Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и использование муниципального имущества 2 страница




Стратегический план, раскрывая основные цели и ориентиры развития города на длительный период времени, вселяет уверенность в жителей в благополучном исходе преобразований.

Стратегический план показывает широким кругам городской общественности, что усилия органов местных властей направлены не только на решение частных задач, но и устремлены в будущее с целью обеспечения своему городу устойчивого развития и процветания.

Стратегический план дает основание верить, что обеспечение жителей города общественными благами с учетом имеющихся ресурсов будет осуществляться самым справедливым, эффективным и демократическим способом.

Стратегический план, содержащий идеи, принципы городского развития, дает ориентиры предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы.

Стратегический план является действенным инструментом приобретения и поддержания конкурентных преимуществ города при соперничестве с другими городами за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве.

Стратегический план позволяет упорядочить и распределить всегда ограниченные в той или иной мере ресурсы города предельно эффективным образом.

Стратегический план привлекает к активному творчеству население города, которое в процессе его разработки или реализации вовлекается в партнерство с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами.

Стратегический план помогает обеспечивать концентрацию основных усилий членов городского сообщества на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для города.

Стратегический план является обязательным условием, выдвигаемым при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

29.2. Опыт стратегического планирования в Екатеринбурге

Реформа местного самоуправления в России резко повысила ответственность городских властей за развитие своего города, за гарантирование населению соответствующих социальных благ, свобод, защиты и тому подобное. Новые реалии ставят вопросы, на которые каждый отдельный город должен самостоятельно найти ответы и определить, какой ему курс выбрать, как развиваться, какова у них будет стратегия?

Екатеринбург, как и другие крупные города Урала, остро нуждается в долгосрочном программном документе, который бы формировал реальную концепцию целостного экономического, социально-экологического и пространственного развития города.

Город Екатеринбург традиционно занимает особое место в социально-экономическом развитии как России, так и Уральского региона. Он является административным центром Свердловской области – одного из крупнейших в экономическом отношении субъектов РФ, центром Уральского федерального округа, ядром единого исторически сложившегося экономического региона.

В конце XX - начале XXI вв. в Екатеринбурге стали происходить существенные изменения в сторону превращения его в ведущий интеллектуальный, научно-технический, финансовый, политический, культурный и организационный центр. В этих условиях возрастала потребность в разработке качественно нового планирования развития города.

К сожалению, у Екатеринбурга до 2003 г. не было официально утвержденного долгосрочного плана, который давал бы ясные представления о перспективах развития. Последний по времени прогнозный документ «Концепция экономического и социального развития г. Свердловска на 1991 – 1995 гг. и на период до 2010 г.» был разработан специалистами в 1989 г. еще в условиях социалистической системы. Имеющийся у города Генеральный план также устарел и не соответствовал новым градостроительным и иным требованиям.

Органы местного самоуправления, научная общественность и значительная часть горожан пришли к пониманию того, что необходимо осуществлять, наряду с оперативным планированием и управлением, стратегическое управление и планирование.

Алгоритм стратегического планирования, реализованный в стратегическом плане развития Екатеринбурга, включает в себя следующие основные этапы:

1. Установление миссии (кредо), или иначе стратегического статуса будущего развития города – с учетом его места в региональном, национальном и мировом пространстве развития и степени его инновационной привлекательности.

2. Выработка и формулировка главной цели и системы подцелей развития, связанных в первую очередь с устранением (нейтрализации) негативных явлений, процессов, факторов и с одновременным усилением благоприятных факторов и конкретных конкурентных преимуществ и возможностей города.

3. Оценка исходной ситуации, анализ позитивных и негативных тенденций развития города, выявление ключевых проблем, которые предстоит обязательно решать.

4. Разработка собственно стратегического плана, включающего выявление основных (стратегических) направлений, определение программ и обоснование инновационных проектов.

5. Обсуждение и утверждение стратегического плана.

6. Реализация и мониторинг стратегического плана.

В 2000 г. в Екатеринбурге началась разработка стратегического плана развития города, которая состояла из трех этапов

На первом этапе исследований, в соответствии с Постановлением Главы Екатеринбурга от 28.06.2000 г. №674 «О процессе стратегического планирования в городе Екатеринбурге», основная работа была направлена на формирование тематических (рабочих) групп по направлениям социально-экономического развития города (всего было создано 26 рабочих групп). На этом же этапе тематическими группами был обобщен и осмыслен мировой и российский опыт стратегического планирования в городах, проанализированы стартовые возможности и условия развития Екатеринбурга, выявлены позитивные и негативные тенденции его развития, предложены различные цели, задачи и основные направления в стратегии развития города на период до 2015 г.

На втором этапе был определен методический подход к стратегическому планированию, проведены аналитические работы по подготовке целей развития, одобрены главная цель и основные стратегические направления.

В частности, научные творческие коллективы в составе 25 тематических групп и Координационный совет в течение 2001 г. собирали, анализировали и обобщали материалы, необходимые для составления стратегического плана развития Екатеринбурга на ближайшие 10 - 15 лет по важнейшим направлениям социально-экономического, демографического и пространственного развития города. В ходе исследования были обоснованы главные цели развития города; определены приоритетные направления; охватывающие социальную, экономическую, экологическую и пространственную сферы, а на их основе предложены программы, которые будут реализовываться через систему конкретных проектов.

Третий этап разработки стратегии развития Екатеринбурга связывается с составлением собственно стратегического плана города на основе углубленного исследования узловых проблем развития Екатеринбурга.

На третьем этапе особое внимание уделялось разработке программ и кратко-, средне- и долгосрочных проектов.

Стратегический план развития города Екатеринбурга был утвержден решением городской Думы 10 июня 2003 г.

Стратегический план – это прогнозный документ, включающий некое согласованное целое: взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, его внутренние ресурсы, политику, определяющую поле деятельности и основные организационные действия, направленные на достижение поставленных целей.

Разработка стратегии развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление миссии города, или иначе кредо, стратегического статуса (типа) будущего развития поселения. Выдвижение миссии города осуществлялось на основе алгоритма, соединяющего в единую логическую последовательность глобализацию социально-экономических процессов, главные особенности и приоритеты социально-экономического развития страны и региона, сложившиеся тенденции городского развития, накопленный потенциал, которые в общем задают определенные границы для траектории (вектора) движения Екатеринбурга в будущее и оказывают существенное влияние на целевую направленность стратегического плана.

Миссия Екатеринбурга рассматривается не как конечный, застывший результат, а как растянутый во времени сложный результирующий процесс, включающий все стороны функционирования и развития города. Исходя из названной принципиальной позиции, миссия Екатеринбурга в обозримой перспективе видится, как трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду для обитания его жителей.

В соответствии с миссией города и необходимостью реализации основной политики государства, направленной на создание благоприятных условий для достойной жизни граждан, г лавная (глобальная) цель стратегии города Екатеринбурга — обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан. Эта целевая установка реализуется на основе эффективного использования внутренних ресурсов, развития многофункциональности города, интегрированного в региональную, российскую и мировую экономику.

Стратегическая цель развития Екатеринбурга осуществляется проведением активной городской политики, направленной на достижение динамического равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, на обеспечение гражданских прав, наилучших условий жизни и учета интересов всех тех, кто работает или учится в городе, посещает его в поисках развлечений, культуры, информации, знаний.

Одним из важных элементов городской политики является обеспечение гармонии между современным градостроительством и сохранением культурно-исторического наследия, интегрирование нового без разрушения старого, поддержание принципа непрерывного устойчивого развития.

Достижение главной цели предполагает реализацию еще ряда основных стратегических подцелей. Среди них:

Формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботы об условиях труда, семьях, внедрения принципов социальной справедливости; повышения уровня общественной безопасности и тому подобное.

Развитие эффективного инновационного производства, комплекса сферы услуг, обеспечивающей интеграцию в региональную, национальную мировую экономику на базе роста инвестиций, создания новых высококонкурентных рабочих мест, привлечения высококвалифицированных кадров, активизации инновационной деятельности, максимизации доходов городского бюджета, роста прибылей предприятий, эффективного использования муниципального имущества, развития рыночных институтов, роста малого предпринимательства,
опережающего развития уникальных и экспертно-ориентированных производств и прочее.

