Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рене Декарт. Новое время – эпоха, заложившая основы современной цивилизации




Новое время – эпоха, заложившая основы современной цивилизации. Буржуазные революции в Голландии XVI века и в Англии XVII века, превратившие эти страны в передовые европейские державы, ознаменовали решительный разрыв со средневековьем и господствовавшими феодальными порядками.

Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизации – процесса, охватывающего все стороны жизни общества и включающего в себя урбанизацию, индустриализацию, демократизацию политических структур, становление гражданского общества и правового государства, научную революцию, переворот в общественном сознании и утверждение свободомыслия и атеизма.

В европейской культуре XVII–XIX века представляют собой единое целое. Развитие культуры этого времени направлено на становление промышленной цивилизации, в основе которой лежит буржуазный способ производства. На первый план выдвигается активная, творческая, преобразующая деятельность человека. В отличие от средневековья человек не ограничен ни социальными границами своего сословия, ни географическими рамками своего места жительства – он начинает ощущать себя частью более крупной общности – нации.

Этот процесс в значительной степени был обусловлен разрушением натурального хозяйства: сельский уклад, исключающий торговлю, становится нерентабельным. Поскольку новая общность в центре самого себя содержит промышленное производство, то весь экономический уклад образует новую форму организации – нацию.

При всём том XVII, XVIII и XIX века отличаются и качественным своеобразием. XVII век – век зарождения и становления рационализма, XVIII век ознаменован наступлением эпохи Просвещения, а XIX век подводит итог культурному процессу двух предшествующих столетий и одновременно намечает перспективы дальнейшего развития.

XVII век является периодом становления капитализма в Западной Европе. Одной из важнейших предпосылок появления нового характера мышления стали знакомство европейцев с неизвестными до той поры частями света и последующее их освоение. Так, великие географические открытия, позволившие европейским государствам расширить свои территории, и соответствующее развитие мореплавания послужили причиной появления надежных и вместительных судов и хорошо вооруженных, маневренных кораблей, а вместе с этим и дифференциального и интегрального счислений, предназначавшихся первоначально для расчёта водоизмещения этих судов.

В целом в материальной культуре происходит бурный рост промышленности, развивающейся в соответствии с ускорившимися темпами научно-технического прогресса. Этот процесс был бы невозможен без интенсивного развития науки, которая всё более ориентируется на решение задач экономического и политического развития европейского общества.

Бурный подъём точных и естественных наук в XVII веке получил название «научной революции». В эту эпоху были сделаны принципиально новые открытия в математике: так, Р. Декарт (1596–1650) заложил основы аналитической геометрии, П. Ферма (1601–1665) создал теорию чисел, Г. В. Лейбниц (1646–1716) написал труды по дифференциальному и интегральному исчислению. Не менее значимы открытия и в области физики: И. Ньютон (1643–1727) выдвинул корпускулярно-волновую теорию света, сформулировал основные законы механики и открыл закон всемирного тяготения, Х. Гюйгенс (1629–1695) раскрыл тайну кольца Сатурна, а Э. Торричелли (1608–1647) создал научные направления гидравлики и метеорологии.

Если человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающей его природы и общества, в котором он жил (а то и другое воспринималось им как нечто неизменное, существующее изначально согласно божественным законам), то европейская цивилизация Нового времени выдвинула в качестве важнейшей ценности человеческий разум. Ум и деловые качества теперь ценились выше всего и не зависели от происхождения. Появляется концепция «общественного договора», явившаяся большим достижением европейской культуры на пути утверждения правового государства и гражданского общества.

XVII век стал не только веком науки, но и веком искусств. Так, по числу великих художников этот век не уступает эпохе Возрождения, причем искусство переживает подъем во всех европейских странах. Главными стилями искусства становятся барокко и классицизм. В целом искусство испытывает процесс дифференциации, что проявляется в его обособлении от религии, усилении субъективного начала и в изменении существующих и возникновении новых жанров.

Однако самое главное, что основные художественные стили XVII века были не просто стилями искусства – их влияние распространилось на всю культуру, поскольку каждый из них стал специфической формой мышления, особым менталитетом европейского общества.

XVIII век ознаменован появлением нового идейно-культурного движения, получившего название Просвещения. Его основными чертами стало стремление человеческого разума исследовать явления окружающего мира и найти гармонию индивидуальной и общественной жизни. Материалистическая идеология Просвещения явилась духовной предпосылкой Великой французской буржуазной революции 1789–1793 гг. и создания государства Северо-Американских Соединенных Штатов.

