КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика специализированной и обыденной культуры
Данная модель позволяет выявить соотношение универсальных и специфичных характеристик в строении определённой культуры. Обыденную культуру человек осваивает в процессе повседневного общения, т. е. через семью, друзей, одноклассников, соседей и т. д., через образцы деятельности, поведения, оценивания, обычаи и нравы. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке социализацией и инкультурацией личности. Через тесные спонтанные контакты люди овладевают знаниями, навыками и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. Взрослый человек практически всегда включён одновременно в профессиональную деятельность и в повседневную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры. Обыденная культура обычно не получает институционального закрепления, это часть повседневной реальности. Она нередко ограничена домом, районом, межличностными отношениями. Специализированная культура охватывает дальнее окружение человека и связана с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп. В связи с этим пространство культуры можно разделить на приватное, публичное и промежуточное. Примером приватного пространства выступает домашняя среда. Она обычно воспринимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и многих социальных норм. В публичном пространстве (театр, музей, ресторан, научная конференция и т. д.) человек в максимальной степени следует культурным условностям. В промежуточную зону может попасть, например, рабочее место или университет. Там существуют как неформальные отношения, дружеские, личные, так и официальные, служебные. Это область длительных и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей, а таким образом, обыденной и специализированной культур.
3. Культура представляет собой сверхсложную систему, в которой можно выделить два вида: материальную и духовную культуру. Следует сразу заметить, что данное структурирование – лишь методологический приём, в действительности же эти виды культуры тесно взаимосвязаны. Тем не менее традиционное деление целостности культуры на эти два вида удобно в познавательном плане, при этом каждый из них включает в себя структурные элементы, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в себе качественные характеристики целого (см. рис. 2). Материальная культура – этовоплощение материализованных человеческих потребностей; включает все материальные артефакты, созданные человечеством, которые представляют собой реализацию системы идей. Сюда относятся физические объекты, созданные руками человека: орудия труда, жилища, сооружения, предметы быта, новые разновидности растений и породы животных, средства коммуникации и сам человек в своей материальной, физической сущности.
Рис. 2. Виды и структурные элементы культуры Зарождение культуры связано с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но только человек оказался способен на создание новых предметов, расширяющих его возможности для удовлетворения своих потребностей. Этот созидательный процесс имел важные последствия. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в таком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятельность сознания, мышление. Вместе с совершенствованием предметного мира видоизменялись и условия жизни, развивалось познание окружающей среды, усложнялись отношения между людьми, и материальная культура всё более переплеталась с развивающейся духовной культурой, составляя системную целостность. Духовная культура включает явления, связанные с сознанием, интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи, традиции, искусство, мифологию, религию, мораль, право, науку и т. д.). Это богатая и разнообразная сфера, в которой можно обнаружить всё, начиная от эмоционального мира отдельного человека и заканчивая религиозно-философскими системами, произведениями искусства и научными открытиями. Каждая вещь, созданная людьми, включает в себя их цели, идеи, знания. Это тоже результат деятельности человека, но сотворённый не руками, а скорее разумом, духом. Творческая деятельность в духовной культуре ведёт к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли, который несравненно богаче реального мира. Рядом с образами наблюдаемой действительности в нём существуют мифические духи и боги, литературные герои, потусторонние миры и т. п. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на реальную жизнь. Духовная культура чутко реагирует на внешние воздействия. Она улавливает малейшие изменения в жизни людей и отзывается на них собственными переменами.
Итак, мы рассмотрели, что человек по своей природе существо духовно-материальное, его деятельность распространяется в обеих сферах: он создаёт и потребляет пищу, одежду, жилища, технику, но в то же время он создаёт художественные ценности, формирует нравственные идеалы, делает научные открытия. Жизнь людей протекает одновременно в мире вещей (культура производства, культура быта, физическая культура) и в мире идей (мифология, религия, искусство, мораль, право, наука), о которых пойдет речь в следующих главах учебного пособия. Эти два мира неразрывно связаны и в совокупности составляют «вторую природу», т. е. собственно культуру. Теперь необходимо выяснить, какие функции выполняет культура в обществе. § 2. Функции культуры Функцией в гуманитарных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Сложность и многогранность понятия «культура» определяет и разнообразие её функций. Рассмотрим важнейшие из них (см. рис. 3). Они представлены не в иерархии по значимости, а в порядке простого перечисления, так как в разных явлениях культуры та или иная функция может выходить на первый план. Рис. 3. Функции культуры
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |