Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. С. Пушкин




Начало XVIII века стало новым этапом исторического и культурного развития России. Его главной особенностью стало формирование капиталистического строя, связанное с реформами Петра I. В результате реформ сложился новый политический строй – абсолютная монархия, установились прочные контакты с Европой, появились новые отрасли светской культуры: наука, театр, поэзия, журналистика, портретная живопись и др.

Сложность и неоднозначность преобразований Петра нередко вызывали споры относительно их оценки. В настоящее время в науке преобладает точка зрения, что реформы Петра I не означали радикального разрыва с прошлым, но при этом дали импульс к ускоренному развитию России, что и определило своеобразие петровской эпохи. В самом общем смысле содержание реформирования можно свести к двум важным моментам: решительному сдвигу от Средневековья к Новому времени и европеизации всех сфер жизни.

Одним из важных преобразований в сфере общественной жизни, повлиявшим на все культурное развитие страны, стал пересмотр системы государственного управления. Вместо прежней Боярской думы, основанной на наследственном представительстве, Пётр учреждает Сенат. Он осуществляет изменения в сфере церковной жизни, в результате которой относительно независимые прежде религия и церковь оказались под властью государства, что послужило толчком к секуляризации (обмирщению) всей культуры.

Коренные преобразования затронули и экономическую сферу. Петр I придерживался политики меркантилизма, что нашло своё выражение в создании огромного количества мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней и каналов. В итоге к концу петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт.

Существенному пересмотру подверглись также образование и наука. Огромной заслугой Петра было то, что он привил дворянству мысль о необходимости образования. В первой четверти XVIII века, с одной стороны, распространяется практика обучения молодых дворян за границей, а с другой – создается российская система светского школьного образования и воспитания. Возросшая потребность в новых специалистах вызвала необходимость формирования сети учебных заведений, основной целью которых была подготовка кадров в областях, наиболее отвечавших нуждам государства на данном этапе: инженеров, артиллеристов, мореходов, офицеров.

В 1714 году была создана первая государственная библиотека, спустя пять лет открыт первый русский музей Кунсткамера. В итоге было положено начало сбору исторических документов и естественно-научных экспонатов, что послужило основой для создания других русских музеев (так, экспонаты Кунсткамеры в дальнейшем вошли в состав Эрмитажа и Военно-морского музея). В 1725 году по указу Петра открылась Петербургская Академия наук, которая совместила научно-исследовательские и педагогические функции, а также подготовила собственные научные кадры (М. Ломоносов, М. Головин, И. Лепехин, С. Крашенинников и др.). В результате российская наука XVIII века стала значительной частью общемировой науки.

Бурную реакцию в российском обществе вызвало вмешательство Петра в быт и жизненный уклад людей. В своем стремлении избавиться от старых обычаев и нравов и привить новый западно-европейский образ жизни правитель был непреклонен, в результате чего было введено обязательное ношение одежды европейского покроя, запрещено ношение бороды, а также установлено летосчисление от Рождества Христова и начало Нового года с 1 сентября. Своеобразным символом эпохи стали так называемые ассамблеи, введенные по царскому указу в конце 1718 года как новая форма общения высшего круга дворянского общества, на которых подразумевалось обязательное присутствие женщин.

Значительные преобразования затронули архитектуру и строительство. Особенно ярко они проявились в строительстве Санкт-Петербурга. Новая столица России представляла собой резкий контраст с Москвой, которую в то время часто называли «большой деревней». Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, характерными чертами которого были ансамблевый характер сооружений, строгая планировка улиц, площадей, административных зданий и дворцов.

Преобразования Петра в области культуры и образования продолжились и после его смерти. Так, по инициативе М. Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, ставший ведущим культурным центром России.