Создание благоприятного социально-экономического и правового климата для предпринимателей и жителей города: совершенствование нормативно-правовой базы, формирование имиджа города и городской маркетинговой концепции, развитие рыночной, информационной, инновационной инфраструктуры, развитие системы достоверной и доступной информации, превращение ее в реальную основу сплочения местного сообщества и т.п.

Улучшение городской среды, устойчивое функционирование и развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, позволяющих сформировать здоровую, безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду обитания.

Формирование гражданского общества и развитие городского местного самоуправления: партнерство в экономической, социальной и культурной сферах, выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами власти субъекта РФ, территориальными органами федеральной власти, развитие межнационального и межкультурного сотрудничества и солидарности, формирование активной городской политики и тому подобное.

На основе сформулированной стратегической цели и подцелей определяются основные стратегические направления:

1. Сохранение и развитие человеческого потенциала.

2. Реструктуризация экономики города и развитие экономических ресурсов.

3. Развитие среды проживания горожан.

4. Развитие рынка товаров и услуг.

5. Развитие транспорта, складского хозяйства и связи.

6. Охрана окружающей среды и развитие экологической культуры.

7. Развитие гражданского общества и местного самоуправления.

8. Генеральный план-город для человека.

Целевыеустановки реализуются посредствам стратегических программ, определяющих направленную на достижение главных целей пошаговую последовательность действий, охватывающих все сферы жизнедеятельности города и имеющих свои тактические (локальные) цели. В свою очередь, программы конкретизируются в реальные проекты с количественными измерениями и четким временным горизонтом. Программы и проекты отвечают на вопросы о том, когда, каким образом и с какими затратами могут быть реализованы стоящие перед городом задачи в рамках, определяемых городской муниципальной политикой.

Стратегический план не является традиционным комплексным планом социально-экономического развития, а помогает обеспечить концентрацию основных усилий на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для города. Тут важно понять, что именно закладывается в рамках мегапроекта в основании хозяйства и социальных конструкций города. Это не решение всех многочисленных проблем, а скорее путеводная нить в динамичном развитии. Нить, в чем-то подобнаягенетическому коду, который, имея весьма малый удельный вес в живом организме, тем не менее делает его гармоничным, самоорганизующимся, живущем и движущимся в окружающем мире.

Контрольные вопросы к теме 29

1. Концептуальные основы стратегического плана развития города Екатеринбурга.

2. Что включает в себя алгоритм стратегического планирования?

3. Раскройте исходные конкурентные возможности города Екатеринбурга.

4. Дайте характеристику стратегических направлений, программ и проектов развития города Екатеринбурга.

5. Чем отличается стратегическое планирование от долгосрочного?

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Административно-территориальное деление – схема структуризации территории страны (региона), отражающая систему пространственно распределенной структуры органов управления.

Асимметричная федеративная модель предполагает существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером их взаимоотношений с федеральным центром.

Ассоциативные федерации – федерации, создаваемые в итоге процесса сближения между различными до этого времени суверенными государствами (государственными образованиями).

Бюджет субъекта федерации (бюджет региона, региональный бюджет) – фонд денежных средств, которым располагают органы государственной власти субъекта федерации, представляющий собой их финансовый план на текущий год, образуемый и исполняемый по расходам на основе законодательного акта субъекта федерации.

Бюрократия – форма осуществления политико-социального управления, при которой центры исполнительной власти посредством разветвленной сети чиновников и административного аппарата оказываются сознательно оторванными от членов общества.

Власть – это способность субъекта управления (государства и его институтов) навязывать свою волю объекту (людям, людским группам, организациям), распоряжаться и управлять его действиями, используя различные методы.

Глобализация – тенденция формирования целостного, относительно однородного мирового социального пространства в процессе воссоздания родового единства человечества на основе приобретения всеми видами человеческой деятельности (хозяйственной, политической, познавательной и др.) транснационального характера.

