Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и специфика социально-психологического механизма общения 3 страница




Защищая человека от психической нагрузки, мода сводит к стереотипу человеческое поведение, эмоции, вкусы. Беря готовый модный стандарт, мы не тратим время и энергию на «плавание» в океане новых вещей. Этим мода несет в себе и внушительный заряд деперсонификации.

Мода как стимулятор психической активности. Однако та же мода способна выступать и в противоположном качестве — как стимулятор психической активности, инициативы, перемен и разнообразия в образе жизни человека. Для тех, кто может и хочет включиться в эту гонку за разнообразием, мода предоставляет целый набор различных вкусовых символов и характеристик.

Мода как универсальный социально-психологический механизм компенсации неудовлетворенных потребностей. Способность моды быть средством психологической защиты личности — лишь частный случай или одна из составляющих ее роли в качестве универсального социально-психологического механизма компенсации всего многообразия неудовлетворенных потребностей человека.

На эту роль моды указывали Ж. Ж. Руссо, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Э. Богардус и др. Мода компенсирует неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные потребности личности или социальной группы, выступая тем самым в качестве регулятора социальных потребностей.

Г. Зиммель связывал, в частности, с этой функцией различное отношение мужчин и женщин к моде: нонконформизм первых и конформизм вторых. Особая приверженность к моде женщин и сравнительно безразличное отношение к моде мужчин обусловлены их различным социальным положением.

«Исторические факты..., — пишет Г. Зиммель. — позволяют видеть в моде как бы клапан, высвобождающий потребность женщины в некотором отличии и в личном возвышении, когда в других областях удовлетворение этой потребности им недоступно».

Мода как способ обновления жизненных впечатлений. Не менее значима и способность моды выступать в качестве фактора стимуляции психической жизнедеятельности человека.

В отличие от других механизмов психической стабилизации, мода выступает прежде всего как механизм компенсации неудовлетворенной или недостаточно удовлетворенной потребности индивида в психической разрядке и обновлении жизненных впечатлений.

Действие системы психологических барьеров с их фильтрами торможения эмоций, стереотипами восприятия и инерцией переживаний часто обрекает человека на однообразие и монотонность жизненных впечатлений.

А повторяющееся воздействие одних и тех же раздражителей приводит к раздражению соответствующих участков головного мозга. И мозг начинает требовать новых раздражителей, без чего невозможна его активная деятельность.

Вводя в обиход массу новых раздражителей — в одежде, предметах быта, стиле поведения и т. д., мода как бы прерывает поток однообразных жизненных впечатлений.

И тут уже от самого человека зависит, какая именно функция моды его больше всего устраивает: мода как способ защиты от стресса или мода как способ сделать свою жизнь «разнообразной».

Однако как стремление к разнообразию, так и внешне противоположное ему тяготение к стабильности в конечном итоге могут иметь одну общую основу, связанную с потребностью человека в защите, утверждении и проявлении своего «Я».

И если в одном случае способом сохранения самотождественности личности оказывается гонка за разнообразием, то в другом средством психологической саморегуляции индивида в условиях неадекватных его натуре перемен оказывается приверженность к готовому стереотипу и шаблону.

Иными словами, как в первом, так и во втором случае речь идет о моде как способе самовыражения личности с учетом ее индивидуально-типологических особенностей.

Мода как способ самовыражения. Известно, что при огромном потенциале мозга к концу жизни человека реализуется лишь незначительная часть его творческих возможностей. Человек пока не научился в полной мере проявлять себя, и этот разрыв между тем, что ему дано природой, и тем, что он использовал из этого дара, нередко становится для нею настоящей драмой. Последняя усугубляется научно-технической революцией, которая несет с собой унификацию и стандартизацию производства, а как следствие — и некоторых сторон человеческого поведения, бытия.

Мода же позволяет человеку легко и просто выделиться. Достаточно необычно одеться — и вот на тебя уже обратили внимание. Тем самым - мода компенсирует потребность индивида во внимании окружающих, в самовыражении, не требуя особых творческих усилий, и в этом смысле она весьма «демократична» как способ персонификации.

Конечно, такой способ самовыражения — дешевый заменитель, суррогат.

Но почему же все-таки при всей своей суррогатности мода остается на вооружении индивида как способ самовыражения? А потому, что мода еще и престижна. Она нередко выступает чуть ли не как синоним «современности» человека.

