Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Византийская архитектура. Принятие христианства как имперской религии дало новый импульс в развитии архитектуры




Принятие христианства как имперской религии дало новый импульс в развитии архитектуры. Основой становится церковное зодчество, где работали крупнейшие мастера и разрешались наиболее существенные строительные и художественные проблемы, поскольку именно храм становится основным типом общественного здания. Для IV–V вв. характерно развитие двух типов храмов: базилики и крестово-купольного сооружения. В разработке восточного типа храма значительную роль сыграло зодчество Сирии, Малой Азии и Месопотамии, где сформировались новые архитектурные типы. Так, в Малой Азии в конце V в. были предприняты попытки соединить базилику и купол. В Египте сложилось коптское искусство, широко распространилось искусство рельефа, резьбы по кости. В V в. массовое строительство храмов привело к типизации основных приемов и композиции. Базилика становится преобладающей. Вытянутая в плане, расчлененная продольными рядами колонн, базилика была рассчитана на большое количество молящихся. Весь ансамбль размещается по оси запад-восток (алтарная часть обращена на восток). Но канонизация типа не смогла существенно воспрепятствовать развитию местных художественных традиций.

Широкое распространение получило и гражданское строительство. В V в. сооружались новые крепостные стены, строились многоэтажные жилые дома. В основном крупные города сохраняли облик и планировку, близкие к античным. Центральные магистрали украшались портиками и колоннадами важнейших общественных зданий. Дворцовые комплексы занимали значительные территории. В их интерьере использовались типы и приемы, унаследованные от античного искусства. Регулярная планировка со временем утратила свое значение, улицы становились узкими и кривыми. Даже в Константинополе многие из них не превышали двух с половиной метров в ширину. Строительная активность в столице и других городах империи ощущалась в царствование Юстиниана (527—565). Именно к этому времени сложился городской ансамбль Константинополя. Самым замечательным сооружением городского ансамбля здесь стал храм Cвятой Софии, построенный малоазийскими зодчими Анфилием из Тралл, Исидором из Милета. София Константинопольская объединяла в своей конструкции центрический и базиликальный типы постройки – при преобладающем значении купола. В плане храм – слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого выделен квадрат, обозначенный мощными устоями. Храм грандиозен: его длина – 77 м., диаметр купола – 31,5 м. Вся эта система, неразрывно связанная с художественным образом храма, становится обозримой только изнутри. 40 окон, прорезанных в основании купола, создают впечатление, будто купол свободно парит над храмом. Впечатляет вид Святой Софии и снаружи. Воздвигнутый на одном из холмов Константинополя, собор был важнейшей высотной доминантой столицы. Интерьер неожиданно контрастирует с аскетической суровостью внешнего облика храма.

На протяжении IХ–X вв. зодчие формировали новую композиционную структуру, на которую оказали влияние восточные образцы. Так, воздвигнутый в середине IХ в. храм, известный под турецким названием Аттик-Джами, отличается тяжеловесными пропорциями, массивными глухими стенами, раздробленностью внутреннего пространства. Связь с восточной архитектурой выдает и кладка из больших квадратов камня. Аттик – один из ранних примеров типа крестово-купольного храма. Основным признаком этого типа стал купол в центре здания, укрепленный на четырех столбах, и крестообразно расходящиеся от купола рукава – крытые сводами проходы. Наружные объемы здания, приобретя большую расчлененность, группируются вокруг главного купола, повышаясь к центру здания. Большее значение приобретает обработка стен здания снаружи. Образцовой постройкой этого типа считалась освященная в 881 г. императором Василием I пятиглавая Новая церковь в Константинополе (не сохранилась). Другой особенностью архитектуры нового периода стало уменьшение размеров храма. Теперь он был рассчитан на небольшое количество народа – это была чаще всего монастырская или приходская церковь. Общая тенденция развития церковной архитектуры этого периода заключалась в постепенном изменении пропорций. Устремленный ввысь силуэт храма придавала новый эмоциональный смысл архитектуре, рассчитанной на восприятие не только изнутри храма, но и снаружи.
Сложившийся в основных чертах в конце Х в., византийский стиль в ХI–XII вв. начинает свое триумфальное шествие за пределами Константинополя.
В конце ХIII – начале ХIV в. шло восстановление империи. Оно сопровождалось строительной деятельностью, в первую очередь, во вновь обретенной столице. Реставрировались дворцы, обновлялись росписи, отстраивались городские укрепления. Нового строили мало.

