КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика взаимоотношений со сверстниками в детском саду
Для выявления взаимоотношений со сверстниками применяют 2 группы методик. - Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (различные модификации социометрического метода Дж.Морено для детей – Я.Л. Коломинский, Т.А. Репнина, Р.К. Терещук) и беседы с детьми. - Методики косвенной оценки межличностных отношений. Делятся на 3 категории: а) наблюдение реальной ситуации; б) символическое моделирование реальной ситуации; в) проективные техники (методики «Два дома», «Игровая комната», Цветовой тест отношений и др.). Для изучения состояния первичных социальных эмоций представляется необходимым использовать следующие методы: 1. Наблюдение за взаимодействиями и взаимоотношениями детей. 2. Социометрический эксперимент, в основу которого положен «выбор в действии» Я. Л. Коломинского. 3. Проективные методы (рисуночная методика «Я и мой друг», Метод цветовых выборов, Цветовой тест отношений, адаптированные методика эмоционально-цветовой. аналогии А. Лутошкина и тест Long, Ziller и Henderson на выявление «социального Я»). Экспериментальное исследование может состоять из 3-х серий. 1 серия может быть направлена на определение наличия потребности в общении и социальных мотивов поведения. Применяются методы наблюдения и проективные методики. Наблюдение за объединениями детей в процессе свободной деятельности и игр проводится в течение нескольких месяцев. В протоколе фиксируется интенсивность общения, деловая или личностная направленность, эмоциональный фон и содержание детских контактов (предметные и игровые действия, речевые высказывания). О наличии потребности в общении со сверстником свидетельствуют следующие признаки:
- проявление внимания и интереса к другому ребенку; - эмоциональное отношение к нему; - инициативные действия, направленные на установление социального контакта с ровесником; - чувствительность к отношению и обращению другого ребенка. О сформированности простейших социальных мотивов поведения говорит стремление ребенка сделать нечто полезное для удовлетворения нужд окружающих детей. Проективные техники включают рисуночную методику «Я и мой друг» и Цветовой тест отношений. Рисуночная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями («Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)»). Выбор карандашей не ограничивается. Рисунок анализируется со следующих позиций: 1) выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый — ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый — негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета; 2) старательность рисования; 3) отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит» и т. п.); 4) выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей (прорисовка рук, выражение лиц, расстояние и барьеры между персонажами, порядок изображения, величина фигур и т. д.). Цветовой тест отношений состоит в предъявлении ребенку 8 цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и определении степени привлекательности каждого («Покажи самый хороший»). Выбранный цвет убирается из поля зрения ребенка и ему предлагается выбрать наиболее приятный из оставшихся семи, шести и пяти цветов. Затем предлагается выбрать «самый плохой» из четырех, трех и двух оставшихся эталонов. На основе полученных данных составляется ряд цветовых предпочтений (наиболее привлекательный цвет получает 8 баллов, наименее - 1 балл), который интерпретируется впоследствии по методик цветовых выборов. Затем экспериментатор показывает желтый эталон: «Это я. Покажи, где тут ты» (указательный жест на цветовые эталоны и обводящее движение занимаемого ими пространства). После этого испытуемому зачитывается по именам (в случае необходимости — с добавлением фамилии) список членов группы, а он должен присвоить каждому ребенку свой цвет и показать эталон (например: «Катя Иванова. Покажи, где Катя»).
Принцип анализа прост: чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении к тому или иному человеку, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый человек ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги при составлении ряда цветовых предпочтений. Всех сверстников по результатам анализа можно разделить на 4 группы: 1-2 балла — низкая эмоциональная привлекательность (ЭП); 3-4 балла — средняя ЭП; 5-6 баллов — высокая ЭП; 7-8 баллов — очень высокая ЭП. Диагностически значимым является не только ранг цвета, но и сам цвет. Так, ассоциация с красным указывает на активность, импульсивность, иногда — агрессивность сверстника, с зеленым — на отношения опеки или диктата со стороны ровесника, с серым — на непонимание, отгороженность или безразличие к нему и т. д. 2 серия эксперимента может быть направлена на определение наличия эмоциональной децентрации. Она предполагает существование эмоционального образа Другого в структуре сознания индивида. Эмоциональными называют образы, составляющие которых имеют особую значимость для субъекта и отмечены ярко выраженным личностным отношением. Используются методики: периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений за ребенком (8-16 наблюдений по 15 минут), Цветовой тест отношений, тест на выявление «социального Я» («The Self Social Symbols Tasks» Long, Ziller, Henderson). В наблюдении представляется возможность проанализировать оперирование образом сверстника в процессе фазы направленности на партнера, фазы психического отражения, информирования и приема ответной информации и фазы отключения от контакта. Методика проведения Цветового теста отношений отличается тем, что ребенку уже не зачитывается список членов группы, а предлагается вспомнить их самому.
