Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозно-философское учение буддизма. Самая ранняя из трёх мировых религий – буддизм, возник в пери­од кризиса брахманизма и был первоначально реакцией на его замкну­тую систему




Буддизм

Самая ранняя из трёх мировых религий – буддизм, возник в пери­од кризиса брахманизма и был первоначально реакцией на его замкну­тую систему. Помимо этого буддизм впитал в себя понятийный аппа­рат брахманизма, его основные мировоззренческие положения, а также некоторые моменты джайнизма. Основатель буддизма – реальная исто­рическая личность, принц Сиддхартха из рода Гаутама из племени Шакьямуни на Северо-Востоке Индии.

После пресыщенной жизни, увидев прокаженного дряхлого старика, похоронную процессию, Сиддхартха решает покинуть семью, чтобы стать бродячим аскетом, одним из многих странников, истязавших се­бя аскезой и надеявшихся таким образом обрести освобождение от сансары. Он несколько раз менял религиозные учения, разочаровыва­ясь в них, вообще отходил от аскетизма, бро­сался из одной крайности в другую, временами находился на грани отчаяния. Размышляя под деревом о тщетности и бесполезности своих поисков, он внезапно «просветлел» (боддхи) и стал Буддой (просветлённым). Сущностью просветления Будды стали четыре истины, ставшие основой новой религии.

Будда говорил о том, что до сих пор существовали лишь два пути к освобождению от сансары, оба они были ложными. Первый путь – самоудовлетворения (мокша), второй путь – самоистязания (представленный учением джайнизм).

Будда провозгласил вместо них Срединный Путь четырёх истин.

Первая истина – в мире существует страдание: рождение – страдание, старость – страдание, смерть – страдание, соединение с неприятным страдание, не получить желаемого – страдание. Вторая истина – страдание имеет причину. Третья истина – возможно прекратить страдание. Четвёртая истина – к этому ведёт восьмеричный путь. Познавший все истины достигает нирваны (угасания). Будда выступал как противник аскезы, так и тайных учений. Для желающих разорвать колесо сансары Будда со своими учениками основал сангху (общину), куда мог вступить любой, независимо от варны, к которой он принадлежит. Таким образом, буддизм – первое религиозное учение, разрушившее сакральную основу варновой системы. В основе буддийского учения лежит представление о зависимости происхождения, по которому ни одно из явлений не возникает без соответствующей причины. Следствием этого является невозможность ус­иления первопричины любого явления.

Основу всех вещей и явлений, как материальных так и духовных, составляют особые элементы (дхармы) – микроскопические «огненные» частицы. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются опреде­лённым видом энергии, источником которой являются осознанные волевые действия человека, его мысли и слова. Если дхармы успокоить, энергия исчезает как пламя свечи. Буддизм утверждал, что весь мир – это бесконечный поток вечно изменяющихся дхарм, следовательно он (мир) неустойчив, иллюзорен, изменчив. Вечно изменяется и человек, и мир, его окружающий.

Возбуждённые (горящие) дхармы образ­уют пять форм существования – скандх, из-за которых появляется привязанность к земному: I - тело; II - чувства; III - восприятия и ощущения; IV - импульсы; V – акты сознания. В целом – это то, что называется человеком. Характеристика скандх определяется кармой человека. Рассыпаясь после смерти человека, дхармы, в зависимости от кармы, как бы зажигают друг друга и возникает новое перерождение.

Пять скандх порождают пять следствий: деятельность, невежество, страсть, желания и саму карму (как воздаяние). Таким образом круг (сансара) замыкается. Карма в буддизме – особая идеальная философская категория, она не ограничена временем и пространством, и является результатом потока сознания. Карма может быть космической, национальной, родовой, семейной, индивидуальной. Человек в своей жизни влияет только на будущую, но не на настоящую карму и, следовательно, любому живущему вечно уготованы страдания и никто не в силах их избежать. Единственный выход – «сжечь карму», разорвать колесо сансары и «погасить» дхармы, т.е. достичь нирваны – полного абсолютного угасания, растворения в ничто. Такова, вкратце, основная доктрина буддизма.

Классический Индуизм (Тримурти)

Индуизм возник как реакция на успех и кризис буддизма. Бывшие брахманисты осознали, что соперничество с буддизмом можно выиграть лишь в том случае, если привлечь к культовой практике представителей всех варн, а не только одной или двух. Для этой цели были использованы особые культовые книги – смрити (запомненное). В отличие от вечных Вед, смрити рассматриваются как плод вдохновения и Опыта. Смрити разделяются на две части – итихаса и пурана. Итихаса – свод о былом, былина. В культуре Индии две монументальные былины –Махабхарата и Рамаяна. Индуизм проработал шестую главу, которая стала носить культовый характер. Шестая глава носит название Бхагавадгита - песнь о боге. В основе её - явление герою Арджуне бо­га Кришны, который излагает ему особую религиозную концепцию. Кришна говорит о трёх путях, ведущих к освобождению от сансары:

Первый путь самый трудный – джняна-марга (путь знания). Это путь аскетов-мудрецов, брахманов;

Второй путь– карма-марга (путь действия). Это путь раджей, воинов, политиков;

Третийпуть – бхакти-марга (путь любви). Это путь для любого желающего.

Все пути рассматриваются как равноценные. Учение Бхагавадгиты стало основой грандиозного синтеза культов и традиций, которое и получило название индуизм.

