КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовой механизм реализации права на доступ к информационным ресурсам электронных учетных систем Минюста России. 2 страница
В соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лица, страдающие психическими расстройствами, также обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. При этом все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения (статья 5). Врач обязан предоставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учтем его психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. При этом в литературе отмечается, что выбор доступной формы и учет психического состояния пациента при сообщении ему медицинской информации – вопрос врачебной этики и зависит от искусства врача[65]. Вопрос о доступной форме также приобретает особую актуальность в связи с ориентацией на предоставление информации посредством применения информационных систем общего пользования и сети Интернет, поскольку далеко не все граждане имеют возможность реализовать свое право на доступ к информации указанным способом. В научной литературе отмечается, что любая организация (юридическое лицо) имеет право на получение информации по кругу своей деятельности от государственных органов. Эта информация связана с правилами образования организации (регистрационный, разрешительный, лицензионный порядок); с налаживанием своей собственной информационной (производственной) базы; с ведением деловой, служебной информации (учет отчетность, договорные отношения и т п.); с обеспечением контрольной деятельности со стороны государства и предоставлением своей информации государственным органам по установленным правилам; с обеспечением безопасности своей деятельности – производственной и личной[66]. В настоящее время действует Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях» (далее – Федеральный закон об информации), который регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, распространения и предоставления потребителю документированной информации, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах. В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона об информации граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее – организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Согласно пункту 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну). Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 8). Федеральным законом также установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях, а также информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно. Следует также отметить, что в статье 17 Федерального закона об информации закреплено, что нарушение требований настоящего Федерального закона в сфере предоставления информации, информационных технологий и защиты информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[67] в статье 5.39 предусмотрена ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации. Если указанные деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, то в соответствии со статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации[68] может наступать уголовная ответственность должностного лица. Право заинтересованных лиц и граждан на доступ к информации также закреплено Федеральным законом от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»[69], в соответствии с положениями которого пресс-службы федеральных органов государственной власти ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента Российской Федерации, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и его Президиума. Важным является вопрос о доступе к информации журналистов средств массовой информации, которые имеют право ознакомиться с записями и снять копии с них, кроме записей закрытых мероприятий. В Глобальной программе ООН против коррупции отмечается, что журналисты играют большую роль в формировании общественного мнения, что несомненно очень важно при построении информационного общества. Они создают для потенциальных коррупционеров дополнительный риск быть раскрытыми, поднимают уровень нетерпимости граждан к коррупции, мобилизуют общество на противодействие коррупции. В связи с этим в России на сегодняшний день важной остается задача создания условий для беспристрастности средств массовой информации, при которой журналисты могут честно и правдиво освещать факты коррупции и антикоррупционные инициативы. Обеспечение свободы средств массовой информации в получении и распространении информации о коррупции требуется в соответствии с принципом 16 Резолюции Комитета министров Совета Европы, соответствующие положения закреплены в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. К проблемам российского законодательства о доступе к информации нужно отнести и недостаточную определенность правового режима информации ограниченного доступа вообще и имеющейся в распоряжении государственных органов в частности. Одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации является информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями. Виды конфиденциальной информации были установлены Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «О перечне сведений конфиденциального характера»[70], которым конфиденциальная информация определена следующим образом: тайна частной жизни, тайна судопроизводства, служебная тайна, профессиональная тайна, коммерческая тайна, изобретательская тайна. Сегодня можно признать, что конфиденциальная информация в ранее действовавшем Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ[71] была определена неполно и некорректно. Например, такая разновидность профессиональной тайны, как «тайна переписки», согласно статье 23 Конституции Российской Федерации должна относиться к праву каждого человека, а не только специалиста определенной профессии. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[72] также не решает эти проблемы, поскольку содержит лишь норму о том, что: «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение» (часть 4 статьи 9). При этом два вида сведений, относятся к служебной тайне органов государственной власти: это – собственная тайна органа государственной власти, представляющая собой информацию, выработанную самим органом государственной власти, а также тайна других лиц, содержащая конфиденциальные сведения о гражданах и организациях, собранные органом государственной власти в процессе реализации установленных для него полномочий. Они отвечают за сохранность полученных на законном основании сведений о частной жизни лица, сведений, составляющих коммерческую тайну, профессиональную тайну (врачебную, нотариальную, тайну усыновления) и т.д. В настоящее время в обществе сформировалось устойчивое мнение о том, что информация должна быть общедоступной, а потребности в доступе к ней постоянно возрастают – это требование времени. Распространение информационных технологий требует создания соответствующих правовых условий, основу которых составляет обеспечение реализации прав граждан и организаций на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Наряду с возрастанием роли информации в жизни общества происходит изменение и переосмысление связанных с ней отношений и понятий, что получает отражение в правовом регулировании и, соответственно, нормотворческой деятельности. Прежде всего, это касается права на доступ к информации. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею отнесено к первой составляющей национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере в соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации[73]. Следует отметить, что сегодня в Российской Федерации действует более ста нормативных правовых актов различного уровня, касающихся вопросов формирования различных видов общедоступных информационных ресурсов и доступа пользователей к открытой информации. Однако правовое регулирование не покрывает всего сложившегося многообразия отношений, связанных с реализацией права на доступ к информации. Это приводит к недостаточной эффективности правовых норм, регламентирующих вопросы доступа к открытым информационным ресурсам, отсутствию гарантий обеспечения права на доступ к информации и подтверждает необходимость законодательного закрепления правовой нормы о доступности открытой информации, содержащейся в информационных ресурсах. Разнообразие видов открытой информации делает крайне затруднительной выработку общих критериев, на основании которых информация может быть отнесена к общедоступной. Решение вопроса о доступности информации представляется целесообразным путем закрепления в нормативных правовых актах, регламентирующих создание и использование различных информационных ресурсов и систем, правовых норм, устанавливающих открытый доступ к конкретным видам информации из состава этих ресурсов, при закреплении общего принципа об открытости информации, не отнесенной в соответствии с законом к категории ограниченного доступа, в соответствующем федеральном законе (о праве на информацию или о праве на доступ к информации). Кроме того, при правовом регулировании отношений, связанных с обеспечением доступа к информации, необходимо акцентировать внимание на содержательном аспекте информации и говорить о доступе к информации как возможности воспринять конкретное содержание. Так, приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.04.2008 № 91 «О мерах по обеспечению эксплуатации официального Интернет-сайта Министерства юстиции Российской Федерации» утверждает: Регламент информационной поддержки интернет-сайта Министерства юстиции Российской Федерации; Перечень сведений о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, размещаемых на интернет-сайте Минюста России; Перечень сведений о деятельности территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, размещаемых на их официальных интернет-сайтах. В указанных перечнях значится и такой информационный ресурс как федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяется приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2005 № 244. Предоставление сведений в документальном и электронном виде по письменному запросу заявителя осуществляется территориальными органами Минюста России и НЦПИ. Порядок предоставления сведений из государственного реестра уставов муниципальных образований регулируется приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 августа 2005 г. N 139 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него». Доступ к информации из федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов исполнительной власти» и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.12.2008 № 300 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов». Из регистра предоставляются следующие сведения: о наличии муниципального нормативного правового акта в регистре; номер и дата регистрации муниципального нормативного правового акта в регистре; реквизиты муниципального нормативного правового акта (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его название и номер); сведения об изменении (дополнении), отмене (признании утратившим силу) муниципального нормативного правового акта; текст или фрагмент текста муниципального нормативного правового акта; источник официального опубликования муниципального нормативного правового акта; дополнительные сведения (согласно пункту 8 Приказа Минюста России от 19 декабря 2008 г. N 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов») Сведения, содержащиеся в регистре, предоставляются в соответствии с письменным запросом заявителя в документальном виде или электронной форме. В электронной форме сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются: через единый сайт государственных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (портал государственных услуг) или портал федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов; с использованием электронной почты. В Российской Федерации также имеется судебная практика по вопросам нарушения прав граждан на доступ к информации. Одним из примеров является Решение Верховного Суда РФ от 30.06.2010, которым признан недействующим п. 8 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 244, в части, предусматривающей предоставление дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, на основании мотивированного письменного запроса. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 244 утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 8 Порядка дополнительные сведения федерального регистра через официальный интернет-сайт Министерства юстиции Российской Федерации предоставляются заявителям на основании мотивированного письменного запроса о предоставлении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, что является ограничением на доступ пользователей к размещенным на сайте Минюста России дополнительным сведениям, что не соответствует требованиям Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и нарушает права граждан на доступ к информации. В связи с этим особого внимания заслуживает вопрос о значении и роли правовой информации для обеспечения сбалансированных интересов личности, общества и государства, что представляется особенно важным при построении информационного общества в России. Это требование вытекает из основополагающих для информационной сферы международных правовых актов, федерального законодательства и напрямую связано с правовым обеспечением доступа к информации при построении информационного общества в России.
Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте конституционные основы системы законодательства в сфере ведения регистров нормативных правовых актов, обеспечения доступа к ним. 2. Назовите законодательные акты, закрепляющие право на доступ на информацию, на охрану частной жизни, обязанность органов государственной власти опубликовывать законы и другие нормативные правовые акты. 3. Определите подзаконные правовые акты, в соответствии с которыми формируются информационные ресурсы как учетные системы Минюста России. 4. Назовите особенности правового регулирования общественных отношений в информационной сфере в субъектах Российской Федерации 5. Какими правовыми актами обеспечивается открытость и общедоступность сведений из регистров, реестров нормативных правовых актов? 6. Назовите основные виды информационных ресурсов Минюста России, к которым осуществляется свободный доступ в целях реализации права на информацию. 7. В соответствии с какими актами реализуется право на доступ к информации с использованием информационных систем общего пользования, в том числе сети Интернет. 8. Охарактеризуйте порядок предоставления сведений, содержащихся в регистрах нормативных правовых актов.
Глава III. Организационные и методологические вопросы ведения регистров нормативных правовых актов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |