объектом исследования был отдельный индивид, некий «человек вообще»), К. Маркс создал учение о классовой борьбе как движущей силе историив условиях классового общества; сформулировал основные моменты учения о государстве. Полагая, что господствующие классы добровольно никогда власть угнетенным классам не отдадут, К. Маркс разработал теорию социальной (социалистической) революции. Исходя из этого, он заложил основы теории коммунизма, сформулировал главные принципы нового общественного строя и подчеркнул, что каждый народ изберет свой путь к построению коммунистического общества, но первыми к нему придут индустриально развитые страны. МОНОМАХ ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ (1053-1125) - русский политический и общественный деятель, получивший свое прозви ще по матери — дочери византийского императора Константина Мономаха, князь Черниговский, Переяславский, в 1113-1125 гг. великий князь Киевский. Он был одним изсамых образованных и талантливых киевских князей. На период его княжения приходится время значительного усиления Руси. Владимир Мономах отстаивал идею единства Русской земли, подчинения младших князей старшим, наследования сыновьями владений своих отцов, был противником междукняжеских распрей. Всю жизнь он провел в борьбе с половцами, законодательным путем смягчил положение низов, покровительствовал духовенству, поощрял летописание и литературную деятельность. Одним из замечательных памятников ранней русской этической литературы было «Поучение» Владимира Мономаха детям, написанное им на склоне лет. Жанр поучения детям был широко распространен в древней и средневековой литературе и известен на Руси по «Изборнику» (1076)— сборнику различных сочинений. В «Поучении», редком для средневековой литературы образце светского сочинения, Мономах раскрыл проблемы общественные, государственные и глубоко личные. Он обличал «беззаконника», угнетающего нищих и убогих, осуждал «затворничество», «самоистязание» и призывал творить Добро, иметь душу чистую и непорочную, язык воздержанный, ум смиренный. Трудолюбие, честность, прямота, гостеприимство, почитание старших — таковы добродетели, которые надлежит в себе постоянно взращивать. Высшей ценностью Мономах считал знание («Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран»). Продолжатель дела Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, Мономах постоянно отстаивал единство действий в борьбе с княжескими усобицами.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |