Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Части наказания более мягким видом наказания 5 страница




Особый подход к решению вопроса о давности исполнения указанных наказаний предопределен, во-первых, тем, что их назначение свидетельствует о высокой общественной опасности содеянного и лица, его совершившего. Во-вторых, смертная казнь и пожизненное лишение свободы являются исключительными по своему характеру наказаниями. Приговор к смертной казни и пожизненному лишению свободы в течение 15-летнего срока давности подлежит исполнению. После этого срока суд решает вопрос о применении или неприменении давности.

При решении вопроса о применении давности исполнения наказания к смертной казни или пожизненному лишению свободы приговор не пересматривается, поскольку тяжесть содеянного и обстоятельства, характеризующие личность, уже были оценены при постановлении приговора. Оценке подлежит поведение личности после осуждения. Именно эта оценка и кладется в основу применения или неприменения давности и в размер наказания при отказе применения давности.

Исходя из повышенной общественной опасности преступлений против мира и безопасности человечества, ответственность за которые предусмотрена ст. 353 УК (планирование, подготовка, разжигание или ведение агрессивной войны), ст. 356 УК (применение запрещенных средств и методов ведения войны), ст. 357 УК (геноцид) и ст. 358 (экоцид), в ч. 4 ст. 83 УК установлено, что к лицам, осужденным за них, сроки давности не применяются.

Освобождение от исполнения наказания в связи с истечением срока давности носит безусловный характер. Поэтому лица, освобожденные от исполнения наказания в соответствии с ч. 2 ст. 86 УК, не являются судимыми.

 

§ 9. Замена неотбытой части наказания

более мягким видом наказания

 

В ст. 80 УК устанавливается возможность замены трех видов наказания: содержания в дисциплинарной воинской части, принудительных работ и лишения свободы, назначенных за совершение любого по тяжести преступления.

Осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести могут заслужить замену лишения свободы другим, более мягким видом наказания после отбытия ими не менее 1/3 срока наказания; осужденные за тяжкие преступления - не менее половины срока наказания; осужденные за особо тяжкие преступления - не менее 2/3 срока наказания; осужденные за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступления, предусмотренные ст. 210 УК, - не менее 3/4 срока наказания; осужденные за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, - не менее 4/5 срока наказания. При рассмотрении ходатайства или представления о замене наказания осужденному за половое преступление против малолетнего суд учитывает результаты судебно-психиатрической экспертизы в отношении такого осужденного (ч. 4 ст. 80 УК).

Эти правила относятся к случаям назначения лишения свободы. Поскольку принудительные работы предусматриваются законодателем в качестве альтернативы лишению свободы, постольку, очевидно, сроки отбытия принудительных работ должны исчисляться за совершение преступлений небольшой и средней тяжести аналогично, как и при лишении свободы. Возникает вопрос: какую часть срока должен отбыть осужденный к содержанию в дисциплинарной воинской части? Данное наказание, максимум которого составляет 2 года, не может быть назначено лицам, совершившим тяжкое преступление, поэтому лица, отбывающие это наказание, могут рассчитывать на применение к ним анализируемого института по отбытии ими не менее 1/3 срока наказания.

В течение рассматриваемых сроков отбывания наказания в основном реализуются цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и общая превенция. Окончательное достижение перечисленных целей наказания должно быть реализовано в процессе отбывания иного, более мягкого наказания.

В законе не решен вопрос о том, какую часть срока наказания должны отбыть лица, осужденные по совокупности преступлений или приговоров за преступления, относящиеся к различным категориям.

Верховный Суд РФ в п. 2 Постановления от 21 апреля 2009 г. "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания" отмечает: "Если лицо осуждено по совокупности преступлений различной категории тяжести либо по совокупности приговоров, то при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом надлежит исходить из окончательного срока наказания, назначенного по совокупности. При исчислении от этого срока той его части, после фактического отбытия которой возможно применение условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, судам следует применять правила, предусмотренные частью 3 статьи 79, частью 2 статьи 80, статьей 93 УК РФ для наиболее тяжкого преступления, входящего в совокупность".