Правительницей, продолжившей политику европеизации всей российской культуры, стала Екатерина II. В эпоху её царствования значительно укрепилось международное положение России, усилилось влияние на европейскую политику, расширились южные и западные границы страны. При Екатерине сформировался тип власти, который называется просвещённым абсолютизмом. Его название указывает на широкую образованность императрицы и политику в сфере образования и культуры, направленную на просвещение народа в духе идеалов европейского Просвещения.

Однако этот процесс не был лишен противоречий: идея воспитания нового человека была рассчитана на слишком отдалённую перспективу и должна была сопровождаться нравственным совершенствованием всего общества, резким подъемом культурного уровня всего народа. На тот момент это было невозможно хотя бы в силу низкого уровня грамотности основной части населения.

Главным художественным стилем XVIII века становится классицизм. По своей сути русский классицизм был тесно связан с западно-европейским, но ему присущ ряд отличительных особенностей: патриотизм, обличительный пафос, наличие в одном художественном направлении людей с различными общественными и идейными позициями. Представителями русского классицизма в литературе были А. Кантемир, В. Тредиаковский, А. Сумароков (создатель первой русской трагедии), Д. Фонвизин (комедия «Недоросль»), Г. Державин (автор торжественных од и лирических стихотворений с пейзажными и бытовыми зарисовками).

Русский классицизм в архитектуре представляли И. Старов, Д. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов создал дом Пашкова, а Казаков – старое здание Московского университета, Сенат в Кремле и здание Первой городской больницы в Москве.

Не менее важную роль в художественной культуре XVIII века сыграл стиль барокко, нашедший своё преимущественное отражение в архитектуре. Так, архитектор Д. Трезини построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. В. Растрелли создал Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Жанр парсуны сменяется портретом (А. Матвеев «Автопортрет с женой», И. Никитин «Петр I»). Появляются батальные сцены (И. Никитин «Полтавская битва», «Куликовская битва»), видовые гравюры (братья Зубовы). В это же время зарождается и успешно развивается скульптура, где также ведущее место занимает портрет (Ф. Шубин, Б. Растрелли).

Таким образом, в XVIII веке Россия достигла значительных итогов историко-культурного развития. Сохранение русских национальных традиций и одновременное укрепление связей с зарубежными странами содействовало обогащению русской культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Укрепление государственности было тесно связано с формированием единой русской нации и единого русского языка. Отныне Россия заняла достойное место среди передовых европейских стран.

XIX век в истории России явился продолжением традиций века предыдущего. В то же время он занимает особое место как «золотой век русской культуры», названный так за невиданную ранее интенсивность происходящих в нем культурных процессов.

Большое значение для мощного культурного подъема этого столетия имели исторические события, такие как Отечественная война 1812 года, реформы Александра II и отмена крепостного права. По мнению исследователей, «золотой век» начался с рождением А. Пушкина (1799–1837), а закончился смертью религиозного философа В. Соловьева (1853–1900). В это столетие сформировалось множество социально-общественных движений (разночинство, нигилизм, анархизм, атеизм, богоискательство, народничество, марксизм), точкой соприкосновения которых был антропоцентризм, ставший отличительной чертой российской ментальности XIX века.

Значительными достижениями в это время были отмечены все сферы культуры. Так, наука и техника осваивали новые рубежи. Уже в первой половине века в России появляется отечественное машиностроение. Широкое применение получают паровые двигатели, появляется первый пароход (1815 г.), а между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851 г.).

Основой промышленности становится быстро развивающаяся металлургия, значительный вклад в развитие которой внесли заводы Демидовых на Урале. Успешно развивается текстильная промышленность; в целом рост промышленности способствует укрупнению городов и увеличению численности их населения. Однако обозначенные процессы модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры в значительной степени сдерживались в первой половине XIX века явлениями крепостничества и самодержавия.

