Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Государственные органы особой компетенции




 

Видовое многообразие традиционных и наиболее распространенных государственных органов не исключило появление и других специализированных органов для осуществления определенных функций государства, но не входящих ни в одну из ветвей власти. Подобно тому, как статус Президента РФ не позволяет однозначно отнести его к одной из трех классических ветвей власти, также затруднительно понимание принадлежности к ним государственных органов особой компетенции. Такими органами на федеральном уровне являются: Прокуратура РФ, Счетная палата, Центральный банк, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.

9.1. Прокуратура Российской Федерации

Согласно Конституции РФ прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 129 Конституции РФ). Все прокуроры относятся к системе федеральной власти, Прокуратуры субъектов РФ не существует.

Возглавляет прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор РФ. Он назначается на должность на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются генеральным прокурором по согласованию с субъектами федерации на пять лет. Иные прокуроры назначаются генеральным прокурором на пять лет, и освобождаются им от занимаемой должности. Таким образом, Генеральный прокурор РФ практически единолично решает кадровые вопросы в рамках прокуратуры, что и обеспечивает ее централизацию. В отличие от судов вышестоящие органы прокуратуры могут вмешиваться в деятельность нижестоящих и прямо отдавать им предписания.

Дела с участием военнослужащих рассматривает военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором, являющимся по должности заместителем Генерального прокурора РФ.

Прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные выполнять эти обязанности по состоянию здоровья. Прокуроры не должны быть членами иных органов государственной власти и местного самоуправления, участвовать в деятельности политических общественных объединений. Они не могут заниматься никакой иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой.

Прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Цель деятельности прокуратуры – обеспечение верховенства Конституции и закона, единства и укрепления законности, защиты прав человека и гражданина, а также охрана законных интересов общества и государства.

Основные функции прокуратур:

1. Надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов со стороны федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц. Из-под надзора прокуратуры выведены высшие органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

2. Надзор за соблюдением теми же органами, а также органами управления и различными организациями прав и свобод человека и гражданина.

3. Надзор за исполнением законов следственными и дознавательными органами.

4. Надзор за исполнением законов администрацией учреждений исполнения наказания.

Для осуществления своих функций прокурор обладает набором полномочий:

1) осуществление проверки деятельности различных организаций, возможность требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности или возбуждать уголовные и административные дела;

2) освобождение из-под стражи лиц, которые были задержаны незаконно (это не только право, но и обязанность прокурора);

3) осуществление уголовного преследования в суде путем выступления в качестве государственного обвинителя;

4) право опротестования решения суда в порядке надзора или в обращении к вышестоящему прокурору, который сам может заявить протест в порядке надзора;

5) предъявление и поддерживание гражданского иска в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в предусмотренных законом случаях.

На основании осуществляемого прокурором надзора могут быть созданы четыре вида актов прокурорского реагирования: постановление, протест, представление, предостережение.

1. Постановление – это акт о возбуждении уголовного дела или судебного производства об административном правонарушении в отношении лица, нарушившего закон.

На основании рассмотрения обстоятельств правонарушения прокурор самостоятельно принимает решение об открытии уголовного или административного дела.

2. Протест может быть вынесен на противоречащий закону правовой акт.

Подобным образом может быть опротестовано решение суда. Протест направляется в орган либо должностному лицу, который издал этот акт. Протест должен быть незамедлительно рассмотрен, о результатах его рассмотрения необходимо сообщить прокурору.

3. Представление – это обращение прокурора к органу или должностному лицу на предмет устранения допущенных последними нарушений закона.

Как и протест, представление должно быть рассмотрено безотлагательно; в течение месяца должны быть приняты меры, о которых прокурору сообщается письменно. На действия Правительства РФ представления не выносятся, о подобных нарушениях генеральный прокурор сообщает президенту.

4. Предостережение – это акт о недопустимости нарушения закона, который может быть составлен при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

9.2. Счетная палата РФ

Счетная палата РФ имеет видовой особенностью своей компетенции финансовый контроль за исполнением федерального бюджета. Она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием РФ и ему подотчетным. Конституция РФ (ч.5 ст.101, п.“и” ч.1 ст.102, п.“г” ч.1 ст.103) определяет общий статус и порядок ее формирования по правилу паритета между палатами Федерального Собрания: Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности половину аудиторов и председателя, а Совет Федерации — другую половину аудиторов. Срок полномочий аудиторов Счетной палаты — 6 лет. Они являются должностными лицами, возглавляющими определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения.