В соответствии со ст. 80 УК суд может применить замену неотбытой части срока наказания другим, более мягким наказанием, учитывая поведение осужденного. Каких-либо четких критериев, которые можно было бы положить в основу такого решения, закон не приводит. Сопоставим рассматриваемое предписание ст. 80 УК с теми требованиям, которые положены в основу применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Согласно ст. 79 УК лицо, отбывающее наказание, может быть условно-досрочно освобождено, "если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания". Следовательно, замена неотбытой части наказания более мягким наказанием должна применяться к лицам, вставшим на путь исправления, но еще нуждающимся в продолжении карательно-воспитательного воздействия, что возможно в условиях отбывания другого, более мягкого наказания. Как мы видим, четкого разграничения между требованиями, положенными в основу применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, и требованиями при замене неотбытой части наказания более мягким закон не установил.

По рассматриваемому вопросу в п. 4 ранее упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. судам дается следующая рекомендация: "В соответствии с частью 1 статьи 80 УК РФ лицу, отбывающему ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, суд может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания. Основанием для такой замены является поведение осужденного, свидетельствующее о том, что цели наказания могут быть достигнуты путем замены неотбытой части наказания более мягким наказанием. Суду также надлежит учитывать данные о личности осужденного, его отношение к труду и учебе во время отбывания наказания".

В ч. 3 ст. 80 УК предусмотрена возможность при замене неотбытой части наказания использовать любой, более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказания, указанными в ст. 44 УК. Данное предписание неточно. Нельзя, например, заменить неотбытую часть лишения свободы наказанием, применяемым только к военнослужащим (содержанием в дисциплинарной воинской части или ограничением по военной службе), применить лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Представляется, что и штраф при рассматриваемой замене неприменим. Такая замена явилась бы фактическим откупом от отбывания неотбытой части срока наказаний, перечисленных в ч. 1 ст. 80 УК. Замена любого срочного наказания должна осуществляться другим срочным наказанием в целях продолжения карательно-воспитательного процесса. Неприменим в рассматриваемом случае и арест, не назначаемый в настоящее время.

В качестве заменяющего наказания могут выступать лишь ограничение свободы, исправительные работы, обязательные работы и принудительные работы.

Во время действия УК 1960 г. лишение свободы чаще всего заменялось исправительными работами. Такая практика сохранилась и в настоящее время.

Судебная практика выработала правило, согласно которому срок заменяющего наказания не должен превышать неотбытой части срока наказания. Так, неотбытую часть лишения свободы, равную 1 году, можно, допустим, заменить 1 годом исправительных работ, но не более.

Продолжительность наказания, определенного в порядке замены, зависит от решения судьи, который учитывает все обстоятельства, характеризующие поведение осужденного во время отбывания наказания. При этом определяется, какой срок нового наказания необходим для достижения целей наказания.

Статья 80 УК не предусматривает сокращение неотбытой части наказания, а только ее замену. Нельзя также заменять неотбытую часть срока лишения свободы условным осуждением к лишению свободы, поскольку условное осуждение наказанием не является.

В ч. 7 ст. 53 УК 1960 г. было определено, что при условно-досрочном освобождении от наказания или замене неотбытой части срока наказания другим, более мягким, осужденный может быть освобожден и от дополнительных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Остальные дополнительные наказания при этом оставались в силе. В ст. 80 УК закреплено более радикальное решение: при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания возможно полное или частичное освобождение и от отбывания дополнительных наказаний. Например, при такой замене возможно частичное или полное освобождение от дополнительного наказания в виде штрафа в той его части, которая еще не взыскана, хотя суд может и отказать в этом. Точно так же лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как дополнительные наказания при замене неотбытой части лишения свободы другим, более мягким наказанием могут быть оставлены в силе, их срок может быть сокращен (частичное освобождение) либо осужденные могут быть полностью освобождены от него.

В ч. 1 ст. 80 УК предусмотрена возможность замены неотбытой части содержания в дисциплинарной воинской части, назначаемого военнослужащим по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава. Это наказание назначается виновным лицам на срок от 3 месяцев до 2 лет. По своей сути содержание в дисциплинарной воинской части является специфическим видом лишения свободы (ст. 55 УК).

Отбыв не менее одной трети срока направления в дисциплинарную воинскую часть, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может рассчитывать на замену оставшейся части срока наказания ограничением по военной службе с удержанием из его денежного довольствия по решению суда не более 20% в доход государства. Ограничение по военной службе является специфическим видом исправительных работ. Причем срок этого наказания не должен превышать оставшейся неотбытой части срока нахождения в дисциплинарной воинской части. Рассматриваемая замена отбывания наказания в дисциплинарной воинской части ограничением по военной службе на практике встречается редко.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие виды освобождения от наказания предусмотрены УК?

2. Какова природа условного осуждения?

3. Каковы основания и условия предоставления условно-досрочного освобождения от отбывания наказания?

4. В каких случаях наказание может быть заменено более мягким видом наказания?

5. В каких случаях лицо может быть освобождено от наказания в связи с изменением обстановки?

6. В каких случаях осуществляется освобождение от наказания по болезни?

7. Каковы условия предоставления отсрочки отбывания наказания?

8. Каковы сроки давности исполнения обвинительного приговора суда?

 

Литература

 

Ткачевский Ю.М. Замена уголовного наказания в процессе исполнения. М., 1982.

Ткачевский Ю.М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М., 2007.

 

Глава XXII. АМНИСТИЯ. ПОМИЛОВАНИЕ. СУДИМОСТЬ

 

§ 1. Амнистия

 

Статья 84 УК посвящена порядку объявления и правовым последствиям амнистии. Правом издания акта амнистии, согласно ст. 103 Конституции РФ, обладает нижняя палата российского парламента - Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ч. 1 ст. 84 УК). Это означает, что в постановлении об амнистии не указывается на его применение к каким-либо конкретным физическим лицам. Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например к женщинам, несовершеннолетним, мужчинам старше 60 лет, инвалидам I или II группы, участникам Великой Отечественной войны и др. Эта особенность позволяет, в частности, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.

Правовые последствия амнистии могут быть различными:

1) освобождение от уголовной ответственности;

2) освобождение от наказания;

3) сокращение назначенного наказания;

4) замена назначенного наказания более мягким видом;

5) освобождение от дополнительного вида наказания;

6) снятие судимости (ч. 2 ст. 84 УК).

В российском дореволюционном праве, так же как и в зарубежном уголовном праве, амнистия рассматривалась как частный случай более широкого понятия - "прощение", или помилование. При этом под прощением в российском праве понималось "устранение применения (т.е. неприменение) карательного закона к данному случаю в силу особого о том распоряжения главы государства" <1>.

--------------------------------

<1> Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т. 2. М., 1994. С. 358.

 

На протяжении многих лет к "прощению" как правовому явлению было неоднозначное отношение. Так, Ч. Беккариа относился к нему отрицательно, поскольку "по мере смягчения наказаний милосердие и прощение становятся менее необходимыми". Прощение, по его мнению, не должно иметь место "в совершенном законодательстве, где наказания умеренны, а суд праведен и скор. Эта истина, - как полагал Ч. Беккариа, - покажется суровой тому, кто живет в стране с неупорядоченной системой уголовного законодательства. А потому в этой стране потребность в прощении и милосердии прямо зависит от нелепости законов и суровости приговоров" <1>.

--------------------------------

<1> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 243 - 244.

 

Ч. Беккариа выступал против закрепления института "прощения" в УК, поскольку считал, что "показывать людям, что преступления могут прощаться и что наказание - их необязательное следствие, значит порождать в них иллюзию безнаказанности и заставлять их верить, что если можно добиться прощения, то приведение в исполнение приговора непрощенному скорее акт насилия власти, чем результат правосудия" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Среди противников помилования, в рамках которого первоначально рассматривалась амнистия, были не только защитники принципа возмездия, но и представители утилитарных теорий.

Дело в том, что прощение, будучи актом усмотрения, зависело подчас не только от воли главы государства, но и от ряда промежуточных инстанций, через которые ходатайство о прощении достигало "подножия трона", поэтому злоупотребления и произвол были нередкими явлениями в XVII - XVIII вв. Широкое распространение, например, во Франции получили "письма о прощении", выдаваемые от имени короля. По этому поводу Н.С. Таганцев, в частности, отмечал, что "бесцеремонная раздача" этих "писем" королевскими любимцами и фаворитками, создавая безнаказанность самых отъявленных негодяев, сильных богатством или связями, поставила в число противников права помилования и таких сторонников реформы уголовного законодательства, как Бентам, Филанджиери и др. Так, английский юрист И. Бентам считал, что "если законы слишком жестоки, то помилование есть необходимое их дополнение: но такое дополнение есть зло, и там, где законы хороши, незачем иметь магическую палочку, пригодную для их уничтожения" <1>. Отрицательное отношение к "прощению" сказалось на отсутствии в действующем УК Франции данного института.

--------------------------------

<1> Цит. по: Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 363.

 

Но не только классики уголовного права высказались против института амнистии ("прощения"). Ряд современных российских юристов также оспаривают правомерность и целесообразность этого института. По мнению С.Н. Сабанина, издание актов амнистии ведет к нарушению принципа справедливости, поэтому амнистия не должна иметь место ни в практике высших органов государственной власти, ни в уголовном законодательстве <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сабанин С.Н. Амнистия и помилование в уголовном законодательстве России // Государство и право. 1995. N 11. С. 81.

 

Другие авторы, настаивающие на упразднении института амнистии, мотивируют это тем, что она способна повлечь всплеск преступности и рост рецидива среди лиц, освобожденных от уголовной ответственности или наказания в связи с изданием акта амнистии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Амнистия: благо или зло? // Юридический вестник. 1992. N 5. С. 12 - 13.

 

Однако в целом в российской юридической литературе амнистия рассматривается как необходимая мера. Среди положительных черт амнистии называется то, что она отвечает целям экономии уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону его смягчения и т.п. <1>. Эти авторы считают необходимым для ликвидации негативных последствий амнистии перед ее применением тщательно продумывать программу ресоциализации амнистируемых.

--------------------------------

<1> См.: Марогулова И. Амнистия и помилование: актуальные проблемы // Уголовное право. 1997. N 4. С. 55 - 58.

 

Акт амнистии - специфический правовой документ. Его особенности в первую очередь связаны с порядком действия данного акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия не свойствен уголовным законам. Кроме того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами. Это скорее "разовый" акт, что связано с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея полного или частичного "прощения" уже совершенных преступлений.

В уголовно-правовой науке нет единодушия по вопросу о том, к какой отрасли права относится институт амнистии. Одни авторы относят его к сфере государственного права, другие - к области уголовного права, третьи полагают, что она имеет комплексный характер.

Конституция РФ, относя объявление амнистии к ведению Государственной Думы РФ, не дает каких-либо указаний о содержании акта амнистии. Решение этого вопроса находится в исключительной компетенции Государственной Думы РФ. Следовательно, амнистия является скорее государственно-правовым, а не уголовно-правовым актом. Несмотря на то что статья об амнистии включена в УК, в его Общей части нет ни одного предписания, обязательного для акта амнистии. Предписания последнего не зависят от норм, устанавливающих различные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, снятие судимости и т.д. Акт амнистии может содержать и предписания, не относящиеся к УК. Следовательно, включение статьи об амнистии или же невключение ее в УК не оказывает какого-либо влияния на характер, содержание и реализацию таких актов, поэтому положения ст. 84 УК являются кратким обобщением положений, встречающихся в актах амнистии.