Не случайно одной из центральных тем русской общественной мысли становится тема будущего России, в разработке которой намечается два полюса. Один из них был представлен западниками, настаивавшими на необходимость копирования Россией западно-европейской культуры во всей её полноте, а другой – славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали более внимательного отношения к национальным корням и традициям, выдвигали на первый план историческую самобытность России. При этом именно «русская идея», ставшая основой славянофильства и представленная в работах мыслителей И. Киреевского, А. Хомякова, К. Аксакова, Ап. Григорьева, В. Соловьёва, Н. Бердяева, С. Франка и других, положила начало развитию оригинальной и самобытной русской философии, основу которой составляет не западный рационализм, а православная религиозность.

Культурный взлет России в XIX веке был бы невозможен без развития образования и просвещения. Если к началу века образовательный уровень населения страны был значительно ниже уровня западных стран, то после реформы 1861 года, отменившей крепостное право, развитие системы образования значительно ускорилось. Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, пережившей во второй половине XIX века подлинный расцвет.

В области математики особенно значительными достижениями стали открытия Н. Лобачевского и А. Маркова. Первый создал неевклидову геометрию, второй разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей. Не менее важными областями научного знания стали физика (отметим, к примеру, открытие А. Петровым электрической дуги, изобретение П. Шиллингом электротелеграфа), где были сделаны важные изобретения в области электронной, атомной и квантовой физики; химия (установление Д. Менделеевым Периодического закона химических элементов, создание А. Бутлеровым новой теории химического строения вещества), биология и медицина (создание Н. Пироговым «Атласа топографической анатомии», применение Н. Склифософским антисептического метода при операциях), астрономия, география и многие другие.

Но наиболее благоприятным и плодотворным XIX век оказался для художественной культуры, которая по праву заслужила эпитет «классической». Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм.

Первое художественное направление проявилось преимущественно в литературе и связано с именем Н. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Романтизм распространился более широко (литературное творчество Ф. Тютчева, В. Одоевского; композиторское творчество А. Верс­товского – опера «Аскольдова могила»). Однако главным стилем века стал реализм, который охватил практически все сферы художественной культуры (А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой в литературе; композиторы М. Глинка, А. Даргомыжский, а также представители так называемой «Могучей кучки»: Ц. Кюи, М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков; «художники-передвижники» И. Репин, В. Суриков, В. Перов и др.)

В рамках реализма шло и развитие театрального искусства. В начале века на русской сцене шли произведения Д. Фонвизина, И. Крылова и других русских драматургов. Важными событиями в жизни России стали открытия в 1824 году Малого, в 1825 году – Большого, а в 1832 году – Александрийского театров. Во второй половине XIX века центральное место в репертуаре драматических театров прочно занимают пьесы отечественных авторов, в первую очередь А. Островского. В конце XIX века развивается театральное искусство К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.

Таким образом, XVIII–XIX века подвели окончательный итог формированию русской нации и её самобытной культуры. Во всех направлениях российской культуры воплотились гуманистические представления, объявившие ценность человеческой личности вне зависимости от её сословной принадлежности. К XX веку Россия подошла с собственной национальной идеей, сформированной классической художественной культурой и соборным, патриотически-идеологическим характером всего общественного сознания.

Литература

1. Кононенко Б. И. Основы культурологии: курс лекций. – М., 2002. – 208 с.

2. Кравченко А. И. Культурология. – М., 2001. – 496 с.

3. Лотман Ю. М. Беседы по русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). – СПб., 1996. – 412 c.

4. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991. – 278 с.

5. Силичев Д. А. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М., 1998. – 352 с.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные направления реформаторской деятельности Петра I.

2. Каковы главные культурные достижения, связанные с петровской эпохой?

3. Охарактеризуйте художественные стили XVIII века на примере конкретных произведений.

4. Почему XIX век вошел в историю культуры как «золотой век русской культуры»?

5. Охарактеризуйте основные тенденции развития образования, просвещения и науки в XIX веке.

6. Перечислите тенденции развития художественной культуры в XIX веке.


 

 

Глава 25. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Мы свидетели величайшего исторического момента, итогов и концов во имя новой, неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же от­метет.

С. П. Дягилев, 1905 год

Яркий период развития русской культуры на рубеже XIX–XX ве­ков, породивший целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получил название «Серебряный век». Хронологически он укладывается в короткий временной отрезок с начала 90-х гг. XIX века до 20-х гг. XX века. Русский философ Н. А. Бердяев, предложивший данное наименование, говорил об этом периоде как о «русском культурном ренессансе», поскольку наблюдался возврат к творческим вершинам духовной культуры XIX столетия – Золотому веку.

На рубеже XIX–XX веков в России, как и во всём мире, происходили значимые изменения в различных областях жизни. Промышленность теряла кустарный характер и становилась фабричной. Началось активное применение пара и машин, постройка железных дорог и телеграфов. Новые научные открытия, помимо своей практической значимости, имели и определённый психологический результат, отмеченный В.И. Вернадским. Люди научились ничему не удивляться в науке, считать невозможное возможным и спокойно подходить к вопросам, которые ещё недавно поднимались лишь научной фантастикой[72]. Технический прогресс способствовал осознанию человеком своих широких возможностей. Преобразования во многих сферах жизни не могли не повлиять на мироощущение людей. Философы, литераторы, живописцы пытались по-своему осмыслить новое положение человека. Интеллектуальные и художественные искания в России тесно переплетались с событиями, происходившими в стране.

В философии этого периода можно выделить два направления: религиозное и материалистическое. Развитие естествознания на рубеже XIX–XX веков определило важные мировоззренческие перемены. Материализм, на позициях которого находились многие учёные, не давал полноценного теоретического объяснения всех открытых наукой фактов. Это способствовало широкому распространению философского идеализма.

Центральным вопросом философии являлся вопрос о сущности человека, смысле его существования. Конец XIX века в России – это время расцвета русской религиозной философии. Сегодня достаточно широко известны труды таких мыслителей, как В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Г. П. Федотов, И. А. Ильин и др. Русские философы чувствовали наступление машинного, индустриального века, индивидуализма и сциентизма [73]. Их важной заслугой можно считать понимание необходимости формирования и сохранения духовного начала в человеке. Философия возникает в среде русской интеллигенции, положение которой в обществе было двусмысленным, потому что своей образованностью, культурными навыками она походила на правящий класс, а своим нередко бесправным положением и уровнем благосостояния примыкала к народу. На этой основе в среде интеллигенции возникали духовные искания, жажда смысла жизни в сложной для неё ситуации и стремление к философским размышлениям, позволяющим объяснить в том числе жизнь в России и мире в целом. Эта тенденция привела к взлёту русской философии, художественной литературы и публицистики и явилась мощным фактором развития искус­ства.

Основателем русской религиозной философии считается В. С. Соловьёв, сын историка С. М. Соловьёва. Он утверждал, что во второй половине XIX века закончилось внешнее образование России, и начался «процесс её духовного рождения и развития»[74]. Одной из центральных тем в религиозной философии являлась «русская идея», под которой подразумевалась проблема судьбы России, философия русской истории и культуры. Русская идея зарождалась в последней четверти XIX века, когда появились симптомы культурного и духовного кризиса западной цивилизации, а окончательно оформилась в XX столетии, когда этот кризис стал реальностью, породив две мировые войны, тоталитарные режимы и т. д. Русская идея представляет собой попытку философского оформления тех тенденций в русской культуре и национальном характере, которые противодействовали надвигавшемуся кризису человечества[75].

Выдающиеся деятели культуры Серебряного века находились в поиске дальнейших форм существования мира, в поиске такого пути, который бы привел к вселенскому счастью. На перекрестке таких исканий возникает космизм – направление научно-философской мысли, которое рассматривало человека в его соотношении не только с земными реалиями, но и со всей Вселенной. В русском космизме выделяются три течения: естественно-научное (Н. А. Умов, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), религиозно-философское (Н. Ф. Федоров) и поэтически-художественное (В. А. Левшин, С. П. Дьячков, А. В. Сухово-Кобылин). Источником этих идей являются древние представления о мире как о космосе, т. е. упорядоченной, гармонизированной Вселенной.

Русский учёный Н. А. Умов предполагал, что со временем наступит «голод железа, нефти, угля», и рассматривал возможности внеземного бытия человечества[76]. Таким образом, космос для него – не только предмет исследования, но и то, что может даровать человеку жизнь на грани любой земной катастрофы. К. Э. Циолковский в своих трудах описал конкретные формы обитания в космосе, технические вопросы транспортировки людей. Но он считал необходимым и совершенствование духа будущих людей, достойных космической, свободной жизни. В русле космизма работал и В. И. Вернадский, создавший учение о ноосфере – сфере разума, в которую закономерно переходит биосфера в процессе своего развития. Религиозно-философское направление русского космизма связано прежде всего с именем Н. Ф. Федорова, который считал, что история имеет смысл, если она конечна. По словам мыслителя, необходимо воскресить всех когда-либо живших людей и победить смерть как условие бесконечного прогресса истории. Представители русского космизма обсуждали и экологические последствия человеческой жизнедеятельности. В 1913 году Н. Умов пишет статью «О задачах развития техники в связи с истощением природных ресурсов». В 1922 году ученик Вернадского А. Е. Ферсман ставит вопрос о пределах развития человеческой культуры в связи с ограниченностью запасов природных ресурсов.

Другое направление русской философии начала века составляли материалистические теории, почерпнутые во многом из идей европейских мыслителей, в основном из марксизма. Распространение марксизма в России было не случайным: в той социально-политической сумятице, в которой пребывала страна, требовалось учение, которое могло бы предложить конкретные пути осуществления идей, представленных в различных теориях и политических программах. Марксизм, делающий упор на деятельность, с его конкретными практическими программами стал наиболее приемлемым. Развитие марксизма в России связано, в первую очередь, с именами Г. В. Плеханова и В. И. Ленина.

Исследователи общественно-культурной жизни России рубежа XIX–XX веков отмечают, что для этого периода была характерна психологическая напряжённость, ожидание «последних сроков и времён». Понимание «рубежности», «переходности» времени, переживаемого Россией, было распространено и у политиков, и в художественной среде. Революция 1905 года в определенной степени способствовала политическому и культурному просвещению народа. Манифест 17 октября 1905 года, даровавший народу некоторую политическую свободу, ликвидацию цензуры и свободу печати, несомненно, способствовал росту оптимистических настроений в обществе. В среде либеральной интеллигенции активизировалось обсуждение проблем развития и укрепления гражданских основ общественной жизни.

Творческие искания, свойственные как отдельным деятелям культуры, так и целым течениям, были отражением общей духовной атмосферы в обществе. В художественной культуре рубежа веков отразились подчас противоречивые тенденции: новые смелые идеи, стремление к разрушению старых истин и в то же время огромный интерес к национальному культурному прошлому, народной культуре. Внимание к личности, её духовному миру, философско-этическим проблемам сопровождалось некоторой утратой социальной остроты искусства и реалистических сюжетов, столь характерных для времён художников-передвижников второй половины XIX века. Особенностью художественной жизни этого времени была резко возросшая публичность искусства. Многочисленные художественные выставки в столицах и губернских городах, споры вокруг Частной оперы С. И. Мамонтова, спектаклей Художественного театра, театра Комиссаржевской на страницах газет и журналов, появление специальных изданий, посвящённых художественной жизни («Мир искусства», «Искусство и художественная промышленность», «Художественные сокровища России», «Старые годы», «Весы», «Золотое руно»), были распространёнными явлениями эпохи.