Хотя идеология Просвещения возникла в XVII веке (её родоначальником считается английский философ Д. Локк), расцвет её приходится на следующее столетие. Наибольшего развития эпоха Просвещения достигла во Франции и представлена такими мыслителями как Вольтер (1694–1778), Ш. Монтескьё (1689–1755), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) и др.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего, основывающуюся на так называемом «естественном праве». Согласно концепции «естественного права», первоначально люди жили в безгосударственном, или естественном состоянии, и лишь с появлением государства перешли в гражданское состояние. С позиций «естественного права» просветители подвергали критике существующий государственный строй, видя в нём два основных препятствия построению нового общества: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и церковь. Тем самым деятельность просветителей способствовала дальнейшему ослаблению религиозных основ культуры и усилению её светского характера.

XVIII столетие стало временем бурного развития науки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и естественно-научное знание приобретает свою классическую форму. Его основными критериями становятся следующие: объективность знания, опытность его происхождения и исключение из него всего субъективного. Важнейшим шагом на пути к такому знанию стало издание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатое Д. Дидро и Д’Аламбером, которая систематизировала важнейшие научные достижения человечества и утвердила новую систему культурных ценностей, отразившую наиболее прогрессивные взгляды того времени.

Однако необычайно возросший авторитет науки приводит к появлению первых форм сциентизма, который, обожествляя её роль и значение, ставит науку на место религии. На основе сциентизма формируется сциентистский утопизм, согласно которому политика основывается на научных законах, а само общество устроено на тех же законах, что и природное окружение (Дидро). Такой подход приводит к тому, что человек перестаёт быть субъектом познания и действия, что ярко проявится в культуре Новейшего времени.

В художественной культуре наблюдается больше преемственности с предыдущим столетием. Основными стилями в искусстве по-прежнему остаются барокко и классицизм. В то же время продолжается дробление искусства на отдельные направления; так, возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В XVIII веке начинается процесс изменения в соотношении видов и жанров искусства, который получил своё завершение в следующем столетии. Литература и музыка постепенно приобретают значение ведущих видов искусства и достигают той степени художественной зрелости, которую живопись приобрела двумя столетиями раньше. Так, развивается проза как жанр, в котором автор показывает судьбу отдельного человека в запутанных отношениях с социальной средой или рисует картину быта и нравов эпохи («Хромой бес» А. Лесажа, «Манон Леско» А. Прево, «Кандид» Вольтера, плутовские романы Г. Филдинга, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Майстер» И. В. Гете).

Музыка как самостоятельный вид искусства выходит на одно из первых мест, что было связано с возросшей потребностью искусства в отражении мироощущения и мировосприятия человека в развитии. Созданные в XVIII веке такие новые музыкальные формы, как фуга, симфония, соната в творчестве И. С. Баха, Х. Глюка, И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена раскрыли способность музыки передавать широкую гамму человеческих эмоций.

Если XVIII век явился в истории мировой культуры веком разума, то XIX век стал веком науки и техники. В Европе развернулась промышленная революция – именно так называется переворот в области технологии и организации производства, который способствовал переходу от ручного труда к машинной технике, а от мануфактуры – к фабрике. В результате промышленного переворота сформировались новые классы общества: буржуазия и пролетариат. В новой социальной структуре складывается и особый социальный слой – интеллигенция, численность которой пока что ещё была незначительна, но роль которой в духовной и интеллектуальной жизни всё более возрастала.

Изменившиеся социально-экономические условия оказали сильное воздействие на все области культуры, но наиболее благоприятными оказались для науки. Бурный рост производства стал мощным стимулом для фундаментальных и прикладных естественно-научных исследований. Так, были открыты новые виды энергии: паровая, электрическая и тепловая, благодаря чему изобретены паровая машина, электричество и двигатель внутреннего сгорания. Внутри самой науки происходит значительная дифференциация, в результате которой механика утратила монополию на создание общенаучной картины мира, а усилили свою роль биология, химия и геология.

Под влиянием науки важные изменения произошли в философии. Наряду с традиционным направлением философской мысли, которое представлено именами И. Канта, Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, складываются течения позитивизма (О. Конт) и «философии жизни» (Ф. Ницше, С. Кьеркегор).

Положение художественной культуры и искусства в XIX веке отличалось сложностью и противоречивостью. С одной стороны, искусство продолжало активно развиваться: появлялись новые стили, школы и течения. С другой стороны, искусство всё больше начинало ощущать собственную невостребованность, что было обусловлено невысоким культурным и эстетическим уровнем пришедшей к власти буржуазии. Кроме того, буржуазные отношения сопровождались острыми социальными противоречиями и конфликтами, далекими от эстетики прекрасного и возвышенного, которую воспевало искусство.