Преследуя различные цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны. Их содержание зависит от политических и экономических особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, масштабе и формах его применения. Так, резкое изменение социально-политической обстановки в стране вызвало необходимость принятия 7 июня 1945 г. акта амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией.

Существуют и специфические цели актов амнистии. Чаще всего в акте амнистии декларируется гуманная цель облегчения участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п. Многие акты амнистии начинаются словами: "Руководствуясь принципом гуманизма..."

В советский период акты амнистии издавались в ознаменование революционных праздников, например амнистия в связи с 50-летием Октябрьской социалистической революции (31 октября 1967 г.). Издание "юбилейных" актов амнистии осуществляется и в настоящее время. 19 апреля 1995 г. был принят акт амнистии, связанный с 50-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

Одной из причин издания актов амнистии, о которой не принято говорить открыто, является перенаселение мест лишения свободы осужденными и следственных изоляторов подследственными.

23 февраля 1994 г. Государственная Дума приняла Постановление об объявлении политической и экономической амнистии. В преамбуле к акту амнистии указывалось, что она принимается "в целях национального примирения, достижения гражданского мира и согласия". Этот акт амнистии прекратил все уголовные дела, находившиеся в производстве следователей, и дела, не рассмотренные судом, в отношении лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности по событиям 19 - 21 августа 1991 г., связанные с образованием Государственного комитета по чрезвычайному положению, с участием в его деятельности; по факту столкновения демонстрантов и работников органов внутренних дел 1 мая 1993 г. в Москве; за участие в событиях 21 сентября 1993 г. в Москве, связанных с изданием Указа Президиума Верховного Совета РФ от 21 сентября 1993 г. "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Акт амнистии освободил от наказания лиц, осужденных за нарушение правил о валютных операциях (ч. 1 ст. 88 УК 1960 г.), хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления служебным положением (ч. ч. 1 и 2 ст. 92 УК 1960 г.).

Диапазон принимаемых в амнистии мер, облегчающих участь лиц, осужденных за совершение преступления или освобожденных от уголовной ответственности за них, велик. Причем он реализуется в зависимости от ряда обстоятельств: характера и степени общественной опасности преступления, вида назначенного за него наказания и ряда различных обстоятельств, характеризующих личность виновного (участия в боях при защите Родины, пола, возраста, состояния здоровья, наличия прошлых осуждений к лишению свободы, злостных нарушений правил отбывания наказаний и т.п.). С учетом перечисленных и некоторых иных приводимых в актах амнистии обстоятельств лицо освобождается от уголовной ответственности или наказания либо отбываемое наказание заменяется другим, более мягким наказанием, снимается судимость и т.д. Так, актом амнистии от 24 декабря 1997 г. были освобождены от отбывания наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденные:

а) проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества;

б) награжденные орденами и медалями;

в) женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины;

г) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет;

д) инвалиды I и II группы, а также больные туберкулезом, отнесенные к I и II группе диспансерного учета.

Рассматриваемая амнистия освободила некоторые категории осужденных от отбывания наказания (напр., несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до 3 лет включительно и ранее не отбывавших наказание в воспитательно-трудовых или воспитательных колониях; женщин, осужденных к лишению свободы на срок до 5 лет включительно и отбывших не менее одной трети срока, и т.д.).

Амнистия прекратила уголовные дела, находившиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, о преступлениях, совершенных до вступления в силу акта амнистии в отношении ряда категорий лиц (напр., проходивших службу в составе действующей армии либо принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества и др.).

Акт амнистии от 24 декабря 1997 г. сократил неотбытую часть лишения свободы некоторым категориям лиц, не подпадающим под освобождение от наказания, например несовершеннолетним, на половину срока наказания (п. "б" ст. 8).

Рассматриваемый акт амнистии не распространялся на широкий круг лиц, осужденных за ряд преступлений, таких, например, как измена Родине (ст. 64), шпионаж (ст. 65), террористический акт (ст. 67), бандитизм (ст. 77 УК 1960 г.) и др. Не попали под амнистию и лица, осужденные более 2 раз к лишению свободы за умышленные преступления, а также лица, ранее осужденные к лишению свободы за вышеперечисленные преступления.

Не подлежали амнистии особо опасные рецидивисты и лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве; осужденные, ранее освободившиеся из мест лишения свободы в соответствии с актом амнистии или помилования и вновь совершившие умышленные преступления; злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, за исключением лиц, проходивших службу в действующей армии, и некоторые другие категории осужденных.

Амнистия не применялась к лицам, подвергнутым принудительному лечению от алкоголизма, наркомании, а также к осужденным, больным венерическими заболеваниями, не завершившим курс лечения. К лицам, больным туберкулезом, отнесенным к I группе диспансерного учета, акт амнистии применялся только после завершения курса лечения.

Акты амнистии можно условно разделить на акты широкого применения, относящиеся к значительному числу лиц, и акты, относящиеся к относительно узкому кругу лиц.

К первому виду относится, например, амнистия 24 декабря 1997 г., приведшая к освобождению 400 тыс. условно осужденных лиц, а также лиц, к которым была применена отсрочка исполнения наказания, лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и др. Многим лицам, отбывающим лишение свободы, сроки этого наказания были сокращены, а 35 тыс. осужденных были освобождены из мест лишения свободы.

Ко второму виду можно отнести амнистию от 9 февраля 1996 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 г. ".

Как правило, амнистии распространяются на всю территорию России. Но из этого правила встречаются и исключения. Так, амнистия от 9 февраля 1996 г. распространялась только на лиц, совершивших преступления в процессе вооруженного конфликта на территории Дагестана. 6 мая 2003 г. была принята амнистия в связи с принятием Конституции Чеченской Республики. Эта амнистия применялась к лицам, виновным в совершении преступлений в процессе вооруженного конфликта и проведения контртеррористических операций на территории бывшей Чечено-Ингушской Республики.

Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, вне зависимости от того, согласны они с ней или нет. Однако, если лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии с амнистией, считает себя невиновным в инкриминируемом ему деянии, оно может обратиться в суд с требованием рассмотрения дела. Вместе с тем, если суд в подобном случае придет к выводу о виновности данного лица, оно все-таки освобождается от уголовной ответственности по акту амнистии.

Так, генерал армии В. был освобожден от уголовной ответственности актом амнистии от 23 февраля 1994 г. Несмотря на это, он в соответствии с ч. 5 ст. 5 УПК РСФСР потребовал рассмотрения дела в суде и был оправдан им. Следовательно, генерал В. был освобожден от уголовной ответственности не в связи с актом амнистии, а вследствие его невиновности в совершении преступления.

Обычно акт амнистии распространяется на лиц, совершивших преступления до вступления ее в силу. Вышеупомянутая амнистия от 6 мая 2003 г. предусмотрела ее применение к лицам, совершившим преступления в период от 12 декабря 1993 г. до 00 часов 1 сентября 2003 г. Следовательно, акт амнистии предоставлял возможность для размышления лицам, виновным в совершении преступлений, в течение чуть ли не трех месяцев после вступления ее в законную силу (в день официального опубликования - 6 мая 2003 г.).

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применима только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до принятия акта амнистии.

По общему правилу акт амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу акта амнистии. Из этого правила возможны исключения, установленные актом амнистии. Так, актом амнистии от 1 ноября 1991 г. было определено, что от уголовной ответственности освобождались лица, уклонявшиеся от военной службы, которые явились к месту несения службы или в ближайшие воинские управления (приемные Министерства обороны СССР и военных округов, флота, военные комиссии), в Комитет при Президенте СССР по делам военнослужащих для применения амнистии и дальнейшего прохождения службы (ст. 9). Следовательно, рассматриваемый акт амнистии применялся к военнослужащим при их явке с повинной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.