Объектом анализа является, во-первых, соотношение ранга цветового самообозначения ребенка и цвета, с которым acсоциируется сверстник, во-вторых, совпадения цвета самообозначения и цвета обозначения другого ребенка. По первому параметру всю группу испытуемых можно разделить на 3 подгруппы: «Я + Он —» («Я лучше»): когда ранг цвета самообозначения превышает ранг цвета сверстника (больше, чем на 2 балла); «Я = Он» («Я как он»): когда ранг цвета самообозначения тот же, что и у ровесника (± 1 балл); «Я — Он +» («Я хуже»): когда ранг цвета самообозначения ниже ранга цвета, присвоенного другому (ниже, чем на 2 балла). Второй параметр — сходство цвета самообозначения — указывает на эмоционально значимый признак, по которому происходит идентификация (например, красный: «Я тоже дерусь»). Адаптированная методика «The Self Social Symbols Tasks» (Long В.) позволяет соотнести эмоциональный образ значимого сверстника с реальным поведением того или иного ребенка (из наблюдений). Испытуемому предлагается «поселить» себя и предпочитаемых сверстников в красивый дом (9 комнат, 3 этажа). Центральное окно (комната) «принадлежит» самому ребенку. Игровое задание дается в следующем виде: «Это твой дом. Посмотри, какой красивый! Ты будешь жить здесь (указательный на центральное окошко). Кого из группы ты хочешь поселить свой дом? Покажи, где он будет жить». Принцип анализа методики основан на том, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других (испытуемый накладывал их на окошки дома), может быть интерпретирована как психологическая дистанция: - движение относительно ребенка по горизонтали — как переживаемая ценность Другого; - движение по вертикали — как переживаемая «сила» Другого; - один уровень по горизонтали с ребенком — идентификация по занимаемым позициям в контакте (по равной «силе» себя и Другого); - один уровень по вертикали — идентификация по равной «ценности» себя и Другого.
3-я серия эксперимента может быть направлена на определение степени сформированности социальных эмоций и их влияние на поведение ребенка. Анализ результатов наблюдения проводится по следующей схеме. 1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему. 2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.). 3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, в чем это выражается и в каких ситуациях. 4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях и как на это реагирует. 5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота. 6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно или неадекватно, т. е. завидует успеху другого, радуется его неудаче и т. д.)
Социометрический эксперимент проводится по методике Т.А.Репиной «Секрет», в основу которой положен «выбор в действии» Я. Л. Коломинского. Ребенку предлагается одарить 3-х наиболее предпочитаемых сверстников и высказать предположение, от кого он ждет подарок. Последнее необходимо для выяснения осознанности ребенком своего положения группе и отношения товарищей. Для анализа используются следующие параметры. 1. Социометрический статус детей группы: т= Р: N-1 (для детей с нарушениями интеллекта применяется другая формула: т= Р:5* (N+1)) где т — статус испытуемого, Р — сумма полученных им выборов, N — число членов группы. 2. Коэффициент осознанности своего положения в группе: КО = Ро: Рх*100% где Ро — число оправдавшихся выборов, Рх — число ожидаемых выборов. 3. Коэффициент удовлетворенности отношениями КУ=М1: М* 100%' Где М 1 — количество взаимных выборов, сделанных испытуемым; М — количество сделанных им выборов. 4. Показатель эмоциональной сплоченности группы: С=Nв: N(N-1)*100% где Nв — количество взаимных выборов в группе, N — количество участников группы; N(N - 1) — общее возможное число взаимных выборов в группе. Тест «молодого» воспитателя ДОУ Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста: 1. Поступление на работу в детский сад: A) Не ищи зайца в бору: на опушке сидит. Б) Ехал к вам, да заехал к нам. B) Попался, как ворона в суп. 2. Посвящение в должность воспитателя: A) Посла не секут, не рубят, а только жалуют. Б) Летать летаю, а сесть не дают. B) Напишешь пером, что не вывезешь волом. 3. Первый самостоятельный опыт работы: A) Прежде веку не помрешь. Б) Его пошли, да и сам за ним иди. B) Как ступил, так и по уши в воду. 4. Отношение к наставничеству более опытных педагогов: A) Наука учит только умного. Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти. B) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы подослал. 5. Проведение занятий с детьми: A) Не бьет стрела татарина. Б) Учи других — и сам поймешь. B) Ехала кума неведомо куда. 6. Проведение режимных моментов: A) День в день, топор в пень. Б) Жив, жив Курилка... B) Что ни хвать, то ерш да еж. 7. Родительские собрания: A) Не трудно сделать, да трудно задумать. Б) Первый блин комом. B) Жаловался всем, да никто не слушает. 8. Участие в педагогических советах ДОУ: A) Живет и эта песня для почину. Б) Стрелял в воробья, а попал в журавля. B) Фасон дороже приклада. 9. Конец учебного года: A) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. Б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают. B) Вечер плач, а заутре радость. Ключ к тесту: Если у Вас преобладают ответы; типа А — у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким Вы могли бы стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже сейчас учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности типа Б — у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны — и Вы увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности; типа В — у Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя — педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется. Тест «опытного» воспитателя Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей Деятельности: Содержание работы педагога-психолога 1. Воспитатель детского сада — это... A) Добрая лошадка все свезет. Б) Без матки пчелки — пропащие детки. B) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены. 2. Педагогический коллектив — это... A) В мире, что в море. Б) У одной овечки да семь пастухов. B) Склеенная посуда два века живет. 3. Обучать детей — значит... A) Что посеешь — то и пожнешь. Б) Была бы нитка, дойдем и до клубка. B) В дорогу идти — пятеры лапти сплести. 4. Воспитывать детей — значит... A) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет. Б) Перемелется — все мука будет. B) Наказом воевода крепок. 5. Развивать детей — значит... A) Сей день не без завтра. Б) Высоко летаешь, да низко садишься. B) Палка о двух концах. 6. Работа с родителями — это... A) Бумага некупленая, письмо домашнее. Б) В добрый час молвить, в худой промолчать. B) По способу пешего хожденья.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |