Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правовогорежима информации и его разновидности




СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Важнейший характеристикой любого правоотношения является взаимодействие его участников, которое проявляется в реализации их взаимных прав и обязанностей. Права и обязанности участников информационных правоотношений составляют юридическое содер­жание последних.

Под правами участников (субъектов) информационных правоот­ношений понимается мера возможного или дозволенного поведения данного лица. Например, любое лицо может использовать общедос­тупную информацию по своему усмотрению при соблюдении уста­новленных федеральными законами ограничений в отношении рас­пространения такой информации (п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите инфор­мации»).

Права субъектов информационных правоотношений (субъектив­ные информационные права) имеют общую внутреннюю структуру, которая проявляется в наличии следующих трех основных элементов:

— правомочие на собственные действия, заключающееся в воз­можности совершения фактических и юридически значимых действий;

— правомочие на чужие действия, заключающееся в возможно­сти требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;

— правомочие на защиту, заключающееся в возможности при­бегнуть к государственно-принудительным мерам в случае наруше­ния субъективного права либо неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей.

Примером правомочия на собственные действия может служить правило п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об информации, информа­ционных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе, в частности:

— разрешать или ограничивать доступ к информации, опреде­лять порядок и условия такого доступа;

— использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

— передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании.

Субъективное информационное право выступает как право тре­бования, например, в случае притязания абонента, касающегося пе­реключения абонентского номера на абонентскую линию в помещении, расположенном по другому адресу и находящемуся во владе­нии данного абонента (п. 4 ст. 45 Федерального закона «О связи»).

Возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае нарушения субъективного права предусмотрена, например, правилом ст. 62 Закона РФ «О средствах массовой информации», в соответствии с которым моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведе­ний, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинив­ших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должно­стными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Под обязанностью участника информационного правоотноше­ния понимается установленная законом мера должного или требуе­мого поведения, которой, как правило, корреспондирует субъектив­ное право другого лица. Как и субъективное информационное пра­во, юридическая обязанность обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих элементов:

— необходимостью совершить определенные действия либо воздержаться от них;

— необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта;

— необходимостью нести ответственность за нарушение субъек­тивных прав других участников правоотношения или за неисполне­ние их законных требований.

Примером необходимости совершить определенные действия бу­дет являться требование, установленное ст. 7 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», согласно которому про­изводители документов доставляют через полиграфические органи­зации в федеральный орган исполнительной власти по вопросам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по одному обязательному федеральному экземпляру всех видов печат­ных изданий в день выхода в свет первой партии тиража.

Необходимость исполнения требований управомоченного лица мо­жет быть продемонстрирована правилом ст. 21 Закона РФ «О государ­ственной тайне», в соответствии с которым допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне требует от них, в частности, при­нятия на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и письменного согласия на проведение в отношении их уполномочен­ными органами проверочных мероприятий.

Ответственность за нарушение субъективных прав другого участ­ника информационного правоотношения предусмотрена, в частно­сти ст. 19.7 КоАП, согласно которой непредоставление или несвое­временное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмот­рено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Возможное и должное поведение участников информационного правоотношения выражает состояние их связанности. При этом ка­ждый из субъектов правоотношения чаще всего одновременно обла­дает правом и несет обязанности, например, в правоотношении, складывающемся между библиотекой и пользователем библиотеки (ст. 7, 9, 12, 13 Федерального закона «О библиотечном деле»).

Не подвергая анализу все разнообразие субъективных информа­ционных прав и субъективных информационных обязанностей, очертим круг наиболее значимых из них.

Важнейшими в содержании информационного правоотношения являются конституционные права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Эти права реализу­ются, прежде всего, через средства массовой информации и гло­бальную сеть Интернет, которые в настоящее время являются наи­более доступным способом поиска, получения и распространения общественно значимых сведений.

С конституционными информационными правами тесно связа­ны права на создание произведений науки, литературы, искусства и произведений технического творчества, право на создание средств массовой информации, информационных систем, сетей и средств их обеспечения, право на защиту личности от воздействия недосто­верной и ложной информации.

Среди обязанностей в информационном правоотношении выде­лим обязанности органов государственной власти и местного само­управления по предоставлению документированной информации ее потребителям, по достоверному, оперативному и полному информи­рованию населения, по обеспечению гарантий свободы слова, обя­занности по подготовке и представлению обязательных экземпляров документов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Иоффе О. С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Л., 1949.

Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

Протасов В. Н. Правоотношение как система. М., 1991.

Общая теория права: учеб. / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1995.

Сенчищев В. И. Объект гражданского правоотношения. Общее понятие // Актуальные вопросы гражданского права / под ред. М. И. Брагинского. М., 1998. С. 109-160.

Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 130—139.

Снытников А. А., Туманова Л. В. Обеспечение и защита права на инфор­мацию. М., 2001. С. 109—236.

 

 

Глава V. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИНФОРМАЦИИ

Правовой режим информации наряду с предметом и методами регулирования информационных отношений выступает в качестве одного из системообразующих факторов, полагаемых нами в качест­ве основы выделения информационного права в отдельную ком­плексную отрасль.

Термином правовой режим довольно часто оперируют в юриди­ческой литературе. Достаточно назвать работы таких авторов, как С. С. Алексеев, Н. И. Матузов, А. В. Малько, В. Б. Исаков, Б. В. Ерофеев, В. Ф. Попондопуло, Д. Н. Бахрах, чтобы обозначить масштабы применения и отраслевую географию данного понятия1.

Наиболее обстоятельный анализ правового режима дается в ра­ботах С. С. Алексеева, который понимает под ним порядок регули­рования, выраженный в «комплексе правовых средств, характери­зующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволе­ний, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования2.