Круг задач, структура и порядок деятельности Счетной палаты определены ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” от 11 января 1995г. Согласно закону она выполняет следующие задачи:

– организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных бюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных бюджетных фондов;

– финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных бюджетных фондов;

– анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

– контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных бюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

– регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

9.3. Центральный банк РФ

Центральный банк РФ—главный государственный банк страны, наделенный властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Конституция РФ поручает ему функции денежной эмиссии (ч.1 ст.75), защиту и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст.75), которые он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Согласно ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” в редакции от 26 апреля 1995 г. его исключительная прерогатива — эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории РФ. Он обеспечивает в том числе покупательную способность и устойчивость курса рубля по отношению к иностранным валютам, а также физическую защиту выпускаемых в обращение денег (банкнот и монет), всех выпускаемых им ценных бумаг от подделок. К основным задачам Банка России относятся:

– регулирование денежного обращения,

– единая федеральная кредитно-денежная политика,

– организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков,

– надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций,

– денежные операции по внешнеэкономической деятельности и др.

В этих целях применяются прежде всего такие основные инструменты и методыденежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; валютные интервенции (купля-продажа валюты на рынке) для воздействия на курс рубля, на суммарный спрос и предложение денег.

Будучи в пределах полномочий, предоставленных конституцией и федеральными законами, независимым от исполнительно-распорядительных органов государственной власти, Центральный банк подотчетен Государственной Думе. Кандидатуру на пост председателя Центрального банка представляет Президент РФ Государственной Думе, к ведению которой отнесено право его назначения или смещения. Значимость самостоятельного положения данного должностного лица государства и возглавляемого им органа проявляется при проведении кредитно-денежной политики. Центральный банк должен исходить из общефедеральных интересов и быть в значительной степени независим как от политического влияния руководителей государства, так и от разрозненных региональных интересов.

Уставный капитал и иное имущество центрального банка являются федеральной собственностью.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для всех органов государственной власти и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех физических и юридических лиц.

9.4. Федеральное казначейство

Федеральное казначейство —финансовый орган государства, ведающий кассовым исполнением федерального бюджета. Правовой основой его деятельности служат Бюджетный кодекс РФ и Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения оФедеральном казначействе России” № 109 от 28 января 1997г. В ряде стран казначейство ведает также взиманием государственных налогов и других сборов, выпуском казначейских билетов и казначейских обязательств.

9.5. Центральная избирательная комиссия РФ

Центральная избирательная комиссия РФ —главный избирательный орган государства, возглавляющий систему избирательных комиссий. В систему также входят: избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, территориальные (районные, городские и другие) участковые избирательные комиссии. Они являются специальными коллегиальными органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов. Система, порядок образования и полномочия избирательных комиссий определяются, как правило, законами о выборах.

В соответствии с ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г. избирательные комиссии организуются для проведения выборов Президента РФ, депутатов Государственной думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ; выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного самоуправления; а также федеральных референдумов.

Центризбирком формируется в составе 15 членов, назначаемых Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации по пять человек. Председатель, заместитель и секретарь ЦИК РФ избираются из ее состава тайным голосованием ее членов. Она работает на постоянной основе со сроком полномочий четыре года.

9.6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации государственная должность, которая может рассматриваться и как обособленная государственная структура, предусмотренная в целях независимого контроля за государственным обеспечением реализации прав и свобод человека и гражданина. В мировой юридической практике функции такого должностного лица заключаются в оперативной защите личности от произвола и злоупотреблений государственных органов и должностных лиц. Институт государственного правозащитника дополняет существующие средства защиты прав человека и не влечет каких-либо ограничений компетенции иных правоохранительных органов (суда, прокуратуры). Этот институт считается фактором укрепления законности в деятельности государственных органов, а значит, государственных служащих, прежде всего исполнительной власти.

Для нашей страны это новый институт, впервые учрежденный Конституцией РФ 1993 г. (п.“д” ч.1 ст.103). Основные задачи, правовой статус и порядок работы этого должностного лица российского государства определены Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 г. На эту должность назначается лицо, вокруг которого достигнута высокая степень согласия: квалифицированное большинство депутатов Государственной Думы. Срок его полномочий пять лет с условием возможного пребывания не более двух сроков подряд.

Уполномоченный по правам человека представляет в Государственную Думу ежегодный доклад с информацией о положении дел по соблюдению и охране прав человека. В нем отмечаются недостатки в деятельности государственной администрации, высказываются рекомендации по совершенствованию законодательства, практики его применения и т.п.

Контрольные вопросы к теме 9

1 В чем заключается главная задача прокуратуры?

2 Назовите функции прокуратуры.

3 Какое значение в судебной системе имеет прокурорский протест?

4. Раскройте правовой статус и порядок работы Уполномоченного по

правам человека в Российской Федерации?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.