Именно эти престижные соображения во многом объясняют тот факт, что в прошлом мода была в основном «женской» заботой. Ущемление гражданских прав, принижение социальной роли женщин требовали хотя бы частичной компенсации и находили ее в моде. Вычурная, капризная, яркая женская мода как бы содействовала повышению престижа женщины, по крайней мере в собственных глазах.

Теперь положение изменилось. Мужская мода ожила, «забеспокоилась», даже перекинулась на чужую территорию. И вот мы видим у мужчин длинные волосы, рубашки и галстуки столь ярких тонов, которые еще полвека назад считались исключительной прерогативой женщин.

Разумеется, мода — достаточно примитивный, суррогатный, хотя и весьма распространенный способ завоевания престижа, способ самовыражения.

Границы потенциала и возможностей моды. Несмотря на многообразие функций моды ее социально-психологический потенциал и возможности позитивного влияния на человека далеко не безграничны. Мода скорее сближает, чем выделяет человека из мира животных.

Установлено, что некоторым видам высокоорганизованных животных свойственно поведение, которое в какой-то степени напоминает моду.

Такая разновидность дельфинов, как афалины, отличает большим пристрастием к ношению на себе различных предметов. Вот как описывают поведение афалины по имени Игрунья ведущие научные наблюдения сотрудники батумского дельфинария: как-то в шутку Игрунье повесили на хвост ярко-красный бант. Несколько часов она гордо носила украшение. Когда же узелок развязался, она перехватила ленточку плавником и двое суток носила ее, бережно прижимая к себе.

Обезьянам тоже свойственно играть с предметами на зависть соплеменникам. Однако у них в этом проявляется действие механизма подражания, поскольку на длительное и серьезное увлечение новым предметом они не способны.

Дельфины же в состоянии не только «наряжаться», но и длительное время дорожить своим украшением. «Модное» поведение дельфинов — проявление своеобразного стремления животных к игре. Игры и другие развлечения любых животных этологи рассматривают как своеобразную тренировку движений, которые они применяют при поиске и ловле добычи, защите от врагов и т. д.

Однако трудно представить себе, какое практическое применение могли бы найти дельфины умению плыть, балансируя мячом на кончике носа, или увешиванию себя разноцветными тряпочками. Скорее всего, это делалось просто ради наслаждения самим процессом игры, ради удовольствия, получаемого от сознания собственной ловкости.

У человека мода выступает как своеобразный способ повышения самооценки и оценки в глазах окружающих, однако связь ее с факторами престижа становится все менее прочной. В наше время (и чем дальше, тем в большей степени) главным престижным фактором оказываются способности человека, его полезная деятельность.

Не случайно по-настоящему талантливые люди были всегда равнодушны к причудам моды. Их потребности в обновлении, в самовыражении, в общественном престиже удовлетворялись в творчестве.

Сегодня в массе своей люди уже начинают понимать, что главный престижный фактор — общественно полезная деятельность, что ее невозможно имитировать, тем более иллюзорными символами моды.

Мода и образ жизни. Вместе с тем было бы ошибочно недооценивать роль и значение моды как реального социально-психологического механизма замещения целого ряда существенных потребностей человека, возникающих в связи с развертыванием научно-технической революции. Эту функцию и роль моды как социально-психологического явления нельзя игнорировать и при решении практических задач, связанных с совершенствованием тех или иных сторон образа жизни человека.

Необходимость развития системы бытового обслуживания и массового потребления в нашем обществе потребовала и учета феномена моды.

Оперативное удовлетворение массового спроса с учетом моды и ее изменений является существенным фактором активизации человеческой жизнедеятельности, стимуляции эмоциональной энергии, а психическое состояние, настрой и душевный комфорт человека служат важным качественным показателем уровня жизни.

Но нельзя и преувеличивать позитивное значение и возможности моды как фактора оптимизации образа жизни.

Мода — суррогатный механизм замещения подлинных ценностей. В известном смысле мода действительно альтернативна творческой активности человека, направленной не на внешнее, а на более глубокое, внутреннее обновление условий его жизнедеятельности.

А то обстоятельство, что она может получить большое распространение как механизм обновления, вполне объяснимо тем, что мода не противоречит системе психологической защиты индивида с се эмоциональным торможением, стереотипами и силой психической инерции.

Мода сама оказывается динамичной формой стереотипного поведения. Она позволяет человеку снять противоречие между инерцией переживаний прошлого опыта и необходимостью постоянного психологического включения в новый цикл жизненных ситуаций.

