Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические идеи Герберта Спенсера 4 страница




Социология в данной классификации относится по преимуществу ко второму виду. Большинство её результатов составляют описания и объяснения, хотя иногда делаются попытки социального прогноза. Социальная ценность знания первого вида проверяется показаниями органов чувств в обыденном опыте, а главное, удовлетворением духовных потребностей. Социальная ценность знаний второго вида проверяется общественной практикой, методом проб и ошибок. Однако метод этот неэффективен, поскольку сопряжён с довольно большими потерями. Порой потери равны человеческим жизням. Научное знание обладает наибольшей социальной ценностью именно благодаря предвидению. Предвидение – мысленное моделирование будущего состояния объекта исследования. Оно может быть истинным или ложным. Социальной ценностью обладает, разумеется, истинное предвидение. Знать что-либо – это значит предвидеть. Истинное предвидение сообщает описанию и объяснению свойство истинности и направлено на удовлетворение потребностей людей и основанных на потребностях желаний.

Социальная ценность знания бывает двух видов: теоретическая и практическая. Теоретическая ценность знания состоит в способности данного знания содействовать приросту новых знаний. Обычно такой ценностью обладают знания, вырабатываемые в ходе фундаментальных исследований. Их практическая применимость находится под постоянным вопросом. Политикам иногда кажется, что не стоит тратить деньги на всякие умствования "яйцеголовых". Позже они убеждаются в том, что нет ничего практичнее добротной теории. Практическая ценность знания состоит в способности преобразовывать объект исследования в необходимых человеку целях, удовлетворять его потребности, а также избегать отрицательных последствий своей собственной деятельности, социальной или природной стихии (финансового кризиса, природной стихии и др.)

Практическая ценность знания более понятна и очевидна. Ежедневно телезрители узнают прогнозы погоды. Ценность прогнозов состоит хотя бы в том, как одеться и брать ли с собой зонтик. Метеопрогнозы имеют и более существенное значение для работников транспорта и сельского хозяйства. С точки зрения социальной ценности ни одна наука не возникает по прихоти какого-либо вельможи или из любопытства учёного-одиночки. Знания как бы проходят общественную экспертизу, и лишь в случаи положительной оценки талант учёного-одиночки не угаснет в мире равнодушия. Астрономия не стала бы астрономией, если бы с помощью её наблюдений не создавались календари, геометрия не стала бы геометрией, если бы с её помощью не измерялись площади, углы и др. Практическим нуждам соответствовали металлургия, агрономия, медицина, география, а когда общество стало более развитым, появилась необходимость в истории, правоведении, политической науке.

На великую социальную роль предвидения как главного элемента социальной ценности знания, как конечного результата научного исследования указывали представители различных наук, в том числе и социологии.

О.Конт: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы уметь сделать".

Г.Спенсер: "Всякая наука есть предвидение, а всякое предвидение, в конечном результате, помогает нам в большей или меньшей степени достигать блага или избегать зла".

Д.И.Менделеев: "…у научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвидение и польза".

Н.А.Умов: "Венец научной работы есть предсказание. Оно раскрывает нам даль грядущих явлений или исторических событий, оно есть признак, свидетельствующий о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества и силы природы, и силы, движущие жизнью общественною".

К.А.Тимирязев: "Мочь и предвидеть – дар чудодействия и дар пророчества, вот о чём с самой колыбели мечтало человечество, наделяя ими своих мифических и сказочных героев. Эти два дара принесла ему наука…"

Столь единодушная оценка предвидения как высшей социальной ценности науки показывает смысл научных исследований. Предвидение есть конечный результат любого научного исследования, есть высшая цель науки, оно соединяет интеллектуальную деятельность учёного с практическим воплощение его идей. Ради предвидения собственно и существует наука. А без него описание и объяснение может производиться на уровне здравого смысла без претензии на истинность. В общественных науках практика как критерий истинности применяется сложнее, чем в естествознании, чем увеличивается вероятность схоластических рассуждений и писаний. Учёные могут годами спорить о понятиях, как будто, в том или ином определении заключён смысл их работы. Всё как в средние века, только продолжительность дискуссий короче. Подход к социологическим исследованиям со стороны их социальной ценности показывает "цену" некоторым из них. Одни парят в выси абстракций, не желая спуститься на грешную землю, другие увлечены сбором свежего эмпирического материала, словно в этом занятии видят смысл научной деятельности. Но нет добротной теории ни в фундаментальных, ни в прикладных исследованиях, которые были бы способны на макро- или микроуровне выдавать прогноз более точный, чем прогноз погоды. Старательное дистанцирование от позитивизма не может прикрыть, замаскировать затяжного методологического кризиса, как в западной, так и в отечественной социологии. Суть дела состоит не в том, чтобы в изучении общества применять методы естественных наук (хотя некоторые из них, например, наблюдение, эксперимент, всё же применяются), а в том, чтобы социологи признавали общенаучные принципы исследования (объективности, причинности, целостности) и ориентировались на конечный результат своей работы – объективную истину-предвидение. Упор на специфику социального познания, всяческое педалирование этой темы не освобождает исследователя от канонов науки, если, конечно речь идёт о науке в методологическом смысле. Что бы ни чувствовали, знали или понимали люди как объект познания, их субъективность имеет объективное значение в поиске истины. А субъективные моменты познавательной деятельности можно оставить литераторам и кинематографистам.