В художественной культуре этого времени с особой силой звучала идея синтеза разных видов искусства. Творческие личности стремились к поискам новых форм самореализации, видя их в соединении поэзии, живописи, музыки, театра. Появление различных кружков, объединявших деятелей культуры в том числе, было выражением этих стремлений. Одним из главных объединений интеллигенции в Москве стал Московский литературно-художественный кружок, открытый в 1899 году по инициативе писателей, артистов, ученых. Кружок посещали А. П. Чехов, К. С. Станиславский, В. Я. Брюсов и др. До его закрытия в 1920 году он был сосредоточием культурной и художественной жизни Москвы. К 1901 году относится начало Религиозно-философских собраний. Целью их было создание открытого официального общества людей религии и философии для обсуждения вопросов церкви и культуры. Синод контролировал собрания, поскольку здесь часто звучала критика по отношению к официальному православию. Религиозно-философские проблемы обсуждались также на «Ивановских средах» – квартире поэта-символиста Вяч. Иванова. С докладами на этих собраниях выступали Белый, Блок, Мережковский, Гиппиус, Розанов. Здесь можно было встретить художников – Репина, Бенуа, Нестерова, писателей – Брюсова, Пришвина, Короленко и многих других.

Новые поколения купечества, укрепившие в последней трети XIX века свои позиции в экономике России, всё активнее начали участвовать в культурной жизни страны. Помимо обычной благотворительной деятельности (строительство и содержание больниц, училищ, приютов), они занимались финансированием издательств, театров, музеев, музыкальных и образовательных учреждений, коллекционированием произведений классического и современного искусства, материальной поддержкой литературных, художественных и научных обществ.

Ярким феноменом последней трети XIX века являлся Абрамцевский кружок – центр духовной, интеллектуальной, художественной жизни. Здесь работали В. М. Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, В. А. Серов и многие другие, они активно интересовались русской историей и культурой, стремились возродить народные художественные ремесла. В подмосковной усадьбе мецената С. И. Мамонтова «Абрамцево» открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей, керамическая мастерская М. А. Врубеля. Здесь при участии Ф. И. Шаляпина, К. С. Стани­славского регулярно устраивались любительские спектакли. Творческая деятельность участников кружка была широка и многоаспектна: живописец мог попробовать себя в качестве скульптора, архитектора, декоратора, дизайнера, актёра. Основой общения совершенно разных на первый взгляд личностей являлось поклонение красоте и творчеству. С. С. Уваров отмечал, что частные домашние общества людей, соединённых «свободным призванием и личными талантами», имеют ощутимое влияние на современников, в отличие от Академии и других официальных учреждений, которые не имеют подобной силы[77].

Как и в пору Золотого, пушкинского века, литература этого периода претендовала на роль духовного пастыря русского общества. В начале XX века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. М. Горький, М. М. Пришвин. На небосклоне русской литературы появляются и новые звезды: К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Н. С. Гумилёв и совсем молодые М. И. Цветаева, С. А. Есенин, А. А. Ахматова. Писатели и поэты Серебряного века обратили пристальное внимание на литературу Запада (О. Уайльд, А. Шопенгауэр, Ш. Бодлер и др.). Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи – глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору.

Новые явления в искусстве конца XIX – начала XX века были свое­образной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре предыдущего периода. Среди таких явлений было декадентство (от фр. decadent – упадочный), отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма. Как характерное веяние времени декадентство не может быть отнесено целиком к какому-нибудь одному направлению в искусстве. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Понятие «модернизм» (от фр. moderne – новейший, современный) включало в себя явления литературы и искусства, рождённые в начале XX века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. В литературе Серебряного века появляются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Символисты объединились вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно». К старшему поколению русских символистов принадлежали Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, к младшему – А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов.