Со второй половины ХIV в. наметилась тенденция к упадку. Важнейшими очагами художественного творчества поздней Византии стали Салоники, Мистра, Эпирское царство. Здесь, следуя старым образцам, создавали интересные памятники зодчества. ХV век стал временем заката византийской культуры. Всё чаще мастера оказывались за пределами имперских владений – главным образом в Италии, на Балканах, в Русском государстве. Сама же Византийская империя, ослабленная внутренними распрями, оказалась бессильной противостоять натиску турок. Один за другим падали под их ударами византийские города, затем последовало поражение в битве при Варне. 29 мая 1453 г. завершилась почти тысячелетняя история государства, оставившего глубокий след в истории человечества. На протяжении всего Средневековья Византия была главной хранительницей античной традиции. На византийской почве искусство перестало быть предметом чувственного восприятия, каким оно являлось в античном мире. Характерной чертой византийской культуры была её способность воздействовать на народы, в начале средневековья вступившие на историческую арену. Опыт Византии сыграл существенную роль в культурном развитии стран Европы и Востока, в становлении идей Ренессанса. Однако, самое для нас главное, то, что культура Восточной Римской империи оказала наиболее сильное влияние на Русскую культуру. Более того, можно утверждать, что в нашей культуре наследие Византии обрело продолжение своей жизни.

 

Литература

1. Аверинцев С.С. Другой Рим – СПб., 2005 – 367 с.

2. Мейендорф И. прот. Византийское богословие – Минск, 2001. – 336 с.

3. Удальцова З.В. Византийская культура – М., 1988. – 289 с.

4. Успенский Ф.И. История Византийской империи: В 5 т. – М., 2001.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите хронологические рамки Византийской культуры.

2. Укажите, какие элементы культуры и стили искусства получили в Византии наиболее широкое распространение.

3. Дайте определение терминам «ересь» и «догмат», «Вселенские Соборы».

4. В силу каких причин и на какие направления разделилась единая христианская Церковь?

5. Какая культура явилась прямой преемницей культуры Византии?


 

 

Глава 21. Культура эпохи возрождения

 

Во все века жила, затаена,

И жажда светлых, благостных веселий.

Настали сроки: струны вновь запели,

И краски вновь зардели с полотна.

 

Из дряхлой Византии в жизнь – весна

Вошла, напомнив о любви, о теле;

В своих созданьях Винчи, Рафаэли

Блеск бытия исчерпали до дна.

 

В. Брюсов

 

Возрождение… в этом благозвучном слове (а оно имеет ещё и латинский вариант – Ренессанс) заключён огромной значимости общекультурный смысл, отражающий своеобразие эпохи подъёма и расцвета европейской цивилизации и культуры, которая дала миру имена великих художников и философов, поэтов и политических деятелей, первопроходцев и первооткрывателей во многих областях человеческого знания, тех, кого потомки назвали «титанами Возрождения».

Что это – случайность или закономерность? Что в этом – подарок судьбы или благодатная почва для рождения стольких талантов в одном месте? Разгадывая загадки истории, следует пристальнее всматриваться в ситуации перехода от старого к новому, где происходит формирование тех ценностей, которые определяют развитие целого континента на многие сотни лет вперед. К таким периодам относятся XIV–XVI века, когда происходило формирование духа Возрождения, который стал его идеологией, философией, этической парадигмой.

Попробуем показать своеобразие эпохи Возрождения через своеобразие её творцов, через оригинальность подходов различных мыслителей к проблемам гуманистическим, связанным с жизнью человека. В эпоху Возрождения больше чем когда-либо прежде проявилось авторское творческое начало. После столетних всевозможных церковных «табу» (например, на любознательность, смятённость, пышность и т. д.) человек получает возможность, а потом и формально закреплённое в нормах и актах право на полноценную жизнь, право на выбор своего пути, своего дела, право иметь своё, непохожее на других, мнение, право творить. Стремление к славным и великим делам охватило сначала Италию, а затем всю Европу.