Государственное (политико-территориальное) устройство – территориальная организация государственной власти, выраженная в совокупности принципов функционирования государства как целого, состоящего из территориально распределенных частей, принципов взаимоотношений центральных (общегосударственных) и местных (территориальных) органов власти и управления, а также механизмов их практической реализации.

Государственная региональная политика – система целей и задач органов центральной и местной государственной власти, а также система мер, предпринимаемых ими в сфере управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства.

Государственное региональное управление – направление деятельности органов государственной власти, связанное с регулированием социально-экономических процессов, обладающих собственной географической спецификой, на территории относительно обособленных регионов в рамках общей территории страны, предполагающее гармоничное сосуществование и развитие всех региональных подсистем единого общегосударственного территориального пространства.

Государственное управление – это систематическое, целенаправленное, опирающееся на власть воздействие государства и его институтов на людей, процессы и отношения, возникающие в человеческом обществе, для их упорядочения, сохранения и преобразования.

Государственный аппарат – это система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих различные формы государственного воздействия на общество.

Дееспособность – возможность физического лица осуществлять свои права и обязанности собственными действиями.

Диссоциативные федерации – федерации, формирование которых происходит путем разрыва единства унитарного государства.

Договорные федерации (федерации на основе союза) – федерации, созданные на основе союза независимых государств, а также федерации, образованные в результате объединения или вступления в союз государственных образований или политических единиц, имевших фактически некоторые признаки государственности.

Дуалистический федерализм – принцип государственного устройства, предполагающий фиксированное на конституционном уровне разграничение предметов ведения между центральной властью и субъектами федерации.

. Закон – политико-правовой нормативный акт высшей юридической силы в государстве, принятый в установленном Конституцией порядке, как правило, законодательными (представительными) органами государственной власти.

Законодательная власть выражается в праве и возможности принимать общеобязательные правила в виде нормативных актов общегосударственного значения, имеющих наиболее общий характер и высшую юридическую силу.

Законодательный процесс – это установленный законами и регламентами порядок, этапы и процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.

Иммунитет (депутатская неприкосновенность) подразумевает невозможность полицейского задержания, ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции палаты парламента, в состав которой входит данный депутат.

Империя как форма государственного устройства – это объединение различных государств и территорий под единой властью, одним имперским правлением и законами империи.

Импичмент – досрочное прекращение полномочий президента вследствие парламентского суда над ним.

Инаугурация – торжественная процедура вступления в должность главы государства.

Индемнитет:

1. Не несение депутатом ответственности за его выступления в парламенте и за те меры, которые он поддерживал своим голосованием.

2. Обязанность государства оплачивать из казны работу депутата.

Институциональная подсистема государственного управления – совокупность государственных органов исполнительной власти и управления, которые во взаимодействии друг с другом и в сотрудничестве с институтами гражданского общества реализуют государственно-управляющее воздействие с целью исполнения законов.

Исполнительный федерализм – система сотрудничества и координации органов исполнительной власти федерации и ее субъектов, выражающаяся в широко распространенной практике взаимного согласования действий федеральных и региональных исполнительных властей.

Кворум – законодательно установленное число участников собрания (заседания), необходимое для проведения заседания и/или принятия правомочных решений.

Коммуникативная подсистема системы государственного управления – совокупность отношений между субъектами управления, а также между субъектами и объектами управления, которыми являются

общественные институты, организации и отдельные граждане.

Конституционный строй – это единый государственно-общественный правовой механизм и система основополагающих общественных отношений, закрепленная нормами Основного закона и представленная в соответствующих структурах государства и общества[1].

Конституция – основной закон государства, определяющий его государственное устройство, форму правления, политический режим, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конфедерация – форма политико-территориального объединения государств на основе общих целей для координации совместных действий.

Легитимная государственная власть – это власть, принятая большинством граждан данного государства, соответствующая их представлениям, оцениваемая ими как справедливая и законная.

Межрегиональная ассоциация (союз) – некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление – форма народовластия, обеспечивающая населению, входящему в состав некоторого территориального коллектива, возможность самостоятельно и под свою ответственность в пределах, установленных законами, решать вопросы местного значения.