Неприятие буржуазной действительности обусловило формирование новых художественных стилей. Так, романтизм возник как следствие стремления человека XIX века уйти от реальности в мир фантазий и грёз. В свою очередь, реализм показывает жизнь такой, какова она в действительности. Для появившихся во второй половине века импрессионизма (а также неоимпрессионизма и постимпрессионизма) и символизма характерна идея «искусства для искусства», обращенная к поиску чистой красоты и эстетизма.

Итак, XIX век в истории западной культуры имеет фундаментальное значение. Складывается совершенно новый тип цивилизации – индустриальный, основу которого составил научно-технический прогресс. Одна из главных идей Просвещения – идея прогресса разума – получает наиболее полное своё воплощение. В то же время возникшая промышленная цивилизация начинает всё больше теснить духовную культуру, что приводит к определенной дегуманизации последней, которая отчётливо проявится в XX веке.

XX столетие ознаменовало наступление новой эпохи в жизни человечества – Новейшего времени – и явилось самым динамичным в истории, что соответствующим образом сказалось на характере всей его культуры. Культура XX века наследует социокультурные процессы предыдущего столетия и демонстрирует новое понимание человека, его отношение к миру и соответствующее изменение стилевой и жанровой систем, а также образов и выразительных средств в искус­стве.

В XX веке человечество сформировало единую мировую культуру, основными характеристиками которой являются индустриализация производства и массовое потребление, единые средства передвижения и передачи информации, интернационализация науки и образования.

Панорама художественной культуры XX века отличается небывалым разнообразием, при этом основными художественными системами являются модернизм и постмодернизм. Для первой из них характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира, наиболее яркими направлениями являются дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм и др. Произведения модернистов демонстрируют одиночество человека в современном мире, неразрешимость конфликтов и противоречий окружающей действительности и непреодолимость жизненных обстоятельств.

Постмодернизм является не только стилевой системой художественной культуры, его значение гораздо шире – это понятие обозначает собой общее направление развития всей европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX века. Возникновение его связано с осознанием ограниченности возможностей социального и научно-технического прогресса и опасением за судьбу общечеловеческой культуры. Постмодернизм пытается установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

Современное общество XXI века наглядно демонстрирует переход от индустриальной к постиндустриальной, или информационной цивилизации. Возросшая роль самой информации и скорость обмена ею способствуют значительной интенсификации культурных контактов, что делает особо актуальной проблему культурного сотрудничества и равноправного межкультурного диалога.

В целом роль культуры Нового и Новейшего времени заключается в создании благоприятных условий для развития личности, формировании достойного уровня жизни людей и реализации творческого потенциала во всех сферах человеческой деятельности.

 

Литература

1. Большаков В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней. – Великий Новгород, 2000. – 90 с.

2. Виппер Р. Ю., Реверсов И. П., Трачевский А. С. История Нового времени. – М., 1995. – 494 с.

3. Кононенко Б. И. Основы культурологии: курс лекций. – М., 2002. – 208 с.

4. Кучеренко Г. С. Человек эпохи Просвещения. – М., 1999. – 222 с.

5. Силичев Д. А. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М., 1998. – 352 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое модернизация?

2. Какие культурные достижения характерны для XVII века?

3. Какие художественные стили характерны для XVII–XVIII веков?

4. Какие последствия для культуры имела научно-техническая революция?

5. Охарактеризуйте основные художественные системы XX века.

6. К какому типу цивилизации принадлежит современное общество? Каковы его сущностные черты?



Глава 23. Русская культура X–XVII веков

Величие русской цивилизации заключалось в том, что она никогда не полагалась на насилие.

О. Платонов

 

Культура как результат человеческой деятельности не может не иметь своего носителя. Однако носителем культуры не бывает некий абстрактный человек. Носителем культуры является особая общность – народ. Культура практически всегда национальна. Именно поэтому в качестве отправной точки в рассмотрении русской культуры будет взято событие, которое явилось народообразующим, а значит, и культурообразующим фактором – принятие христианства на Руси. Одним из важных итогов принятия христианства явилось появление письменности и как следствие языка – культурного транслятора, благодаря которому разноплеменные образования постепенно составили единый народ с одной верой, одним мировоззрением, одним языком с единой письменностью. Поэтому наиболее корректно говорить о русской культуре как о едином явлении только после принятия христианства. До этого события можно говорить лишь о восточно-славянских племенах с разными верованиями, устной традицией и устоями, о которых можно судить лишь весьма приблизительно. Это, несомненно, интересно, но это нельзя назвать русской культурой. Поэтому водораздел 988 года является не только событийно важным, но и научно корректным, так как именно после этого события мы получаем один из главных ключей к культуре – письменность. Принятие христианства стимулировало и развитие культурных основных элементов – литературы, архитектуры, живописи, музыки. Какие же наиболее важные события произошли в культурной жизни Руси после принятия христианства?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.