Мода освобождает индивида от доминанты прошлого опыта и тем самым помогает ему овладеть механизмом оперативного переключения своего внимания и активности с одной ситуации на другую. Однако мода остается при этом всего лишь одним из механизмов компенсации потребности в действительном обновлении.

Хорошо согласуясь с механизмами разрядки, торможения, стереотипизации и инерции психических процессов, мода не является, да и не может быть ни сколько-нибудь существенным способом самовыражения, самоутверждения человеческой индивидуальности, ни способом удовлетворения потребности в обновлении социальной среды. Она всего лишь суррогатный способ замещения этих потребностей индивида.

Способ же, которым мода разрешает противоречие между Доминантой прошлого опыта и требованиями сиюминутной ситуации, таит в себе опасность духовного оскудения и нивелирования личности.

Это делает необходимым поиск таких механизмов удовлетворения потребностей человека, связанных с научно-техническим прогрессом, которые лежат на путях реализации его духовного потенциала, совершенствования его способностей.

Возможен ли социальный контроль моды? Границы эффективности моды, ее в конечном итоге суррогатный характер в качестве средства замещения более полноценных человеческих потребностей, да и се прямые, а иногда и опасные издержки, — вес это ставит социально-психологическую науку и практику перед серьезной проблемой контроля процесса модооб-разования.

Но если механизм моды столь сложен и многообразен, то может ли общество контролировать и регулировать как-либо приливы и отливы социальных увлечений, да и есть ли в этом какая-нибудь необходимость?

Такая необходимость, конечно, существует, если учесть то обстоятельство, что мода обладает большой силой санкционирующего, внушающего и впечатляющего воздействия и к тому же может проявляться во всех сферах жизни общества — экономической, политической, бытовой и духовной.

В связи с модой, например на дамские сумочки из крокодильей, а затем и тюленьей кожи, возникла серьезная опасность поголовного истребления ценных пород животных в определенных районах земного шара.

Или другой, аналогичный пример. Несколько лет назад западноевропейская печать писала о серьезной опасности истребления леопардов вследствие моды на шубы из шкуры этого зверя, возникшей из подражания известной киноактрисе Брижитт Бардо.

Под влиянием моды может расти или, наоборот, катастрофически падать спрос на те или иные виды легкой промышленности. Модой могут стать и политические устремления, увлечения и настроения людей.

Свою печать мода может наложить и на отношение людей к науке. В 1960-х годах, например, у нас было модно считаться социологом. В силу эого широкий круг людей, начиная от ученых различных специальностей (экономисты, юристы, историки и т. д.) и до работников транспорта, торговли, милиции и т. д., сплошь и рядом были склонны зачислять себя в разряд социологов только потому, что в своей деятельности так или иначе имели дело с различным фактическим материалом, получаемым путем наблюдения, опроса или изучения статистических данных.

Поголовное увлечение социологией, превращение ее в моду, конечно, не представляло серьезной угрозы для науки. В этой моде была даже определенная польза, состоящая в том, что в атмосфере повышенного интереса к данной области знания более активно происходит процесс отбора и подготовки людей, действительно серьезно относящихся к данной науке. Кроме того, атмосфера всеобщей заинтересованности создавала благоприятные условия для роста авторитета науки и способствовала популяризации ее методов и их применению в практической деятельности общества.

Нельзя не учитывать полезности и той тяги к знаниям, того интереса к общественным дисциплинам и человеку, которыми сопровождалась данная мода. А создание такого умонастроения, когда критерием эффективности практической деятельности становился научный подход, соразмерение ответственных решений и всей социальной практики не со спекулятивными и субъективными соображениями того или иного администратора, а с конкретным эмпирическим материалом, — создание и распространение такого умонастроения как среди исполнителей, так и среди руководителей являлось важнейшим условием повышения эффективности всей практической деятельности общества.

Но данная мода могла создать и нередко создавала опасность легковесного отношения к самой науке.

Из всего сказанного вытекает необходимость контроля и по возможности влияния, а в какой-то мере и формирования моды как социально-психологического явления независимо от того, к каким бы сферам социальной практики она ни относилась.

Но можно ли управлять модой? Можно. Для этого нужно серьезно изучить ее механизм и найти эффективные средства социального контроля за процессом возникновения, изменения и развития моды. Это делается в области быта в той мере, в какой различные центры, дома и салоны мод улавливают определенную направленность изменения вкусов людей в тот или иной отрезок времени и, творчески осмыслив и критически переработав эти веяния, находят свои, новые, модели одежды, обуви, мебели, вплоть до оформления интерьера жилых и служебных помещений и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.