В широком понимании символизм – неотъемлемое свойство искусства в целом, поскольку художественное творчество по природе своей символично. Важной категорией искусства является художественный образ, всегда символичный в той или иной мере. Благодаря своей универсальности символ стал адекватен мироощущению рубежа XIX–XX веков с его социальной и политической неустойчивостью, изменчивостью всех явлений бытия. В потрясённом происходившими переменами сознании символистов реальность приобрела черты зыбкости, миражности, таинственности. Каждое явление раскрывалось во множестве своих сторон. Особенностью символизма было стремление выйти за рамки чисто литературной школы и стать определённым мировоззрением, своеобразным образом жизни. Исследователи часто называют символизм синтетическим направлением, которое стремилось объединить все виды искусства. Известно о духовной близости ряда поэтов-символистов и художников. В самом конце XIX века мечта о соединении литераторов и художников осуществилась в редакции журнала «Мир искусства». Стихи и проза Мережковского, Белого, Бальмонта, Сологуба печатались в оформлении Бенуа, Бакста, Лансере. Философы – теоретики символизма – также были связаны с «Миром искусства».

Значительным явлением в русской поэзии начала XX века был акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила). Его представители (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности образов, усложнённой метафоричности, возврат к материальному миру, точному значению слова. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон» и «Цех поэтов».

Представители русского футуризма (от лат. futurum – будущее), стремясь создать искусство будущего, призывали к радикальному изменению поэтического языка (Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, В. В. Маяковский). Они культивировали эстетику городской жизни и машинной индустрии. Для литературных произведений были характерны переплетение документального материала и фантастики, языковое экспериментирование.

Конец XIX – начало XX века – период яркого расцвета русского исполнительского искусства. В оперном театре выступали артисты высочайшей степени дарования: Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов. Новая эстетика театра и новые принципы актёрской игры реализовывались в малом художественном академическом театре в Москве знаменитыми режиссерами К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко. Театр давал возможность заглянуть во внутренний мир человека. В период между двумя революциями (1907–1917 гг.) зарождались многие явления и тенденции, развившиеся уже в условиях советского государства. Великие актёры и актрисы этого времени (П. Орленев, И. Москвин, В. Качалов, В. Комиссаржевская, М. Ермолова и др.) создавали на сцене образы персонажей из пьес А. Островского, А. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена. Среди композиторов молодого поколения особенно выделялись И. Стравинский и С. Прокофьев, а позднее Д. Шостакович, старавшиеся противопоставить эмоциональности позднеромантического искусства и утонченности модернистских течений простоту, силу, энергию ритма.

С точки зрения идейной, мировоззренческой, Серебряный век отталкивался от реализма XIX века, протестовал против упрощённой мотивации поведения личности, когда всё объясняется социальными условиями, «средой». Серебряный век реабилитировал «чистое искусство» и придал ему, помимо собственно эстетического, смысл философский, религиозный, нравственный. Деятелей культуры этого периода привлекали художественная многозначность, символическая интерпретация образов и сюжетов. Кроме того, для многих из них были характерны универсализм, культурная многомерность, энциклопедизм. Неслучайно отца Павла Флоренского, бывшего одновременно философом, богословом, искусствоведом, математиком и исследователем техники, называли «русским Леонардо да Винчи». Другие деятели культуры – В. Брюсов, Д. Мережковский, С. Булгаков, А. Блок, А. Белый, А. Скрябин, М. Врубель, С. Дягилев, К. Станиславский и т. д. – также соединяли в творчестве разные грани культуры и виды искусства. Недаром философ Н. А. Бердяев называл Серебряный век «русским культурным ренессансом», ведь в России на рубеже XIX–XX веков происходил творческий подъём, расцвет поэзии, философии, театра, музыки и изобразительного искусства.

 

Литература

1. Быстрова А. Н. Мир культуры: (основы культурологии). – М.; Новоси­бирск, 2000. – 679 с.

2. История русской культуры IX – XX вв. / под ред. Л. В. Кошман. – М., 2003. – 480 с.

3. Очерки русской культуры XIX века: в 6 т. – М., 2002.

4. Русская культура: метод. пособие / Е. Я. Букина и др. – Новосибирск, 1997. – 63 с.

