Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды опросников, формы вопросов и представления результатов




 

Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений2, на которые обследуемый должен отвечать в соответ- ствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) зна- чительно варьирует. В некоторых опросниках до 20 заданий, в других — несколько

 

 
Левитов Н.Д. Психология личности. — М: Педагогика, 1956. — С. 169.

 
В англоязычной литературе обычно используется обобщающее понятие — item, которое у нас пере- водится как пункт, вопрос, утверждение или задание.


25 6 Глава 5. Личностные опросники

 

 

сотен (например, MMPI состоит из 550 утверждений). Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направ- ленности можно подразделить на:

• опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттелла);

• опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);

• опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);

• опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);

• опросники ценностей (например/опросник Д. Супера);

• опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следу- ет различать:

• опросники факторные, для конструирования которых используется фак- торный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);

• опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-клю- чевого принципа1 (например, MMPI).

Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или не- скольких. Обозначим их как одномерные и многомерные. Фактически все опрос- ники могут быть использованы не только для индивидуального, но и при группо- вом обследовании. В последнее время достаточно широко распространено предъ- явление заданий опросников с помощью компьютеров, однако при этом нужно, как уже говорилось, помнить о необходимости их рестандартизации.

В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы во- просов (утверждений).

1. Вопросы, предусматривающие ответы типа «да—нет». Такие вопросы лег- ко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обсле- дуемых. Например: «Вы ходите медленно и неторопливо?» Варианты отве- тов: «да», «нет».

2. Вопросы, предусматривающие ответы типа: «да», «нечто среднее», «нет».

Добавляется неопределенный ответ. Как правило, неопределенные отве- ты неинформативны, а в опросниках со средней категорией ответов может актуализироваться соответствующая установка, искажающая получаемую информацию (см. об этом далее). Использование такой формы вопросов связано с тем, что у некоторых испытуемых возникает раздражительность, отказ от работы в том случае, когда их заставляют отвечать только утверди- тельно или отрицательно. Например: «Я всегда в состоянии строго контро- лировать проявление своих чувств». Варианты ответов: «да», «нечто сред- нее», «нет».

 

 

 
Принцип конструирования тестов на основе эмпирического обнаружения некоторых психологиче-

ских признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контроль- ных.Подробнеесм.: БурлачукЛ.Ф.,МорозовС.М. Словарь-справочникпопсиходиагностике.—СПб.: Питер, 1999.


 
Виды опросников, формы вопросов и представления результатов 257

 

солдаты (288 чел. в возрасте 18-22 лет)

зольные, проходящие курс психотерапии (50 чел., ср. возраст 30,4 года)

другие больные (56 чел., ср. возраст 69,1 года)

невротики (71 чел., ср. возраст 32,4 года)

 

Рис. 5.1. Профил ь личност и

 

3. Вопросы, предусматривающие ответы типа «правда—ложь», или так назы- ваемые альтернативные задания. По существу они мало отличаются от ди- хотомических («да—нет»). Например: «Я ненавижу втискиваться в пере- полненный автобус». Варианты ответов: «правда», «ложь».

4. Вопросы, предусматривающие ответы типа «нравится—не нравится» (одно слово или фраза). Редко используемая форма вопросов. Например, «1) фо- нарщики; 2) воротники из бобрового меха; 3) бас-барабан». Варианты отве- тов: «нравится», «не нравится».

5. Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам прилагаются шкалы: скажем, 7-балльная с крайними значениями «всегда» и «никогда». Основные проблемы, возникающие при такой форме вопро- сов, связаны с разным пониманием обследуемыми терминов, указывающих на частоту, и возможностью появления установки на «крайние» ответы. Например, «В присутствии подчиненных я стараюсь показать свое превос- ходство». Варианты ответов: «всегда», «очень часто», «часто», «от случая к случаю», «редко», «очень редко», «никогда».

6. Вопросы, предусматривающие ответы, являющиеся вариантами «да—за- трудняюсь ответить—нет». Это могут быть такие ответы, как «обычно- иногда—никогда», «согласен—не уверен—не согласен» и т. п. Подбор того или иного варианта обусловливается смысловыми особенностями вопроса (утверждения). Например, «Бывают периоды, когда мне трудно удержаться от жалости к самому себе». Варианты ответов: «часто», «иногда», «никогда».

7. Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких предложенных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это за- вершающие предложение фразы, одну из которых и необходимо избрать. Используются два, три и более вариантов выбора. Например, «Когда мне


25 8 Глава 5. Личностные опросники

 

 

 

 

 

Рис. 5.2. Дискограмма

 

нечего делать, я могу...». Варианты ответов: а) позвонить другу (подруге), чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием кроссвордов или чтением; в) пойти на джазовый концерт.

Получаемые с помощью личностных опросников данные приводятся в виде ко- личественных оценок, которые в многомерных шкалах, как правило, преобразу- ются в разного типа стандартизированные показатели. Результаты для нагляд- ности могут быть представлены, например, в виде «профиля личности» (рис. 5.1) или «дискограммы» (рис. 5.2).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.