Прежде всего попробуем ответить на вопрос: когда это началось и как долго продолжалось? Это время от Данте до Галилея (XIII – первая половина XVII века), насчитывающее около трех с половиной столетий. В более узком смысле Возрождение включает только два столетия. Это XV – начало XVI века, ядро эпохи, время её зрелости. Ренессанс как бы рассеивается во времени, поэтому трудно установить чёткие временные рамки, тем не менее каждый из периодов имеет свои особенности.

XIII столетие, или Дученто, – канун Возрождения. На рубеже XIII и XIV веков, происходит качественный скачок, в социально-экономической жизни проявившийся в развитии свободных городов и накоплении торгово-купеческих капиталов. В литературе и искусстве эта эпоха нашла отражение в поэзии Данте, в его «Божественной комедии», и в живописи Джотто.

XIV столетие, или Треченто, – эпоха Петрарки, Боккаччо, Саккетти, новой жизнеутверждающей литературы, центральной фигурой которой становится человек во всех своих проявлениях, со всеми своими радостями и горестями. В области социально-политической – век пополанской демократии, республиканских городов-государств и появление мануфактур.

XV столетие, Кватроченто, – время расцвета искусства и наук, время географических открытий – вершина итальянской раннебуржуазной культуры. Этот век принято называть Высоким Возрождением. С ним связывают имена таких крупнейших деятелей, как Рафаэль, Леонардо, Микеланджело и Тициан, Макиавелли и Гвиччардини, и следующих за рамки Возрождения, но вырастающих из него – Кампанелла и Ванини и наконец подводящих Италию к новому времени – Джордано Бруно и Галилей.

XVI столетие (начало) – Чинквеченто, продолжение расцвета искусства XV века.

Возникает другой закономерный вопрос: почему Возрождение началось в Италии и именно в этой стране произошла такая концентрация духовной, творческой энергии, которая дала толчок для развития всей европейской цивилизации? Каковы же были социальные предпосылки итальянского Возрождения?

Основной предпосылкой итальянского Возрождения является развитие итальянских городов. Их политическая независимость и экономическая самостоятельность создавали разнообразные возможности для занятий поэзией, живописью. Итальянский художник мог проделать путь иногда в несколько десятков километров и оказаться в другом городе-государстве, оставаясь в своей стране. Гуманисты могли выбирать приют и покровительство по своему усмотрению. Так, например, известный итальянский гуманист Д. Манетти рассорился с властителем Флоренции Козимо Медичи и, «не желая делать то, что было против совести, и зная, что не может оставаться во Флоренции без величайшей опасности для себя, о чём ему сообщил один из правителей, его друг, – поэтому решил уехать в Рим; и, сев на коня, направился по Римской дороге…»[56]. Там он был принят папой Николаем V, который тут же назначил его своим секретарем и определил внушительную годовую пенсию. Центрами экономической и культурной жизни стали города Флоренция и Венеция, Неаполь, Мантуя и Урбино. Развитие рыночных связей между городами способствовало формированию всеитальянского мышления. Со времени Данте итальянцы сочетали локально-городской патриотизм с ощущением «Италии» как некоего культурно-духовного единства, основанного на языке, исторической преемственности по отношению к античному миру. Уже в XIII веке итальянцы за счет колоний и факторий, коммерческих и банковских представительств, дипломатических и культурных контактов обжили для себя четыре стороны света, став самой предприимчивой, путешествующей, любознательной, авантюрной, вездесущей, самой международной нацией в Европе. Отсюда в ренессансной культуре соразмерное сочетание масштабов города, страны и мира в целом.

Эпоха Возрождения начинается с воспоминаний об античности, о древних греках, прославившихся открытиями во всех областях человеческой жизни. Как писал первый из итальянских гуманистов Франческо Петрарко:

Юристы забыли Юстиниана, медики – Эскулапа.

Их ошеломили имена Гомера и Вергилия.

Плотники и крестьяне бросили свое дело

И толкуют о музах и Аполлоне[57].

В этом отрывке – истоки итальянского Возрождения, античность греческая и латинская. И первые его носители: горожане и крестьяне.