5. 100 лет Серебряному веку: Материалы международной научной конференции / под ред. Б. С. Бугрова. – М., 2001. – 244 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы хронологические рамки Серебряного века?

2. Какие направления можно выделить в философии Серебряного века?

3. Назовите представителей русского космизма, а также ключевые проблемы, над решением которых они работали.

4. Сформулируйте основные тенденции развития художественной культуры Серебряного века.

5. Поясните следующие понятия: «декадентство», «символизм», «акмеизм», «футуризм».


 

 

Глава 26. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

…Вся история Советского Союза – это тяжёлая, жестокая, изнурительная борьба русского народа за возрождение его духовного и государственного величия.

 

м. Иоанн (Снычёв)

 

При анализе культуры России советского периода сложно сохранить объективную, беспристрастную позицию. Ее история еще так близка. Жизнь старшего поколения современной России неразрывно связана с советской культурой. Часть современных ученых, воспитанных в советской стране и хранящих добрую память о ее достижениях, выступают апологетами советской культуры и оценивают ее как вершину «мировой цивилизации». С другой стороны, либерально настроенные ученые склонны к другой крайности: весьма мрачным оценочным суждениям о культуре советского периода, описываемой в понятиях «тоталитаризма» и репрессивности по отношению к личности. Истина, по всей видимости, лежит посередине этих двух крайних мнений, поэтому попытаемся воссоздать объективную картину советской культуры, в которой мы обнаружим как крупные изъяны, так и высочайшие культурные взлеты и достижения.

Историю советского государства принято подразделять на этапы, соответствующие сменам верховного руководства страны и связанных с ними изменениями во внутриполитическом курсе правительства. Поскольку культура явление консервативное и гораздо менее изменчивое, чем политическая сфера, история советской культуры может быть разбита на более крупные этапы, отчетливо демаркирующие основные моменты ее развития:

1. Ранняя советская культура или культура Советской России и первых лет Советского Союза (с Октябрьской революции ­1917 по первую половину 1920-х годов);

2. «Имперский» период культуры Советского Союза (вторая половина 1920-х ­– 1985) – полномасштабное строительство нового типа социальной и культурной модели («советского строя»), альтернативной буржуазной модели капиталистического Запада и претендующей на универсальность и вселенский охват. В этот период СССР превратился в сверхдержаву, вступившую в глобальное соперничество со странами капиталистического лагеря. Политическое, идеологическое и культурное влияние советской России распространилось по всему земному шару, от Кубы на западе до Юго-Восточной Азии на востоке. В политическом плане этот исторический период состоит из нескольких эпох, каждая из которых внесла свою лепту в становление неповторимого облика советской культуры: период сталинского тоталитаризма (1930-е – середина 1950-х годов), период хрущевской «оттепели» (середина 1950-х до середины 60-х годов), брежневская эпоха «застоя», завершившаяся кратким пребыванием ближайших соратников Л.И. Брежнева Ю.А. Андропова и К.У. Черненко на посту генерального секретаря ЦК КПСС (1960-х – 1985 год).

3. 1985–1991 год – попытка политической модернизации, реформирования культурных основ общественного строя («Перестройка» М.С. Горбачева), завершившаяся распадом СССР.

Историко-культурную эпоху, последовавшую после крушения всей социалистической системы, принято называть постсоветским периодом в отечественной культуре. От долгих лет изоляции и строительства принципиально нового общественного строя Россия перешла к активному приобщению к либерально-капиталистическому пути развития, вновь круто изменив свой курс.

Для того, чтобы понять уникальность советского типа культуры, необходимо рассмотреть ее главнейшие характерные особенности и то ценностное ядро, на котором она основывалась. При этом важно понимать, что государственная идеология и пропаганда социалистических ценностей теоретиками коммунистической партии и средствами массовой информации – лишь официальный слой культуры. В реальной культурной жизни российского народа социалистическое мировоззрение и установки партии переплетались с традиционными ценностями, корректировались естественными нуждами быта и национальным менталитетом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.