Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки




Часть 4. Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время в налоговой системе России предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определенных масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями. Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, отличающийся от обычного режима налогообложения. Налоговым кодексом РФ предусмотрено четыре специальных налоговых режима:

система обложения единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);

упрощенная система налогообложения (УСН);

система обложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налогообложение малого предпринимательства в Российской Федерации имеет свою историю.

В конце 1990-х гг. в российской системе налогообложения были учтены особенности деятельности малых предприятий в виде применения упрощенного порядка определения налоговой базы и ведения отчетности.

Впервые упрощенная система налогообложения была принята Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и введена в действие с 1 января 1996 г. Применять УСН первоначально могли организации и предприниматели с предельной численностью наемных работников до 15 человек. В качестве объекта обложения единым налогом по УСН устанавливались совокупный доход (разница между выручкой и затратами) или валовая выручка. Выбор объекта налогообложения осуществлялся законодательным органом власти субъекта РФ.

Пример

В Архангельской области с 1996 г. объектом обложения единым налогом при УСН для организаций являлась валовая выручка.

Упрощенная система налогообложения нашла применение преимущественно в сфере розничной торговли и оказания услуг за наличный расчет. Заметим, что у налогоплательщиков, перешедших на УСН, осложнялись финансовые отношения с покупателями, так как при реализации продукции покупателям-оптовикам не возмещался входной НДС.

В настоящее время упрощенная система налогообложения пользуется большой популярностью в России. Она интересует как представителей малого бизнеса, так и тесно сотрудничающие с ними крупные предприятия. Для налогоплательщиков даже выпускается отдельный журнал «Упрощенка».

Единый налог на вмененный доход — новый налог в российской налоговой системе. Система обложения ЕНВД построена на оценке потенциального дохода налогоплательщика и установлении фиксированного размера платежей в бюджет. Первоначально налог был введен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». С 1999 г. ЕНВД устанавливался и вводился в действие правовыми актами законодательных органов власти субъектов РФ.

В Федеральном законе от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ было принято несколько корректирующих коэффициентов (К1, К2, К3, К4, К5, К6 — Кn), которые использовались при расчете вмененного дохода. Налоговая ставка ЕНВД составляла 20 %. С 1 января 2002 г. она была снижена до 15 %.

Внедрение в малый бизнес системы обложения единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности преследовало цели:

заставить платить налоги представителей розничной торговли и бытовых услуг, доходы наличного оборота которых сложно поддаются учету;

упростить процедуры расчета и сбора налогов с данной категории налогоплательщиков.

Особенности деятельности малых предприятий и предпринимателей, работающих с наличными деньгами без кассовых аппаратов, не позволяли налоговым органам эффективно контролировать их доходы. Введение особого режима налогообложения отдельных организаций и предпринимателей с помощью установления вмененного дохода в качестве объекта налогообложения было призвано увеличить налоговые поступления в бюджет.

Кроме того, новая система налогообложения в значительной степени упрощала для субъектов малого предпринимательства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также налогового учета.

При данном специальном налоговом режиме налоговая база по каждой категории налогоплательщиков и объектов налогообложения определяется не по отчетности, а на основании определенной расчетным путем доходности различных видов предпринимательства в соответствующих местных условиях. Расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню физических показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.

Введение ЕНВД позволило более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финансовый год.

Однако внедрение в налоговую практику единого налога на вмененный доход привело к некоторым проблемам. Во многих субъектах РФ были установлены заниженные размеры показателей базовой доходности, что повлияло на величину налога. В результате не была обеспечена компенсация снижения доходов бюджетов в связи с отменой ряда налогов, уплачиваемых налогоплательщиками при общем режиме налогообложения.

Вступившие в действие с 1 января 2003 г. гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ направлены на решение проблем отчетности субъектов малого предпринимательства и реализацию государственной политики совершенствования налогообложения малого бизнеса. Они ориентированы на снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для развития малых предприятий.

Еще одни специальный налоговый режим, применяемый на территории России, — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Первоначальный вариант гл. 26.1 НК РФ был принят Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ. Объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признавались сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении или пользовании. Налоговой базой была принята сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая ставка должна была устанавливаться законодательными органами субъектов РФ в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территории.

Однако возникли непредвиденные трудности в определении налоговой базы по ЕСХН на основе кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ был принят новый вариант гл. 26.1 НК РФ, который с изменениями от 24 июля 2009 г. действует в настоящее время.

24. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Единый сельскохозяйственный налог устанавливается гл. 26.1 НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения. Применение ЕСХН не требует принятия на уровне регионов дополнительных правовых актов.

Организации и предприниматели вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН.

Организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

налога на прибыль организаций;

налога на имущество организаций.

Предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Организации и предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением таможенного НДС).

Организации и предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Организациями и предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, уплачиваются иные налоги и сборы.

Плательщики ЕСХН не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Правила, предусмотренные гл. 26.1 НК РФ, распространяются на крестьянские и фермерские хозяйства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.