Методы государственного управления – это способы воздействия государственных органов на общественные процессы и деятельность государственных структур в пределах их компетенции в установленном порядке.

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Национальное государство (или суверенное государство) – это государство, которое не позволяет принимать решения каким-либо силам за пределами себя самого.

Национально-культурная (персональная, культурная) автономия представляет собой право разрозненно проживающих в государстве этнических групп создавать свои объединения, которые занимаются вопросами, имеющими значение для сохранения и развития их культурной, этнической целостности и самобытности, уникальности: вопросы культуры, организации быта, сохранения традиций, воспитания, религии и прочее.

Национально-территориальная автономия – разновидность государственной территориальной автономии, предоставляемой территориям на основе критерия компактного и относительно обособленного проживания этнически однородного населения.

Нормативно-правовая подсистема системы государственного управления представляет собой совокупность правовых норм, которые реализуются институциональной подсистемой в ее управленческой деятельности.

Общественное воспроизводство – системная совокупность экономических, социальных и политических процессов, связанных с формированием и развитием социально-культурного и социально-экономического потенциала общества, с созданием, распределением и потреблением общественных благ.

Парламент – высший выборный законодательный орган власти, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения.

Политическая (государственная, законодательная) автономия предполагает существование у автономного территориального образования правомочий, близких по содержанию к элементам статуса субъекта федерации или даже самостоятельного государства.

Политическая партия – это группа людей, придерживающихся похожих взглядов на социальные и экономические приоритеты общества и объединенных целью утвердить эти приоритеты посредством воздействия на государственный аппарат.

Политический режим – совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.

Правовая культура – знание, понимание и использование предписаний права как сознательной потребности.

Правовое государство – государство с конституционным режимом правления, реальным разделением властей, обладающее развитой и эффективной правовой системой и действенными механизмами социального контроля.

Правовой акт – это письменный документ, выражающий властную волю и направленный на регулирование общественных отношений, который принят правомочным субъектом права (органом государственной власти, местного самоуправления, институтами прямой демократии) и имеет официальный характер и обязательную юридическую силу.

Правоспособность – возможность для индивида быть носителем прав и обязанностей.

Президент – глава государства, должностное лицо (в отличие от монарха), избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на установленный конституцией срок[2].

Принципы государственного управления – это фундаментальные, частично закрепленные в законодательстве положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления.

Протекторат – основанное на соглашениях неравноправное объединение государств, в рамках которого одно из них отчуждает в пользу другого часть принадлежащих ему суверенных прав.

Район – территория (акватория, аэротория, геотория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений, являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения.

Регион в общем смысле слова – территория (акватория, аэротория, геотория), часто значительная по своим размерам, выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений и в силу этого отличная от других.

Регион как субъект внутригосударственных отношений – территория, обладающая совокупностью общих, прежде всего социально-экономических, взаимосвязанных характеристик и вместе с иными регионами составляющая социально-экономическую основу общества и государства.

Сессия (парламента) – промежуток времени, в течение которого проводятся пленарные заседания, на которых принимаются законы и прочие решения парламента.

Симметричная модель федерации предполагает единый (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотношениях с федеральным центром.

Социальная система – это структурный элемент социальной действительности, целостное образование, в качестве элементов которого выступают люди (людские группы), связи и взаимодействия между ними.

Структура – форма организации системы, совокупность и единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами, а также совокупность органов управления, обеспечивающих выполнение некоторых функций, необходимых для достижения поставленных целей.

Субсидиарность – принцип децентрализации властных полномочий, согласно которому каждый уровень публичной власти должен обладать теми полномочиями, которые он в состоянии исполнять.

Субъект федерации – политико-административное территориальное образование в составе федерации, равноправное относительно других субъектов, формирующее свой уровень государственной власти в федеративном государстве, обладающее собственными полномочиями по вопросам управления теми или иными сферами общественной жизни и самостоятельностью в их осуществлении относительно центральных властей (федерального центра).

Суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внешних и внутренних делах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.498 сек.