 


2. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

Объект любой науки, в том числе и социологии, определить нетрудно: он есть то, на что направлена исследовательская мысль учёного. Для социологии объектом является общество. Однако, оно является объектом и других наук: экономической теории, политологии, истории, правоведения, психологии, а также философии, теологии, литературы и других областей знания. Науки и указанные области знания отличаются друг от друга предметом. В одном и том же объекте - обществе - каждая наука философия, теология, литература выделяет и разрабатывает какую-либо одну сторону жизни общества.

Каждая такая сторона, направление исследований называется предметом данной науки. Слово “наука” имеет два основных значения: 1) всякая развитая система знания со своим категориальным аппаратом; 2) знание, которое не только имеет категориальный аппарат, но и способно содержать в себе предвидение будущего состояния объекта исследования. В первом значении наукой может быть признаны, например, философия и теология, во втором значении - к науке относятся как естественные, так и общественные науки собязательным условием способности к предвидению.

В науке во втором её значении мысль движется иначе, чем в философии или теологии, а именно, не по кругу, от одного сложного понятия к другому, а от простого к сложному. Отсюда следует, что в социологии должно быть выделено простейшее и типичное явление, отталкиваясь от которого, можно выводить более сложные понятия. С этой точки зрения предметом социологии, вряд ли, могут быть признаны социальные институты, социальные структуры и даже социальные действия. Такие предложения предмета социологии исходят не из логики науки, а из злободневности, актуальности определённых социальных проблем. Эти проблемы зарождаются в различных областях общественной жизни: экономике, политике, праве, быту, массовых коммуникациях, религии, искусстве и др.

Не имея возможности решить проблемы в рамках указанных предметных областей, учёные и практические работники обращаются к социологии как науке, призванной изучать общество в целом с точки зрения её простейшего понятия - социального отношения. Включение какой-либо проблемы в предельно широкий контекст- контекст социальных отношений - повышает вероятность её положительного решения. К примеру, в рамках экономической теории трудно объясним переход людей с более высокооплачиваемой работы на менее оплачиваемую; в рамках правовой теории не понять проблему правового нигилизма; в рамках собственно политологии не понять причины борьбы за власть. Данные науки лишь фиксируют отмеченные явления и описываютих. Объяснить их могут философия, социальная психология и социология. Но поскольку философия есть мировоззрение, её объяснение будет абстрактным; поскольку социальная психология исследует массовые психические явления, а в жизни люди часто поступают, руководствуясь личными мотивами, то обобщить их может лишь социология.

Не социальные институты, не социальные структуры или что-либо иное составляет исходный пункт социологического исследования. Таким пунктом является социальное отношение. Исторически и логически они предшествуют всем иным социальным образованиям. Социальные отношения - это отношения общения людей. Понятие социального стало предметом дискуссии в среде социологов, в ходе которой были показаны некоторые стороны обозначаемой им реальности. В плане противопоставления общества природе социальными называют все общественные отношении. Но такое понимание ничего не добавляет к тому, что известно из других общественных наук, это "пустое" понятие. Другая точка зрения сводит социальные отношения к отношениям распределения общественного продукта между членами общества – они определяются мерой присвоения общественного продукта. Сближение социальных отношений с экономическими распределительными отношениями также не содержит в себе прироста знания.

Третья точка зрения состоит в том, что "социальное в узком специальном социологическом смысле – это взаимоотношения между субъектами, возникающие в процессах их действий и взаимодействий по поводу их статусов в социальной среде – малых и больших социальных группах, общностях и организациях, обществе в целом". Автор данной идеи не учитывает того, что статусы возникают как результат общения индивидов, следовательно, имеется нечто более глубокое и фундаментальное, чем статусы. В приведенном определении игнорируется диспозиционность социальных отношений. Их нельзя отделить от других видов общественных отношений и поставить рядом с экономическими, политическими и другими отношениями. Напротив, они содержатся "внутри" указанных видов отношений, поэтому их не следует ограничивать какими-либо отдельными фрагментами социальной реальности. Да и все ли отношения являются статусными? Приводимый пример отношения преподавателя и студента на лекции неубедителен. На лекции, действительно, отношения между ними определяются статусами, даже на улице студенту положено первым здороваться с преподавателем, но вот в очереди за хлебом статусы уже не будут иметь никакого значения: первым хлеб купит тот, кто стоит ближе к продавцу. Сводить социальные отношения к статусным отношениям – значит обеднять социальную действительность. Существует много других отношений, которые не определяются социальными статусами, но которые, вряд ли, не будут признаны в качестве социальных. Например, отношения между сторонниками какой-либо религии складываются по поводу отношения к догматам и культу этой религии, а не в связи с положением верующих в составе общины. Национальные отношения складываются по поводу отношения к истории и культуре той общности людей, членом которой является данный индивид. Академик и первокурсник равны в любви к родной культуре или в равнодушии к ней, положение в обществе в данном отношении не имеет никакого значения. Существуют и другие социальные отношения, не определяемые статусами: спортивные, научные, нравственные, эстетические и др.