Античность была близка и понятна итальянцам XIII века, хотя их творчество не было повторением греческих традиций в искусстве. Античность была для людей эпохи раннего Возрождения источником и образцом творчества и мировоззрения. Наиболее ярким и крупным носителем античных традиций был Данте, творчество которого открывает период раннего Возрождения. Античность в образе Вергилия была путеводной звездой Данте в его странствиях по Аду. Вергилия он называл своим учителем и любимым автором. Надо подчеркнуть, что античное наследие давало представителям новой эпохи не только строительный материал (имеется в виду язык, сюжеты, техника), но и самое главное – мироощущение, которое было характерно для древних греков. Итальянцы брали из достижений древнего мира только то, что подходило им, то, что соответствовало их собственному пониманию сути происходящих явлений. Поэтому обращение к античному наследию сопровождалось его творческой переработкой, созданием принципиально нового, непохожего на творения древних эллинов, иначе оно не привело бы к расцвету искусства в XV–XVI веках.

Связь Возрождения с античностью была более глубокой, чем простое поклонение именам Лукреция или Эпикура. Она заключается в том, что итальянцами был унаследован собственный дух античности, который на все лады воспевал красоту человека, его тела, его природу и радости земной жизни.

Гуманистическое мировоззрение итальянского Возрождения (а гуманизм, как известно, произошел от слова humanus – человеческий) строилось вокруг одного центра – человека, и отношение к миру, обществу или Богу имело значение, поскольку оно помогало понять сущность самого человека. Об этом хорошо сказал М. Бахтин, исследователь культуры Средневековья и Возрождения, отметивший смену вертикального построения космоса, характерного для средневекового мировоззрения, горизонтальным. В средневековой картине мира чем выше и ближе к Богу человек, тем он совершеннее. Теперь центром космоса становится человек.

Гуманизм – определяющая идеология Возрождения. Именно эта черта объединяет все столетия в единое целое, она пронизывает творчество каждого деятеля этой эпохи, начиная от простого ремесленника и кончая придворными поэтами и правителями городов-государств. Однако появление гуманистического настроя в творениях ранних мыслителей и художников объясняется не только возрождением духа античности, но и в большой степени социальными изменениями, которые происходили в Италии на протяжении XIII–XIV веков, и новым психологическим климатом, возникавшем в результате этих изменений.

По мере расширения связей между городами и странами подрываются корпоративные формы жизни, характерные для феодального общества. На историческую арену выходят «новые люди», которые начинают по-новому ощущать свою связь с миром, обществом и другими людьми. Возрастает роль личной инициативы, мотивы действий меняются, постепенно складывается иной тип сознания, нежели средневековый. С. Д. Сказкин, объясняя причины этого процесса, считал, что несредневековая по духу своему психология складывается в условиях высокотоварного хозяйства, где предельно усложняются общественные связи и стихия хозяйственной жизни, что заставляет торговца и предпринимателя почувствовать необходимость собственной энергичной деятельности, от которой зависит его успех. Этот дух предпринимательства и индивидуализма прозвучал в расхожих наставлениях типа: «Кто слишком долго спит – теряет время», «Будь тщательным и бережливым во всех своих делах», «Остерегайся лени, как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь добиться успеха» и т. д. Новая психология отражалась и в трактатах гуманистов Возрождения. Например, гуманист Леон Баттиста Альберти видел цель и смысл человеческой жизни в совершенно иных ценностях, чем проповедовала католическая церковь. Он писал, например, что «человек рождён на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам». Подтверждение этого можно найти и в трактатах других итальянских мыслителей – Ф. Петрарки, П. Браччолини и др.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: раннебуржуазность итальянских городов предопределила возникновение Ренессанса. Но настолько ли прямой была зависимость между возникновением капитализма и культурным подъёмом? Исследователь Л. М. Баткин, отвечая на этот вопрос, замечает, что «для Возрождения были в равной мере существенны и плодотворны как социальное развитие, так и недостаток развития»[58].

И ещё один социальный фактор оказал влияние на подъём искусства в Италии, это – меценатство. Так, например, правители Флоренции Козимо и Лоренцо Медичи являли собой образец этого нового типа сотрудничества аристократической верхушки и нарождающейся интеллигенции. Известно, что Лоренцо заказывал картины великим мастерам, материально поддерживая художников. Он также имел свои сады, уставленные скульптурами, и богатейшие кабинеты коллекций для всех, кого считал достойным, подобно тому, как Козимо создал первую в Европе публичную библиотеку. То было не простое меценатство, а нечто большое – культурная политика.

Конечно отдельные ценители искусства не смогли бы создать благоприятную обстановку для творчества, меценатство играет заметную роль в культуре, когда формируется определенная социальная группа, заинтересованная в развитии науки, искусства. На первых этапах Возрождения социально-психологические импульсы привели к возникновению светской культуры как определённой сферы деятельности светской интеллигенции, которая по своему происхождению и образу жизни оказалась тесно связанной с правителями. Это было время, когда банкиры и купцы становились гуманистами, а гуманисты – политическими деятелями и папами.

Какие же идеи выражали гуманисты? Что нового они дали общественному сознанию? Гуманизм выполнял в то время важные идейно-психологические, философские и отчасти научные задачи; его теоретической базой был комплекс гуманитарных дисциплин – studia humanitas (поэтика, риторика, история, моральная философия и др.), но постепенно происходило расширение этой базы. Главную роль в этом комплексе играли поэтика и риторика, имевшие значение как формы образного, эмоционального отражения тех проблем, которые называются вечными, т. е. проблем морального порядка. Наиболее яркий пример такого подхода отражён в трактатах, письмах и сонетах первого гуманиста Франческо Петрарки (1304–1374).

Поэт и мыслитель, неистовый собиратель книг, прекрасно знакомый с античностью, он изучал историю и литературу, был юристом и блестящим оратором, увлекался музыкой и живописью, знал археологию, географию, ботанику. Главной темой его сочинений была жизнь его души, свой собственный внутренний мир, свой личный опыт переживаний. Этот процесс познания самого себя был явлением новым, непривычным, и с него начинается развитие индивидуализма как основополагающего принципа развития европейского стиля мышления и образа жизни. А. В. Луначарский очень точно определил место Ф. Петрарки в европейской культуре: «Он был первым осознавшим себя человеком нового времени, первой ярко выраженной личностью, первым цветком индивидуализма».

Главная идея гуманизма связана с открытием человека и мира. Это открытие человека начиналось с признания человека как части природы. Самым прекрасным творением для Петрарки был земной человек, именно его он считал «отблеском на земле». Человеческое естество принимается им как данное, как объективная реальность. Этот взгляд нашел отражение в рассуждениях Петрарки о связи души и тела. В трактате «об уединённой жизни» он утверждает, что в близости к природе человек сохраняет не только более радостную душу, «но более здоровое тело и более проворные члены». «Толпа считает философов и поэтов суровыми скалами, – пишет он в одном из писем, – но… она ошибается, ибо они из плоти и сохраняют человеческие свойства (humanitas), хотя наслаждения отвергают». Конечно, в этом нельзя видеть полный отказ от средневекового аскетизма, призывающего умерщвлять плоть из любви к Богу, но сама попытка уравнять в правах тело и душу была довольно смелой в то время.

Ещё одна черта, помимо открытия человека и мира, характеризует Петрарку как представителя гуманистического мировоззрения. Это – индивидуализм. Личную внутреннюю свободу он предпочитал всем благам мира. От многих влиятельных особ, которые покровительствовали ему, он сознательно удалился, предпочитал природу связи с венценосцами. И вообще индивидуалистическая защита идеала внутренней свободы была одним из проявлений нового ренессансного мышления. Во многом благодаря индивидуализму гуманисты по-новому взглянули на проблему души, которая для них, начиная с Петрарки, была не пустой абстракцией и не сводилась к разуму, а представляла богатство духовной жизни человека, приобретаемое благодаря разнообразному жизненному опыту. Этот опыт выходил за рамки предписанного католической церковью и включал новые чувства, связанные с открытием мира, человека, природы, и новые представления, взгляды, идеи. В последующем гуманизме происходит пересмотр отношения к чувствам, о направлении этого пересмотра свидетельствует творчество гуманистов, художников периода Высокого Возрождения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.