Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты информационных правоотношений




Вопрос об объекте правоотношения является одним из ключе­вых и в то же время одним из наиболее спорных в юридической науке. На сегодняшний день сложились три группы основных точек зрения на объект правоотношения.

В основу первой из них положена монистическая концепция объекта, полагающая в качестве такового действия или поведение субъекта, направленное на определенные материальные блага, по­скольку только действие субъекта может быть подвергнуто правово­му воздействию.

В основе второй группы точек зрения лежит плюралистическая концепция объекта, предполагающая множественность объектов, их разнообразие, которое отражает всю палитру регулируемых общест­венных отношений. В рамках данной концепции в качестве объекта правоотношений рассматриваются материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества и т. п,

Представители третьей концепции обосновывают свои взгляды на объект правоотношения, исходя из понимания его как правового режима.

Что касается собственно информационного правоотношения, то вопрос об его объекте, отличаясь новизной постановки, находит в юридической литературе самые неожиданные интерпретации.

Так, М. М. Рассолов, относя к объекту информационного права «материальные, духовные и иные социальные блага, явления и про­цессы, по поводу которых субъекты информационного права всту­пают в информационно-правовые отношения» и что является пред­метом их интересов, прав и обязанностей, приходит к необъясни­мому выводу о том, что «в информационных правоотношениях объектом права являются определенные действия, поступки и пове­дение субъектов права. При этом действия, поведение могут быть объектом информационного права в очень широком спектре разно­образных правоотношений»1. Кроме того, по мнению М. М. Рассо-

Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999. С. 47.

лова, «объектом информационного права может быть воздержание от отдельных поступков»1.

В. А. Копылов рассматривает в качестве объектов информационных отношений «объекты, в связи с которыми субъекты вступают в инфор­мационные правоотношения» и предлагает считать таковыми докумен­тированную информацию, информационные продукты и услуги, исклю­чительные права, элементы информационной безопасности (информа­ционные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, ин­формационных продуктов и т. п.), информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере. А. А. Сытников и Л. В. Туманова полагают, что «объектом информационных прав является сама инфор­мация в ее многочисленных и многообразных материализованных фор­мах, таких, например, как документированная информация: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения автоматизированных систем, различные виды конфиденциальной информации»2.

Под объектами информационных правоотношений мы понимаем блага, существующие в формах информации, документированной ин­формации и информационных систем, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы — благами материальными.

Требуются некоторые пояснения относительно причин, по кото­рым мы включили в состав объектов информационных правоотноше­ний саму информацию как благо sui generis. Некоторые исследователи, в частности М. М. Рассолов и В. А. Копылов, не относят информа­цию к объектам информационных отношений. Мы полагаем, что ин­формация всегда находится в связи с^ конкретным материальным но­сителем, в том числе с физическим полем, и может существовать вне его только в абстракции. Указанное обстоятельство исключает инфор­мацию в широком смысле из числа объектов регулятивных информа­ционных правоотношений, но не препятствует ее выступлению в ка­честве объекта охранительных информационных правоотношений.

Не останавливаясь на особенностях информации и ее докумен­тированной разновидности, которые показаны нами в других главах настоящего учебника3, дадим краткую характеристику информаци­онных систем.

Под информационной системой законодатель понимает организа­ционно упорядоченную совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных тех­нологий и технических средств.

1 Рассолов М. М. Указ. соч. С. 48.

2 Сытников А. А., Туманова Л. В. Обеспечение и защита прав на инфор­мацию. М., 2001. С. 118.

3 См. главы I и VI настоящего учебника.

4 - 9740

Понятие информационной системы весьма сложное и противоречи­вое как с технической, так и с юридической точки зрения. Законода­тель, вводя термин «информационная система», избрал традиционный путь, следуя представлениям о системе как совокупности взаимосвязан­ных элементов. Между тем юридическая конструкция информационной системы напоминает юридическую конструкцию предприятия как само­стоятельного объекта прав, признаваемого недвижимостью. Аналогия в данном случае состоит в том, что не только сама информационная система выступает в качестве самостоятельного объекта информацион­ного правоотношения, но и образующие ее элементы. Действовавшее ранее информационное законодательство не содержало исчерпывающе­го перечня информационных систем и тем более их структурных эле­ментов. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» к разновидностям информационных систем бы­ли отнесены:

— библиотеки;

— архивы;

— фонды;

— банки данных;

— другие информационные системы.

Такое решение законодателя нельзя признать удачным, посколь­ку библиотеки и архивы, являясь по определению учреждениями, не подпадают под родовое понятие информационной системы. Дей­ствительно, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О биб­лиотечном деле»1 библиотека представляет собой информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организа­ционным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. А архив (п. 9 ст. 3 Федерального закона «Об архивном деле в Рос­сийской Федерации»2) — это учреждение или структурное подразде­ление организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Исходя из признания многообразия информационных систем в литературе, предлагается их классификация. Различают. следую­щие виды информационных систем:

— открытые (для общего пользования) и закрытые (для ограни­ченного круга);

— государственные и негосударственные (корпоративные);

— национальные и международные;

— малые, средние и крупные информационные системы3.

1 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

2 РГ. 2004. 27 окт.

Банило И. Л., Лопатин В. В., Федотов М. А. Информационное право: учеб. М., 2005. С. 109. Об информационных системах см.: Герасименко В. А., Мшюк А. А. Основы зашиты информации. М., 1987.

 

Действующее информационное законодательство дифференциру­ет информационные системы по их принадлежности субъекту, при­нявшему решение об их создании.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об информации, инфор­мационных технологиях и о защите информации» информационные системы включают в себя:

— государственные информационные системы;

— муниципальные информационные системы;

— иные информационные системы.

В свою очередь государственные информационные системы подразделяются на федеральные и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных за­конов, законов субъектов РФ или правовых актов государственных органов.

Муниципальные информационные системы представляют собой системы, созданные на основании решения органа местного само­управления.

Иные информационные системы — это системы, создаваемые операторами систем, не являющихся государственными или муни­ципальными системами.

Государственные информационные системы создаются в целях реа­лизации полномочий государственных органов и обеспечения обме­на информацией между этими органами, а также в иных установ­ленных федеральным законом целях. При создании государствен­ных информационных систем должны соблюдаться требования, предусмотренные Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государст­венных и муниципальных нужд»1.

Государственные информационные системы создаются и экс­плуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, госу­дарственными органами, органами местного самоуправления.

Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, а условия ее предоставления — Правительством РФ или соответствующими госу­дарственными органами, если иное не предусмотрено федеральны­ми законами.

Правительство РФ вправе устанавливать обязательные требова­ния к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем.

Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственно­сти.

 

Технические средства, предназначенные для обработки инфор­мации, содержащейся в государственных информационных систе­мах, в том числе программно-технические средства и средства за­щиты информации, должны соответствовать требованиям законода­тельства РФ о техническом регулировании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.