Общение как ключевой момент социальных отношений есть процесс обмена деятельностью и информацией между его участниками. Оно присуще насекомым, птицам, животным и человеку как одному из биологических видов. Общение связывает человека с миром, который не является обществом. Одного этого соображения достаточно для установления начального момента социологического исследования. Какое бы простое или сложное социальное явление мы ни исследовали, в нём всегда наличествует тот или иной тонус общения. Общение же, кроме психологов, исследует лишь социология. Но если психология изучает лишь само явление общения, то социология, помимо этого, изучает и последствия общения, что для науки крайне важно. Наличие сознания у человека многократно усложняет процесс общения и его последствия, однако, не следует сознанием подменять общение - это разные понятия.

Говоря о человеческой социальности, следует всегда учитывать участников общения: индивидов, малые социальные группы, большие социальные группы, население различных государств. Бесконечно большое количество индивидов и социальных групп даётеще большее разнообразие сочетаний отношений между ними. В то же время социальные отношения отличаются между собой не только по составу носителей, но и по значению общения. По данному основанию социальные отношения делятся на позитивные и негативные.

Позитивные социальные отношения - это отношения сотрудничества, координации и кооперации действий, помощи и взаимопомощи дружбы, жертвенности и др. Они являются практическим воплощением ценностных ориентации людей, сопровождаемых соответствующими положительными эмоциями. Негативные социальные отношения - это отношения изоляции и самоизоляции, конфронтации, вражды, покушения на чужую собственность, соперничества, конкуренции и др. Как позитивные, так и негативные отношения сопровождаются соответствующими эмоциями, но некоторые из негативных отношений не осуждаются, а порой даже приветствуются обществом. Таковы конкуренция свободных товаропроизводителей, соперничество спортсменов на соревнованиях и др.

К характеристике социального отношения следует добавить, что оно шире социального действия в трактовке М. Вебера. В творчестве данного социолога понятия “социальное отношение” и “социальное действие” по существу тождественны. Излагаемое понимание социального отношения, идущее от психологии, включает в себя и случайные действия людей, и резонансы от преднамеренных и случайных актов поведения. В социальных отношениях важно лишь одно: какое значение действия данного субъекта имеют для другого субъекта?

Поскольку социальные отношения выделяются по значению, а не по содержанию деятельности, они содержатся “внутри” последних: политических, экономических, правовых, идеологических, религиозных и др. Чем бы ни занимался человек - бизнесом, правоприменительной деятельностью, воспитанием детей, строительством домов, укреплением границ государства и т.д., - он всегда творит те или иные социальные отношения. Позитивные социальные отношения укрепляют и развивают общину, общество, человечество, негативные, за указанными исключениями, разрушают их. Природа человека осталась неизменной в течение тысячелетий, а это значит, что с точки зрения общения существенно не изменилось его поведение. Предводитель гаремного стада, руководитель организации или государства ведут себя сходным образом при благоприятных или неблагоприятных обстоятельствах. Различие лишь в том, что предводитель обходится без галстука. Наблюдение за поведением обезьян многое даёт для понимания людей. Несмотря на то, что жизнь людей намного сложнее жизни животных, в основе любой формы их существования лежит то или иное социальное отношение. Его простейшее, типичное социальное явление, “клеточка” общественной жизни и уже потому может быть признано предметом социологии. Любое социологическое исследование в конечном счёте всегда даёт ответ на вопрос о том, как люди общаются между собой.

С учётом всего сказанного предмет социологии можно определить следующим образом: социальные отношения между индивидами, малыми и большими социальными группами и представляющих их институтами, государствами и группами государств в прошлом, настоящем и будущем. Социальные отношения не существуют в чистом виде, как, возможно,существовали на заре человечества. Они “растворены” в содержательных общественных отношениях и социальных институтах. Эти социальные институты и общественные отношения можно понять, интерпретировать через социальные отношения, обратная же процедура невозможна. Сам по себе тот или иной институт лишь фиксирует, констатирует доминирующее социальное отношение, но не объясняет его. Так, например, институт государства вырастает на основе отношения управления действиями множества людей, однако, этот институт не объясняет необходимость управления. Объяснение находим в интересах некоторых слоев населения. Поэтому изучению работы государственного аппарата необходимо предшествует изучение ценностей и интересов определённых социальных групп. А это, в свою очередь, даёт возможность (поскольку ценности и интересы достаточно стабильны) предвидеть будущее поведение управленцев, законодателей, судей и др.

В приведенном определении предмет социологии не пересекается с предметами других наук. Социология занимает, таким образом, своё, особое место в системе наук об обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.