Очевидно, что любая направленность, а направленность регули­рования отношений, возникающих в обществе по поводу информа­ции, не будет являться в этом смысле исключением, должна харак­теризоваться мерой возрастания либо убывания регулирующих воз­действий на данный комплекс общественных отношений.

Такими регулирующими воздействиями будут дозволения и фак­тические управомочия, с одной стороны, и обязывания и запре­ты — с другой3.

1 Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексно­го исследования. М., 1999. С. 46, 252—253 и др.; Матузов И. И., Малько А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 16—29; Исаков В. Б. Правовые режимы и их совершенствование // XXVII съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 34—39; Ерофеев Б. В. Земельное право России. Особенная часть: учеб. в 2 ч. М., 1994; Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994; Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1993.

2 Алексеев С. С. Теория права М., 1993. С. 170.

3 Мы в данном случае расширили круг взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний термином «фактиче­ские управомочия», руководствуясь следующими соображениями. Если между дозволительным способом правового регулирования (дозволено все, кроме то­го, что запрещено) и его запретительным антиподом (запрещено все, кроме того, что дозволено) существует двухсторонняя связь, выражающаяся в соот­ношении дозволений и запретов, то и позитивные обязывания также должны

 

 

На практике термин «фактическое управомочие» может быть применен в отношении сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну и обладатель которых не наделяется какими-ли­бо исключительными правами на данный объект гражданских прав, но располагает фактической монополией на него.

Если регулирование информационных отношений характеризу­ется мерой возрастания дозволений либо фактических управомочий, что равнозначно мере убывания запретов и обязываний, мы можем говорить о льготном информационном режиме.

Если регулирование информационных отношений характеризу­ется мерой убывания дозволений либо фактических управомочий, что равнозначно мере возрастания запретов и обязываний, мы мо­жем говорить об ограничительном информационном режиме.

Льготный и ограничительный режимы, если прибегнуть к терми­нологии С.С. Алексеева, являются генеральными юридическими ре­жимами и выступают в качестве заглавных, например, для граждан­ского и административного права соответственно. Эти режимы будут служить наиболее общими и при дифференциации правового режима информации на режим свободного и режим ограниченного доступа.

Вместе с тем в силу широты диапазона проявлений информа­ции общие ее режимы модифицированы в частные, которые харак­теризуют специфику правовой регламентации отдельных сфер ее циркуляции. Однако ни в теории, ни на практике не выработано единого подхода к частным правовым режимам информации, хотя отдельные сферы общественных отношений по ее поводу уже давно подверглись правовому опосредованию. Имеются в виду сферы пра­вовой охраны интеллектуальной продукции, документированной ин­формации и сфера регулирования режима сведений, составляющих служебную, коммерческую, банковскую, государственную и некото­рые другие виды тайн.

Отмеченное выше позволяет осуществить классификацию част­ных правовых режимов информации по основанию их принадлеж­ности к режиму свободного или ограниченного доступа.

Режим свободного доступа будут образовывать режим исключи­тельных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию, и режим массовой информации.

Режим ограниченного доступа будут составлять режим конфиден­циальной информации и режим информации, отнесенной к госу­дарственной тайне.

с чем-то соотноситься. Парной категорией, соответствующей позитивным обязываниям, будет категория фактических управомочий, относящаяся к раз­ряду общих дозволений, но не тождественная им. Это следует из известной юридической аксиомы: обязывая кого-либо, закон одновременно с этим пре­доставляет для других субъектов соответствующее право. Таким образом, тер­мин «фактическое управомочие» дополняет те элементы правового режима, которые призваны создавать особую направленность регулирования, а в ко­нечном счете делает понятие правового режима более универсальным.

 

Критериями подобной классификации выступают мера важно­сти и мера доступности тех либо иных сведений. При этом следует иметь в виду, что абсолютно доступных сведений, в отношении ко­торых установлен тот либо иной режим, не существует. Всегда будут иметь место фактические либо юридические препятствия, затруд­няющие доступ к определенным блокам сведений.

Законодатель в ряде федеральных законов формулирует перечни от­дельных категорий сведений, доступ к которым не подлежит како­му-либо ограничению. Так, согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ:

— к нормативным правовым актам, затрагивающим права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, а также устанавливаю­щим правовое положение организаций и полномочия государствен­ных органов, органов местного самоуправления;

— информации о состоянии окружающей среды;

— информации о деятельности государственных органов и ор­ганов местного самоуправления, а также об использовании бюджет­ных средств (за исключением сведений, составляющих государст­венную или служебную тайну);

— информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначен­ных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций та­кой информацией;

— иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Аналогичный перечень содержит и Закон РФ «О государствен­ной тайне». В соответствии со ст. 7 указанного Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безо­пасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о сти­хийных бедствиях, их официальных прогнозах и их последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предостав­ляемых государством гражданам, должностным лицам предприятий, учреждениям, организациям; о фактах нарушения прав и свобод че­ловека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных Валютных резервах России; о состоянии здоровья высших должно­стных лиц России; о фактах нарушения законности органами госу­дарственной власти и их должностными лицами.

Специальной оговорки требует правовой режим документированной информации. Этот режим не подпадает под классификаци­онное основание, сконструированное как мера доступности сведе­ний, поскольку отражает форму представления информации и ха­рактеризует ее связь с материальным носителем. Однако режим документированной информации не отвергает возможности отнесения ее к разряду свободно или ограниченно доступных. По отно­шению к режиму документированной информации режимы свобод­ного и ограниченного доступа будут являться юридически первич­ными1.

Покажем подробнее особенности охарактеризованных выше пра­вовых режимов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.