Пурана – древние книги. Этот свод книг говорил о богах, о про­исхождении Вселенной, пояснял существенные моменты итихасы, рас­сказывал о культовой стороне. Пураны были предназначены для тех, кто не мог изучать Веды.

В центре индуистского пантеона (а там было более 3400 богов) стоят три главных бога – Брахма, Шива, Вишну. В целом, главная роль уделена Брахме – создателю Вселенной и её аналогу. Однако главная роль в индуизме уделяется Шиве – разрушителю вселенной и Вишну – её хранителю. Основной культ – это культ Вишну. Успех ин­дуизма объясняется органичным включением буддизма и других местных культов в индуистский пантеон.

Таким образом, индуизм – пантеистическая религия, имеющая на­ционально-культурную подоснову и следующие признаки:

1) отсутствие единой системы, синкретизм;

2) развитие идеи судьбы до предельного завершения – кармы;

3) наличие религиозно-культурного неравенства (варн и каст);

4) аллегоричность индуистского пантеона;

5) наличие идеи реинкарнации;

6) развитость и фундаментальность религиозно-философской сис­темы верований;

7) главенство ортопраксии над ортодоксией (участие в культе
важнее, чем вера в него и понимание этого культа).

 

Письменность и литература Древней Индии

Для понимания новых явлений в культуре Индии середины I тыс. до н.э. было бы важно знать, с какого времени индийское общество обладало средствами письменной фиксации текстов. Древняя иерогли­фическая, словесно-слоговая, вероятно, дравидийская протоиндская письменность, несомненно, к этому времени вымерла вместе с цивили­зацией Хараппы – Мохенджо-Даро. Но возникла ли уже собственная индоарийская слоговая письменность, господствовавшая на субконтинен­те впоследствии, вплоть до наших дней? Видимо, возникла, исходя из следующих соображений. Во-первых, позже в древней Индии засвиде­тельствована очень развитая письменность, а именно две системы сло­гового (квазиалфавитного) письма – брахми и кхароштхи. Первые над­писи этими видами письменности дошли до нас соответственно от IV–III вв. до н.э. Во-вторых, хотя способность сказителей из самых равных народов запоминать наизусть огромные эпические поэмы поис­тине феноменальна, однако запоминание без предварительных записей пространных прозаических религиозных и светских трактатов, даже составленных в афористических формах, значительно сложнее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что индийское общество в первой по­ловине I тыс. до н.э. обладало письменностью. Как обычно для древ­ности, вначале должны были записываться культовые тексты, деловые и хозяйственные акты, лишь позже – письма и литературные тексты. То обстоятельство, что они не сохранились, объясняется материалом письма: писали на пальмовых листьях и подобном материале, бесслед­но разрушающемся в жарком влажном климате тропической Индии. Ко­нечно, можно считать установленным, что каноны (своды) книг ин­дийских религиозно-философских учений, а также своды этико-право­вых предписаний, такие, как «Манава-смрити», неточно называемые «законами Ману», и собственно правовых установлений, такие, как «Артхашастра», сложились в поздней древности и раннем средневе­ковье. Но отдельные записи поведенческих предписаний – «сутр» и часто стихотворных «шастр» (дхарма-шастр – поучений о правильном жизненном поведении) и «артхашастр» (учений об общественном и го­сударственном устройстве), безусловно, должны были существовать и много раньше.

Древнейшие памятники индийской литературы – Веды – в течение многих столетий оставались незаписанными и до сих пор не обнаруже­но самой письменности ведийского периода. В связи с традицией зау­чивания наизусть и комментирования огромного количества священных текстов, язык которых становился всё менее понятным, в Индии очень рано стали развиваться такие дисциплины, как фонетика, этимология, грамматика. В V–IV вв. до н.э. была создана система грамматики санскрита Панини – величайшее достижение языкознания древнего ми­ра; некоторые идеи Панини вполне оценены и развиты лишь в струк­турной лингвистики XX в.

В это же время возникает письменная литература, повествова­тельная и научная, на разных языках, главным образом, на санскри­те. Значительная часть её является лишь письменной редакцией про­изведений, имевших устное происхождение и вековую традицию. Ещё в начале первого тысячелетия до н.э. складывались два цикла сказа­ний, развившиеся затем в две огромные эпические поэмы. Первая, «Махабхарата», посвящена кровавой борьбе за престол двоюродных братьев, потомков легендарного царя Бхараты (по имени Бхараты и современная Индийская республика на языке хинди называется Бхарат, т.е. страна потомков Бхараты). Вторая, «Рамаяна», рассказывает о похождении царевича Рамы в дебрях Южной Индии и его походе на ост­ров Ланку (Цейлон). Обе поэмы были написаны на санскрите в первые века нашей эры. В них включены многие мифы и сказания, не относя­щиеся прямо к сюжету, а также собрания назидательных рассуждений и философские трактаты в стихах (например, знаменитая «Бхагавадгита»). Записываются буддийские наставления, трактаты об искусстве управления государством, сборники правил обыденной жизни и право­вых норм в свете теории четырёх варн. Популярны были сборники нра­воучительных рассказов, широко использующие фольклорный материал («Панчатантра», джатаки, т.е. рассказы о перерождениях Будды). Значительным было воздействие индийского эпоса и буддийской лите­ратуры на культуру соседних стран, в особенности Центральной и Юго-Восточной Азии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.